Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БАПТИСТСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ 1689 ГОДАСтр 1 из 7Следующая ⇒
БАПТИСТСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ 1689 ГОДА
О Священном Писании 1. Священное Писание является единственно достаточной, достоверной и непогрешимой нормой всего спасительного знания, веры и послушания1. Хотя естественный разум, дела творения и провидение до сих пор ясно показывают доброту, мудрость и силу Бога, так что люди не имеют извинения2, однако они являются недостаточными, чтобы дать то познание о Боге и Его воле, которое необходимо для спасения3. Поэтому Господу угодно было в разные времена и различным образом являть Себя и провозглашать Свою волю Своей церкви4; а впоследствии Ему угодно было, чтобы это было полностью записано для лучшего сохранения и распространения истины, для более верного устроения церкви и защиты ее от плотского разложения, от сатанинской злобы и от мира. Это делает Священное Писание совершенно необходимым5, поскольку использование прежних методов явления Богом Своей воли Своему народу ныне прекратилось6.
2. Название " Священное Писание", или " Слово Божие", распространяется на все книги Ветхого Завета и Нового Завета, а именно: следуют названия тридцати девяти книг Ветхого Завета и двадцати семи книг Нового Завета. Все они даны по вдохновению от Бога, чтобы быть руководством в вере и жизни1.
3. Книги, обычно называемые апокрифическими, не будучи богодухновенными, не являются частью канона, или нормы Писания, и поэтому не имеют никакого авторитета для церкви Божией; их не следует рассматривать или использовать иначе, чем другие человеческие писания1.
4. Авторитет Священного Писания, дающий основание доверять ему, зависит не от свидетельства какого-либо человека или церкви1, но зависит всецело от Бога (Который является самой истиной), Автора Священного Писания. Поэтому его следует принимать, так как оно является Словом Божиим2.
5. Свидетельство церкви Божией может коснуться нас и побудить высоко ценить и благоговейно почитать Священное Писание1. Небесная сущность его содержания, сила учения, величественность стиля, согласованность всех его частей (цель всего - воздать всеобъемлющую славу Богу), полное откровение о единственном пути спасения человека и многие другие несравненные его достоинства и безупречные совершенства являются аргументами, посредством которых оно доказывает, что является Словом Божиим2. Однако, несмотря на это, наша полная убежденность и уверенность в непреложной истине и ее Божественном авторитете являются следствием внутренней работы Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах через Слово и посредством Слова3.
6. Весь замысел Божий, касающийся всего необходимого для Его личной славы, а также для спасения, жизни и веры человека, или прямо изложен, или обязательно содержится в Священном Писании, к которому ни в какие времена ничего не следует прибавлять — ни посредством нового откровения Духа, ни через предания людей1. Тем не менее, мы признаем, что внутреннее просвещение Духом Божиим необходимо для спасительного понимания тех вещей, которые изложены в Слове2. Кроме этого мы признаем, что есть некоторые обстоятельства, относящиеся к поклонению Богу и управлению церковью, которые являются общими для человеческого поведения и человеческих сообществ и которые надо учитывать, руководствуясь здравым смыслом и христианской рассудительностью в соответствии с основными принципами Слова. Соблюдение последних всегда необходимо3.
7. Все, что изложено в Писании, не одинаково ясно1 и не одинаково понятно каждому2. Однако те истины, которые необходимо знать, в которые необходимо верить и которые надо соблюдать для спасения, так ясно изложены и раскрыты в том или ином месте Писания, что не только ученые и образованные, но и простые люди, используя надлежащим образом обычные средства, могут достичь достаточного понимания этих истин3.
8. Ветхий Завет на иврите (который был родным языком народа Божия, жившего в древности)1 и Новый Завет на греческом (который во время его написания был самым распространенным среди народов) были непосредственно вдохновлены Богом и сохранены неизменными во все века, благодаря Его исключительной заботе и провидению, и являются, поэтому, подлинными и достоверными2. Поэтому во всех религиозных спорах и дискуссиях церковь должна обращаться к ним3. Но поскольку языки, на которых были написаны подлинники, не известны всем детям Божиим, имеющим право знать Писание и питающим интерес к нему, а им завещано читать и исследовать его в страхе Божием4, то Писание следует переводить на родной (общепринятый) язык каждого народа 5. Это необходимо для того, чтобы Слово Божие пребывало обильно во всех людях и они могли поклоняться Богу должным образом, черпая в Писании терпение и утешение и сохраняя надежду6.
9. Безошибочным руководством к толкованию Писания является само Писание. И поэтому, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места Писания (которое не разнородно, а едино), то его надо исследовать, сравнивая с другими местами, где для читающего мысли выражены более ясно1.
10. Верховным арбитром, к которому следует прибегать при решении всех религиозных споров и с помощью которого следует проверять все постановления соборов, мнения авторов, живших в древности, учения и личные представления людей, является только Священное Писание, данное Духом Святым. Наша вера, будучи утвержденной в Писании, становится твердой1.
О Боге и Святой Троице 1. Господь Бог наш — единый, единственно живой и истинный Бог1; Чье существование заключено в Нем Самом и проистекает из Него Самого, бесконечный в Своем бытии и совершенстве2; Его сущность не может быть постигнута никем, кроме Него Самого3; Он является самым чистым, непорочным Духом, невидимым, бестелесным, не имеющим отдельных частей, и не имеющим страстей, Который один имеет бессмертие, обитая в неприступном для человека свете4; Он неизменен, неизмерим, вечен, непостижим, всемогущ, бесконечен во всех отношениях, самый святой, самый мудрый, абсолютно свободный и неограниченный5; Он совершает все согласно замыслу Своей собственной неизменной и самой справедливой воли для Своей же собственной славы6; Он самый любящий, милостивый, полный благодати и долготерпения, полный доброты и истины, прощающий беззаконие, преступление и грех7; Он воздает тем, которые усердно ищут Его, и в то же время Он абсолютно справедлив и страшен в Своем суде, ненавидя всякий грех, и Он никогда не оставит виновного без наказания8.
2. Бог, обладая всей жизнью, славой, добротой и благостью, которые сокрыты в Нем Самом и исходят от Него Самого, один вседостаточен в Себе Самом и для Себя, и не нуждается ни в каком творении, которое Он создал, не получая никакой славы от таковых, но Сам, проявляя Свою собственную славу в них, через них, для них и на них1; Он единственный источник всего бытия, и все из Него, Им и к Нему. Он имеет самую могущественную и независимую власть над всеми существами, чтобы совершать через них, для них или над ними то, что Ему угодно2; все обнажено и открыто пред очами Его, Его знание безгранично, безошибочно и независимо от творения, так что ничто не является для Него непредвиденным или неопределенным3; Он абсолютно свят во всех Своих замыслах, во всех Своих делах и во всех Своих повелениях4; Ему должно воздаваться от ангелов и людей всякое поклонение, служение и послушание, которое они, как творения, должны проявлять к Творцу, и также все остальное, что Ему еще угодно требовать от них5.
3. В этом Божественном и бесконечном Существе заключены три Личности: Отец, Слово, или Сын, и Святой Дух1. Они едины в Своей сущности, силе и вечности, и Каждый обладает полнотой Божественной сущности, однако эта сущность неделима2: Отец не рожден никем и не произошел ни от кого, Сын является извечно рожденным от Отца, Святой Дух исходит от Отца и Сына3; все Три бесконечны и безграничны, не имеют начала и являются поэтому одним Богом, Которого нельзя разделить по сути и бытию, но Они различимы по своим особым сравнительным качествам и личностным отношениям; это учение о Троице является основой всего нашего общения с Богом и нашей зависимости от Него, дающей нам покой и утешение.
О Божием постановлении 1. Бог от вечности постановил в Самом Себе, согласно премудрому и святому совету Своей собственной воли, свободно и неизменно все1, что когда-либо произойдет2. Однако Бог в связи с этим не является автором (инициатором греха) и не имеет общения с теми, кто находится во грехе3. Воля творения не подвергается насилию, и свобода, или возможность вторичных причин, не отнимается и не отрицается, а напротив, учреждается4. В управлении всем проявляется мудрость Бога; также Его власть и постоянство проявляются в выполнении Им Своего постановления5.
2. Хотя Бог знает все, что может произойти при тех или иных предполагаемых условиях1, однако Он ничего не предрешил по той причине, что предвидел это как будущее или как то, что должно случиться при подобных обстоятельствах2.
3. Согласно Божьему постановлению, для проявления Его славы, некоторые люди и ангелы предопределены, или предназначены, для вечной жизни через Иисуса Христа, для восхваления Его славной благодати1; другие же оставлены на то, чтобы жить в своем грехе, ведущем к справедливому осуждению и к похвале Его славной справедливости и правосудия2.
4. Эти ангелы и люди, которые таким образом предопределены и предназначены, особым и неизменным образом отмечены; и их число настолько определенно и точно, что оно не может быть ни увеличено, ни уменьшено1.
5. Людей, предопределенных для вечной жизни, Бог избрал во Христе для вечной славы прежде основания мира в соответствии со Своим вечным и неизменным намерением, тайным советом и благоволением воли Своей, вследствие Своей добровольной, неограниченной благодати и любви1, не рассматривая каких-либо качеств самого творения (человека) в качестве условия или причины, побуждающей Его к этому избранию2.
6. Как Бог предназначил избранных к славе, так Он, посредством вечного и совершенно свободного определения Своей воли, предопределил и все средства для достижения этого1. Поэтому избранные, будучи падшими в Адаме, искуплены Христом2, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, совершающим Свою работу в надлежащее время, оправданы, усыновлены, освящены3 и сохранены Его силой через веру ко спасению4. Никто другой не является искупленным Христом или действенно призванным, оправданным, усыновленным, освященным и спасенным, кроме избранных5.
7. Трактовать доктрину предопределения, являющуюся высшей тайной, следует с особым благоразумием и осторожностью1, чтобы люди, внимающие воле Божией, явленной в Его Слове, и проявляющие к нему послушание, могли, исходя из несомненного факта их действенного призвания, быть уверены в своем вечном избрании2, чтобы эта доктрина приносила хвалу Богу, звала к Его почитанию и восхищению Им3, а также способствовала бы смирению4, прилежанию5 и обильному утешению6 всех тех, кто искренне повинуется Евангелию.
О творении 1. В начале Богу Отцу, Сыну и Духу Святому1 для проявления славы Своей вечной силы, мудрости и доброты2 угодно было сотворить мир и все, что в нем, видимое и невидимое, 3 в течение шести дней4, и все было весьма хорошо5.
2. После того, как Бог создал все, Он сотворил человека, мужчину и женщину, наделив их разумной и бессмертной душой, сделав их способными жить для Бога, для чего они и были сотворены1. Человек, будучи созданным по образу Божию в знании, праведности и истинной святости2, имея закон Божий, записанный в своем сердце, и силу исполнять его, имел вместе с тем и возможность нарушить его, так как он был предоставлен свободе своей собственной воли, которая подвержена переменам3.
3. Помимо закона Бытия, записанного в сердцах сотворенных мужчины и женщины, они получили заповедь не есть от дерева познания добра и зла. Адам и Ева были счастливы, общаясь с Богом, пока соблюдали эту заповедь, кроме того они владычествовали над всеми тварями1.
О Божественном провидении 1. Бог, благой Создатель всего1, в Своей безграничной силе и мудрости2 поддерживает, направляет, распоряжается и управляет3 всем материальным миром и всеми тварями от самых великих до самых малых4 посредством Своего премудрого и святого провидения5, достигая той цели, для которой они были сотворены6, в соответствии с Его безошибочным предвидением (предузнанием) и свободным, неизменным изволением Его собственной воли7, к похвале славы Его мудрости, силы, справедливости, безграничной доброты и милости8.
2. Хотя в соответствии с предвидением и постановлением Бога, являющегося первопричиной, все сбывается неизменно и безошибочно, так что ничего не происходит случайно или вне Его провидения1, однако посредством того же провидения Он предопределяет всем событиям происходить в соответствии с природой вторичных причин, следуя необходимости, свободно или же в зависимости от условий2.
3. Бог в Своем обычном провидении использует разные средства1, однако Он свободен действовать и без них2, выше их3, и вопреки им4, по Своему желанию.
4. Всемогущая сила, непостижимая мудрость и безграничная доброта Бога настолько глубоко проявляются в Его провидении, что Его определенный план охватывает даже первое падение и все другие греховные деяния как ангелов, так и людей1, которые происходят не из-за простого попустительства, и которые Он также премудро и всесильно ограничивает, предопределяет и обусловливает в многоразличной милости для достижения Своих самых святых целей2. Однако же греховность дел происходит только от самих творений, а не от Бога, Который, будучи самым святым и праведным, не является и не может быть ни виновником (автором) греха, ни тем, кто одобряет грех3.
5. Премудрый, праведный и милостивый Бог нередко подвергает на время Своих детей разнообразным искушениям и допускает развращенность в их собственных сердцах, чтобы подвергнуть их наказанию за их прошлые грехи или же показать им скрытую силу развращенности и лживость их сердец. Этим Он побуждает их к смирению для их же поддержки, к более полной и постоянной зависимости от Него, чтобы сделать их более бдительными в отношении всех будущих проявлений греха, а также для других праведных и святых целей1. Поэтому все, что бы ни случилось с любым из Его избранных, происходит согласно Его определению, для Его славы и для их пользы2.
6. Что касается нечестивых и безбожных людей, то Бог, как праведный Судья, за совершенный ими грех ослепляет и ожесточает их1. Он не только удерживает от них Свою благодать, посредством которой они могли бы быть просвещены в своем разуме, и которая могла бы работать над их сердцами2, но иногда Он даже забирает у них те дары, которые они имели3, и оставляет их незащищенными по отношению к их развращенности, ведущей их ко греху4. К тому же Он их предает их же собственным похотям, искушениям этого мира и власти сатаны5. Поэтому происходит так, что они ожесточаются при тех обстоятельствах, которые Бог использует для смягчения других людей6.
7. Как провидение Божие обращено ко всем творениям вообще, так оно намного более и особым образом обращено к Его церкви и управляет всем для ее блага1.
О Божием завете 1. Дистанция между Богом и творением настолько велика, что хотя разумные существа должны повиноваться Ему как своему Творцу, однако они никогда не смогли бы достичь награды — жизни, если бы не добровольное снисхождение со стороны Бога, которое Ему угодно было выразить в виде завета1.
2. Кроме того, поскольку человек своим падением подверг самого себя проклятию закона, то Господу угодно было заключить завет благодати1, в котором Он предлагает грешникам жизнь и спасение даром через Иисуса Христа. Для спасения необходима вера в Него2. Бог обещает всем тем, кто предопределен к вечной жизни, Своего Святого Духа, чтобы они захотели и были способны верить3.
3. Этот завет открывается в Благой Вести. Сначала он был явлен Адаму в обетовании спасения через семя жены, а затем открывался посредством последующих шагов до тех пор, пока его полное раскрытие не завершилось в Новом Завете1. Этот завет основан на вечном соглашении между Отцом и Сыном об искуплении избранных2. И только по благодати этого завета все потомки падшего Адама, которые когда-либо были спасены, получили жизнь и благословенное бессмертие, поскольку человек сейчас совершенно неспособен быть принятым Богом на тех условиях, на которых Адам пребывал в состоянии своей невинности3.
О Христе-Посреднике 1. Богу угодно было1 в Его вечном намерении2 избрать и предопределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, быть в соответствии с заветом, заключенным между Ними3, посредником между Богом и человеком; Пророком, Священником и Царем; Главой и Спасителем церкви, наследником всего и судьей мира4; Которому Бог от вечности дал народ, чтобы он был Его семенем и был в свое время искуплен, призван, оправдан, освящен и прославлен5.
2. Сын Божий, второе Лицо в Святой Троице, будучи истинным и вечным Богом, сиянием славы Отца, имея одну сущность и будучи равным Тому, Кто сотворил мир, Который поддерживает все и управляет всем, что Он создал1, когда пришла полнота времени2 принял человеческую природу со всеми ее неотъемлемыми качествами3 и общими немощами4, не имея, однако, греха5. Он был зачат Духом Святым во чреве девы Марии, когда Дух Святой снизошел на нее и сила Всевышнего осенила ее; и Он был рожден, таким образом, от женщины из колена Иудина, от семени Авраамова и Давидова по Писанию6; так что две целостные, подлинные и отличные друг от друга ипостаси (природы) были неразделимо соединены вместе в одной Личности без какого-либо изменения, сложения или путаницы; эта Личность является истинным Богом7 и истинным человеком8, однако одним Христом, единственным посредником между Богом и человеком9.
3. Господь Иисус в Своей человеческой ипостаси, соединенной с Божественной, в лице Сына был освящен и помазан Святым Духом без меры, имея в Себе все сокровища премудрости и знания. И Отцу было благоугодно, чтобы в Нем обитала вся полнота. При этом Отец имел цель, чтобы Сын, будучи святым, не причастным ко злу, непорочным и полным благодати и истины, мог быть совершенно подготовлен для исполнения служения посредника и поручителя1. Это служение Он не Сам возложил на Себя, но был призван к этому служению Своим Отцом, Который также отдал всю власть и суд в Его руки и дал Ему заповедь пользоваться этой властью и производить суд2.
4. Это служение Господь Иисус Христос принял с желанием и готовностью1, и, чтобы Он мог исполнять его, Он подчинился закону2 и в совершенстве исполнил его. Он подвергся наказанию, предназначенному для нас, которое мы сами должны были понести и претерпеть3, будучи соделан грехом и проклятием за нас4, испытывая самую ужасную скорбь в Своей душе и перенося самые мучительные страдания в Своем теле5. Он был распят, умер и пребывал в состоянии смерти, однако не увидел тления6: на третий день Он воскрес из мертвых в том же самом теле, в котором страдал7, в котором Он также вознесся на небо8, где сидит одесную Своего Отца, ходатайствуя за нас9, и откуда Он вернется судить людей и ангелов в конце веков10.
5. Господь Иисус Своим совершенным послушанием и принесением Самого Себя в жертву1, которую Он посредством вечного Духа однажды принес Богу2, полностью удовлетворил Божию справедливость и Его правосудие3, обеспечил примирение4 и приобрел вечное наследие в Царствии Небесном5 для всех тех, кого Отец дал Ему6.
6. Хотя цена искупления не была фактически оплачена Христом до Его воплощения, однако его сила, действенность и благословения передавались избранным во все века от начала мира1 в тех и посредством тех обетований, прообразов и жертв, в которых Он был явлен и предвещен быть семенем, которое должно поразить змея в голову2, и Агнцем, закланным от создания мира3, будучи вчера, сегодня и вовеки Тем же4.
7. Христос в деле посредничества действует согласно обоим Своим ипостасям, посредством каждой из них делая то, что присуще ей. Однако по причине единства личности то, что свойственно одной ипостаси, иногда приписывается в Писании личности, которая обозначена другой ипостасью1.
8. Ко всем тем, для кого Христос приобрел вечное искупление, Он непременно и действенно применяет и дарует это искупление1, ходатайствуя за них2; соединяя их с Самим Собою посредством Своего Духа3, открывая им в Своем Слове и через Свое Слово тайну спасения4, убеждая их верить и повиноваться5, управляя их сердцами посредством Своего Слова и Духа6, и побеждая всех их врагов Своей всемогущей силой и мудростью7, достигая этого такими путями, которые более всего согласуются с Его чудесным и непостижимым промыслом8. Все это Он делает по благодати, которая является свободной и абсолютной без какого-либо условия, которое Он предвидел в них и которое могло бы побудить Его к этому9.
9. Служение посредника между Богом и человеком присуще только Христу, Который является Пророком, Священником и Царем церкви Божией. Данное служение не может ни целиком, ни частично перейти от Него к кому-либо другому1.
10. Данное число и последовательность Его обязанностей являются необходимыми, потому что из-за нашего невежества мы нуждаемся в Его пророческом служении1; из-за нашего отчуждения от Бога и несовершенства даже самых лучших наших служений мы нуждаемся в Его священническом служении, чтобы примирить нас с Богом и представить нас Богу достойными2; из-за нашего нежелания и абсолютной неспособности возвратиться к Богу и для нашего избавления и защиты от наших духовных врагов мы нуждаемся в Его царственном служении, чтобы убеждать, подчинять, привлекать, поддерживать, избавлять и сохранять нас для Своего Небесного Царства3.
О свободной воле 1. Бог наделил волю человека естественной свободой и силой действовать по своему выбору; она не принуждена и не обусловлена никакой природной необходимостью делать добро или зло1.
2. Человек в состоянии чистоты и невинности имел свободу и силу желать и делать то, что было хорошо и благоугодно Богу1, однако он был нетверд и непостоянен, так что мог утратить данные качества2.
3. Человек, впав в состояние греха, полностью утратил всякую способность воли стремиться к духовному добру, которое сопутствует спасению. Поэтому по своей природе человек, будучи совершенно не расположенным к духовному добру и будучи мертвым во грехе, не способен своей собственной силой обратить себя или приготовить себя ко спасению1.
4. Когда Бог обращает грешника и переводит его в состояние благодати, тогда Он освобождает его от естественного рабства греха и исключительно посредством Своей благодати дает ему способность свободно желать и делать то, что является духовно хорошим и добрым1. Однако из-за своей остающейся испорченности человек не желает совершенно или только лишь того, что является хорошим и добрым, но он желает также того, что является злым и порочным2.
5. Воля человека становится совершенно и неизменно свободной в стремлении лишь к добру только в состоянии славы1.
О действенном призвании 1. Тех, кого Бог1 предопределил к жизни2, Ему угодно в назначенное и установленное Им время3 действенно призвать4 посредством Своего Слова5 и Духа6 выйти из состояния греха и смерти, в котором они находятся по своей природе, и принять благодать и спасение через Иисуса Христа7. Для этого Бог духовно и спасительно просвещает их умы, чтобы они поняли то, что Божие8; забирая у них сердце каменное и даруя им сердце плотяное9; обновляя их волю и Своей всемогущей силой побуждая их к добру и действенно привлекая к Иисусу Христу10; однако делая это так, что они приходят к Нему совершенно свободно и непринужденно, будучи подготовлены Его благодатью11.
2. Это действенное призвание совершается исключительно по свободной и особой благодати Бога, а не на основании чего-либо, что заранее предвиделось в человеке, и не на основании какой-либо силы или фактора в самом человеке1, который полностью пассивен, будучи мертв во грехах и преступлениях до тех пор, пока он не будет оживлен и обновлен Святым Духом2, благодаря Которому он получает способность ответить на этот призыв и принять благодать, предложенную и переданную в этом призвании, что и совершается силой, ничуть не меньшей, чем та, которая воскресила Христа из мертвых3.
3. Младенцы, умирающие в раннем возрасте, возрождаются и спасаются Христом посредством Духа, Который действует когда, где и как Ему угодно1. Так бывает и со всеми избранными, которые неспособны быть внешне призванными через служение Слова.
4. Другие, не являющиеся избранными, хотя и могут быть призваны через служение Слова и могут испытать на себе общее действие Духа1, однако не будучи действенно привлечены Отцом, они не пожелают и не смогут искренне прийти ко Христу, и поэтому они не могут быть спасены. Намного меньше способны получить спасение люди, которые не принимают христианскую веру2, даже если они будут как никогда прилежны и старательны, пытаясь построить свою жизнь в соответствии с естественным, природным разумом и законами той религии, которую они исповедуют3.
Об оправдании 1. Тех, кого Бог действенно призывает, Он также даром оправдывает1, не придавая им праведности, а прощая их грехи, рассматривая и принимая их как праведных2 не за что-либо совершенное в них или сделанное ими, а только лишь ради Христа3; не вменяя их веру, уверование или любое другое действие евангельского послушания в праведность, а вменяя активное послушание Христа всему закону и Его пассивное послушание в Его смерти в их единственную праведность по вере. Эту веру они имеют не сами по себе; она является даром Божиим4.
2. Таким образом, вера, принимающая Христа и Его праведность, и основывающаяся на Христе и Его праведности, является единственным средством оправдания1. Однако вере в оправданном человеке всегда сопутствуют и все другие спасительные добродетели; и она является не мертвой верой, а верой, действующей любовью2.
3. Христос Своим послушанием и смертью полностью уплатил долг всех тех, кто оправдан. Подвергнувшись за них наказанию, которое они должны были понести, принеся Себя в жертву на кресте, Он совершенно, реально и полностью удовлетворил Божию справедливость ради них1. Но поскольку Он был отдан Отцом ради них2, и поскольку Его послушание и удовлетворение приняты за них3, и поскольку приняты даром, а не за что-либо имеющееся в них самих, то их оправдание происходит только по свободной, безвозмездной благодати4; из этого следует, что как строгая справедливость, так и обильная благодать Божия могут быть прославлены в оправдании грешников5.
4. Бог от вечности постановил оправдать всех избранных1, и Христос, когда пришла полнота времени, умер за их грехи и воскрес для их оправдания2. Тем не менее, они не являются оправданными лично до тех пор, пока Дух Святой в назначенное время реально не откроет им Христа 3.
5. Бог продолжает прощать грехи тех, кто оправдан1, и хотя они никогда не могут лишиться оправдания2, однако могут из-за своих грехов впасть в отцовскую немилость Бога, и в этом состоянии они обычно не видят свет лица Его до тех пор, пока не смирят самих себя, не исповедуют свои грехи, не попросят прощения и не обновят свою веру и покаяние3.
6. Оправдание верующих во времена Ветхого Завета было во всех отношениях тем же самым, что и оправдание верующих в Новом Завете1.
Об усыновлении Всех тех, кто оправдан1, Бог удостоил2 в Его единородном Сыне Иисусе Христе и ради Него3 стать соучастниками благодати усыновления, посредством которой они включены в число детей Божиих и пользуются их свободами и преимуществами; Его имя начертано над ними4; они получают духа усыновления, имеют доступ к престолу благодати с дерзновением и им дано право взывать " Авва, Отче" 5; к ним проявляются милосердие и сострадание, они защищаемы, обеспечиваемы и дисциплинируемы Им как Отцом, однако они никогда не покидаются Им, но являются запечатленными в день искупления6 и наследуют обетования как наследники вечного спасения7.
Об освящении 1. Те, кто соединен со Христом, действенно призван и духовно возрожден, имея новое сердце и новый дух, сотворенные в них благодаря смерти и воскресению Христа1, также далее освящаются реально и лично2 через Его смерть и воскресение3 посредством Его Слова и Духа, обитающего в них4. Владычество греха разрушено, и его похоти все больше и больше ослабевают и умерщвляются, а они сами все больше и больше оживляются и укрепляются во всех спасительных добродетелях, чтобы на практике проявлять всю истинную святость5, без которой никто не увидит Господа 6.
2. Это освящение охватывает всего человека, однако является несовершенным в этой жизни; в нем, в каждой части его личности, все еще пребывают остатки развращенности и испорченности1, из-за чего происходит постоянная и непримиримая борьба2: плоть желает противного Духу, а Дух — противного плоти3.
3. В этой борьбе остающаяся испорченность хотя и может на время одержать победу1, однако благодаря постоянному обеспечению силой, которая дается освящающим Духом Христа, возрождение побеждает2; и поэтому святые возрастают в благодати, совершенствуя святость в страхе Божием, стремясь к небесной жизни в евангельском послушании всем заповедям, которые Христос, как Глава и Царь, дал им в Своем Слове3.
О спасающей вере 1. Благодать веры, позволяющая избранным уверовать ко спасению своих душ, является работой Духа Христова в их сердцах и обычно порождается служением Слова1. Вера возрастает и усиливается посредством служения Слова, а также посредством крещения и Вечери Господней, молитвы и других средств, определенных Богом2.
2. Благодаря этой вере христианин получает убеждение в истинности откровения, данного в Слове, поскольку Слово несет на себе авторитет Самого Бога. Христианин также понимает превосходство Слова над всеми другими писаниями и всем остальным на свете, поскольку оно являет славу Бога в Его качествах, превосходство Христа в Его сущности и служениях, силу и полноту Духа Святого в Его работе и действиях. Поэтому христианину предоставляется возможность полностью доверить свою душу истине, в которую он уверовал1; проявляя послушание заповедям и повелениям2, с трепетом воспринимая серьезные предупреждения3, принимая обетования Божии, касающиеся этой и будущей жизни4; но основные действия спасающей веры имеют прямое отношение ко Христу, что выражается в признании Его, принятии Его и почитании Его одного основанием оправдания, освящения и вечной жизни, благодаря завету благодати5.
3. Эта вера, какой бы она ни была по своей глубине -- слабой или сильной1, — даже в самом слабом ее проявлении отличается по своей сути, как и всякая другая спасающая добродетель, от веры и общей благодати временных верующих2. Поэтому, хотя она нередко может подвергаться нападкам и ослабевать, однако она побеждает3, возрастая во многих до совершенной уверенности4 через Христа, Который является автором и совершителем нашей веры5.
О добрых делах 1. Добрыми делами являются только те дела, которые Бог заповедал в Своем святом Слове1, а не те, которые не предписаны в нем и придуманы людьми из слепого рвения или под видом добрых намерений2.
2. Эти добрые дела, совершаемые в послушании Божиим заповедям, являются плодами и признаками истинной и живой веры1. Посредством их верующие проявляют свою благодарность2, укрепляют свою уверенность3, назидают своих братьев4, украшают исповедание Благой Вести5, заграждают уста противников6 и прославляют Бога, чьим творением они являются, будучи созданы во Христе Иисусе на добрые дела 7, чтобы, имея свой плод — святость, они могли иметь конец — жизнь вечную8.
3. Их способность творить добрые дела совершенно не является их собственной, но целиком и полностью исходит от Духа Христова; и чтобы они были способны творить добрые дела, им, помимо добродетелей, которые они уже получили, необходимо действительное влияние того же самого Святого Духа, чтобы производить в них хотение и действие по Своему благоволению1. Однако они не должны вследствие этого становиться беспечными и нерадивыми, как будто они не обязаны исполнять никакие обязанности, разве только вследствие особого побуждения от Духа. Они должны быть прилежными и старательными в том, чтобы возгревать благодать Божию, которая в них2.
4. Те, которые в своем послушании достигают наибольшей высоты, которая только возможна в этой жизни, находятся еще очень далеко от того, чтобы быть способными превысить свои обязанности и сделать больше, чем Бог требует, потому что они не делают многого из того, что, согласно своим обязанностям, они должны делать1.
5. Мы не можем нашими самыми лучшими делами заслужить прощение грехов или вечную жизнь от руки Божией по причине огромной диспропорции, которая существует между ними и грядущей славой1, и по причине безграничной дистанции между нами и Богом, Которому нашими делами мы не можем ни принести пользу, ни уплатить долг за наши прошлые грехи. Сделав все, что можем, мы лишь исполним свой долг и по-прежнему останемся рабами, ничего не стоящими2. Поскольку эти дела являются добрыми, они исходят от Его Духа3, но так как они совершены нами, то они осквернены и смешаны с такой слабостью и несовершенством, что не могут вынести строгости Божьего испытания4.
6. Несмотря на это, души верующих принимаются через Христа, и их добрые дела также принимаются через Него1, но не потому, что в этой жизни они полностью безупречны и не подлежат осуждению в очах Божиих2, а потому, что Ему угодно, видя их в Сыне Своем, принять и вознаградить то, что является искренним, хотя и сопровождается многими слабостями и несовершенствами3.
7. Дела, совершаемые невозрожденными людьми, могут быть по своей сути теми делами, которые заповедал Бог и которые могут быть хорошими и полезными для них самих и для других1. Но эти дела не исходят из сердца, очищенного верой2, и не совершаются надлежащим образом согласно Слову3 и для единой цели — славы Божией4. Поэтому они являются греховными и не могут ни угодить Богу, ни сделать так, чтобы человек принял благодать от Бога5, однако же пренебрежение ими является еще более греховным и неугодным Богу6.
О стойкости святых до конца 1. Те, кого Бог принял в Возлюбленном, действенно призвал и освятил Своим Духом, кому Он дал драгоценную веру Своих избранных, не могут ни полностью, ни окончательно отпасть от благодати. Они определенно будут оставаться в ней до конца и будут навеки спасены, видя, что дары и призвания Божии непреложны. Поэтому Он по-прежнему производит и укрепляет в них веру, покаяние, любовь, радость, надежду и все добродетели Духа, ведущие к бессмертию1. Хотя много бурь и невзгод обрушивается на них, однако они никогда не смогут оторвать их от того основания и той скалы, на которой они утверждены. Несмотря на то, что из-за неверия и искушений сатаны ощутимый образ света и любви Божией может быть на какое-то время затуманен и скрыт от них2, однако Бог остается таким же. И они, несомненно, будут сохранены силой Божией ко спасению, где будут наслаждаться своим приобретенным владением, будучи начертаны на дланях Его, и имея свои имена записанными в книге жизни от вечности3.
2. Эта стойкость святых до конца зависит не от их собственной свободной воли1, а от неизменности постановления об избрании2, исходящего из свободной и неизменной любви Бога Отца, от эффективности заслуг и посредничества Иисуса Христа и союза с Ним3, от клятвы Бога4, от пребывания Его Духа и семени Бога в них5, и от природы завета благодати6, непреложность и нерушимость которого проистекает из всего вышеперечисленного.
3. Они могут, вследствие искушений сатаны и этого мира, вследствие преобладания испорченности и развращенности, остающихся в них, и пренебрежения средствами сохранения, впадать в тяжкие грехи и какое-то время оставаться в них1, из-за чего навлекают на себя гнев Божий и огорчают Его Святого Духа2. Их добродетелям и покою наносится ущерб3, их сердца ожесточаются и их совесть повреждается4, они причиняют боль другим и являются преткновением для них5, навлекают на самих себя временное наказание6, однако они обновят свое покаяние и будут сохранены через веру во Христа Иисуса до конца 7.
О законе Божием 1. Бог дал Адаму закон всеобщего послушания, записанный в его сердце1, и конкретную заповедь не есть плод от дерева познания добра и зла2. Этим Он обязал Адама и все его потомство проявлять личное, полное, строгое и постоянное послушание, обещал жизнь при условии исполнения и предупредил о смерти в случае их нарушения, наделил его силой и способностью соблюдать их3. 1. Быт.1: 27; Еккл.7: 29; Рим.2: 12а, 14-15.
2. Тот же самый закон, который вначале был записан в сердце человека, остался совершенным образцом праведности и после грехопадения1; он был официально передан Богом на горе Синай2 в десяти заповедях, записанных на двух скрижалях, первые четыре из которых содержали описание наших обязанностей по отношению к Богу, а другие шесть — описание наших обязанностей по отношению к человеку3.
3. Помимо этого закона, обычно называемого нравственным законом, Богу угодно было дать народу Израильскому обрядовые законы, содержавшие несколько символических таинств, частично касавшихся богослужения, которое символизировало Христа, Его качества, дела, страдания и блага1, и частично содержавших разные указания в отношении нравственных обязанностей2. Все обрядовые законы были установлены только до времени преобразования, когда они были аннулированы и отменены Иисусом Христом, истинным Мессией и единственным Законодателем, Который был наделен силой от Отца для этой цели3.
4. Он также дал им разные судебные законы, которые утратили силу вместе с изменением положения этого народа и которые теперь необязательны ни для кого1; однако общие принципы справедливости, указанные в этих законах, применимы в настоящее время2.
5. Нравственный закон навсегда обязывает как оправданных, так и всех остальных людей повиноваться ему1 и делать это не только из уважения к его содержанию, но также и из уважения к авторитету Бога Творца, Который дал его2. Христос в Евангелии никоим образом не отменяет, но еще более укрепляет это обязательство3.
6. Хотя истинные верующие не находятся под законом как под заветом дел, чтобы посредством его быть оправданными или осужденными1, однако закон имеет огромную пользу для них, как и для других людей. Как норма и правило жизни, он сообщает им волю Божию, указывает на их обязанности, направляет и обязывает их поступать в соответствии с ними2, раскрывая также греховное осквернение их натуры, сердца и жизни; так что используя закон для самопроверки, люди могут достичь большего осознания греховности, смирения и ненависти ко греху, более ясного понимания той нужды, которую они имеют во Христе, и совершенства Его послушания3. Закон также полезен для возрожденных, чтобы обуздывать и подавлять их развращенность, поскольку он запрещает грех; и его предупреждения показывают, чего заслуживают их грехи, какие беды и несчастья в этой жизни они могут ожидать за грехи, хотя они освобождены от проклятия и неизменной строгости закона4. Его обетования также показывают им Божие одобрение послушания и те благословения, которые можно ожидать за его проявление5, хотя эти благословения не воздаются им по закону, как по завету дел6. Поэтому совершение человеком добрых дел и отвращение его от зла, поскольку закон поощряет к одному и удерживает от другого, не являются доказательством, что он находится под законом, а не под благодатью7.
7. Вышеупомянутое использование закона не противоречит благодати Евангелия, но прекрасно согласуется с ним, и Дух Христов подчиняет и делает способной волю человека непринужденно и радостно исполнять волю Божию, явленную в законе, которая обязательна для выполнения1.
О законных клятвах и обетах 1. Законная клятва является частью религиозного поклонения, когда человек, клянущийся в истине, праведности и справедливости, торжественно призывает Бога быть свидетелем того, в чем он клянется, и судить его в соответствии с истинностью или лживостью его клятвы1.
2. Люди должны клясться только лишь именем Бога; и оно должно использоваться в клятве со всяким святым страхом и благоговением. Поэтому клясться этим славным и страшным именем напрасно или необдуманно или клясться чем-либо другим является грехом, и к такой клятве надо относиться с отвращением1. Однако в особо важных вопросах для подтверждения истины и прекращения спора Слово Божие дает право использовать клятву; поэтому законная клятва, будучи предлагаема законной властью в подобных вопросах, должна быть произнесена2.
3. Всякий, кто дает клятву, разрешенную Словом Божиим, должен со всей серьезностью учесть значение такого важного акта и не произносить ничего, кроме того, что согласно его знанию, является правдой. Необдуманные, ложные и напрасные клятвы вызывают гнев Господа, и из-за них земля скорбит1.
4. Клятву следует давать простыми и понятными словами, исключающими двусмысленность и возможные оговорки1.
5. Обет, который нельзя давать никакому творению, а только одному лишь Богу1, должен даваться и исполняться со всей религиозной тщательностью и верностью2; монашеские же обеты католической церкви о пожизненном безбрачии, крайней бедности и нескончаемом послушании не только далеки от того, чтобы быть ступенями высшего совершенства, но они являются суеверными и греховными западнями, попадать в которые не должен ни один христианин3.
О гражданских властях 1. Бог, верховный Господин и Царь всей вселенной, установил, чтобы гражданские власти подчинялись Ему и управляли людьми1 для Его собственной славы и общественного блага2. И для этой цели Он наделил их силой оружия, предназначенного для защиты и поощрения делающих добро и для наказания делающих зло3.
2. Христианам позволительно принимать на себя и исполнять обязанности должностных лиц, когда они призываются к этому1. При исполнении этих обязанностей они особенно должны отстаивать справедливость и способствовать сохранению мира в соответствии со здравыми законами каждого государства, каждой республики. Поэтому для достижения этой цели они могут законно вести войну в эпоху Нового Завета на справедливых основаниях и в необходимых случаях2.
3. Поскольку гражданские власти установлены Богом для достижения вышеупомянутых целей, то повиновение1 всем их законным постановлениям2 должно оказываться нами в Господе не только из-за страха наказания, но и по совести. Мы должны возносить молитвы и моления за царей и за всех начальствующих, чтобы, будучи под их властью, могли проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (честности)3.
О браке 1. Брак должен заключаться между одним мужчиной и одной женщиной; непозволительно для мужчины иметь более одной жены, как и для женщины непозволительно иметь более одного мужа1.
2. Брак был учрежден для взаимной помощи мужа и жены1, для пополнения человечества законнорожденными детьми2 и для предотвращения аморальности3.
3. Все люди, способные принять здравое решение о создании семьи, имеют законное право вступать в брак1; однако обязанностью христиан является заключать брачный союз только с теми, кто в Господе. И поэтому исповедующие истинную религию не должны вступать в брак с неверующими или идолопоклонниками; благочестивые не должны преклоняться под чужое ярмо, заключая брак с теми, кто ведет нечестивую, безнравственную жизнь или придерживается ересей, подлежащих осуждению2.
4. Брак не должен заключаться между людьми, имеющими определенную степень родства, потому что такой брак запрещен в Слове; кровосмесительные браки никогда не могут стать законными ни по взаимному согласию сторон, ни по закону человеческому. Поэтому эти люди не могут жить вместе, как муж и жена1.
О церкви 1. Вселенская, или всемирная, церковь1, которую можно еще назвать невидимой (это касается внутренней работы Духа и истины благодати), состоит из полного числа избранных, которые были, есть и будут составлять одно целое, подчиняясь Христу — Главе церкви, которая является невестой, телом и полнотой Наполняющего все во всем2.
2. Все люди в мире, исповедующие веру евангельскую и послушание Богу через Христа в соответствии с Евангелием, не разрушающие и не извращающие свое исповедание веры и его основы какими-либо заблуждениями или порочностью поведения, являются видимыми святыми и могут называться ими1; из таких людей должны состоять все поместные общины2.
3. Даже самые безупречные церкви под небесами подвержены различного рода заблуждениям1; а некоторые из них выродились настолько, что перестали быть церквами Христа и превратились в синагоги сатаны2. Тем не менее, Христос всегда имел и всегда будет иметь Свое царство в этом мире, существующее до скончания века и состоящее из верующих в Него и исповедующих имя Его3.
4. Господь Иисус Христос является Главой церкви, и в Нем превосходным и суверенным образом в соответствии с установлением Отца сосредоточена вся сила для призвания, учреждения, порядка и управления церковью1. Папа римский никоим образом не может быть главой церкви, но он является тем антихристом, человеком греха и сыном погибели, противящимся и превозносящим себя в церкви выше Христа и всего, называемого Богом; и его Господь истребит явлением пришествия Своего2.
5. Осуществляя вверенную Ему власть, Господь Иисус призывает к Себе из мира посредством служения Своего Слова и работы Своего Духа тех, которые даны Ему Его Отцом1, чтобы они ходили пред Ним всеми путями послушания, которые Он предписывает им в Своем Слове2. Призванным таким образом, Он повелевает объединиться в определенные общины или церкви, ради взаимного назидания друг друга и проведения должным образом публичных богослужений, которые согласно Его требованиям должны совершаться в этом мире3.
6. Члены этих церквей являются святыми по призыву, видимому проявлению и очевидности их послушания призыву Христа1 (по исповеданию веры и образу жизни). Они охотно соглашаются иметь общение друг с другом и действовать сообща согласно повелению Христа, отдавая себя Господу и друг другу по воле Божией в открытом повиновении постановлениям Евангелия2.
7. Каждой из этих церквей, образованных в соответствии с Его Словом, Он дал всю власть и авторитет, которые необходимы им для поддержания того порядка в служении и дисциплине, который Он установил для того, чтобы церкви соблюдали его. Он также дал им повеления и правила, касающиеся должного и правильного использования и осуществления этой власти1.
8. Каждая поместная церковь, образованная и полностью организованная в соответствии с волей Христа, состоит из служителей и членов. Служители Божии, епископы, или пресвитеры, и дьяконы выбираются для служения церковью. Они поставлены для того, чтобы совершать особые таинства и осуществлять власть и исполнять обязанности, которые Господь доверил им и которые Он призывает соблюдать до скончания века1.
9. Путем, который установил Христос для призвания любого человека, приготовленного и исполненного Духом Святым1, на служение епископа, или пресвитера, в церкви, являются избрание его на это служение общим церковным голосованием2 и торжественное посвящение с постом и молитвой, с возложением рук пресвитеров церкви, если они уже есть в ней3. Дьякон должен избираться таким же всеобщим голосованием и посвящаться на служение с молитвой и таким же возложением рук4.
10. Труд пастырей заключается в том, чтобы постоянно пребывать в служении Христу в Его церквах, в служении Словом и в молитве, наблюдая за душами, потому что пастыри будут обязаны дать Ему отчет1; и на церквах, которым они служат, лежит обязанность не только оказывать им всяческое уважение, но также и делиться с ними всяким добром в соответствии с их способностями2, чтобы пастыри могли иметь достаточное обеспечение и не заниматься мирской работой3, и чтобы они могли также проявлять гостеприимство по отношению к другим4. Этого требует естественный закон и ясно выраженное предписание нашего Господа Иисуса, Который повелел, чтобы проповедующие Евангелие жили от благовествования5.
11. Хотя на епископах, или пастырях, церквей лежит обязанность настойчиво проповедовать Слово, что является их служением, однако проповедь Слова не является только их личным делом. И другие верующие, также исполненные Духом Святым и подходящие для этого служения, утвержденные и призванные церковью, могут и должны совершать его1.
12. Поскольку все верующие обязаны присоединиться к определенным церквам в соответствии с их возможностями, то все допущенные к церковным привилегиям находятся также под надзором церкви и подчиняются ей на основе правила, установленного Христом1.
13. Члены церкви вследствие какой-либо обиды, нанесенной им, исполнив свой долг по отношению к человеку, который их обидел, не вправе нарушать церковный порядок или избегать собраний церкви, отказываться от участия в таинствах из-за обиды, но должны уповать на Христа и ожидать дальнейшего рассмотрения этого дела в церкви1.
14. Каждая церковь и все ее члены обязаны молиться постоянно о благе и процветании всех церквей Христовых, стараясь во всех местах и при всяком удобном случае поддерживать каждого, кто оказывается в пределах их местности и посещает их, делясь с таковыми своими дарованиями и проявляя к ним любезность1. Поэтому церкви, однажды образованные согласно провидению Божию, должны радоваться всякой возможности проявления этих благ2, а также должны поддерживать общение между собой для укрепления мира, возрастания любви и взаимного назидания3.
15. В случае возникновения недоразумений или разногласий как в доктринальных вопросах, так и вопросах управления, касающихся всех церквей вообще или какой-либо отдельной церкви и затрагивающих их мир, единство и взаимное назидание, а также в том случае, если какой-то член или члены какой-либо церкви оказались обиженными в результате примененных к ним дисциплинарных мер, не соответствующих истине и порядку, то в соответствии с волей Христа, церкви, поддерживающие общение друг с другом, должны в лице своих представителей собраться вместе для рассмотрения разногласий и дать совет по поводу спорных вопросов, а затем отчитаться перед всеми теми церквами, которых это касается1. Однако эти представители не облечены, строго говоря, реальной церковной властью или какими-либо полномочиями по отношению к этим церквам, чтобы применять к ним или к отдельным лицам дисциплинарные меры, или навязывать свое решение церквам или их служителям2.
Об общении святых 1. Все святые, которые соединены с Иисусом Христом1, своим Главой, посредством Его Духа и веры2, хотя и не являются в связи с этим одной личностью с Ним3, однако имеют общение и участие в Его благодати, страданиях, смерти, воскресении и славе4. Будучи соединенными друг с другом в любви, они имеют участие в дарах и добродетелях друг друга5, должны надлежащим образом исполнять свои обязанности, общественные и личные, что ведет ко взаимному их благу как во внутреннем, так и во внешнем человеке6.
2. Святые по исповеданию обязаны поддерживать святое братское общение в поклонении Богу и в проведении других подобных духовных служений, способствующих взаимному назиданию1, а также в оказании помощи друг другу в этом мире в соответствии со своими способностями и нуждами святых2. Это общение, согласно принципам Евангелия, хотя и должно особенным образом проявляться по отношению к тем, с кем святые по исповеданию непосредственно связаны в своих семьях или церквах3, однако, когда Бог предоставляет возможность, общение должно распространяться на всю семью верующих, на всех тех, кто призывает имя Господа Иисуса на всяком месте4. Тем не менее, их общение друг с другом как святых не отнимает и не нарушает права собственности на вещи и имущество, которые имеет каждый человек5.
О крещении 1. Крещение — это таинство Нового Завета, установленное Иисусом Христом; оно является по отношению к принимающему крещение символом соединения с Ним в Его смерти и воскресении, символом того, что он привился к Нему1, что его грехи прощены2 и что он отдает себя Богу через Иисуса Христа, дабы жить и ходить в обновленной жизни3.
2. Те, кто на самом деле исповедует покаяние пред Богом, веру в нашего Господа Иисуса Христа и послушание Ему, являются единственно достойными кандидатами на крещение1.
3. Внешним элементом, используемым в этом таинстве, является вода, в которой принимающий крещение должен быть крещен1 во имя Отца и Сына и Святого Духа 2.
4. Для надлежащего совершения этого таинства необходимо полное погружение человека в воду1.
О Вечере Господней 1. Вечеря Господа Иисуса была учреждена Им в ту самую ночь, в которую Он предан был1, чтобы быть соблюдаемой в Его церквах2 до скончания века3 с целью постоянного воспоминания и возвещения Его жертвы в смерти Его4, для утверждения верующих в вере и во всех благах, открывшихся через Его смерть5, для их духовной поддержки и возрастания в Нем6, для их дальнейшего участия в исполнении всех обязанностей, которые они имеют перед Ним7, а также для того, чтобы быть связующим звеном и залогом их общения с Ним и друг с другом8.
2. В этом таинстве Христос не приносится в жертву Своему Отцу и в нем не совершается никакого реального жертвоприношения ради прощения грехов живых людей или умерших; это таинство является только лишь воспоминанием о том, как Христос Сам принес Себя в жертву на кресте раз и навсегда 1, и духовным приношением всевозможной хвалы Богу за это2. Так что папское жертвоприношение во время мессы, как ее называют, является крайне омерзительным, оскорбительным и вредоносным по отношению к жертве Христа, которая является единственным умилостивлением за все грехи избранных.
3. Господь Иисус определил, что при совершении этого таинства Его служители должны помолиться и благословить хлеб и вино, чтобы отделить (освятить) их таким образом от обычного употребления для святого использования, затем взять и преломить хлеб, а также взять чашу и, принимая самим участие, подать хлеб и вино участвующим в Вечере Господней1.
4. Недопущение людей к участию в принятии чаши1, поклонение хлебу и вину, поднятие или ношение их с целью поклонения, и сохранение их впрок для какого-либо выдуманного религиозного употребления2 — все это противоречит природе этого таинства и установлению Христа 3.
5. Внешние элементы в этом таинстве, отделенные должным образом для употребления, предписанного Христом, имеют отношение к распятому Христу, поэтому в словах, имеющих переносный смысл, они иногда называются телом и кровью Христа1, хотя по своей сущности и своей природе остаются однако только лишь хлебом и вином, каковыми были и прежде2.
6. Учение, говорящее о превращении хлеба и вина в тело и кровь Христа, называемое обычно пресуществлением, которое происходит при освящении их священником или каким-либо другим путем, является противоречащим не только Писанию1, но также и здравому смыслу, оно извращает суть этого таинства и является причиной многочисленных суеверий и грубого идолопоклонства.
7. Достойные участники, вкушающие видимые элементы этого таинства1, вкушают их также по вере, но не по плоти и не физически, а духовным образом, насыщаясь от распятого Христа и получая все блага Его смерти2; при этом тело и кровь Христа присутствуют не на физическом и плотском уровне, а духовным образом и воспринимаются верой участвующих в этом таинстве так же, как и сами элементы этого таинства воспринимаются их органами чувств3.
8. Все невежественные и нечестивые люди, будучи неспособными наслаждаться общением со Христом, недостойны Вечери Господней и не могут, оставаясь в своем состоянии, принимать участие в этом святом таинстве или допускаться к участию в нем, что было бы великим грехом против Него1; всякий, кто будет участвовать в нем недостойно, будет виновен против тела и крови Господней, и такой человек будет есть и пить осуждение себе2.
БАПТИСТСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ 1689 ГОДА
О Священном Писании 1. Священное Писание является единственно достаточной, достоверной и непогрешимой нормой всего спасительного знания, веры и послушания1. Хотя естественный разум, дела творения и провидение до сих пор ясно показывают доброту, мудрость и силу Бога, так что люди не имеют извинения2, однако они являются недостаточными, чтобы дать то познание о Боге и Его воле, которое необходимо для спасения3. Поэтому Господу угодно было в разные времена и различным образом являть Себя и провозглашать Свою волю Своей церкви4; а впоследствии Ему угодно было, чтобы это было полностью записано для лучшего сохранения и распространения истины, для более верного устроения церкви и защиты ее от плотского разложения, от сатанинской злобы и от мира. Это делает Священное Писание совершенно необходимым5, поскольку использование прежних методов явления Богом Своей воли Своему народу ныне прекратилось6.
2. Название " Священное Писание", или " Слово Божие", распространяется на все книги Ветхого Завета и Нового Завета, а именно: следуют названия тридцати девяти книг Ветхого Завета и двадцати семи книг Нового Завета. Все они даны по вдохновению от Бога, чтобы быть руководством в вере и жизни1.
3. Книги, обычно называемые апокрифическими, не будучи богодухновенными, не являются частью канона, или нормы Писания, и поэтому не имеют никакого авторитета для церкви Божией; их не следует рассматривать или использовать иначе, чем другие человеческие писания1.
4. Авторитет Священного Писания, дающий основание доверять ему, зависит не от свидетельства какого-либо человека или церкви1, но зависит всецело от Бога (Который является самой истиной), Автора Священного Писания. Поэтому его следует принимать, так как оно является Словом Божиим2.
5. Свидетельство церкви Божией может коснуться нас и побудить высоко ценить и благоговейно почитать Священное Писание1. Небесная сущность его содержания, сила учения, величественность стиля, согласованность всех его частей (цель всего - воздать всеобъемлющую славу Богу), полное откровение о единственном пути спасения человека и многие другие несравненные его достоинства и безупречные совершенства являются аргументами, посредством которых оно доказывает, что является Словом Божиим2. Однако, несмотря на это, наша полная убежденность и уверенность в непреложной истине и ее Божественном авторитете являются следствием внутренней работы Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах через Слово и посредством Слова3.
6. Весь замысел Божий, касающийся всего необходимого для Его личной славы, а также для спасения, жизни и веры человека, или прямо изложен, или обязательно содержится в Священном Писании, к которому ни в какие времена ничего не следует прибавлять — ни посредством нового откровения Духа, ни через предания людей1. Тем не менее, мы признаем, что внутреннее просвещение Духом Божиим необходимо для спасительного понимания тех вещей, которые изложены в Слове2. Кроме этого мы признаем, что есть некоторые обстоятельства, относящиеся к поклонению Богу и управлению церковью, которые являются общими для человеческого поведения и человеческих сообществ и которые надо учитывать, руководствуясь здравым смыслом и христианской рассудительностью в соответствии с основными принципами Слова. Соблюдение последних всегда необходимо3.
7. Все, что изложено в Писании, не одинаково ясно1 и не одинаково понятно каждому2. Однако те истины, которые необходимо знать, в которые необходимо верить и которые надо соблюдать для спасения, так ясно изложены и раскрыты в том или ином месте Писания, что не только ученые и образованные, но и простые люди, используя надлежащим образом обычные средства, могут достичь достаточного понимания этих истин3.
8. Ветхий Завет на иврите (который был родным языком народа Божия, жившего в древности)1 и Новый Завет на греческом (который во время его написания был самым распространенным среди народов) были непосредственно вдохновлены Богом и сохранены неизменными во все века, благодаря Его исключительной заботе и провидению, и являются, поэтому, подлинными и достоверными2. Поэтому во всех религиозных спорах и дискуссиях церковь должна обращаться к ним3. Но поскольку языки, на которых были написаны подлинники, не известны всем детям Божиим, имеющим право знать Писание и питающим интерес к нему, а им завещано читать и исследовать его в страхе Божием4, то Писание следует переводить на родной (общепринятый) язык каждого народа 5. Это необходимо для того, чтобы Слово Божие пребывало обильно во всех людях и они могли поклоняться Богу должным образом, черпая в Писании терпение и утешение и сохраняя надежду6.
9. Безошибочным руководством к толкованию Писания является само Писание. И поэтому, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места Писания (которое не разнородно, а едино), то его надо исследовать, сравнивая с другими местами, где для читающего мысли выражены более ясно1.
10. Верховным арбитром, к которому следует прибегать при решении всех религиозных споров и с помощью которого следует проверять все постановления соборов, мнения авторов, живших в древности, учения и личные представления людей, является только Священное Писание, данное Духом Святым. Наша вера, будучи утвержденной в Писании, становится твердой1.
О Боге и Святой Троице 1. Господь Бог наш — единый, единственно живой и истинный Бог1; Чье существование заключено в Нем Самом и проистекает из Него Самого, бесконечный в Своем бытии и совершенстве2; Его сущность не может быть постигнута никем, кроме Него Самого3; Он является самым чистым, непорочным Духом, невидимым, бестелесным, не имеющим отдельных частей, и не имеющим страстей, Который один имеет бессмертие, обитая в неприступном для человека свете4; Он неизменен, неизмерим, вечен, непостижим, всемогущ, бесконечен во всех отношениях, самый святой, самый мудрый, абсолютно свободный и неограниченный5; Он совершает все согласно замыслу Своей собственной неизменной и самой справедливой воли для Своей же собственной славы6; Он самый любящий, милостивый, полный благодати и долготерпения, полный доброты и истины, прощающий беззаконие, преступление и грех7; Он воздает тем, которые усердно ищут Его, и в то же время Он абсолютно справедлив и страшен в Своем суде, ненавидя всякий грех, и Он никогда не оставит виновного без наказания8.
2. Бог, обладая всей жизнью, славой, добротой и благостью, которые сокрыты в Нем Самом и исходят от Него Самого, один вседостаточен в Себе Самом и для Себя, и не нуждается ни в каком творении, которое Он создал, не получая никакой славы от таковых, но Сам, проявляя Свою собственную славу в них, через них, для них и на них1; Он единственный источник всего бытия, и все из Него, Им и к Нему. Он имеет самую могущественную и независимую власть над всеми существами, чтобы совершать через них, для них или над ними то, что Ему угодно2; все обнажено и открыто пред очами Его, Его знание безгранично, безошибочно и независимо от творения, так что ничто не является для Него непредвиденным или неопределенным3; Он абсолютно свят во всех Своих замыслах, во всех Своих делах и во всех Своих повелениях4; Ему должно воздаваться от ангелов и людей всякое поклонение, служение и послушание, которое они, как творения, должны проявлять к Творцу, и также все остальное, что Ему еще угодно требовать от них5.
3. В этом Божественном и бесконечном Существе заключены три Личности: Отец, Слово, или Сын, и Святой Дух1. Они едины в Своей сущности, силе и вечности, и Каждый обладает полнотой Божественной сущности, однако эта сущность неделима2: Отец не рожден никем и не произошел ни от кого, Сын является извечно рожденным от Отца, Святой Дух исходит от Отца и Сына3; все Три бесконечны и безграничны, не имеют начала и являются поэтому одним Богом, Которого нельзя разделить по сути и бытию, но Они различимы по своим особым сравнительным качествам и личностным отношениям; это учение о Троице является основой всего нашего общения с Богом и нашей зависимости от Него, дающей нам покой и утешение.
О Божием постановлении 1. Бог от вечности постановил в Самом Себе, согласно премудрому и святому совету Своей собственной воли, свободно и неизменно все1, что когда-либо произойдет2. Однако Бог в связи с этим не является автором (инициатором греха) и не имеет общения с теми, кто находится во грехе3. Воля творения не подвергается насилию, и свобода, или возможность вторичных причин, не отнимается и не отрицается, а напротив, учреждается4. В управлении всем проявляется мудрость Бога; также Его власть и постоянство проявляются в выполнении Им Своего постановления5.
2. Хотя Бог знает все, что может произойти при тех или иных предполагаемых условиях1, однако Он ничего не предрешил по той причине, что предвидел это как будущее или как то, что должно случиться при подобных обстоятельствах2.
3. Согласно Божьему постановлению, для проявления Его славы, некоторые люди и ангелы предопределены, или предназначены, для вечной жизни через Иисуса Христа, для восхваления Его славной благодати1; другие же оставлены на то, чтобы жить в своем грехе, ведущем к справедливому осуждению и к похвале Его славной справедливости и правосудия2.
4. Эти ангелы и люди, которые таким образом предопределены и предназначены, особым и неизменным образом отмечены; и их число настолько определенно и точно, что оно не может быть ни увеличено, ни уменьшено1.
5. Людей, предопределенных для вечной жизни, Бог избрал во Христе для вечной славы прежде основания мира в соответствии со Своим вечным и неизменным намерением, тайным советом и благоволением воли Своей, вследствие Своей добровольной, неограниченной благодати и любви1, не рассматривая каких-либо качеств самого творения (человека) в качестве условия или причины, побуждающей Его к этому избранию2.
6. Как Бог предназначил избранных к славе, так Он, посредством вечного и совершенно свободного определения Своей воли, предопределил и все средства для достижения этого1. Поэтому избранные, будучи падшими в Адаме, искуплены Христом2, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, совершающим Свою работу в надлежащее время, оправданы, усыновлены, освящены3 и сохранены Его силой через веру ко спасению4. Никто другой не является искупленным Христом или действенно призванным, оправданным, усыновленным, освященным и спасенным, кроме избранных5.
7. Трактовать доктрину предопределения, являющуюся высшей тайной, следует с особым благоразумием и осторожностью1, чтобы люди, внимающие воле Божией, явленной в Его Слове, и проявляющие к нему послушание, могли, исходя из несомненного факта их действенного призвания, быть уверены в своем вечном избрании2, чтобы эта доктрина приносила хвалу Богу, звала к Его почитанию и восхищению Им3, а также способствовала бы смирению4, прилежанию5 и обильному утешению6 всех тех, кто искренне повинуется Евангелию.
О творении 1. В начале Богу Отцу, Сыну и Духу Святому1 для проявления славы Своей вечной силы, мудрости и доброты2 угодно было сотворить мир и все, что в нем, видимое и невидимое, 3 в течение шести дней4, и все было весьма хорошо5.
2. После того, как Бог создал все, Он сотворил человека, мужчину и женщину, наделив их разумной и бессмертной душой, сделав их способными жить для Бога, для чего они и были сотворены1. Человек, будучи созданным по образу Божию в знании, праведности и истинной святости2, имея закон Божий, записанный в своем сердце, и силу исполнять его, имел вместе с тем и возможность нарушить его, так как он был предоставлен свободе своей собственной воли, которая подвержена переменам3.
3. Помимо закона Бытия, записанного в сердцах сотворенных мужчины и женщины, они получили заповедь не есть от дерева познания добра и зла. Адам и Ева были счастливы, общаясь с Богом, пока соблюдали эту заповедь, кроме того они владычествовали над всеми тварями1. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы