Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эта статья – о торжественном вечере вручения аттестатов девятиклассникам Инжавинской школы Тамбовской области.



Сегодня оценку по математике и русскому языку ставит не школьная экзаменационная комиссия, а независимая областная экзаменационная комиссия. Государство оценивает работу тех, кто учится. Это требование времени, и ему надо соответствовать.

Ещё всё в сегодняшних девятиклассниках радует глаз, ведёт их к зрелости. Но не стоит юношам и девушкам спешить становиться взрослыми. Не стоит торопиться беспощадно тратить ценности детства, а потом и юности – только тогда от жизни можно приобрести то, что удивит общество.

27 июня 2009-го года в первом корпусе МОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» (директор – Н. И. Михкельсон) состоялся торжественный вечер, посвящённый вручению аттестатов об основном среднем образовании.

Открыла вечер его организатор, завуч школы по внеклассной работе О. А. Зоткина. Под аплодисменты учителей и родителей Ольга Александровна пригласила в актовый зал выпускников основной школы: 9-ый «а» с классным руководителем, учителем русского языка и литературы Л. В. Гуниной, 9-ый «б» с классным руководителем, учителем биологии Е. Н. Стебеньковой и 9-ый «в» с клас-сным руководителем, учителем математики Л. Ю. Карасёвой. Ребята шли парами.

Начало вечера было трогательным и прекрасным. Одна из выпускниц, Наталья Абакумова, исполнила песню
«Куда уходит детство».

 

И в сугробах белых

И по лужам у ручья

Будет кто-то бегать,

Но не я, не я…

 

Что на душе у поющей? Вроде бы, девочка ещё в девятом классе и уже её там нет. Ушло ли детство? Растаяло ли оно или останется в ней? У исполнительницы видим смятение, сожаление и в то же время радость, что она уже не ребёнок. Девушка мечтает о большом. Но как её встретит взрослая жизнь за порогом школы? Там ведь нет всевидящего ока классного наставника или просто любящего тебя учителя! Ещё не искушённая жизнью девочка задумывается и смотрит не с самодовольством, а с долей сомнения… Как вы меня там примете? Ведь меня учили, готовили… Вот открытая книга человеческой судьбы! Зал с вниманием вслушивается в те слова, которыми Наташа передаёт свои чувства. А мы думаем о таланте. Куда выпускница пойдёт учиться, что найдёт, кого встретит и чем этот человек дополнит стремящуюся к возвышенному девичью душу?

Для поздравления и вручения аттестатов на сцену приглашаются завуч школы по учебной работе Г. В. Никулина и завуч по методической работе О. В. Голова.

– Дорогие девятиклассники! – говорит Галина Владимировна. – Поздравляю вас с получением основного общего образования! Поздравляю также ваших учителей и родителей. Напоминаю, что школьное (или общее) образование в нашей стране состоит из трёх звеньев: начального (1-4 классы), основного (5-9 классы) и старшего (10-11 классы). Третья ступень предназначена для тех, кто готовится к обучению в вузе. Прежде чем идти в 10-ый класс, стоит взвесить свои силы. Уважаемые девятиклассники, очень хорошо подумайте! Опирайтесь не на эмоции, рассудительность должна вам помочь в выборе правильного решения – продолжать учёбу в школе или поступать в учреждения начального и среднего профессионального образования. Пусть в этом вам помогут и родители.

Наступает время вручения аттестатов – письменных свидетельств об окончании учебного заведения. В России аттестат был введён в 1872-ом году в классических мужских гимназиях. В советской школе сдача экзаменов на аттестат зрелости оканчивающими среднюю школу юношами и девушками установлена Постановлением СНК СССР в 1944-ом году. С недавних пор выпускные школьные экзамены по математике и русскому языку за курс 11-летки проходят как ЕГЭ (Единый государственный экзамен), результаты которого оценивает региональная экзаменационная комиссия. С 2006-го года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников 9-ых классов в новой форме. Девятиклассники Тамбовской области вместе с аттестатом об основном общем образовании получали свидетельство о результатах итоговой Госаттестации в новой форме, эти свидетельства содержат оценку знаний по алгебре и русскому языку в баллах (по шкале от 0 до 100).

К сцене актового зала Инжавинской школы для вручения аттестатов и свидетельств с результатами ГИА выходит 9 «а» класс. Называются фамилия, имя выпускника основной школы – и он входит на сцену получить документ, фиксирующий его школьные труды. Многим девятиклассникам вручаются грамоты за участие в спортивно-массовых мероприятиях, за участие в творческой жизни школы. Призёрам олимпиады «Интеллектуальный марафон» выдаются дипломы. Вручение итоговых документов 9-му «а» венчает песня «Школа, школа, я скучаю…» в исполнении ученицы этого класса Кристины Пишке. Кто-то из девятиклассников уже сегодня покинет родные школьные стены и, конечно же, будет скучать, вспоминая своих одноклассников и учителей.

Приходит время 9-го «б». Сообщается, что из этого класса в 10-ый идёт больше всего учеников. Юноши и девушки подходят к сцене, любуясь собой, своими платьями, костюмами, ведь они так старались, желая быть замеченными всеми на их празднике.

Об учениках 9 «б» рассказывает нам учитель начальных классов О. Н. Зиновьева, четыре первых года обучавшая этих ребят.

– Женя Васильев – наш певец. Его мама, Ольга Валентиновна, работает преподавателем Инжавинской школы искусств. Женя в этом году окончил школу искусств по классу фортепиано. Костя Дубровин в начальной школе занимал первые места в олимпиадах по математике, по русскому языку. Алёша Гришин – баянист. Всегда участвовал в концертах, окончил в этом году школу искусств по классу баяна. Настя Иванова – наша ведущая. Света Каргина за все 9 лет учёбы не имела ни одной четвёрки. У Оли Ластовкиной вся семья участвовала в туристических походах и слётах.

Ольга Ластовкина была удостоена грамот за спортивные достижения, за активное участие в творческой жизни школы, а также была удостоена диплома II степени как призёр Областной олимпиады «Интеллектуальный марафон» по биологии.

Среди учеников 9 «б» была отмечена и Антонина Наумова, обучавшаяся в семье и хорошо проявившая себя на итоговой аттестации и на устных экзаменах.

Вручение аттестатов 9-му «в», которое последовало далее, наводило вот на какие мысли. Детство от этих ребят уходит и уводит их в зрелость к осмысленному выбору дороги жизни. Хотя пока ещё впереди образовательная работа. Расстаётся ли с детскими мерками учащийся 9-го класса? Государственная итоговая аттестация как раз демонстрировала, что дистанция между учителем и учениками стёрлась. Классный руководитель и педагог-предметник уже не только строгий наставник, он уже не журит ученика, а болеет за него, заинтересован в его хороших результатах, как и сам ученик. Не учитель и даже не школьная экзаменационная комиссия ставит оценку за алгебру и русский язык, а компьютер и независимая областная экзаменационная комиссия. Государство оценивает работу тех, кто учится. Оценивает, как учился, как потреблял знания, накопленные цивилизацией, и с какой отдачей вышел на свой путь взрослости. Зрелость будет отмечена иным документом – аттестатом о среднем общем образовании. Но и здесь, на вечере выпускников основной школы, мы видим единство, которое выражено в теплоте и человечности наших отношений.

И всё-таки педагоги завидовали духу независимости нынешних девятиклассников, радовались ему. Приветствовали свободу детей, их детей, которые имеют право на самоопределение. Да, дорогого стоит такое отношение. Ради этого мига живёт учитель и боготворит детей, которые в самые разные периоды роста раскрывают свои дарования. Поэтому педагоги так хотят, чтобы дети оставались с ними до конца 11-го класса.

Завуч Ольга Владимировна Голова желает выпускникам основной школы счастливого отдыха и говорит: «До встречи!»

На сцену приглашают первых учителей девятиклассников. Учителя обращаются к своим питомцам.

– Вы пришли к нам маленькими неумейками, – говорит Т. А. Медведева. – Но вы стремились учиться. И были самыми спокойными, самыми умными, самыми творческими ребятами. Помните, что Государственная итоговая аттестация – это только репетиция. Готовьтесь к ЕГЭ.
В добрый путь!

– Не просто было вам учиться 9 лет, – взяла слово Т. К. Павлова. – Вы много работали над освоением знаний. Продолжайте трудиться, ибо только в труде вы найдёте счастье.

О. Н. Зиновьева обратилась к своему любимому
9-ому «б»:

– Я желаю, чтобы вы все остались в школе на следующие два учебных года. А нас, учителей, радовали бы своими успехами. Спасибо вам, дорогие ребята, за то, что вы всё это время не забывали меня, часто приходили ко мне, спасибо за то, что расспрашивали о моих теперешних маленьких учениках.

То, что выпускники не забывают своих первых учителей, стало лейтмотивом выступлений многих педагогов, а значит, это уже добрая традиция школы – ученики помнят своего первого наставника.

Звучит песня о прекрасном далёко. Исполнительница Даша Сапунова тонко чувствует слова и мелодию песни, ощущает зал. Подумалось: детство не исчезает – оно уходит в осознание себя самого уже взрослым человеком, который будет жить стремлениями отрочества и юности.

А выпускники уже показывают маленький спектакль о том, как в небесной канцелярии «лепят» классных руководителей из самых разных лучших человеческих качеств. Повелитель неба дарует классным мамам такое сердце, чтобы они могли поделиться им с детьми.

Ответное слово держат руководители выпускных классов.

Л. В. Гунина:

– В моём 9-ом «а» чаще, чем в других девятых, менялись учителя. Но ребята стойко выдержали все испытания, нацелились достойно сдать экзамены, и это получилось.
Я желаю своим ребятам упорства в достижении цели – и тем, кто останется в школе, и тем, кто будет учиться в других образовательных учреждениях.

Е. К. Стебенькова:

– Дорогие выпускники! Сегодня для вас важный торжественный день. Вы прошли Государственную аттестацию. В вашей жизни будет ещё много вершин. Одолейте их. Какое бы время ни было, будьте ответственны по отношению к собственной судьбе. Ведь жизнь порой ставит нам свои оценки, и её экзамены строже.

Л. Ю. Карасёва:

– Детство уходит от вас, ребята. Уходит сейчас – когда вы надели нарядные платья, костюмы, когда получили документы. Не ошибитесь в выборе жизненного пути. Спасибо, что были послушными, умными. Спасибо вашим родителям.

Дети благодарили своих наставников, даря им цветы.

От лица родителей выступила Н. И. Сигаева:

– Мы видели сегодня в глазах девятиклассников искорки задора. Пусть эти искорки никогда не гаснут. Спасибо учителям, которые отдают нашим детям всю свою душу.

По традиции вечер закончился вальсом выпускников. Вальсовый рисунок трёх четвертей просчитывался ногами танцующих с точностью до миллиметра так, что три пары составляли единое целое. О. Н. Зиновьева, которая сидела в зале рядом с нами, с гордостью сказала об исполнителях танца: «Все мои ученики. А начинали они в школе с вальса дружбы, которому я их учила».

Сдержанность, умеренность и разумность – вот качества торжественного вечера в Инжавинской школе. Ничего лишнего или проходного, всё по существу дела, всё для детей, родителей и учителей. Здесь самодеятельность не за счёт профессионального роста педагогов, не за счёт учёбы школьников. Уровень творческой подготовки бросается в глаза сразу. Здесь требования соизмеряются с возможностями. Одним словом, школа отвечает требованиям современности, и затраты на такое образование оправдываются, возможности учителей и учеников реализуются. Тут нет ни напыщенности, ни помпезности, сохраняется семейственность школы. Она – определяющая. Приятно ощущать себя в школьном режиме. Он человечен и разумен.

Подготовленность к жизни обусловливается умениями. И здесь ученики приобретают такие умения. Школа всё делает для раскрытия творческих способностей учащихся. Они любят и ценят свой труд и труд других детей, а равно и старания тех, кто стремится идти с ними вровень.

Такова жизнь школы. И для такой подготовки, которую это образовательное учреждение даёт, собраны кадры. Здесь способности педагогов востребованы. Здесь знают толк в людях и умеют их ценить, дорожить ими, благосклонны к ним. Уровень традиций этой школы достойный, педагоги тут работают качественно и современно.

Учитель в этой школе наделяет детей возможностями, которые позволят им преодолеть то, что встанет препятствием на пути к цели. Жизнь, банальные законы времени, сформулированные под горьким соусом выдуманности, убивают иногда стремления юности, не давая человеку пробиться в зрелость. Но в этом храме знаний царит то возвышенное, что и делает ребёнка взрослым.

Прослеживая путь ученика от первых его шагов в школе до завершения второй ступени общего образования, мы соприкасаемся со всем тем комплексом обучения и воспитания, который направлен на формирование человека.
В школе, как в родительском доме, царит дух любви к своему сокровищу – ребёнку. Только при таком отношении мы получаем достойных граждан, способных решать любые задачи на пути жизненных поисков.

Школьное знание сделало своё дело. Остаётся родителям проявлять пристальное внимание к тому, чтобы общественное внимание не поглотило их детей в пучине своего водоворота и не потопило то ценное, над чем так упорно многие годы работали учителя и они, отец с матерью, и не оставило в один миг от их гиганта разбитую кроху. Время безжалостно громит источники созидания. И жестокость охотится за добром человечности волками в овечьих шкурах.

Часто думаешь: куда деваются те дарования, которые прорывались сквозь взрыхлённую школой почву? И порой видишь, что они завяли в молодых людях, а затем и зачахли. Стоило ли тогда открывать глаза на мир, чтобы умертвить себя заживо? Задача взрослых – не только раскрывать дарования детей, но и доводить детей до полного понимания ценностей жизни.

Соловьиная песня весны – вот что такое основная школа. Ещё всё в сегодняшних девятиклассниках цветёт и радует глаз, ведёт их к зрелости, к тому, что весна перейдёт в лето жизни плавно и закономерно. Но это ещё всё равно детство, и не стоит юношам и девушкам спешить становиться слишком успешной зрелостью. С взрослением утрачиваются наиболее тонкие изящные нити, которые питают человека… Хочется сказать выпускникам школы: не спешите беспощадно тратить направо и налево ценности детства, а потом и юности – и вы от жизни взаимно приобретёте то, что удивит не только вас самих, но и ваше окружение!

 

Статья была напечатана в газете

«Инжавинский вестник» 16 июля 2009 г.

в разделе «Люди. События. Факты»

 

 






ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ

НАПРАВЛЕНИЕ ГУМАННОСТИ

«Сможем ли мы сохранить человеколюбие в обстановке, когда коллективное сменилось на частное?» – спрашивает автор. И отвечает: мы не можем не замечать изменений происходящего, но не можем и впадать в партийные крайности; наша гуманистическая идея должна пронзать всё на своём пути и формировать такое сознание, которое обеспечит человечность в существующем конституционном строе; открытая полемика поможет создать базу для выработки новых психологических ценностей и, соответственно, этических норм, которые избавят людей от крайних средств борьбы.

К сожалению, гуманизм не стал торжествовать, произошёл слом государственной системы, утверждаются иные ценности, значимость советских ценностей оспаривается, осмеивается и предаётся поруганию. Коллективизм подвергся ревизии в целом как основа государственного строя, на базе которой строила свою гуманную систему обучения семья; практика воспитания человека как члена общества утратила своё преимущество. Что же пришло на смену? Каким образом нам выстраивать новую гуманистическую систему в обществе? Сможем ли мы сохранить человечность в обстановке утверждения идеологии денег, когда коллективное сменилось на частное? Сможем ли мы удержать ситуацию нравственного состояния гармонии в обществе? Смогут ли люди, несмотря на разное положение финансовое и социальное, найти ту грань соприкосновения, ту грань внутренней борьбы, с которой они будут работать и преодолевать стихию, несущую массу антигуманных ценностей? Что противостоит человеколюбию? Бандитизм, терроризм и самые махровые грязные поступки и позиции, которые открыто демонстрируют своё преимущество. Идёт вызов не власти, не системе, даже не национальным особенностям. Идёт вызов гуманности. Исходя из такого положения нужно особое гуманистическое воздействие. Мы не можем оставаться идеологической силой установления ценностей частного, рыночного, антиколлективного. Нужно ли делать ставку на утверждении наживы любым путём? Противопоставлять одно другому? Педагоги не политики. Но мы и не можем открыто или закрыто объявлять борьбу против государственных решений и призывов. Как встраивать в систему центральные и свободные идеи, которые будут оправданы и не зависимы от любых идеологических требований? Основываясь на психологии развития человека, вырабатывать педагогические особенности в системе государства? Ведь многие педагогические системы были созданы в другие века, когда менялось отношение к коллективному и частному, к рабовладению и рабству. Но всё меняется. Однако психология человека остаётся, остаются педагогические средства воздействия на него, формирующие те качества жизни, которые обеспечивают ему состояние здоровья и возможность противостоять злу. Но это при условии, если социальная система несёт обеспеченность взаимоотношений. Когда нет крайних позиций открытой борьбы, противостояния, которое ведёт к антагонизму, отторжению тех или иных групп. Возможно ли, отвергая тотальное управление одной партии в коллективном, перейти на многопартийное с частным, индивидуалистическим? Здесь могут бороться разные позиции гуманности. И не станет ли одно выступать против другого? Смогут ли гуманисты утвердить стабильность в том состоянии, которое позволит преодолеть открытое несение зла, когда зло может быть повергнуто и не будет торжествовать? Когда в обществе сложится нетерпимость не только к хапугам, но и к бандитам разных мастей. До тех пор пока власть утверждает тех, кто показывает пример разнузданности, до тех пор будет работать против общества остервенелая система зла. Сможет ли гуманность в системе образования будущего поколения создать условия, в которых уживутся гуманистические ценности, опирающиеся на вечное и фундаментальное достояние человечества? Но пока эти ценности вызывают улыбку, а литература, музыка, искусство отвергаются или им отводится место только пассивное, мы не сможем противопоставить слово оружию, взяв которое человек получает преимущество и готов покорять воспитание любым путём. А ведь появились такие господа, которые призывы преимущества силой сделали своим гражданским девизом. Можно ли в таких условиях говорить только о благородстве в поведении? Как защитить свои ценности среди тех, кто идёт иным путём и пропагандирует иное? Это не праздные вопросы и пока мы не ответим на них, наши гуманистические идеалы будут похожи на демагогию. Ибо они должны учитывать те обстоятельства, в которых живёт, растёт, воспитывается, работает человек в обществе. Сменилась система, отношения в обществе, и мы изменились, а потому мы не можем походить на тех исполнителей песенок-шлягеров, которые не замечают изменений происходящего, пренебрегают им. Но мы не можем впадать и в партийные крайности, которые делят население на разные группы и объединения. Наша гуманистическая идея должна пронзать всё на своём пути и формировать такое сознание, которое обеспечит человечность в существующем сейчас конституционном строе. Однако для этого должны быть созданы условия ведения открытой полемики, а она поможет создать базу для выработки новых психологических ценностей и, соответственно, этических норм. Они-то и избавят людей от крайних средств борьбы. Но для этого нужна прямая и откровенная полемика на полном доверии и независимости сторон. Мы не политики и не можем поставить преграду с помощью специализированных средств. Это дело государства и власти. Но если государство и власть оказываются беспомощны, то это говорит о том, что ещё не выработаны средства, которые бы готовили нового человека новыми гуманистическими средствами.

Заканчивая разговор о вечных нравственных ценностях, опирающихся на гуманность, которая исторически утверждалась в сопротивлении как защита того, что исконно было в человеке человеческого, хочу сказать: педагогические средства основываются на вечных психологических особенностях человека, который по природе своей стоит на принципах, укрепляющих его, который ценит всё то, что спасает, охраняет его государство. Но как быть с тем, что презирает человека и его гуманные цели?.. Недопустимо использовать гуманизм – вечное и фундаментальное – в целях порабощения, употребляя средства преимущества в покорении тех, кто выше сознанием.

Чтобы определиться в современном мире и в гуманистическом движении, необходимо чётко понимать взаимоотношения человека в государстве и чётко представлять его воспитание средствами образовательной системы, которая включает психологическое, педагогическое воздействие, знание и понимание времени. Время определяет направленность гуманности. Исходя из направленности, находятся художественные и научные средства, которые формируют современное человеколюбие. Я вхожу в руководящий состав общественных сил гуманной педагогики. От меня зависит, с чем я приду в тот дворец обезображенных. Нужно ли его реставрировать теми средствами, которые имеются в резерве современного воспитательного мастерства?

 

29 ноября 2009 г., 00 часов 30 минут

 


Что взять за основу гуманистического направления? Как его разрабатывать, что учитывать, а что опустить? Доверие – как с ним быть в нынешних условиях? Доверяй, но проверяй. Можно ли библейское в основу брать, как это делал Лев Толстой, когда утрачены ценности церкви, религии, утрачено социалистическое достояние? Что брать? На что опираться, как вести себя семье? К чему готовить детей? Как сохранить ребёнка, чтобы не был раздавлен в обществе? Поскольку коллективное осудили и ниспровергла власть, устроив систему индивидуализма, то ценности человеколюбия переносятся с коллективного, общественного на самого человека. Отношение гуманное к самому себе – это эгоистическая теория, но по-другому рассматривать это теперь нельзя. Иначе это будет лицемерием. Иначе мы будем пропагандировать коллективизм для всех и даже для тех, кто захватил коллективное производство. Для них эгоизм как индивидуальное завладение коллективным имуществом есть предел достоинства, состоятельности и богатства. Они сами по себе без гуманистов обходятся. У них иная ментальность. Мы им не помощники. Их жизненный путь определяет царство наживы. Гуманизм как индивидуалистическое начало защищает интересы обездоленных. Богатые защищаются охранами, оружием. Мы же охраняем тех, у кого есть порой нечего. Мы за индивидуальное сохранение личности и того человека, который в одиночку строит своё настоящее и будущее, поскольку прошлое обеспечило других самостоятельностью в жизни.

Мы должны учить ребёнка не просто быть твёрдым, стойким. Как стать твёрдым и стойким в нынешних условиях, когда агрессивность определилась как синоним гуманизма? Чаще всего такая непримиримая борьба идёт почти на бытовом и экономическом уровне. Неоправданное и чрезмерное повышение цен, когда власть делает вид, что она бессильная и такая отрешённая, но на самом деле спонсирует предпринимателей. Любым путём власть, любым путём нажива, любым путём встать над человеком. Деньгами, силой, наглостью или оружием. Вот позиция наживы. Паразитизм утверждается, но гуманность защищает ценности своего ума, труда, совести и достоинства. Те же, кто идёт иным путём, попирает самые важные принципы жизни. Жить не за счёт своего «я», а за счёт других. Как тут совместить коллективное уважение? Выборочное, точечное отношение в коллективном… Но избранность не обеспечивает безопасности. Да и никто и никогда безопасность отдельного простого человека не обеспечивал. Закон? Он тоже выборочно применяется и защищает. Всё зависит от индивидуальных особенностей судьи, таланта адвоката и отношения прокурора к тому, кого он обвиняет. Но ему по статусу положено всегда обвинять от имени государства, пока его не припрут фактами к стенке. Сегодня на потоке демократические ценности, но понимание их весьма расплывчато. Не демократия защищает право граждан, а знание законов и применение, а вернее, умение эти законы использовать в качестве защитных средств. Совокупность индивидуальных решений в отношении людей и государства даёт возможность человеку определиться в запутанности средств, которыми кормит человека коррупция, бюрократия, с одной стороны, а с другой – состоятельность. Человек в этом случае не должен дремать, опираясь на современное состояние дел в обществе, на современные регулирующие средства. Но применять и понимать не всем дано, и не все могут. Деньги нужны, знания, ум и умение, потому что за средствами надо следить. Но есть ли время? Всё, вроде бы, для человека создаётся. Но недоступность и неумение бьют вновь того, у кого отнята собственность коллектива и государства, а льготы отнимаются сами собой. Так мы оказываемся в ловушке, и в этом случае гуманные средства открывают новые пути к пониманию и применению совокупных средств и свойств для обретения всего того, что должно обеспечивать право людей на достойную жизнь в труде и нравственном состоянии.

При столь обильном вале бумаг и всевозможных предписаний, писаний и директив устоять, выбрать верное решение и правильный трудовой путь жизни, дающий достаток, нелегко. Но возможно, если власть открыто не мешает человеку жить на местах.

Как совместить торжество демократии в общественной жизни, закон по отношению к личности и саму личность человека в условиях производства и обеспечения самых элементарных условий жизни, которые гарантируются и защищаются? Защищаются ли они, если человек да и в целом общество подвергаются смертельной опасности внутри страны, где право на жизнь конституционно гарантируется? И тут начинается неразбериха.

Заниматься исправлением или воспитанием людей в системе, которая вновь организована на хаосе интересов, вдруг предлагать им гуманность равносильно тому, что преступника уговаривать не делать злодеяния, когда он по своей ментальности не видит иного пути в жизни. Сегодня, когда утвердилось зло, позиция отстаивания гуманизма вызывает удивление и смятение у тех, кто не совсем видит результаты работы. Что, нас опять будут учить ласке, тогда как против нас пускают зловещие средства истребления всего живого? Лазер, атом, газ, шоковое оружие и разные виды огнестрельного оружия. Раньше и помышлять не могли так просто, бездоказательно стрелять в людей на улице. Сегодня это в порядке вещей – палить друг в друга из оружия. И вот в этих условиях мы должны быть частью образовательного процесса. Ведь мы гуманные идеи несём, не можем не нести их в среду детей, родителей, да и самих учителей. Мы должны стоять за качественное и высокооснащённое образование в школе и вузе. В этом отношении мы не только солидарны с государством, но идём впереди планеты всей. Заботимся о будущем наших соотечественников. Наша деятельность вытекает из образовательной системы, как из истоков реки, а впадает в общественный океан. Вот и смотрите, что делать нам – строить ли будущее в настоящем, опираясь на лучшие достижения фундаментальных наук и библейских истин, которые живут и определяют вечные ценности в человеке, или разрушать этого человека?
И действительно ли вечные ценности определяют нашу жизнь, а может, только заявляется о них? Ведь виртуальное понимание отношений отличается от реальных отношений, где испытывается всё не теоретически, а практически.

Сейчас нужна не столько конкуренция, сколько кооперация. Но кооперацию коллективную заменили на индивидуальную конкуренцию.

Меня волнует не идеальная утопия слов. Нет. Возможно ли построить что-нибудь человеческое в государстве между людьми? И нужно ли думать об этом вместо того, чтобы с упоением жить и наслаждаться? Может быть, думать о прекрасном в идеале – это тоже наслаждение, пусть даже оно пахнет утопией? В любом случае стоит думать, строить сознанием такое понимание, которое бы обеспечивало людям видение прекрасного в жизни. Сама жизнь прекрасна, и каждый человек сам по себе тоже прекрасен, потому что его кто-то любит или полюбит, кто-то оценит и ценит, он имеет право на счастье, если даже пытается пренебрегать им, создавая иную иллюзию. Радоваться жизни – это не брать от жизни всё, не вкладывая труда, ума, сознания, любви в свои дела и отношения. Рвать, отнимать – это разрушительная сила для тебя и того, что после тебя остаётся. Я в жизни испытывал радость от самых разных событий, дел, открытий и занятий. На каждом этапе было счастье радовать других и радоваться самому. Может быть, кто-то огорчался на мой счёт, но не следует думать, что огорчения я доставлял своими прагматичными желаниями. Скорее, наоборот – рассматривая меня с прагматичных высот, люди разочаровывались. Но на весь мир всё равно не испечёшь блин. Если бы я сидел на печи у Софьюшки, то вряд ли раскрылся бы до таких размеров, когда прагматический интерес ко мне утратил своё торжество. Я просто оставался независимым человеком, на которого распространяется или не распространяется обладание. И если уж это происходит, то пусть по самым высоким требованиям и принципам.

На каждом этапе человеческого развития находились самоотверженные идеалисты, которые хотели построить прекрасную жизнь для всех самыми разными средствами. Одни с помощью коллективного труда, другие благодаря индивидуальным особенностям. Не было только благородного рабства. Гуманисты никогда не эксплуатировали чужой труд для корыстных целей. Они изучали чужие таланты и пускали их в дело. В своё преобразование мира. Это были гении недосягаемые. Обычные педагоги, которые стараются освоить гуманистические основы, стараются работать на благородном поприще обучения и преобразования его основ. Сегодня этап модернизации. Он даёт возможность подняться до уровня новых вершин понимания мира путём технических средств или с использованием их в деле познания тайн великих идей, которые были давно открыты, но оставались недоступными. Есть свои идеалисты, а может, и гуманисты в деле технических средств, которые хотят доступности знаний помимо желания того или иного монстра. Есть дьяволы, которые наполняют это богатство недостойным материалом, извращающим ум и чувства. Опять заставляют человека выбирать. Но желает ли человек выбирать горькое счастье? Не вино уже чаще выбирают люди, а знание, и оно сталкивает с теми сладостями, которые и дают возможность оттолкнуться куда подальше от зла. Как бы там ни было, но источник истинных знаний помогает остановиться и подумать о том, как ты живёшь и что строишь для своего продолжения, помня, что этому продолжению придётся столкнуться с другими людьми и выстоит ли, выдержит ли он конкуренцию на почве человеческой цивилизации или ему придётся потесниться и смотреть со стороны на других и завидовать, как они добиваются большего, живут лучше, интереснее, и желания у них прекрасней? Мне хочется только одного: достучаться умом и чувством до тех, кто многого не понимает. Мне хочется помочь людям понять себя, время и всё то, что окружает нас и управляет нами. В этом и есть гуманистическое настоящее. Будущее строит каждый сам, если осознает свою ответственность перед другими людьми сообщества.

Вкладывая всего себя без остатка в детей, знание для них, работая по хозяйству для них, создавая для них, я думал и о других. Я думал о многом – о прошлом и настоящем. В этом есть счастье и несчастье тоже. Когда внутри государства СССР возникло у некоторых желание свести счёты с народной властью, когда сильное государство решило изменить своё системное состояние, иные страны, поняв это как слабость или приняв за слабость СССР, начали идеологическое нападение на Россию. Россию обвиняли за всё то, в чём участвовали все. И тогда Россия решила избавиться от балласта идей, которые направлены против Отечества. Своевременно и очень ответственно появилось решение выйти из Союза, оставив республики СССР самостоятельными государствами.

Теперь многие говорят: «Сейчас другая жизнь. И действовать надо иначе». Я это всегда утверждал. Всё – даже гуманизм – имеет свойство вытекать из того времени, которое оно представляет в истории человечества.

 

30 ноября 2009 г.





Ый год

 

ЧТО ДОЛГ БЕЗ СТОЙКОСТИ?

Статья написана автором после чтения книги В. А. Сухомлинского «Мудрость родительской любви». Так Ю. П. Наумов готовился к Девятым Международным Педагогическим Чтениям, которые проводил Международный Центр Гуманной Педагогики 9-11 января 2010-го года в Москве. Юрий Петрович присутствовал на этих Чтениях.

Основные идеи статьи: 1) необходимо изучать опыт В. А. Сухомлинского как уникальное явление педагогической мысли; 2) педагоги должны работать над совместимостью ума и сердца своих воспитанников, чтобы умственный и сердечный интерес детей шёл в унисон с человеческой природой, формируя душу, которая и производит духовное богатство.

1

 

Что долг без стойкости? Система стойкости, или устойчивости вырабатывается годами, но и с рождения воспитывается на образцах народного творчества, художественной литературы. Вот эта стойкость – в здоровых сердце и голове, а держится всё на нервной системе. Достаточно самому ослабить нервную систему или это произойдёт извне – и надеяться на одно сердце и мозг не придётся. Хотя у сердца и есть нервные обособленные клетки, узлы, но они могут подвергнуться воздействию общей системы ослабленной. Человек теряет силу воли, устойчивость естественную. И тогда он будет искусственно воссоздавать то, что утрачено в процессе влияния на нервную систему механическими, химическими средствами или энергетическими бациллами растления. Воздействием, когда личностное не способно противостоять гипнозу и т. п.

А теперь об опыте работы Павлышской школы Василия Александровича Сухомлинского. Это очень ответственный и важный шаг в деятельности педагога. Не так просто создать школу, объединить коллектив, построить систему воспитания. Ведь это даже не колония А. С. Макаренко. Школа Сухомлинского – это микрогосударство, в котором воспитатель, учитель в ранге директора формирует жизненные условия, влияет на них. Учит и учится.

Я имею моральное право говорить об этом, потому что сам вёл школу государственную, а затем возглавил семейное обучение. Сухомлинский порадовался бы тому, что родители участвуют в образовательной работе. Воспитательная работа намного сложнее. Но всё одно и то же. Труд и долг.

 

Надо больше изучать и применять наследие Василия Алесандровича Сухомлинского в нашей современной школе. Опыт уникальный и очень ценный с психологической и философской, педагогической и образовательной сторон.

Для семейного обучения опыт Сухомлинского безупречен и очень важен. Чем больше учёных, учителей, родителей будет изучать это уникальное явление педагогической мысли, тем скорее этот выдающийся педагог, писатель, публицист войдёт в повседневную воспитательную работу нашей современной школы, из которой пытались выдавить воспитание, заменив его чистым обучением. Но это оказалось утопической идеей. Модернизация школы может только приблизить учеников к знаниям многих великих людей – через технические средства доступней и быстрей можно получать данные о личности и деятельности подвижников.

 

 

Ю. П. Наумов с выпускниками Новосибирского военного института Внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева.

Слева – сын Ю. Наумова Пётр Наумов,

получивший красный диплом. 2010-ый год

В. А. Сухомлинский был человеком эпохи. Вёл исследовательскую работу, а не борьбу с властью. Ему хотелось понять, как человек вписывается в систему общественных отношений. Почему разные люди, казалось бы, одних возможностей, приходят к разным ценностным результатам? Пустозвонство делало настоящее как бы оттеснённым в сторону от прямой дороги восхвалений, что и мешало настоящее ценить, понимать и применять на практике. Трескотня мешала по достоинству понимать выдающихся современников.

Добывать в ребёнке истину детства не так просто. Требуется воспитательная предварительная работа с породой, чтобы потом открывать залежи и брать ценную породу человеческих возможностей, которые заложены, и не так далеко. Добраться – рукой подать, но попробуй взяться! Это вам не та порода, которую раз открыл, взял и продолжай отваливать, пока не закончится. Иди в другой рудник. Человеческая порода настолько универсальна, необъятна, что при любом повороте отношений можно ждать всякого; главное, чтобы это было благодатным порывом заплатить за те труды, которые были вложены в дело твоего воспитания.

Не могу не привести цитату из книги «Мудрость родительской любви»: «Воспитание долга – средоточие коммунистического воспитания» [Сухомлинский 1988: стр. 151]. Но воспитание в коммунистической стране не то чтобы катилось, но никогда не имело должного основания. Педагог пишет: «Наша цель – человек высокого долга» [Сухомлинский 1988: стр. 151]. Я бы добавил: наша цель – человек высокой организованности и ответственности. Читаем далее: «Только человеку высокого долга доступно подлинное человеческое счастье, только верность высоким идеалам возвышает личность, даёт счастье, обогащает внутренний, духовный мир» [Сухомлинский 1988: стр. 151].

В статье «Труд и долг», из которой взяты эти цитаты, великий учитель задаётся вопросом: «…почему два подростка – Юрий и Виктор, сформировавшиеся как будто бы в совершенно одинаковых условиях, стали абсолютно разными людьми – один героем, другой трусом и предателем?» [Сухомлинский 1988: страница 151]. Каков же ответ? Василий Александрович всё свёл к идеологической борьбе. Кто победил в этой борьбе в наше время – нам известно. Конечно же, не школа, а идеология тюрем и всего того, что закостенело, но стояло на своих отмирающих представлениях. Когда борцы противоположного лагеря делали своё разлагающее дело, тогда те силы, которые были за совершенствование, за принципы воспитания в классическом смысле через идеалы школьной программы, опирающиеся на классическую литературную и историческую память, на современное понимание борьбы, – эти силы были выключены более жестоко, чем основные враги воспитания и процветания.

В. А. Сухомлинский пишет о борьбе «с силами старого мира». Но именно силы старого мира и победили. Почему? Потому что школа не выдержала или власть с идеологической школой своих «университетов» тюремных и армейских. Именно в армии пошло загнивание цельности. Там стали раздавать, продавать, воровать оружие. Особенно в Германии и на Кавказе. Это привело к полной деградации идеологической системы воспитания.

Что же касается борьбы «в человеческих сердцах», борьбы «за душу нового человека», о которых пишет
Сухомлинский, то стоит признать: такая борьба не состоялась. Или просто всё было сделано, чтобы из новой одёжки – Перестройки – сделать раньше времени старый кафтан.
И сделали, да так удачно, что за старым новое недолго носилось, потому что старое платье изрезали на куски. И в любую погоду, в любые условия стали надевать одно и то же праздничное платье.

Сухомлинский продолжает: «Да, с первого взгляда, Виктор и Юрий жили и воспитывались как будто бы одинаково. Но большое начинается с маленького; столбовой корень сначала, в детстве, бывает тончайшим волоском. В одной из наших задушевных бесед… сельский философ дед Микола помог мне увидеть этот тончайший волосок. Он сказал: «У Виктора сердце было глухое… Глаза видели, но сердце не видело… Жил человек сам по себе. А у Юрия с детства сердце было открытое. Болело сердце у него в детстве за других людей – вот в чём красота человеческая…» Эта мысль стала для меня тем ярким лучом народной педагогики, который, осветив полузабытое, многое объяснил и многое поставил на своё место» [Сухомлинский 1988: стр. 152].

На сердце нечего пенять. «Глаза видели, но сердце не видело» – это, действительно, очень тонкое и глубокое замечание. Оно связано с Библией, но жизнь современная разорвала целое из Библии. «Будешь видеть – и не увидишь, будешь слышать – и не услышишь…» Но тут глаза видели, мозг воспринимал, но не понимал и не передавал сердцу нужную информацию того, что необходимо человеку. Таких людей называют «слепыми курами» – у них не разбужено сердечное ощущение, чувство, и оно не слышит ни самого себя, свою программу сердечную, ни программу работы мозга. А вернее всего, такой человек что видит – то и переводит в иное русло, далёкое от духовного своего мира, которого нет, но он должен был бы сложиться. И вот тут происходит казус. Душа человека, по моему определению – это работа ума и сердца. Глаза видят, мозги шевелятся, но больше на опыт людей. А он бывает разным. Плохой и хороший. Мозг без сердца, без его вмешательства выберет то, что ближе лежит, а это чаще всего худшее. Сердце – корректор работы мозга. Оно определяет природную программу, но не семьи или наследства, а программу развития человечества, которое складывалось в общество. Вот Витя и отторгает общественную ценность и делает опору на бытовую опытную практику тех, кого он видел и принял за идеал жизни.

«Не вставлейте (не вкладывайте) нам ума», – сказала мне односельчанка, когда я хотел повернуть её брата от системы воровства и пьянок. «Мы так тут жили и выжили. Ты научишь нас тому, что мы умрём с голоду, если честным путём станем жить!» И женщина была права. Многие умерли голодной смертью, когда работать негде оказалось. Да и трудиться разучились. Пошло всё по наклонной. Собственное обеспечение оказалось в тягость даже сельчанам – пчёл водить, овец, коров держать, огород садить. Позже кинулись откармливать свиней. Ещё с тока колхозного шло зерно, но многие уже спились. Какой там долг перед Отечеством, когда и перед собой долг не выполнялся! Детей бросали, сами воровали, ворованное пропивали. Мозг – он способен без влияния сердечного чувства поддаваться угару страстей, безудержности и неуправляемости. Сердце определяет ход нашей жизни. Именно его и стоит воспитывать, но не чужим умом только, а Душой воспитателя, Учителя и Человека с большой буквы. Но где взять воспитателей, учителей и Людей с большой буквы?

Шалва Александрович Амонашвили как учёный-сердцевед определил роль сердца в создании здорового, не убогого человека, который всё может. Но одному сердцу без ума тоже слепо жить, хотя сердце и автономную имеет подстанцию, но света недостаточно без глаз и работы мозга. Отсутствие мыслительной деятельности, или несовместимость её с деятельностью сердечной рушит Духовный мир человека. Душа тогда не имеет развития. Сердце, по природе своей человечное, начинает влиять, а мозг уже извращён и начинает потягивать в сторону страстей, а не богатства чувств.

Чем же должны заниматься педагоги? Работать над совместимостью ума и сердца своих воспитанников, чтобы умственный и сердечный интерес детей шёл в унисон с человеческой природой, формируя душу, которая и производит духовное богатство. Душа – это производство. Фабрика по изготовлению духовного продукта. Отсутствие духовного продукта и создаёт проблему человека в обществе. Если таких людей много, то эти бездуховные существа и определяют судьбу народа.

Мы подошли не случайно к такому выводу. У нас уже есть база таких великих людей, как Ш. А. Амонашвили, Святитель Лука, В. А. Сухомлинский. Мне ничего не оставалось, как опереться на них и сделать уже свое умозаключение. Я так думаю. Я так понимаю воспитание. 1. Воспитание формирует человеческую природу душевной, здоровой. 2. Человек способен сам на определённом этапе формировать Душу (согласовывать работу мозга и сердца через зрение) – Душу, которая и сможет вписаться в общественное устройство как полноценное и здоровое явление.

«Жил человек сам по себе» – эти слова сельского философа деда Миколы Сухомлинский выделяет в статье графически. Педагог делает ставку, упор на этот вывод. Правилен ли он? Конечно, нет. Потому что исключает возможность влияния воспитателя и общества на бессердечие. Условия жизни уродуют сердца, которые от природы приблизительно идентичны с точки зрения медицины, биологии и философии. Хотя материнское и отцовское присутствует, но уродовать работу мозга могут извне. Сердце будет идти кривым, обходным путём к своим благородным или подлым целям. Человека можно перевоспитать; перестроить невозможно, но настроить музыкальный инструмент сердечной работы на точное воспроизведение звука возможно и нужно. Главное, чтобы человек не обманывался, не совращался, определяясь в ценностях. И в этом он может помочь себе сам, а также могут ему помочь те, кто берётся его воспитывать, учить средствами знаний и художественными средствами.

Итак, Юрий. Что же он такое? Что за феномен красоты человеческой? А у Юрия с детства «сердце было широко открытым перед человеческими переживаниями», болело сердце Юрия за других людей – вот в чём красота человеческая, говорит Василий Александрович. Всё так и не совсем так. Педагог оторвал голову от туловища. Мозг управляет органами. Питает здоровыми и больными мыслями. Отсюда всё идёт. Сердце подвержено воздействию человеческого мозга. И чем более открыт человек, чем больше он хочет помочь другим, тем больше возможностей у людей воздействовать дурно на самого Юрия – благородного и душевно богатого человека.

Виктора мать оберегала от трудностей: «Зачем бередить детское сердце? Пусть душа детская ничем не омрачается…» [Сухомлинский 1988: стр. 152]. Виктор жил сам по себе, по словам сельчан, и приобрёл эгоистический душевный настрой.

Изменить себя сложно, но можно, если нервная система не сработана, если не повреждены жизнеобеспечивающие органы. Головной мозг, позвоночник. Так что одно участие и сострадание не всё решает. Можно и не быть при больных, но страдать, переживать, участвовать в процессе помощи заочно. Так, нельзя бросать детей и глядеть за близкими, переживать за близких, когда они умирают. Без надобности страдать нет необходимости. Не в отсутствии у ребёнка сострадания убогость воспитания. Для чего-то маленькому Вите не тревожили душу. Для чего-то оберегали от сильных чувств. А если этих чувств было с избытком? Тогда они могут и убивать людей, когда не соизмеряются силы. Моя бабушка говорила: «Горе надо уметь переживать». И она пережила много горя. Но обратите внимание на выражение «уметь переживать». То есть, кто-то должен научить этому, а потом уже совать человека в страдания и водить по похоронам. Это не игра в кошки-мышки. Это ведь не просто музыка радостная или грустная, мажорная или минорная. Бабушка говорила: «Я не всё на сердце пускала». – «А куда же?» – спрашивал я. – «В пятку, когда сердце переполнялось». Иногда старые люди образно говорили, чтобы видней было, но не всегда абсолютно точно.

Учиться переживать – это не значит убивать себя.
Я знаю, что многие неподготовленные взрослые и дети ухолили из жизни после смерти матери, не справившись с горем. Либо сердце не выдержало, либо нервы. Вешались люди, гибли, как мухи. Нельзя людей превращать в мух беспомощных. Людей вооружают – и тогда только проверяют. Нельзя беспомощность воспитателей и учителей списывать на слабости детского сердца. Это несправедливо и нечестно. Чрезмерной информацией о гибели людей сердце можно так измотать, что слёзы будут течь безостановочно. Гармония сердечная в том, чтобы умеренно воспринимать радости и горе.

Я на похоронах одного сельского ребёнка сказал учителям и ученикам: «Это вы виноваты. Он у вас в школьном саду повесился после смерти матери. Вы не помогли ему преодолеть страдания и не научили этому». Я обвинил их в этом публично.

Сердце тоже, как и мозг, имеет выбор. Глаза только не имеют выбора. Они видят и хорошее и плохое реальным. Воспитания никуда не денешь. Одно дело один ребёнок больше, а другой меньше воспримет. Но если в человека вкладывать, то результат будет более положительным, чем у того человека, которого ничему не научили ни дома, ни в школе и на которого пагубно повлияло общество.

Я понимаю, Василий Александрович Сухомлинский говорил об оккупированной стране, где люди были вынуждены жить и воспитывать детей в неволе, под воздействием. Да и сами родители пережили ломку самой природы в человеке изуверскими методами фашизма. И не учитывать этого нельзя.

Долг человека реагирует на государственные угрозы. Он связан с совестью человека. Но есть люди, которые воюют против долга и собственной страны во имя корысти или на почве национализма. Однако это всё равно предательство по отношению к гражданам Отечества, ибо предаются общие интересы. Таковы предатели, паразиты и те, кто отстаивает паразитизм или защищает его, пренебрегая своими обязанностями.

В наше время уже никто и никому ничего не должен. На одном патриотизме не выйдешь, когда одним – всё, а другим – ничего. Ни долга, ни патриотизма не спрашивай. Заставить исполнять долг перед сильными мира сего невозможно. Совесть будет заставлять, говорить будет в человеческом сердце: «Ты должен!», а мозг, глядя на окружающее зрением, скажет, что самопожертвование невозможно. В армию идут не умирать, а защищать Отечество. Умелый солдат идёт убивать, если посягают на него и Отечество.

Но у нас в армии умирают. Суют неподготовленных в пекло. Универсалы, профессионалы спецслужб тоже воюют, но уже против своих, потому что их возможностям не находят применения.

Работа ума и сердца осуществляется при наличии крови и нервных раздражителей, при полном участии в работе организма мышечной системы и органов жизнеобеспечения. Все они работают на мозг и сердце. Обеспечивают и защищают здоровье, функционирование красоты в человеческом теле и духе. Собственно-волевое начало в человеке может и должно осуществлять, охранять человеческое состояние в гармонии с душой.

Воспитание – это не набор функциональных средств и мер, а постепенное системное формирование способностей поступать так или иначе, исходя из потребностей счастья, красоты, любви. Но нельзя забывать и того, что безобразное ходит рядом. Оно тоже есть в человеке. Он на весах жизни и здоровья. Вот здесь как раз возможность сделать так, чтобы прекрасное перевесило безобразное, если сам человек не совсем определился.

Чаша весов в ребёнке играет неимоверную роль. Чем более она наполняется радостью, благодатью и добрыми делами, тем более в этой чаше прекрасное перетягивает. Но прекрасное перетягивает при одном условии: если ребёнок – дитя или подросток – того желает. Иначе ничего не получится. Впустую любые воспитательные меры, если сам человек не пожелает и общество принять таким, как того требует веками созданное воспитательное воздействие. Поэтому стержень бывает один, а может быть несколько переплетённых в косу деревьев. Что станет в человеке преобладать, что будет он желать – это дело человека и общества. Что же касается воспитания, то оно дополняет прекрасное или разрушает его в зависимости от того, кто воспитывает, каковы нравственные критерии наставника. Бесполезно надеяться на воспитателя, на общество, на самого человека, если в доме, в семье не всё чисто с воспитанием труда и долга. Мы видим, как отторгается человеческий труд, как обычная работа презирается. Все сразу хотят либо в президенты, либо в звёзды. Рабский труд и самопожертвование одних сменилось на паразитизм и продажность других. Вместо труда и долга мы обрели свободу такого типа.

Дух, сила Духа, стойкость – вот что должны мы вырабатывать в человеке, а вернее, сам человек должен вырабатывать эти качества в себе, если мы будем его воспитывать на понятиях, которые открыты уже давно, но не совсем ещё то ли приняты, то ли не совсем ещё поняты.

Но о духе у Гегеля целые тома. Я же практик и опираюсь на работу организма в целом, который, питаясь кровью, то есть душевным горючим и нервной системой, реагирует вживую, вырабатывает дух путём Души. А душа – это работа ума и сердца, продукт её есть Дух, духовная стойкость. Если нет духовной стойкости, то есть воспитания верного, понимания жизни, то человек идёт по ложному пути развития, у него вырабатывается преступный Дух, преступная стойкость. Это тоже продукт души, но покалеченной Души, испорченной жизнью (окружением общественным), воспитанием и самим собой. Стойкость – лезвие, штука опасная, которая формирует в человеке либо прекрасное, благородное, либо безобразное, поступки преступные.

Мы должны видеть, что мы делаем, куда идём сами и ведём человека, массы людей, общество. Мы не предводители, но в то же время мы воспитываем и не одного человека. У нас должны быть выработаны свои чёткие и точные законы, правила и положения. Мы не можем бесконечно вслепую воспитывать детей. У нас должно быть мерило, и оно должно быть принято. Творить беззаконие в воспитании очень опасно. Это серьёзная ошибка. Нельзя быть невежественным воспитателем. Тогда продукт невежества скажется во много крат.

Государственная Дума принимает законы. Но она должна опираться на законы человеческого развития.
И мы, воспитатели, должны, обязаны вести ребёнка к пониманию этих законов, которые можно и нужно проверять, в какую сторону они срабатывают. Это и будет качеством нашей работы. Качественным результатом или браком. Мы ещё ползаем в сомнениях даже по качеству знаний ученика, а надо уже знания переправлять в состояние поведения, которое определяет не знание предмета по ЕГЭ, а качество знания жизни. И это всего сложней, но значит, и точнее. Мы можем и должны спросить с горе-воспитателя: почему он гонит постоянный брак? понимает ли он законы природы? принимает ли он их сам? и как отражаются законы в его подопечных? Хватит сваливать всё на учеников, сердце, мозг. Мы должны нести ответственность за всё безответственное хотя бы за тот период, который формируется нами. Конечно, за дальнейшее отвечают другие и человек сам. Но насколько он стоек в жизни – отвечает семья, школа, сам ученик и общество. Не надо только всё относить ещё и к мистике: что бог заложил в человека – то и получили. Бог он на то и бог, что закладывает в нашу природу программу благородной мечты. Так что бог – в природе человека. А человек природы и есть бог. Об этом говорит Писание. И нет иного научного и богословского понимания. Всё иное – от идеологического лукавого, которое не желает принимать брак воспитания, обучения, брак самого человека и общества вместе с властью.

Василий Александрович Сухомлинский сделал вывод, опираясь на высказывание, на мудрость деда Миколы. Побольше бы таких дедов! И учеников тоже. Шалва Александрович Амонашвили целую галерею народной мудрости вывел из завесы случайных и неслучайных выводов, построив свою систему доказательств превосходства сердца. Святитель Лука как практик приблизился к пониманию души как медик и богослов. Это тоже житейская мудрость человеческого ума и сила духа, которая определялась его благородной работой. Я же в силу своих возможностей, способностей старался обобщить многие знания, но в особенности знания вышеуказанных исследователей психологической природы человека. Что вывел я – судить вам.
Я старался твёрдо придерживаться своего выбора. Тут нет свода правил, как себя вести, тут нет законов назидания. Есть только одно понимание философского обоснования предмета воспитания. Здесь есть понятие о том, что можно воспитать и как. Но это идёт через многие знания и понимание работы природы человека. Той божественной красоты Духа, которая и облагородит наш мир.

На заре трансплантологии, когда я ещё не знал близко ни сибирского хирурга Евгения Николаевича Мешалкина, ни его работ, но знал о пересадке сердца (я тогда работал на заводе в опытном производстве, но уже учился в Новосибирском пединституте), я написал стихотворение о том, что человек с чужим сердцем будет думать одно, а сердце станет чувствовать другое, и человек будет разрываться в желаниях мозга и сердца. Ведь чужое сердце получило другое воспитание, не согласованное с данным человеком. Это была основа моего понимания. Потом я познакомился с Е. Н. Мешалкиным на выездном Секретариате Союза писателей, который проходил в Новосибирске. Евгений Николаевич Мешалкин сидел тогда в президиуме в качестве почётного члена. Позже я бывал в Кардиохирургическом институте Новосибирска, делал очерковый материал о работе этого Института и его руководителе. Мешалкин, как и Святитель Лука, был главным хирургом в военно-полевых госпиталях. Я общался с Евгением Николаевичем, говорил с ним, шутил, изучал его работы. Хотел и поприсутствовать на операции, но он в самый последний миг отказал, потому как не ведал, как пойдёт операция. Да это и не надо было. Мешалкин сказал, что операции уже делают хорошо сами его ученики.

Вот видите, как далеко уходит в глубь моей жизни интерес, который привёл меня из 1968-го года прошлого века в 2010-ый год. Сорок с лишним лет. Постепенно скапливалась, обрабатывалась и перерабатывалась информация. Но всё же опору я делал не только на хирургию, но и на психологию, философию и прежде всего на воспитание.

Мне кажется, что в подходе у меня мало что изменилось в отношении гармонии души, то есть гармонии работы ума и сердца. Я по-прежнему не хочу сердечного отторжения в воспитании или трансплантологии. Сегодня хирурги чинят собственное сердце пациента, если оно имеет физиологический брак. Лечат сердце, когда в нём образуется отверстие, и оно заполняется озером кровяным помимо клапанов или через клапан, а кровь не вся удаляется из сердечной мышцы. Я так понимаю, но можно уточнить механизм хирургический. Наше же педагогическое дело – оперировать или лечить, а лучше воспитывать. Воспитывать, чтобы не было в человеке душевного порока. А это связано с работой ума и сердца. Когда не одно сердце захлёбывается в крови, но и мозг начинает работать в несвойственном ему режиме у физически здорового человека, что чаще всего автоматически приводит к болезни либо сердца, либо мозга. Инфаркты сердца или в мозгу удары, называемые инсультами (в народе это «удар», «шат» и т. д.).


…«Не всё пускать на сердце». То ли это страдание, боль, то ли это касается поступков иных плохих людей. Глаза видят, мозг понимает, а к сердцу не допускают, чтобы не было душевного испорченного продукта в организме целого. Это наводит на мысли старых людей о том, что надо не допускать к сердцу дурного или сильно больного, чтобы не таранить, не терроризировать сердце напрасно. Хотя если человек способен перебороть себя и обстоятельства, способен выстоять на определённом этапе развития, то опыт может и дать свои плоды, а не справится человек с чувством – то и сгорит.

Поезд сошёл с рельсов. Человек сошёл с ума. Что такое «сошёл»? А это то, что движения не наблюдается. Либо катастрофа впереди, либо задержка связи. Мозг не работает, не питает сердце знанием, не контролирует и не определяет здоровье. Оно оторвано. Часто сумасшедшие очень здоровы и сильны, но духовного продукта не выдают. Они не соображают, что делают. Иногда возятся в своих отправлениях. Способны что-то брать – чаще плохое. Иногда заворачивают в сторону от хорошего. Они остановили поезд мысли на рельсах духовного пути. Обидно, но такое бывает. Сумасшествие от механической травмы раньше лечили электрическим колпаком. При сумасшествии от травмы психической голова не справляется с знанием и ум подавляет то количество информации, которое он не поднял, надорвался, и теперь мелет – крутит вхолостую одно и то же, боронует на одном месте.

Педагог должен знать и понимать многое о возможностях и невозможностях человеческих.

Человек тоже состоит из своеобразных константных морфем. Глаза, мозг, сердце и другие органы – в них жизнь поддерживается за счёт крови и нервной системы. Известно, что есть корень физиологический и духовный, есть приставки, суффиксы и окончания свои в человеке. И конец жизни с его результатом. Человек и есть слово божье по природе. «Вначале было Слово», – так начинается Евангелие от Иоанна. Умирая, человек теряет связь со словом. Он нем, потому что мёртв. Но дух его слова, дух его физиологии перевоплощается в энергию, которая остаётся в нашем сознании и в сознании самой природы. Слово – оно имеет свою жизнь духовную в прямом смысле. Оно имеет своё общество, свою воспитательную среду в самом человеке, который производит его в объёме общественных отношений слов, именуемом стилистикой художников. Иногда это стандарт очень образованного человека, который имеет свои возможности по производству духовных слов, слов в общественном преобразовании. Вот эта самая материя и даёт нам основание говорить о возможностях воспитания. Потому что это дело природное и связано с божественными муками самого человека.

Мистика тут плохой помощник, если человек не желает трудиться на поезд своих возможностей, своего таланта и красоты. Слово – это и есть прекрасное. Что же касается безобразного, то оно – в неискренности слов. Злое убивает и старит человека раньше, и намного, его физического старения, которое закладывается нашим кодом природы.

Если к каждому корню детства мы сможем прикрепить приставку или суффикс для формирования нового слова или нового человека, то можно считать, что наша божественная миссия на Земле выполнена. Остальное всё – плоды испорченного воображения, кроме искренности и истинной любви. Другой любви просто не бывает. Вначале было слово человеческой любви. Остальное всё пришло со словом в мир нашего прекрасного. Это завидное явление в жизни. Безобразное – великий соперник и конкурент прекрасного. Но на то оно и воспитание, чтобы вырастить крепость духа. А внутреннюю трухлявость несёт пустая вода слов, сточных слов.

Величайшая война со словом в мире ведётся веками. Именно война отсекает развитие воспитания, оставляя подчас значение корня, определяющегося подтекстом времени и наносными слоями той жизни, в которой обитает корень и произрастает нечто иное. Оно уже как бы и не растёт, а гниёт и превращается в трухлявость. Вроде бы, и живое ещё, но уже и не живое, потому грибок безобразного разъедает живое древо нашего прекрасного будущего, превращающегося в бесплодие и бесплотие.

Иногда люди безнадёжно признают: убивают человека, истребляют племена, даже целые народы и нации, но зло неистребимо, чего же зря стараться бороться с ним? Наш ответ: зло можно только выдавить, вытеснить, чтобы оно осталось в стороне от дел человеческих. Но если зло при деле, то его истребить вряд ли возможно. Оно находит опору в общественном сознании, в кровной мести и прочих национальных щелях, из которых его не так просто вытащить на свет божий…

Единственное, что невозможно исправить, – это природу продолжения рода человеческого. Да и то, как сказать. Некоторые монахи побеждают плотское во имя духа. Но нужен ли такой дух? Сама церковь и вера говорят о том, что против естественной воли идти не стоит, если нет к тому призвания. А потому жить в условиях противоестественных линий нам, светским людям, не предписано, следовательно, мы должны придерживаться идеи духовного начала в телесном человеке. Учиться должны раскрывать непредвиденные красоты, которые и отделяют его от влияния безобразного, от вторжения энергетической бациллы в его восторженный мир откровений.

…Возможно ли открыть периодическую систему познания, созидания слова в человеческом преобразовании? Какая валентность поможет нам найти периодичность таких элементов воспитания, которые создадут нужность, необходимость человеческую?

Я думаю, есть такая таблица периодичности, есть система создания образованного человека, знающего и понимающего границы между разумностью и безумием. При таком очень важном определении мер воздействия люди ощутят свою счастливую необходимость в этой унылой, а иногда и весёлой жизни.

 

7 января 2010 г.

 







Литература

 

Сухомлинский, В. А. Мудрость родительской любви / Сост. А. И. Сухомлинская. – М.: Молодая гвардия, 1988.



Ый год

 

 

ОПЫТ СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ю. П. Наумов, О. В. Митрофанова


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.147 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь