Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Постоянные праздничные мероприятия превратились в весёлое, но бесцельное и пустое проведение уже не времени, а жизни в целом.



 

Не трудолюбие, а праздность волей или невольно внедряется в сознание детей. Праздность в школах, на сцене концертных площадок – везде, и в рекламе тоже. Едут и едут в поисках праздности за границу, гибнут на каждом шагу беспечные люди. Раньше не знали никакого веселья, кроме пьянки. Всё сводилось к застольям и обязательному и принудительному распитию алкоголя. Теперь путешествия стали болезнью национальной. В школе на всех уроках путешествуют, а праздничные мероприятия и посчитать сложно. И на телевидении ведь одни развлечения! Игра (например, викторина и прочее) может быть методической ценностью, а может быть мероприятием по части пропаганды отвлекающих от учёбы средств больше, чем самой учёбой. Если профилактические игры – например, на тему борьбы с наркоманией – не помогают истинному развитию детей, а являются пропагандой разложения, то надо сказать: такие игры вредны и в школе не нужны, потому что старая школа обходилась без них и справлялась со своей задачей. У нас в стране были полноценные женщины и мужчины, у нас не было наркоманов и алкоголиков, у нас не было личностного и общественного распада, следовательно, некоторые новшества – такие, как увлечение отвлечением от занятий с потерей интереса к учёбе, – вредны и опасны.

Для кого-то праздничные мероприятия – это созидательная работа, дополнительная нагрузка, а кто-то заболевает гуляньем, весёлым проведением времени. Массовый характер такого рода мероприятий снимает нагрузку непосильную с тех, кто их организует. Школа перестаёт принимать участие в массовых работах, за которые не платят. Так колхозников отучили от коллективной работы. Бесплатно кто будет пахать? И тогда праздники постоянные превратились в весёлое, но бесцельное и пустое проведение уже не времени, а жизни в целом. В деревне перестали вести личное хозяйство в надежде, что в коллективном возьмут ведро молока и лытку мяса. Но постепенно коллективное рушилось, а частное не прижилось в массовом плане, и потому люди пошли перебиваться от бутылки до бутылки. То металл собирают, то объекты колхозные разбирают, потом продают разобранное, а деньги пропивают. С потерей контроля хозяйственного и административного развратилось лицо тех, кто трудился. Труженика искусственно перевели в праздное состояние, чтобы он искал не дела, а времяпрепровождения. Так сложился новый класс бомжей на селе.

Но и город в этом отношении мало чем отличается от села. Разве только количественным составом.

Раньше школа готовила выпускника не только и не столько в высшие учебные заведения, но в основном в техникумы, профтехучилища, откуда выходили рабочими со специальностями для производства села, районов, городов. Сегодня рабочие специальности вызывают удивление. Выставлять стало нечего даже на промышленных выставках. Гоняясь за солдатом в Таллинне, мы теряем суть рабочего и колхозника. На ВДНХ – лице труда страны – распиливают на части художественное произведение Советского периода. Да мало ли кого снесли у нас! Мы хотим, чтобы стояли памятники нашим соотечественникам в других государствах, тогда как у себя ничего не защищаем и не отстаиваем. Приучили к безмолвию теперь уже не советских людей, а Российских. Под всяким соусом пытаются выдавливать и вытравливать свободу научного открытия и внедряют политическую демагогию. Пустота разоряет наши сердца. Бывшие партийные работники, завалившие вверенные им производственные участки, забили законотворческую организацию, приватизировали себе право выступать в роли деятелей политики, к которой у них нет ни ума, ни способностей. Извращается понимание всего того, что должно было возрождать государство.

 

НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ

С НАМИ РЯДОМ

(методическое объединение учителей

Николинской и Кулевчинской общеобразовательных

сельских средних школ Инжавинского района

Тамбовской области)

 

Статья содержит анализ открытых уроков математики во 2-ом классе, алгебры в 7-ом классе и физики в 8-ом классе сельской школы. Сельские учителя работать качественно могут, профессиональной квалификации у них достаточно; другое дело – как они отдают это ученикам в будни.

Если двигаться только по линии узкого поурочного преподавания и не представлять себе общей картины, то совершенствования не будет, а будет разрушение школьного дела. Широко захватывая процесс, можно в школе поднять планку довольно высоко.

 


1

 

13 марта 2007-го года в муниципальном образовательном учреждении «Николинская средняя школа» работало методическое объединение учителей Николинской и Кулевчинской ОСШ. Были даны открытые уроки по алгебре, физике, географии в классах основного звена и уроки математики в начальных классах. Собравшимся, в числе которых были как члены коллектива Николинской школы, родители учащихся, так и гости – директор Инжавинского краеведческого музея, работники методического районного Информационного центра, учителя Кулевчинской школы, учителя из Моршани, обучающие детей в семье, – всем им николинские ученики в завершение показали театрализованную, музыкально оформленную композицию «Село – души моей частица».

Сегодня сельскую школу все ругают за то, что она будто не даёт детям качественных знаний. Критиков находится много, а помощников – всё меньше и меньше. Остаётся только самим учителям забросить анализ собственной работы и обсуждение уроков коллег – и дело точно скатится к нулю. Я вообще за то, чтобы двигаться вперёд. Основания к тому есть. Время стоит чувствовать. Если это чутьё откажет, то мы не будем понимать жизнь.
А понимание приходит, когда ты видишь цели исходную, промежуточную и цель конечную. Если же ты слепо ползёшь от урока к уроку, забитый мероприятиями и всевозможными отчётами, то ждать движения вперёд вряд ли возможно.

 

 

 

Ю. П. Наумов (слева) на открытом уроке физики

в Николинской школе.

Март 2007 года

 

Но сельские школы действуют, ведётся в них методическая работа. Чему же и насколько качественно учили на открытых уроках в Николинской школе тех учеников, которые, рассказывая об истории своего села, признавались в любви к той земле, что вспоила и вскормила их? Оправдывают ли учителя надежды деревенских детей и их родителей на получение полноценного, соответствующего требованиям времени школьного общего образования? В этом мы и хотели разобраться.

 


2

 

Второму классу Валентина Николаевна Пискунова объясняла суть действия умножения. Урок был верно методически решён, насыщен разнообразными видами учебных действий. Дети сидели по-хозяйски, как дома. Темп урока был очень высокий, но второклассники справлялись с заданиями. Учительница через повторение, опираясь на знания учеников, подвела ребят к новой теме квалифицированно и в полном объёме. Учебный материал был отработан педагогом с математической точностью до миллиметра. Не хватало уроку только двух штрихов. Во-первых, лучше было бы сразу вводить детей в таблицу умножения, отрабатывать именно эти азы множительных расчётов, именно понимание табличных случаев доводить до предела осмысления и при этом постепенно начинать строить вместе с детьми те десять столбцов таблицы умножения, которые нужны и для ускорения вычислений и для развития арифметических навыков школьника. Во-вторых, В. Н. Пискунова не дала ученикам названий чисел изучаемого нового действия. При сложения компоненты действия именуются слагаемыми (видно, что это классом хорошо усвоено), но когда мы заменяем сложение умножением, то и прежнее слагаемое и число, обозначающее количество этих одинаковых слагаемых, становятся уже множителями, а в результате мы имеем уже не сумму, а произведение. Считаю, на это стоит сразу обратить внимание, указывая на природу качественных изменений, происходящих с числами. Именно в этом дело, а не только в другом знаке нового арифметического действия. Закономерности надо извлекать из демонстрируемого учебного материала. Это и есть научный подход, это и есть развитие, по какой бы программе и по какому бы учебнику мы ни работали.

3

 

На открытом уроке алгебры в 7-ом классе присутствовала учитель Ольга Викторовна Митрофанова, обучающая детей в семье. Предоставим ей слово.

– Темой урока Светланы Владимировны Поповой была подготовка к контрольной работе. Повторяя пройденное за III четверть, дети демонстрировали в действии отработанный механизм алгебраических преобразований. Темы повторялись не только письменно, но и устно. Более всего поразило меня, филолога, что дети, отвечая на вопросы учителя, говорят грамотно, правильно давая определения математических терминов и умело их применяя для объяснения решений. Когда ученик своими словами что-то объясняет, учитель принимает ответ, отмечает достоинства ответа, но просит вспомнить научную формулировку; когда ученик затрудняется дать определение, педагог исправляет подростка и, фактически помогая при этом строить сложные высказывания, развивает речь детей. Эту работу трудно переоценить. Ученики проговаривают, комментируют свои действия, выполняяя задания на доске, притом квалифицируют, называют и те приёмы, которыми пользуются. При затруднениях учитель сам напоминает правило, формулирует его, чтобы не занимать время у детей. Система требований Светланы Владимировны к ученикам – доводить все действия до логического конца. Школьники приучены своим математическим наставником и к вариативности решений. Немногие из нынешних семиклассников свяжут свою жизнь с царицей наук, быть может, не всем она и для работы пригодится, но то, что они на уроках математики учатся говорить, учатся логически мыслить, учатся искать разнообразные варианты решений, в том числе задач, – это скажется на развитии каждого.

На урок С. В. Попова пригласила и нашу дочь – семиклассницу Тоню, которая учится в семье. Учительница работала с Тоней так же, как со своими учениками: задавала ей вопросы, вызывала к доске. Ну а Тоня, в свою очередь, справилась с заданиями. В конце урока Светлана Владимировна сказала ребятам: «Тоня уже написала контрольную за III четверть и получила «5», вам ещё эта работа предстоит – постарайтесь и вы».

По окончании занятия кулевчинский учитель математики положительно отозвалась о нём. Сама С. В. Попова посетовала, что не продемонстрировала математической игры. На это я ответила, что давно хотела увидеть открытый урок именно рабочего, а не праздничного характера.

Итак, мы увидели, что сельские учителя работать качественно могут, профессиональной квалификации у них достаточно; другое дело – как они отдают это ученикам в будни.

 

4

 

Темой открытого урока по физике в 8-ом классе у Дмитрия Николаевича Шароватова было «Короткое замыкание. Предохранители». Это важнейшие знания, с необходимостью применения которых сталкиваются все. Практика не даёт нам покоя. Почти в каждой деревне есть смертельные случаи от короткого замыкания – этого лютого хозяина жизни; и не какие-нибудь случайные люди гибнут, а часто специалисты-электрики, которые пренебрегают техникой безопасности, теряют осторожность, внимательность и чувство самосохранения, занимаясь порой своей ответственной работой в нетрезвом виде. Чем больше опыта и знаний, тем большее пренебрежение наблюдается. Но электричество как совершенный вид энергетического обеспечения строго спрашивает с ротозея и приговор выносит суровый.

Дмитрий Николаевич волновался. Он не ожидал, что к его уроку будет такое внимание коллег. Учитель из Кулевчи, два семейных учителя и завуч Николинской школы.
В классе – празднично одетые девочки и двое мальчиков. Начался разговор о токе и медленно двигался в сторону формул. Было интересно даже самому уточнять то, что забылось. Ведь речь шла о мощности тока, его силе, о сопротивлении, об амперах и ваттах. Словом, о том, что невидимым потоком движется по проводам и так жестоко иногда карает нас. Наглядных пособий в первой, повторительной, части урока не было представлено – дети выполняли тесты на компьютерах, однако эта техника в работе с током не такой уж большой помощник. Но Дмитрий Николаевич ведёт в школе и информатику; вся новейшая техника установлена в математическом кабинете, где проводится физика. Сразу было видно, что современное оборудование вытеснило традиционное. В лабораториях теперь трудно найти вольтметр и амперметр. Учитель мог бы принести из дома нужные приборы. Но он – студент-дипломник. Ему бы справиться и с тем, что навалилось: с обучением детей физике, информатике, со сдачей собственных экзаменов. Педагог открыт, и его опыт работы с современными техническими средствами обеспечивает ему иммунитет от консервативности. Этот человек – в развитии.

Все в классе были увлечены тем, как учитель и дети вторгались в научные понятия мощности, напряжения, в формулы. Надо сказать, ученики ориентировались в формулах. И сами их строили. Иногда с помощью своих товарищей. Именно участие в построении закономерностей открывает путь к пониманию того, что движется по нашим электропроводам от источника энергии к тому, что они питают.

Один парнишка путался при решении задачи даже в арифметических действиях. Видно было, что с усвоением таблицы умножения у него были проблемы, либо проблема – в повседневной практической отработке элементов, в том, что не обращают внимание на состояние учебной болезни, когда диагноз как бы не определён, а организм невылеченно продолжает хандрить и тянется в хроническое состояние незнаний.

Был на уроке Д. Н. Шароватова и юмор, но не было укоризны. Учитель брал ответственность на себя за оплошности детей, когда им было сложно определиться. Всё это было на занятии. Жаль только, обсуждение открытых уроков скомкали. Методическое совещание имело иную направленность, что и заставило автора освещать конкретные занятия более широкой аудитории в прессе.

На уроке физики всё шло к пониманию короткого замыкания и предохранительных средств. Внимание проводке и её оболочке отводилось особое. Изоляция – дело важное. И оно должно соответствовать параметрам энергетического воздействия. При объяснении короткого замыкания учитель исходил из анализа формулы закона Ома: он старался выработать осознание той истины, что когда сопротивление уменьшается, подходит к нулю, падает, то сила тока увеличивается и, в результате, проводка возгорается, что без принятия соответствующих мер может вызвать пожар и гибель людей. Это случается, если мы перестаём думать или воспринимать тот опыт, который имеет практика. Достаточно ли такого понимания? Ясно, что нет. Одно усвоение учеником формулы полного и ясного представления не даёт.

Мы были молчаливыми участниками разворачивающихся событий. А дело шло к предохранителю (для счётчика), который лежал на полке с книгами. Там же оказался и предохранитель для телевизора. Вот тут-то учитель и сел на своего конька, а это у Д. Н. Шароватова – знание теле- и радиоаппаратуры и компьютерной техники. Доверчивость немного подводила Дмитрия Николаевича, хотя занятие не было лабораторной или практической работой, а было уроком повторения пройденного и объяснения нового учебного материала. Тем не менее можно было бы педагогу и розетку принести и счётчик. Дети должны знать, что коротить может проводка не только от мощности тока или его силы, не только от того, что не рассчитано сечение провода на изменение напряжения, – коротить может от плохого контакта, от жёсткости соединения или подключения, неумения соединять, связывать проводки, когда идёт переброска или разброс энергии с розеток на выключатели и по комнатам. Можно было бы схематично, но подвести учащихся к практике. Не формулы ведь бьют человека. Они – носители знаний в данном случае об электричестве. Бьёт нас та практика, с которой мы сталкиваемся повседневно. Меня всегда волнует выход на упрощённые, но очевидные элементы поурочной деятельности любого учителя, а физики – тем более.

Мне могут сказать: в программе за 8-ой класс большего, что было дано на уроке, и не предусмотрено учебником, методикой, узкими временными возможностями. Могу огорчить сразу: базы научных знаний для проведения полноценного занятия по физике достаточно. А учебники сегодня разные; кроме этих пособий, есть и иные источники умственного света. Методика же имеет широкий диапазон возможностей объяснить так, чтобы дети всё досконально поняли.

Урок Дмитрия Николаевича Шароватова состоялся, учитель заставил думать и детей и взрослых. Когда с открытого урока выходишь пустой и тебе нечего сказать – это урок плохой. Тебя не коротнуло на размышление, а следовательно, ты потерял время. Если же тебя затронуло, появились идеи, если ты пишешь об увиденном и всё перед тобой как на ладони, если ты усматриваешь какие-то закономерности – это значит, всё получилось и у учителя, и у детей, и у тех, кто присутствовал на уроке. Бурная реакция, творческое осмысление от короткого замыкания той энергетики, которая будит на сопричастность, – вот что важно. К сожалению, порой учителей больше занимает школьная самодеятельность, чем учебные занятия…

Урок физики, посвящённый короткому замыканию и средствам предохранения от него, – базовый. Тема эта интересная, значительная, открывающая возможности и опасности электрического контакта. Это как любовь между мужчиной и женщиной. Жёсткий контакт создаёт короткое замыкание – и появляется зародыш, новая жизнь. И нечего тут стесняться. Об этом можно и нужно говорить, хотя, конечно, бережно. Что же касается любви к электричеству, то без предохранительной оснащённости можно потерять человека. Вот так расходится природа человеческих отношений и природа электричества. Полярны они, но необходимы. Без света сегодня принять и роды невозможно обычные-то, а уж о проблемных и говорить не приходится. Так что электричество – это и демография и новые технологии.

Д. Н. Шароватову стоит довести свой урок до такого уровня, который дал бы возможность ребёнку овладеть практическими, жизненно важными навыками. Мода разная была в школах на игры. Но она уходит, а научные знания остаются. Технические средства и наглядность – это тоже часть науки. Хочется, чтобы дети не теряли уверенности, не волновались, хотя на открытых уроках при стечении чужих взрослых людей можно потерять и твёрдость. Всякое бывает. Но по теме надо помнить: состояние проводки зависит от умения людей работать с ней, от их навыков. Если электропровода расходятся по стаканчикам от столба к столбу незащищёнными, потому что находятся друг от друга в метре, то короткое замыкание может случиться, когда провода провисают и на ветру болтаются, задевают друг друга. И в поднебесье иногда коротит, когда две параллельные прямые ищут своего соприкосновения или пересечения. А в домашних проводах всё сложней и коварней. При любом некачественном соединении на электроприборе может идти короткий всплеск энергии. Будет искрить либо на вилке, либо в розетке, пока не сгорит.

Опорная точка моих рассуждений по поводу открытого урока физики сводится к следующему: хотелось, чтобы в селе оставались люди, подготовленные в отношении электричества и электротехники. Ребёнок должен освоить азы теоретических и практических знаний, в том числе и в лабораторных условиях, должен овладеть в школе навыками, достаточными для того, чтобы самодеятельный интерес домашнего тыкания пальцем в лампочку сменился бы на профессиональный подход, когда бы человеком управляло не самодовольство или самонадеянность, а осознание жизненной необходимости соблюдать и грамотно обеспечивать технику безопасности.

Урок закончился на коньке компьютерного подсчёта достижений и ошибок учеников, а я остался на волне практического осмысления. Ясно, что без компьютера сегодня школа уже не школа. Но надо понимать и значение приобретения базовых знаний.

 


5

 

Методическое совещание по общему оформлению в коридорах Николинской школы напоминало скорее выставку музейную, на которой были собраны экспонаты села. Стенды рассказывали о самых разных людях, о происхождении Николино и о Моршанской церкви, о священниках. О главном покровителе и строителе округи Г. С. Перекислове, который учил лучших из местных детей священническому, регентскому и учительскому делу на свои деньги. Строил для людей школы, больницы, жилые дома и церкви. Базу села создавал без помпезности и показухи. Был истинным предпринимателем, хозяйственным помещиком и заводчиком. Но и сам жил среди людей, не тратил деньги по заграницам. А какой культуры был человек! О нём не забывают школа, люди, земля, на которой он жил.

Можно было бы много говорить о николинском коллективном хозяйстве, которое и падало и поднималось, о людях, которые и прожигают жизнь и её созидают. Но школа есть школа. Она отмечает только то, что отсеялось и устоялось. Можно отдельно написать о представлениях детьми истории хозяйства и историях жизни тех людей, которые воевали, которые утверждали село, но идёт смотр-конкурс таких мероприятий, и выступать автору в роли судьи негоже, поэтому мы остановились подробно на уроках. Единственное, что хотелось бы особо отметить, – так это фотографию с Прокопием Шароватовым. Он с моим дедом, Наумовым Тимофеем Васильевичем, учился в Саратовской семинарии. Да, П. Шароватов был регентом в церкви. Но он ещё был учителем музыки и пения в Николинской семилетней школе в 50-е годы. Это важно в смысле востребованности церковнослужителей в светском плане. Но об этом мало кто помнит.

6

 

Сделаем выводы. Коллектив Николинского образовательного учреждения идёт к научности знаний, детальности их, к педагогическому мастерству, идёт от единичного мероприятия к творчеству в области культуры. Школа готова к научному, то есть творческому подходу, к исследованиям и открытиям в области краеведения, и не только. Систематизация, анализ сделанного открывает путь к новому видению условий исторических и современных. Такую же работу можно осуществлять и на базе фундаментальных научных знаний. Но если двигаться только по линии узкого поурочного преподавания и не представлять себе общей картины, то совершенствования не будет, а будет разрушение школьного дела. Широко захватывая процесс, можно в школе поднять планку достаточно высоко. Это не значит, что все должны идти в науку. Но школа суммирует научные знания и преподаёт их. Если учитель не видит и не понимает научного подхода, то он обречён и заклёкнет, потому что затирать знания – это значит обрекать себя на гибель в плане развития. Такое происходит нередко, когда думают, что научные изыскания где-то там, далеко. Но они с нами рядом.

 

20 марта 2007 г.

 








БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ –

ВЕЛИЧИНА ПОСТОЯННАЯ

Учебные пособия – не газета, не периодическая печать, где статьи пускают на читателя, чтобы выяснить обоснованность своих суждений. Учебное пособие – выверенный документ, содержание которого должно определяться не идеологиями, а точностью знаний, правдивостью и закономерностью научных открытий.

Всё зависит от учителей, родительской общественности и от требований государства к стандартам – не от тотального контроля и всевозможных наблюдений, а просто от профессионального обоснования, которое утрачивается. Ведь к Министерству образования школа относится уже фактически неполноценно. Их связывает одно ЕГЭ. Стоит пересмотреть подходы власти к школе и подходы к знаниям в школе.

 

Базовые знания – величина постоянная, уточняющаяся в своей неизменности. Меняются методические подходы, они проясняют базовые знания и помогают детям осваивать то, что берётся с трудом. Базовые знания определены научным миром, в школе введён основанный на них стандарт. По любой учебной дисциплине (в том числе по истории) научные данные могут дополняться доказательствами, которые раскрывают суть знаний. Ведь учебные пособия – это не газета, не периодическая печать, где статьи пускают на читателя, чтобы выяснить обоснованность своих суждений. Учебное пособие – выверенный документ, содержание которого должно определяться не идеологиями, а точностью знаний, правдивостью и закономерностью научных открытий. Только методика может позволять вольность в изложении тех принципов, которые вводятся государством как абсолютное знание. Понятно, что разные учебные дисциплины требуют совершенно разного подхода. Одна дисциплина допускает выход за стандарт, а другая позволяет стандарт уточнять. ЕГЭ как раз и показывает уровень и степень подготовленности не по произвольному представлению о предмете, а по базовой части знания, которая если и подвергается изменению, то на абсолютно аргументированном уровне, согласно новым объективным законам и открытиям.

В начале девяностых годов прошлого века многие бросились всё и вся изменять не по принципам научных законов, а по принципам построенной на сенсациях периодической прессы, материалы которой иногда могут быть полезными и могут помочь найти обоснование, но в большинстве своём несут демагогию популизма и крайние убеждения, создающиеся только для собственных амбициозных интересов. Научная работа – не газетное творчество. Задачи у них разные, но открытиями они могут смыкаться иногда. Однако нельзя брать за основу, за базовые знания то, что не до конца проверено и не поддержано хотя бы какой-то частью научного мира, люди которого по преимуществу являются независимыми экспертами.

Учебник – это не газета. Учебник – это книга для учителя и ученика. Но знания по предмету – например, по той же родной истории – ученик должен получать не только из учебного пособия, а и от педагога. Но опирается ли педагог на исторические первоисточники? Опирается ли на литературные произведения? Литература иногда глубже, точнее раскрывает время, показывая участников событий и давая анализ фактов через героев. Время, в котором мы жили, мы изучали больше по литературе, по художественным произведениям, по оценке этих созданий исследователями. Литературоведческий анализ художественных творений той или иной эпохи ясней её открывает, чем школьный учебник истории. Также огромную роль в понимании истории играют воспоминания современников. Вот почему зачитывались мемуарами Дениса Васильевича Давыдова, Георгия Константиновича Жукова, мемуарами и генералов и солдат Великой Отечественной. В таких книгах совмещаются исторический источник и современность. Ясно, что в этих записках, рассказах о прошлом есть субъективность, а иногда и тенденциозность. Но в совокупности исторические источники и воспоминания современников – это отправная точка для оценки того или иного исторического события. Находки летописей, всевозможных исторических документов – это тоже открытия, это научное основание для дальнейшего анализа, сопоставления, чтобы сделать авторское открытие на базе находок, чтобы выявить в них такие возможности, которые позволили бы решать научные задачи.

Подходы к образованию надо менять. Подход к подаче учебного материала – это методика. Осмысление, аналитика помогает преодолевать психологические препятствия. Отношение к изменению стандарта обучения – это базовая часть не пенсии маленькой, а большого знания. В некотором смысле стоит шунтировать те стандарты, которые подвержены были идеологизации. То есть перекрыть стоит старые русла и дать ход новым каналам, который и изменит подход. То есть стоит подойти к тому, что будет положено в основу новых знаний. Подойти с методически выверенными объяснениями.

К базовым знаниям относится неоспоримая истина открытий или исторических источников, которые признаются в веках. В философии, в истории, а в точных науках и вовсе определяющими являются законы. Они закладываются в основу знаний. Но если люди берутся писать книги, не понимая и не определяя место законов, источников, открытий, о чём тут говорить? И вот к тем истинам, которые пришли не так давно, нужны новые подходы или разные точки зрения – методически убедительные и изложенные в доступной форме.

Раньше меняли программы – подбор тем определял методическое обоснование и те знания, которые должны получить учащиеся. Подходы – это как бы новая программа, к которой призывает глава государства. Но всё зависит от учителей, родительской общественности и от требований государства к стандартам – не от тотального контроля и всевозможных наблюдений. Просто от профессионального обоснования, которое утрачивается. Ведь к Министерству образования школа относится уже фактически неполноценно. Их связывает одно ЕГЭ, являясь мерилом работы общеобразовательных учебных заведений. Стоит пересмотреть подходы власти к школе и подходы к знаниям в школе.

Что же касается части элитного знания или отношения, то могут и не понять методические доводы и применение подходов таких, которые насыщены не пониманием, а снобизмом. Снобизма везде много. В том числе и во власти. Опять же помним, как на волне изменений волокли за уши иностранные слова, которые имели, вроде бы, одинаковый смысл с нашими некоторыми понятиями. Однако вводились эти иностранные слова исключительно для элитарного обихода, на русский язык не переводились, а как бы перекладывались на нашу почву. Но люди передавали их с изменением одной буквы или звука. Получалось, например, «прихватизация». Слово «приватизация» знала элита, а русский человек создал заменитель – «прихват», и это стало понятным, обиходным словом в речевом общении народа. Так элита пыталась отгородиться от всех остальных в стране людей и обмануть их, а люди стремились приблизить иностранное слово к русской не ментальности, а понятиям. У народа всё как-то конкретней и точней. Без обмана. Намёк. Наша элита принимала ментальность пришлую, а люди отвергали и определяли своим названием истинное её значение по тем действиям, которые сопровождали это мероприятие государственного значения. Слава богу, что учителя пока что ни от кого не отгораживаются элитной терминологией, но знают, что их умыли – и не раз – элитарные клубы в министерских коридорах, где отыскивали для своих решений изображение смысла в терминах, которые внешне обозначали благие намерения, тогда как на самом деле это был всего лишь предлог одурачить общество. И дурачили на первых порах. Но в дальнейшем оказывались сами в положении развенчанных тузов. Можно перечислять благих намерений море. Всё по Черномырдину: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Как всегда – то есть неудачно. Почему? Потому что обман раскрывался и народ объединял усилия для сопротивления насилию, которое несло развал не системе, а государству.

Так складывались отношения между народом и властью. А школа оставалась верной своим традиционным правилам. Выдавать решения государства за чистую золотую монету. Тогда как монета эта оказывалась всего лишь позолотой, и крах в этом случае был неизбежным в образовательной подготовке наших детей. Что же касается городских улиц, то надо признать: жизнь учит сурово. Неисповедимы пути Господни к правде, к источникам собственного развития. Уличная подсобная обученность, ясно, мало что даёт. Но и на улицах не одни ларьки с вещами и продуктами питания стоят. Есть там книжные магазины, есть ещё кое-что – театры, музеи, Дома творчества, Дома культуры, стадионы… «Что ищите, нетленные, то и находите» – это библейское высказывание относится к обучению как процессу, протяжённому по цели и интересам. Фактически мы все дети улицы. Но все мы разные только потому, что искали в жизни и знаниях каждый своё. Не важно, воспитывался ли ты на уличном или на элитном пространстве – оно многогранно. Главное, чтобы ты не остался на том уровне, который бы позволил тебе заклёкнуть.

Великие умы древности бились над открытиями истин, конечно, элитарно. Но проходило время, и всё это оказывалось достоянием масс, простых людей, когда между ними выстраивались образные переходные звенья. Они-то и помогали людям овладевать великими истинами или приближаться к ним.

Образование, которое основывает свои программы на научных открытиях великих умов, строит систему обучения так, чтобы открытое отдельным человеком стало с благодарностью принято многими, если не всеми. И в этом плане я тоже вносил свой вклад. Есть ещё то, что надо опубликовать. Нашему обществу свойствен интеллектуальный рост, а потому мы, надеюсь, не веками будем подходить к тому новому, что поможет нам занять очередную высоту развития.

В период перестройки иные руководители предлагали изменить психологию советских людей. Изменили психологию напрочь. Реформаторы предлагали отучить людей от коллективного безделья и подвели к индивидуальному тунеядству. Мало что-то продекларировать. Нужна такая стартовая база, которая помогла бы изменять всё не с ног на голову, а совсем иначе. С ног на голову у нас научились вертеть людей, в то же время оставляя их в невесомости: мол, как хотите – так и плывите. Ясно, что и прикантовывание мало что даст. Я лично в состоянии ввести своё понимание обществоведения. Но я этим занимаюсь давно. Вижу процессы и понимаю развитие. Более того, способен влиять и влияю на разных уровнях. Иногда это незаметно. Черновая работа – это урок конкретного повседневного жизненного пространства. Открытые уроки, которые даёт власть, – они видны, но их не поставишь прямо в учебник.

В Советское время делали учебники истории, опираясь на высказывания Генеральных Секретарей Коммунистической партии, но что это были за истории – мы хорошо знаем. Верно, что историческая работа – это прицельная работа с разных сторон и позиций. Но у нас позиции чаще всего выдают за переворот с ног на голову. Маловато опыта, чтобы создавать истории открытого типа, которые бы определяли здравый смысл и сознание будущего России. Этот опыт появится, когда у власти будет другой подход и она будет способна вести диалог, а не диктовать только свою позицию, когда терпимо будет относиться к разным мнениям о себе, когда возможность открытого обсуждения речей, мыслей, дел руководителей будет предлогом предметного разговора гласно. Но так случается, что бросаются опять в диалог те, кому в этой полемике и делать нечего. Власти надо перестать стремиться понравиться, надо перестать раздаривать всевозможные гранты тем, кто не работает, – надо поддерживать тех, кто трудится в ключе времени. А таких сегодня мало – больше кликуши, как в Советское время. Это как раз и не позволяет изменить подход к жизни через обществоведение и историю нашего времени.

Ясно было всем, что в Советское время история в школе и вузе опиралась на диктовку, когда цитатником служили речи того или иного Генерального Секретаря ЦК КПСС. Разве это отражение действительности, разве это её анализ? История как наука – это системность, закономерность источника, факта, его понимание и видение тем, кто о нём пишет. Моральное право надо иметь на то, чтобы писать. Мало кто в школах знает историка академика АН СССР М. Н. Тихомирова, труды которого стали фундаментом исторической мысли в Советское время. Это исключительная научная фигура. Это прежде всего собиратель редких источников, коллекционер летописей, всевозможных документов, который рассматривал их преломление в свете исторических отношений.

Вот данные об этом учёном. Михаил Николаевич Тихомиров – советский историк-славист, источниковед, специалист в области истории и культуры России X-XIX веков. Внёс значительный вклад в изучение социально-экономической, политической истории древнерусского города, народных движений в России XI-XVII веков, истории государственных учреждений средневековой России и т. д. В своих исследованиях всегда в центр ставил исторический источник. Автор первого советского учебника по источниковедению. Крупнейший специалист и создатель научной школы в области источниковедения. Возглавлял Группу по изданию Полного собрания русских летописей.

Б. А. Рыбаков – русский советский археолог и историк, академик РАН, директор Института археологии АН СССР в 1956-1987 гг. Труды академика Рыбакова (одного из авторов школьного учебника «История Отечества», который много лет был стабильным пособием) тоже воспринимаются наукой, где требования очень высокие к профессиональному достоинству авторов. Если сравнивать авторов от власти и от науки, то нельзя не признать: учёные котировались выше, но их работы характеризовались сложным изложением и пониманием узкого вопроса, хотя и глубинным пониманием.

Критерии оценок… Кто их даёт и на что опираются при этом? Есть масса источников. Но в Советское время их могли добывать только коллекционеры, почему они и пользовались уважением и доверием, ведь опирались на исторические новинки, которые открыто достать было нельзя, как и запрещённых авторов, поэтому люди искали источники правдивые, которые не были бы идеологизированной шелухой.

Спорить, мнения какие-то представлять – всё это относится к дискуссионному клубу. Школьный учебник – это книга для обучения основам какой-либо науки; от учебного пособия как области ограниченных сведений отталкивается учитель в своей работе, черпая в нём такие данные, которые соответствуют его представлениям. Но научные открытия лежат не на поверхности речи и сознания. Это глубинная работа сознания. Поэтому открытия требуют такого же прочтения, чтобы человек погрузился, приблизился к осмыслению учёного.

Настоящий профессионал ищет таких же настоящих авторов-исследователей, искателей той истины, которая не лежит на поверхности. Истину невозможно разгромить, как Белый Дом, из которого выкуривали депутатов Советов. Документы могут и сгореть, но не все. Историки восстанавливают даже утраченные в памяти документальные подтверждения того или иного события.

Перед завершением политической карьеры у нас как-то любят поговорить на темы истории и обществознания. Так получается – отвечать не надо. Подброшу идею, а там кто-нибудь доведёт до дела эту задачу. Думается, что тема эта не попутная. Она требует от всех делового подхода. Только в этом случае мы сможем определиться с местом в истории. Критика научная – всего лишь толчок, она следует за аналитикой. В результате могут быть открытия. Но к тому необходимо готовиться основательно и определиться необходимо государству в том, что нужна именно История, а не иллюстрация к походам того или иного князя, к решениям того или иного Генсека.

От нас всех зависит элементарная человеческая жизнь, следовательно, отношения. Назовите это коммунизмом, социализмом или ещё как. Ничего не изменится. Прожиточный уровень должен быть обеспечен тем гражданам, кто стоит в малообеспеченном социальном ряду. Подкуп тех, от кого зависит иллюзорная власть, ничего не стоит. Им можно бросать премии, гранты, разоряя тех, кто того достоин, но вряд ли это изменит нашу жизнь в лучшую сторону. Только обозляют людей. Люди наелись антисоветчины. Этим никого не удивишь. Меня восхищают люди, которые не гонялись на западном берегу за славой. Но были и те, кого гнали из страны за то, что продали свои творения, а затем предали страну и нанесли сокрушительный удар не системе, а народу, ибо страдает всегда народ, поэтому влияние на эволюцию внутри страны всегда важнее и нужнее соплеменникам.



Ый год

НАСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧНА

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ?

Осмысляя понятия и процессы адаптации и гуманизации в образовании и воспитании, автор статьи высказывает опасения: смогут ли работать человеколюбивые средства в частнособственническом жизненном пространстве? не потеряем ли мы детей, которые будут приспосабливаться к тому окружению, в котором господствует хищничество и бессовестность?

Для того, чтобы гуманные средства работали, стоит заботиться о возможности их проведения в жизнь. Не надо заниматься утопиями. Мы живём не в призрачном мире, а в реальных капиталистических условиях. Они требуют проверенных средств, форм и методов воспитания.

 

Сегодня много говорят об адаптации человека, которую понимают как приспособление ради выживания. Естественна биологическая, или физиологическая адаптация. Приспособление человека к тем условиям, в которых он оказался, к тем людям, среди которых он живёт, вызывает большие вопросы. Социальная и психологическая адаптация не есть гуманизация отношения к детям. С точки зрения профессионального отношения – это как бы понимание учеником учителя. Но нынешний работодатель смотрит на это иначе. Для него надобно приспособить настоящего ученика к беспрекословной его воле. А время изменилось. Это раньше ученик становился не гражданином, а удобным винтиком. Сегодня закон позволяет быть полной машиной, а не только деталью к ней. Но хозяин желает заменить человека, его труд поточной линией, поэтому он не церемонится с непокладистым и под любым предлогом оставляет без работы, без заботы и внимания. Формирование человека средствами образования несколько изменилось, идеология перевернулась, но ребёнок остался. Классовой борьбы нет, вроде бы, но и законного сопротивления личность не может проявить. Опять у гуманистов могут отнять даже законно заработанные деньги незаконными средствами, а то и административным ресурсом. Честно сказать, человечны те средства, которые дают право гражданину по закону жить. Но это при гуманной правоохранительной системе, которая обеспечивает справедливые взаимоотношения. Без средств к существованию своих прав не отстоишь. Для защиты прав быть воспитанным человеком мало. Нужна финансовая база. Всё тут определяется взаимосвязью. Чтобы отстоять право на получение знания, столкнёшься с негуманным воздействием. А противодействие не всегда опирается только на благородные средства. Либо само понятие гуманности теряет своё значение, либо под этим понятием можно иметь широкий спектр средств, которые бы обеспечивали граждан без классового противопоставления, без открытой вооружённой борьбы возможностью выстоять, защитить свои права и сохранить гуманное своё лицо.

Отстаивая разные формы образования, мы сталкиваемся с разными формами собственности. Неприкосновенность собственности обеспечивается охранным воздействием на окружающих. Проще говоря, узаконен ввод в действие мобильных средств вооружённого характера. Тогда как разные формы образования пока ещё лишены всяких прав. Дополнительные документы к приказам Министерства образования говорят о том, что даже школы, а вернее, педагогические кадры, ещё заставляют работать с дубиночных позиций. Слишком робко пробивают себе дорогу в жизнь гуманные средства воспитания. Тогда как другие стремления входят, вооружённые при этом. Ты – со словом, а он – с пистолетом. Кто смотрит на беззащитную птичку? Её стреляют ради забавы. Ведь не смотрели на всё то, что было как бы ничьим с точки зрения возрождения частной собственности. А ничто должно истребляться хищническим образом. Всё подчинено законам антиномий. Если можно доказать, что гуманизм есть, то с таким же успехом можно доказать, что его нет. Но это философия, а в жизни можно доказать, что закон о гуманности есть и одновременно его нет. Однако беззаконие не поддаётся никаким антиномиям. Беззаконие и антигуманность имеют общую базовую основу. Это не политика. Человек живёт, испытывает не только нужду, но и воздействие. Так что мы имеем дело с таким тонким инструментом гуманизации, который стоит обсудить не с политических позиций, а с профессиональных и научных.

Передовые люди отстаивали свободу мысли. Пробуждали энергетику вдохновения на массовое проявление личностных интересов. Люди хотели двигаться. И двигались.

Такова позиция жизни нашей – последовательно принимать участие в столь сложном вопросе. Судиться по каждому делу невозможно. Суды и так завалены, либо к ним никто не будет обращаться. Законное право, то есть гуманное, с критериями гуманности тоже надо определить и не столько в рамках педагогики, сколько жизни. Педагогика – это наставление, но кого и для чего наставляют? Мы уже видели разные виды и формы наставления. Они гуманные поверхностно, когда по сути в них заложен механизм обратный. Стоит остановиться на разных аспектах, чтобы выявить межпредметную суть.

Для того, чтобы гуманные средства работали, стоит заботиться о возможности их проведения в жизнь. Необходимо защищать гуманное воспитание человека. Для того скажут, чтобы он обретал знания, смог себя обезопасить. Но как? Суды завалены, а право не определено. Закон расплывчат. Как же возможно с таким скальпелем человеческого ощущения лезть в жерло кузнечно-литейного производства? Там ведь молот требуется. Всё это эскизы примерного планирования понятий, которыми живёт человек. Живёт ли он или существует в трясине повальных мероприятий, которые душат любую гуманизацию? Это вовсе не значит, что о гуманности речи не должно быть. Но прежде всего определиться надо со многими понятиями, чтобы в гуманное жизненное пространство не вторгалось зверское обращение, когда с одной стороны – волк, а с другой стороны – бескрылый ангел, которого хоп – и съели, а он даже и прыгнуть в ущелье не успел, куда не подберётся волк.

Не только кто-то и кого-то. Но сам человек должен проявить характер на встречное, однако, для того нужны элементарные условия жизни. Защитные средства и позиция влияния. Я не могу сказать, что смог спасти село, но утверждал жизнь там. Потому как люди сами искали средства спасения себя. И я был примером, ибо в селе даже умирающем можно жить достойно, творить, учить детей и добиваться уважения среди самых разных людей. Я строил государственный дом, но сам остался почти выброшенным на улицу. И тогда я сказал: «Строй сам себе». Построил, но жить приходится в новом доме только детям. Мала каморка одновременно для школы и для такой махины, как я.

Я не спивался, не приспосабливался и не адаптировался к общественному окружению (будь то крестьяне, горожане или зажиточные люди), которое повально подавляло каждого во имя смиренного существования всех. Было время, шумел, когда другие стреляли. Потом стал доказывать законом, когда другие шумели. Любовь к людям – самый важный критерий гуманного воздействия на них. Но это вовсе не значит, что надо только и делать, что подставлять щёку. Щёк не останется, если только и будут тебя хлестать. Какой мерой меряете – такой и вам отмерится. Но это с двух сторон. А не только со стороны гуманной или отдельно с противоположной.

Гуманно дать здоровье ребёнку и отстоять его железной волей родителей, а не сюсюканьем из подворотен, когда каждый лезет в личную жизнь семьи со своим уставом. А в чужой храм, как известно, со своими уставами не ходят. Вынужденно приходится применять к детям и строгие меры, но когда в семье ладу нет. Когда один желает быть хорошим или гуманным в ущерб другим. Пора понять, что гуманно накормить, напоить детей, создать им уют, нормальные человеческие условия жизни. Гуманно обеспечивать все потребности, особенно физического развития. Спортинвентарь, всевозможные инструменты и приборы, а также пишущие средства, чтобы ребёнок мог самостоятельно выбирать свой детский вид деятельности, активности. Гуманно развивать детскую фантазию общением, не отбрыкиваясь от ребёнка.

Почему сегодня встают эти идиотские вопросы? Потому что встречаются случаи, когда сами родители опущены и не имеют возможности и права ничего требовать от детей жёстко. Более того, чтобы дитя не требовало с него качественной жизни, он окунает его головой в ту пропасть, где погибает сам. Вот где жестокость и гуманность разошлись напрочь.

Не надо заниматься утопиями и обманывать людей и человечество. Мы живём не в призрачном мире, а в реальных капиталистических условиях. Они требуют проверенных средств, форм и методов воспитания. Чтобы один не горбатился на другого. А если он делает, то за это должен вознаграждаться по достоинству.

Всякие иные придуманные формы, живущие только в теориях, должны постепенно приближаться к жизненному пространству.

По пути к взрослой жизни человек не должен забывать захватить сознание того, что иные способы жизни могут не только не помочь ему раскрыться в полном объёме, но и сведут существование к невозможному варианту. Мы в своей семье жили русскими принципами и выучили детей сами, хозяйка уже претендует на звание кандидата наук, а детей продолжаем учить в семейном образовании. Это новая форма пришла к нам от демократических схем и влилась в нашу русскую жизнь с крестьянским хозяйством, ведением и выращиванием домашних животных. То есть, не паразитируя на шее у кого-либо, мы делали своё дело. Работали и дети рядом.

Гуманно ли заставлять детей работать? Заставлять нет. А прививать уважение к труду, воспитывать любовь к родным местам гуманно. Так что всё очевидно. Мои дети заняты в спорте, в работе, учёбе. Какие там наркотики!
Я многих детей и взрослых спасал и другим показывал, что надо вновь заполнять спортивные площадки детьми, что там должен быть спортинвентарь, который должен работать на развитие человека. Теперь мало увидишь в селе катающихся на лыжах или коньках. Праздно стремятся люди жить. А вот пить, безобразничать и употреблять наркотики – это не праздно.

Так изменяются понятия. А мы остаёмся при старых убеждениях.




Ый год

ГУМАННОСТЬ – ВЕРШИНА

ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

О. В. Митрофанова,

соискатель степени кандидата наук

на кафедре русского языка Института

русской филологии Тамбовского

госуниверситета имени Г. Р. Державина

 

Статья включает интервью с Ю. П. Наумовым, представлявшим Тамбовскую область на Педагогических Чтениях, которые проводятся Международным Центром Гуманной Педагогики. Юрий Петрович считает, что в воспитательных и образовательных учреждениях Тамбовской области есть опыт утверждения гуманных традиций, есть новые идеи, с которыми стоит познакомить педагогическое сообщество.

 

9-11 января 2009-го года в Москве проходили VIII Международные Педагогические Чтения, организованные Международным Центром Гуманной Педагогики, государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», Международным Центром Рерихов. Педагогические Чтения проводятся с 2002-го года; в 2008-ом году их темой было «В чаше Ребёнка сияет зародыш зерна культуры», в этом году они провозгласили своим девизом высказывание Л. Н. Толстого «Истинное воспитание ребёнка – в воспитании самих себя».

На пленарном заседании выступали: В. В. Рябов – ректор ГОУ ВПО МГПУ, академик, профессор – с вступительным словом, Ш. А. Амонашвили – заведующий лабораторией инновационной деятельности МГПУ, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики –
с докладом «Воспитать других можно только через себя», Н. Д. Никандров – президент РАО – с сообщением «Социальная среда и проблема воспитания» и Д. Д. Зуев – профессор, член-корреспондент РАО, главный редактор недавно вышедшей в свет «Антологии гуманной педагогики» –
с выступлением «"Антология гуманной педагогики" –
источник расширения педагогического сознания».

 

Ю. П. Наумов (в верхнем ряду справа)

на VIII Международных Педагогических Чтениях

«В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна культуры»

Преподаватели вузов России, стран СНГ и Прибалтики, руководители отечественных и зарубежных Лабораторий гуманной педагогики, научные сотрудники НИИ РАО, начальники Управлений образования, учителя, педагоги-психологи, директора школ и воспитатели детских садов РФ, Белоруссии, Украины, Эстонии и Латвии на общих встречах, за круглыми столами и на мастер-классах делились опытом, говорили о проблемах, с которыми сталкиваются дети, их родители и педагоги.

Традицией Чтений стали сообщения по темам «Есть идея» и «Как светлый ангел побеждает». На общих встречах участники высказывают новые идеи, обогащающие теорию и практику гуманной педагогики, и рассказывают об опыте спасения того или иного конкретного ребёнка от агрессии взрослых, от наркомании, курения, алкоголизма, от дурной компании, от попытки суицида и т. д., от таких обстоятельств и поступков, которые могли бы его погубить.

Круглые столы Восьмых Чтений рассматривали духовность как путь расширения педагогического сознания, утверждали необходимость делаться с каждым днём лучше и добрее, необходимость пробуждать в сердце родительскую мудрость. Ведущей идеей круглого стола «Урок – ступенька постижения педагогического искусства» под председательством Т. Л. Павловой, профессора, зав. кафедрой педагогики Новосибирского государственного педагогического университета, стали слова Л. Н. Толстого: «Чем дольше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, тем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше будет вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик… Для того, чтобы иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество… Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и любовь к ученикам – он совершенный учитель».

В 2008-ом году впервые в практику Педагогических Чтений были введены мастер-классы. Авторы мастер-классов привнесли в утверждение гуманного воспитания и обучения новые мысли и планы, новые практически усвоенные знания, навыки и уменье.

Тамбовскую область на Седьмых и на Восьмых
Педагогических Чтениях представлял Юрий Петрович Наумов – писатель, учитель.

Мы взяли у него интервью.

– Юрий Петрович, что Вам запомнилось на этих Чтениях?

– Разговор шёл по широкому спектру гуманного отношения к человеку и к природе. Все выступления отличали доступность и аргументированность, высочайший профессиональный уровень. На пленарном заседании запомнился Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, доктор психологических наук. Знал я этого известного учёного по его научным работам давно, а впервые увидел на Седьмых Чтениях. Ш. А. Амонашвили, боровшийся в своё время за отмену формальной оценочной системы в младшей школе – той системы, что порождала «борьбу за отметки», – ставший после перестройки основателем направления гуманной педагогики в нашей стране, стремится построить в обществе такие отношения между людьми, которые сделали бы их человечнее, развивает идею духовного основания гуманности.

Большое впечатление произвело на меня заседание круглого стола под председательством В. Г. Ниорадзе, доктора педагогических наук, профессора. На этом заседании говорили о том, что тот человек совершенный, кто не согрешает в слове, кто является исполнителем слова, а не только слышателем его.

Ярким был мастер-класс Виктории Фёдоровны Бак, учителя биологии школы № 11 города Артёмовска (Украина). Тема её мастер-класса определялась так: «Нравственное пространство урока биологии как среда выращивания духовной общности между учителем и учеником». Виктория Фёдоровна убеждала, что каждый урок несёт в себе возможности для внутреннего изменения и улучшения учителя, что устремление учителя к самосовершенствованию может поднять его до высот педагогического мастерства; В. Ф. Бак также объясняла необходимость дополнения школьного предмета биологии современными открытиями в области естествознания и необходимость целостного подхода в обучении биологии, при котором раскрываются духовно-материальные основы жизни.

Вообще, красной нитью через выступления участников проходило утверждение: можно и нужно в школе воспитывать ребёнка средствами изучаемого предмета, можно и нужно влиять на личность через процесс освоения ею какой-либо науки, чтобы ученик делал знания частью не только своего сознания, но и духовного мира.

– С чем Вы, Юрий Петрович, ехали на Седьмые и Восьмые Педагогические Чтения? С чем выступали?

– 9-11 января в МГПУ собираются энтузиасты, которые что-то утвердили в педагогике, – результат их работы, результат их научных исследований чаще всего уже зафиксирован в изданных книгах. Я тоже ездил в Москву не с пустыми руками. Написанная мной совместно с О. В. Митрофановой книга «Ключи к разумному чтению», которая рассматривает проблемы обучения детей грамоте, русскому языку и литературе, пользовалась спросом и разошлась по разным уголкам бывшего СССР. В своём выступлении в 2008-ом году я поделился опытом семейного обучения. В этом году моё выступление было посвящено человеку, врачу, учёному, активному участнику создания Среднеазиатского университета, педагогу высшей школы В. Ф. Войно-Ясенецкому – Святителю Луке (в 1944-46 гг. архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому, а в 1946-61 гг. архиепископу Симферопольскому и Крымскому) как образцу стремления к совершенству и гуманности.

По многим вопросам, затронутым на Чтениях, я высказывал своё мнение. Так, говорил о том, что школа обязательно должна давать ученику какую-либо специальность, должна юридически готовить молодого человека к жизни, а сельские общеобразовательные учреждения вполне могут растить фермеров.

– В чём Вы видите перспективу Международных Педагогических Чтений?

– Первое. И Рериховский Центр, и Центр Гуманной Педагогики действуют и утверждают свои возможности. Есть приют новым мыслям и планам. Хотя нового у нас всегда хватало, а вот воплощение его шло хуже, ибо авторы идей встречали много трудностей на своём профессиональном пути. И в этом смысле вселяет надежду то, что Восьмые Чтения проходили при поддержке Российской Академии образования, Международной Лиги Защиты Культуры, Ассоциации творческих учителей России, Движения «Родительская забота», Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Второе. На этом педагогическом форуме от регионов РФ и от других государств присутствовали делегации. Хотелось, чтобы нашу область тоже представляла делегация. Изначально организатором Педагогических Чтений был ныне покойный Юрий Михайлович Воронцов, посол СССР в США, а потом представитель СССР в ООН, который придал Центру Рерихов статус Международного, действующего под эгидой Организации Объединённых Наций. А ведь Тамбовская губерния известна тем, что здесь родился первый нарком иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин. Родовое гнездо Чичериных – село Караул в моём родном Инжавинском районе. Детский дом, расположенный в этом селе, находится под опекой МИД России. Есть и в данном детском доме и в других воспитательных и образовательных учреждениях Тамбовской области опыт утверждения гуманных традиций, есть новые педагогические идеи, с которыми стоит познакомить сообщество и Рериховского Центра, и Центра Гуманной Педагогики. Наши земляки уже делают это. Так, в Шестых Педагогических Чтениях участвовала Наталья Викторовна Каменская, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы и языкознания ТГУ имени Г. Р. Державина.

– Спасибо, Юрий Петрович. Желаем Вам новых профессиональных достижений.

Итак, 2009-ый год, объявленный в России Годом Учителя, в самом своём начале уже отмечен Международными Педагогическими Чтениями, которые на новом этапе нашей жизни выработали более точные ориентиры гуманизма в нашем ожесточённом мире.

 

Данный материал под названием

«Нести детским душам добро и свет» был

опубликован в газете «Тамбовская жизнь»

17 марта 2009-го года в разделе Образование»







СОЛОВЬИНАЯ ПЕСНЯ ВЕСНЫ

 

Ю. П. Наумов, О. В. Митрофанова


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.126 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь