ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПОЭЗИИ - V
Моностих - одностишие, одинокая строка. Моностихом являются загадки, пословицы и поговорки. В античности использовался как афористическая форма в гимнической поэзии, в стихотворных поучениях и эпитафиях.
Покойся, милый прах, до радостного утра!
(Карамзин (Эпитафия))
В поэзии "серебряного века" форма моностиха часто получала называние "Танка":
И кожей одной и то ты единственна (С. Вермель, 1915 г.)
Моностих ХХ века:
Окоп копаю - может быть, могилу (В. Субботин )
В современной поэзии, как правило, моностихи юмористического содержания.
Не так я вас любил, как вы стонали (В. Вишневский)
Я негодяй, но вас предупреждаю! (Л. Дуров)
Своеобразным жанром моностиха можно назвать и "Надписи на акварелях" Максимилиана Волошина. Вот две из них:
1) Моей земли панические полдни.
2) Мой лёгкий путь сквозь лунные туманы.
Марк Меламед:
Да, водка не такси, но тоже всех развозит...
Ля-ля не надо,ты не камертон!
А на своей ли половине я женат?!
Свой в доску, - гробовщик частенько говорил.
Да, самый мирный взрыв - демографический!
Я с честью справился... твоей!
Что ж, Богу - богово, а кесарево - дамам.
Муж о жене: Восьмое чудо - Света!
Застолье явно лучше, чем подстолье.
Семен Цванг:
В оранжевом в Москву не приезжать!
О, Ющенко совсем не голубой.
Дума думать обещает
Не думай о секундах полчаса.
Любил вино безумно, допьяна.
Феликс Дробышев:
Вы плачете весьма результативно.
Я - памятник себе. Вот жаль стоять - устал.
Прообраз ваш мы в школе проходили.
Молилась ли ты Фрейду, Дездемона.
Всё больше в галстуках, кто раньше был в фуфайках.
Виктор Калениченко:
А вот и муж... Прощай, либидо!
Ее избранник был поэтом и врифмовал меня в асфальт...
Гигантом можешь ты не быть,
но за любовь платить обязан!
Водка - зло? Не повезло...
Теща - мать? Еще какая...
Я так устала без скандала...
Елена Матевосян:
Рифма есть - ума не надо!
Белеет памперс одинокий...
Кошмары, комары - почти что рифма...
Пегаса дергает за хвост мой поэтёнок...
Так небеса оранжевы...к чему бы?
Изобретут и ласкомер, и стихомер...
В семье не без поэта...
Ищи мой синий труп в читальном зале...
В четыре утра у меня написалась поэма...
Куда ж нам плыть по сточной-то канаве?...
И мне поодностишить захотелось...
Стихи польются из меня!.. Готовьте тазик!
Иван Овчинников:
Да, я тону, а вам какое дело?
Вы моя теща, я не обознался?
Ваш кошелек рюкзак напоминает ...
Ах, до чего все кирпичи похожи!..
Так вот, лежу я, стало быть, в могиле...
Вы не находите, что я сегодня слишком?..
Как громко вы кричали на допросе!..
Что вы так смотрите, вы часом не из этих?..
За рубежом сплошные иностранцы!
Как молчаливы мумии в музее...
С чего вы взяли, что мы не знакомы?
На пять рублей сейчас не разбежишься…
Опять беременность? Нет, вы неисправимы!
Я вас не трогал, да и что тут трогать?
Не режьте сразу, это негуманно...
Таких как вы, в Кунсткамеру сажают!
Ах, вы мужчина?! Ничего, бывает...
Да, гильотина вам пошла на пользу...
И не такие падали со стула...
Ах, не гоните, все равно я не уйду...
Сквозная рифма - рифма, проходящая через всё стихотворение. В отличие от монорима, в стихах со сквозной рифмой присутствуют и другие, меняющиеся рифмы. Стихотворение А.П. Сумарокова - классический пример сквозной рифмы.
Двадцать две рифмы
Потёмкин! Не гнусна хороша рифма взгляду
И слуху не гадка,
Хотя слагателю приносит и досаду,
Коль муза не гладка,
И геликонскому противна вертограду,
Когда свиньёй визжит.
И трудно рифмовать писцу, в науке младу,
Коль рифма прочь бежит.
Увидеть можно рифм великую громаду,
Но должно ль их тянуть?
А глупые писцы их ищут, словно кладу,
В кривой тащат их путь.
Что к ним не прибредёт, поставят рифмой сряду,
Та к рифма негодна!
А я на рифму ввек некстати не насяду,
Хоть рифма не бедна.
К заросшему она вралей приводит саду,
Где только лес густой,
И ко ощипанну под осень винограду,
Где хворост лишь пустой.
Набрався таковы в избах пииты чаду,
Вертятся кубарём
И ставят хижину свою подобно граду,
Вздуваясь пузырём.
Я ввек ни разума, ни мысли не украду,
Имея чистый ум.
Не брошу рифмою во стихотворство яду
И не испорчу дум.
Не дам, не положу я рифмой порчи складу,
Стихов не поврежу;
Оставлю портить я стихи от рифмы гаду,
Кто гады – не скажу.
Им служит только то за враки во награду,
Что много дураков,
Которые ни в чём не знали сроду ладу,
И вкус у них таков.
Немысленны чтецы дают писцам отраду,
Толпами хвалят их,
Хотя стихи пищат и спереду и сзаду,
И Аполлон им лих.
Однако скверному такому муз он чаду
Обиды не творит.
Так он не свержется, хотя и врёт, ко аду,
И в аде не сгорит.
Омонимическая рифма - рифма, состоящая из омонимов. В отличие от омонимической, тавтологическая рифма (слово рифмуется само с собой при неизменном его значении) фактически рифмой не является и представляет собой обычный звуковой повтор. Являясь разновидностью каламбура, омонимическая рифма построена на игре смыслов и всегда украшает стих своей свежестью и оригинальностью.
Идиллия
На берегах текущих рек
Пастушок мне тако рек:
"Не видал прелестнее твоего я стану,
Глаз твоих, лица и век.
Знай, доколь продлится век,
Верно я, мой свет, тебя, верь, любити стану".
Вздохи взор его мой зрел,
Разум был еще незрел,
Согласилась мысль моя с лестной мыслью с тою.
Я сказала: "Будешь мой,
Ты лица в слезах не мой,
Только будь лишь верен мне, коль того я стою".
Страсть на лесть днесь променя,
И не мыслит про меня.
О, неверный! ныне стал пленен ты иною.
Мне сказал: "Поди ты прочь,
И себе другого прочь".
Как несносно стражду днесь, рвуся я и ною.
(Алексей Ржевский, 1762 г.)
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу,
Она без мысли и без речи
На том смеётся берегу.
(А. Блок)
Шторы опускаются.
Руки опускаются.
Я шепчу: "Товарищи..."
Но мои товарищи
по домам расходятся,
Потому что, может быть,
В мнениях расходятся,
в том, что чудо может быть...
(С. Кирсанов)
Мгновенья двигались и стали
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.
(И. Сельвинский)
Сбежал с горы и замер в чаще
Кругом мелькают фонари...
Как бьётся сердце - злей и чаще!
Меня проищут до зари...
(А. Блок)
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть.
(Я. Козловский)
Люблю pечные отмели и косы,
Люблю, когда звенят лугами косы...
Но мне милей моей любимой косы!..
Ты не смотpи на эту слабость косо.
(Н. Глазков)
Мне боги праведные дали.
Сойдя с лазоревых высот,
И утомительные дали,
И мёд укрепный дольных сот.
Когда в полях томленье спело,
На нивах жизни всхожий злак,
Мне песню медленную спело
Молчанье, сеющее мак.
Когда в цветы впивалось жало
Одной из медотворных пчёл,
Серпом горящим солнце жало
Созревшие колосья зол.
Когда же солнце засыпало
На ложе облачных углей,
Меня молчанье засыпало
Цветами росными полей.
И вкруг меня ограды стали,
Прозрачней чистого стекла,
Но твёрже закалённой стали,
И только ночь сквозь них текла,
Пьяна медлительными снами,
Колыша ароматный чад.
И ночь, и я, и вместе с нами
Мечтали рои вешних вод.
(Ф. Сологуб)