Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Воспроизведение беременности и аборта
К сожалению, Шерон, Шелли и Джойс не являются исключением, поскольку многие женщины движутся по этому замкнутому кругу и оказываются не способны разорвать череду многократных абортов. Приблизительно каждая вторая женщина, которая решается на прерывание беременности, делает это не в первый раз. У женщин, перенесших более одного аборта, как правило, чаще наблюдаются серьезные нарушения здоровья и психические расстройства. Результаты исследований свидетельствуют о том, что женщины, многократно перенесшие аборт, чаще сталкиваются с социальными проблемами, в два раза чаще испытывают психические расстройства и в два раза чаще обращаются за помощью в социальные службы1. Зачастую эти женщины находятся в разводе, страдают от алкогольной и наркотической зависимости и находятся на социальном обеспечении2. В то же время они чаще активно стремятся забеременеть, не считают необходимым предохраняться от беременности и редко пользуются противозачаточными средствами. Многократные аборты не являются результатом бездушия или отсутствия должного внимания к контрацепции. Напротив, гораздо более вероятным объяснением является то, что эти женщины «пренебрегают» средствами контрацепции именно потому, что они не могут избавиться от необходимости вновь и вновь воспроизводить травматизирующий опыт прерывания беременности. Вот как объясняет свое состояние Даэдра, которая сделала четыре аборта: Я знаю, что нужно предохраняться. Сама не понимаю, по чему я этого не делаю. Я вовсе не пытаюсь забеременеть. Мне просто наплевать, залечу я или нет. Случись такое, даже не знаю, чем дело кончится. Вдруг меня замуж позовут. Но это я шучу. Кому я нужна! Слова Даэдры — прямое отражение ее низкой самооценки и двойственного отношения к беременности. Она не чувствует в себе сил управлять собственным будущим. Она не чувствует себя вправе ждать от жизни чего-то хорошего и просто принимает все, что бы ни случилось. Она оказалась в замкнутом круге. За беременностью следует аборт, а она покорно, словно в оцепенении, подчиняется такому развитию событий. Она беспомощна, как капитан судна, попавшего в бурю. Самая важная составляющая травматизирующего опыта — ощущение беспомощности. Воспроизведение травматизирующего опыта для таких людей, как Даэдра, — способ возвращения к этому опыту. На каком-то уровне подсознания они стремятся вновь и вновь оказаться в обстоятельствах, связанных с травмой, в надежде, что им наконец удастся оказать достойное сопротивление, выстоять и выйти победителем из этой ситуации и таким образом побороть причину своей беспомощности. Новая беременность — один из способов, при помощи которых женщины, переживающие травматизирующие последствия прерывания беременности, стараются вернуть себе способность управлять своей жизнью и одновременно «восстановить» состояние до абортов, как будто их и не было никогда. К сожалению, это весьма сомнительное решение проблемы. Хотя некоторые женщины, забеременев вновь, вынашивают и рожают ребенка, многие быстро обнаруживают, что проблемы, толкнувшие их на аборт, никуда не исчезли. В результате они зачастую опять делают аборт и таким образом усугубляют тяжесть своего состояния. Хотя воспроизведение травматизирующего опыта аборта, как мы видели, часто носит символическую форму, оно может быть и буквальным, как в описанных случаях, и тогда женщина может сделать один, два, три и даже десяток абортов. Кристина в первый раз сделала аборт в 18 лет. Она проходила лечение по поводу легкой депрессии, и психиатр порекомендовал ей прервать беременность. Это было до принятия закона, разрешающего аборты. Кристине сказали, что она должна написать заявление о том, что, если ей откажут в аборте, она покончит жизнь самоубийством. Врачи из психиатрической лечебницы сами составили текст. На самом деле Кристина знала, что не собирается сводить счеты с жизнью, но она послушно сделала все, что ей велели врачи. Когда ей исполнилось 22, она опять забеременела. Хотя она уже вышла замуж, ее тревожила и страшила перспектива материнства. Причина этой тревоги коренилась в первом аборте. Сомнения в собственной способности быть матерью возникли у нее на почве внушенной психиатром мысли о том, что она не обладает достаточно устойчивой психикой, а рождение ребенка может привести к нервному срыву и даже толкнуть ее на самоубийство. Ее муж испытывал и желание, и готовность стать отцом, однако сама мысль о ребенке вызывала у Кристины ужас. Сомнение в собственной состоятельности заставило ее опять сделать аборт, вскоре после этого она развелась с мужем. Третья беременность закончилась абортом во втором триместре. Хотя Кристина была охвачена горем и чувством вины, эта история повторилась еще три раза, и таким образом она сделала в общей сложности шесть абортов. Каждый раз ее охватывало сильное желание стать матерью, но всякий раз она не видела иного выхода, кроме прерывания беременности, и воспроизводила свой первый травматизирующий опыт, во время которого проявила беспомощность, чтобы преодолеть сознание собственной неадекватности и некомпетентности. Снедаемая чувством вины и сознанием собственного недостоинства, Кристина по своей воле прошла хирургическую стерилизацию для того, чтобы «больше не убивать детей». Когда возможность воспроизведения травматизирующего опыта путем абортов исчезла, она начала вести образ жизни, направленный на саморазрушение, и совершила несколько попыток самоубийства. Поскольку Кристина уже не могла сама стать матерью, она отчаянно пыталась почувствовать себя матерью при помощи других женщин и для этого несколько раз завязывала отношения с лесбиянками. А ведь жизнь Кристины могла бы сложиться совершенно иначе, если бы психиатр подкрепил ее самооценку и придал ей уверенность в способности стать матерью. Вместо этого, толкнув ее на прерывание беременности, врач заронил в ее душу смертоносное ощущение психической неустойчивости и неспособности к материнству. Как врач я видела свою задачу в том, чтобы привести Кристину к осознанию истинной подоплеки ее многократных абортов. Она скоро начала понимать, что в действительности она пыталась разрешить последствия первого аборта и каждый раз становилась на путь отрицания. Это не только привело к потере шестерых детей, но и лишило Кристину возможности стать матерью, любить своих детей, стать настоящей женщиной и насладиться радостями материнства. Когда Кристина осознала первопричину конфликта, она заявила, что «наконец-то ее жизнь приобретает какой-то смысл». Она наконец-то смогла понять, почему ее поведение было направлено на саморазрушение. Несмотря на то, что осознание этого факта необходимо для исцеления, оно вызывает чувства горечи и гнева из-за потерянных лет и погибших детей. Каким бы трудным и горьким ни был этот процесс, он во многом помог Кристине перестать презирать себя. Она вышла из депрессии, впервые за 20 лет нашла работу и стала требовать уважения к себе в отношениях с людьми. Она больше не относилась к самой себе как к преступнице и поняла, что причиной ее действий стал аборт, навязанный ей людьми, которым она доверяла. История Кристины — всего лишь один пример того, как недооцениваются последствия прерывания беременности. Ведь аборт — это не высказанное вслух, но утвердившееся в сознании женщины представление о собственной неполноценности. Вместо поддержки, поощрения и укрепления веры в способность вырастить ребенка женщине предлагают совершить акт насилия, и это навязанное ей решение разрушает ее физическое и психическое здоровье. Это, как минимум, лишает женщину уверенности в себе и снижает ее самооценку. Женщины, перенесшие такой травматизирующий опыт и утратившие веру в свою способность быть защитой и опорой, зачастую делают аборт за абортом и не находят иного выхода. Зоя рассказывает о том, как она изменилась за время, прошедшее с ее первого аборта: Как ни странно, из всего, что произошло в тот день в 1973 году, мне врезался в память эпизод, который не относится лично ко мне, хотя, должна сказать, он оказал на меня огром ное влияние. В этот день мне довелось увидеть, какой я ста ну в будущем. В свои 18 лет я была беззащитной, напуганной, очень уязвимой и впечатлительной. Я тогда еще не совсем задеревенела. Я хочу сказать, что частичка моей души была открыта для людей, разумных, советов и устремлений, для живого чувства и сострадания. После того как я пришла в клинику и оформила все бу маги, я села ждать своей очереди, еще не сознавая, что меня ждет впереди. За мной следом вошла молодая женщина, на вид почти моего возраста, может быть чуть старше двадцати. Она сидела рядом - на ней были светлые джинсы, а ее кашта новые волосы до плеч были разделены на прямой пробор. С ней никого не было, но судя по ее виду, она не испытывала никаких переживаний. Я подумала, что вот это «класс» - держаться с таким хладнокровием. Она улыбнулась мне. Я поинтересовалась, пришла ли она тоже на аборт, и в от вет она пожала плечами и сказала, что ничего особенного в этом не видит - у нее уже третий. Я была поражена. Она была та кая молодая. Я сидела и мучалась из-за одного аборта, а она де лает третий, словно это обычное дело. Я была в таком ужасе, что вообще не понимала, как такое можно пережить три раза. Напрашивался вопрос - она совсем не соображает, что делает? Меня так поразил ее ответ, что я просто потеряла дар речи. В жизни таких тупых людей не встречала. Она была та кая деревянная, равнодушная, сердце у нее - словно из камня. Ей аборт сделать - все равно что зуб удалить. Я пообещала себе, что никогда не стану такой... жесткой, холодной, равнодушной. Мне тогда было непонятно, как можно стать такой. Я снова вспомнила эту женщину в 1988 году, когда делала уже четвертый аборт. На этот раз я уже понимала, что же это за женщины, которые делают по четыре аборта. Я понимала, от чего сердце становится холодным, как камень, а люди жесткими, холодными, равнодушными. Из-за всех этих абортов я лишилась чего-то человеческого, что не умею назвать словами. Возможно, это чувство знакомо тем, кто побывал на войне, или членам пре ступных групп, неоднократно видевшим смерть и насилие... Лишив кого-нибудь жизни, человек навеки утрачивает что-то. Я не знаю, что именно, но вновь обрести это тяжело, а может быть, невозможно. Долгие годы я пыталась оправиться от горя и выйти из депрессии - ведь я буквально зарезала всех своих детей (да, именно так это называется, если вспомнить, каким способом я от них избавилась). И теперь детей у меня нет. Долгие годы я смотреть на детей не могла. Даже сейчас не способна взять на руки грудничка. Если ребенку года три, еще ничего, а вот с младенцами беда. Даже сейчас я еще пожинаю плоды содеянного. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы