Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тайна, драматизм и репереживание травмы
В главе восемь мы рассмотрели определение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и три группы диагностических критериев (включая повышенную возбудимость, эмоциональную отгороженность и репереживания), объединяющие многочисленные проявления психотравмы, которые могут наблюдаться после аборта1. Из этих трех категорий симптомов навязчивые воспоминания являются самым очевидным признаком травмы и наиболее достоверным свидетельством того, что она действительно имела место. Понятие «навязчивые воспоминания» относится не только к непрошенным воспоминаниям. Возможно, более существенной составляющей этого понятия являются действия, которые повторяют или воспроизводят элементы травмы. По этому поводу хотелось бы процитировать Е. Р. Парсона, ведущего специалиста в области ПТСР: Меня не перестает поражать способность людей, пережив ших травматизирующее событие, воспроизводить его во всей полноте практически в каждой сфере своей жизни. Большая часть медицинской литературы по ПТСР посвящается са мым очевидным формам проявления этого стремления, вклю чая такие психические феномены, как внезапно вторгающиеся в сознание воспоминания (известные в литературе под названием «флэшбек»), сновидения о перенесенной травме, ночные страхи и другие способы воспроизведения травматизирующей ситуации. Складывается впечатление, что за рамками публикаций и исследований полностью остается все многообразие менее наглядных способов воспроизведения травматизирую-щих ситуаций2. Понятие «навязчивые воспоминания» распространяется не только на всплывающие в сознании образы, кошмары и непрошенные воспоминания, о которых мы говорили в предыдущих главах. Воспоминания о травме также проявляются через действия, игровую активность и даже различные виды творческой деятельности, при помощи которых человек бессознательно пытается выразить пережитый ужас в завуалированной форме. Помните, что для человека, перенесшего психологическую травму, свойственны две противоречащие друг другу эмоциональные потребности: необходимость отрицать пережитый ужас и потребность дать выход переполняющим чувствам. Противоречие между желаниями скрыть травму и выставить ее напоказ лежит в основе многих психологических проявлений постабортной травмы. Символическое воспроизведение — это один из способов, при помощи которого подсознание пытается одновременно удовлетворить обе потребности. Этот способ позволяет сделать травму всеобщим достоянием в надежде, что такое поведение в конечном счете поможет осмыслить произошедшее и обрести контроль над своими воспоминаниями. В то же время, прибегая к символической маске, человек становится не способен преодолеть барьер, за которым скрывается суть травмы. Другими словами, воспроизведение позволяет человеку взывать о помощи, одновременно скрывая, где именно кроются истинные проблемы. Доктор Джудит Л. Герман, которая является видным психиатром и автором трудов, посвященных лечению посттравматических расстройств, утверждает, что в ситуации, когда трав-матизирующий опыт облачен в покров тайны и стыда, «пережитое травматизирующее событие становится известным не из рассказа, а по симптомам». Симптомы психологического расстройства у людей, перенесших психологическую травму, одновременно не только ука зывают на существование глубоко скрытой тайны, но и отвле кают от нее внимание. У людей, перенесших психологическую травму, это наиболее очевидно проявляется в чередовании циклов эмоциональной притупленности и воспроизведения травматического события. Последствия травмы приводят к сложным, порой невероятным изменениям сознания, которые Джордж Оруэлл назвал «двоемыслием»... Это приводит к возникновению многообразных, ярких и подчас причудливых проявлений истерии...3 Так как эти «причудливые проявления» являются завуалированными символами травмы, одной из наиболее сложных, но в то же время и самых интересных задач психотерапевта является раскрытие этой тайны, расшифровка смысла символа для того, чтобы выявить скрытое за ним травматизирующее событие. Когда тайна раскрыта, психотерапевту становится легче понять пациентку. А когда пациентка видит, что ее понимают и когда врач способен помочь ей выразить чувства в менее завуалированной форме, она начинает доверять врачу и откровеннее делиться своими чувствами. То, что было тайной для обоих, может стать ключом к освобождению пациентки и позволить ей рассказать всю правду о происшедшем. После такого рассказа тайна теряет власть, и жертва травмы может свободно разобраться со своим прошлым — не в одиночестве, а опираясь на поддержку помощника. Навязчивые состояния Под термином обсессивно-компульсивные расстройства подразумеваются ритуальные повторяющиеся действия, то есть действия, следующие одно за другим в определенной строгой последовательности. Например, Вера была помешана на порядке. Она тщательно наводила чистоту в доме и стирала каждый день. Если в доме было грязно или вещи были разбросаны, ее охватывало чувство беспокойства и вины. Пол в кухне, туалет, ковры стали внешними символами необходимости внутреннего очищения, уборка стала способом ритуализации ее потребности в совершенстве. До того, как Вера сделала аборт, у нее не было этой навязчивой тяги к порядку. Эти ритуальные действия помогли ей скрыть вызванное абортом чувство беспокойства и вины и подменить его более приемлемым чувством беспокойства и вины из-за беспорядка. Оглядываясь назад, Вера говорит: Для меня было очень важно, чтобы все выглядело «идеально». Я хотела навсегда скрыть свой поступок ото всех, даже от самой себя. В течение следующих беременностей, которые с новой силой вызывали воспоминания об аборте, Кэрри была одержима страхом, что потеряет ребенка: Я так волновалась. Я постоянно беспокоилась, что у меня родится мертвый ребенок. Я представляла, как пуповина обо вьется вокруг его шейки и мне придется рожать уже неживого ребенка. Во время каждой беременности мне было жутко пло хо, но из-за аборта мне казалось, что я, конечно, этого заслуживаю. Думаю, я совсем довела акушерку своими навязчивыми идеями и беспокойством. Чуть где-то кольнуло или заболе ло - меня сразу охватывали паника и страх, я думала, что ребенок умирает. Еще у одной моей пациентки, Тиффани, стремление воспроизвести травматизирующую ситуацию, связанную с абортом, выражалось в доходивших до самоистязания занятиях верховой ездой. Она долгими часами ездила верхом и при этом никогда не надевала бриджи с защитной подкладкой, нарочно оставляя их дома. Она делала это до тех пор, пока от езды у нее не открывалось кровотечение в области влагалища и лобка. После каждого такого заезда на длительную дистанцию у нее оставались огромные синяки, из-за которых она едва могла ходить. У Тиффани была бессознательная потребность поранить ту часть тела, которая наиболее тесно ассоциировалась с ее тайной болью. В этом навязчивом поведении выражалось бессознательное желание привлечь внимание к оскверненному месту, поскольку она была неспособна выразить свои чувства словами. Если она пыталась поговорить на эту тему, то оказывалась не в силах сдержать слезы и волнение и не могла продолжить свой рассказ. 14стория пережитой ею травмы воплотилась в замкнутом круге самоистязания: она постоянно занималась изнурительной верховой ездой, тем самым воссоздавая свою рану, кровотечение и мучительные последствия аборта, не позволяющие ей жить дальше. К счастью, доброе отношение и поддержка помогли Тиффани справиться с травматическими последствиями аборта и примириться с потерей ребенка. После этого у нее исчезла потребность причинять себе физическую боль. Одержимость смертью Так как аборт подразумевает смерть, многие женщины становятся одержимыми мыслью о смерти и страхом наказания. Многие перестают верить в будущее, просто не представляют себе, что доживут до старости. Для одной из моих пациенток, Энн, страх смерти и наказания превратился в навязчивый страх заразиться СПИДом. Энн было 33 года, и последние десять лет своей жизни она провела в борьбе с параноидальными страхами. У нее были прямые черные волосы, подстриженные в каре, которое подчеркивало ее острый подбородок. Между бровями у нее залегла глубокая вертикальная морщина. Она умела четко выражать свои мысли и обладала обширным словарным запасом. Она тщательно подбирала слова, когда описывала отношения со своим первым партнером, и рассказывала о них так подробно и точно, словно все происходило накануне. На втором курсе университета у Энн появился новый молодой человек, и она несколько месяцев была безоглядно влюблена и сказочно счастлива. Она была покорена его очарованием и романтичностью. Кроме того, он поддерживал ее мечты о совместном будущем разговорами о свадьбе и клялся, что она для него самое главное в жизни. Она быстро убедила себя в том, что это и есть ее избранник на всю жизнь. В скором времени Энн отдала ему все: свою дружбу, свое сердце и свою девственность. Но когда она призналась ему, что ждет ребенка, он внезапно начал объяснять ей, что они еще не готовы к браку. Так как ее вера в любимого была разбита, Энн сделала аборт и сохранила это в полной тайне. Вскоре после аборта молодой человек бросил ее и стал встречаться с другой. Все это привело к тому, что Энн чувствовала себя запятнанной вдвойне: во-первых, потому что она предала своего ребенка и свои моральные убеждения, сделав аборт, во-вторых, потому что раньше она верила всему, что ей говорил молодой человек. В конце концов, нарушение душевного равновесия вылилось у Энн в убеждение, что он заразил ее СПИДом. Ей казалось, что он лгал ей о том, сколько у него было половых партнерш. Если она заразилась от него ВИЧ, через некоторое время ее прегрешение неизбежно станет всеобщим достоянием. Энн читала все публикации, посвященные ВИЧ, не пропуская ни одной книги, ни одного журнала, изучала всю информацию на эту тему, начиная с описания случаев развития слабоумия вследствие заболевания СПИДом и заканчивая списками членов группы поддержки, действующей в ее районе. Она читала признания и автобиографии людей, страдавших этой страшной болезнью, и пыталась понять их боль и чувство безнадежности. Энн представляла, как ее родные откажутся от нее и будут ее ненавидеть, когда узнают, что у нее СПИД. Познакомившись с мужчиной, она сразу делилась с ним своими подозрениями о том, что больна СПИДом. Так продолжалось в течение девяти лет, и когда Энн обратилась ко мне за помощью, она была по-настоящему одержима. Она жила так, как будто действительно была больна, и думала только о смерти и умирании, не имея никаких надежд на будущее. Она также чувствовала себя виноватой в том, что сама она выжила, а ребенок — нет. Одержимость идеей, что она больна СПИДом, стала своеобразным выходом для ее горя, а также ожиданием возмездия за все, что она совершила. Несколько недель я убеждала ее сдать анализ на СПИД. Мне стало ясно, что отчаяние и депрессия Энн — способы порвать с реальностью. Она не могла даже представить, что у нее может не быть СПИДа, и неделя за неделей отказывалась сдать анализы. Я наблюдала за процессом разрушения ее личности и выслушивала ее сообщения о появлении суицидальных настроений. Наконец я решила что одних только объяснений недостаточно, и сама отвела ее в клинику, чтобы у нее взяли кровь на анализ. Когда мы туда приехали, Энн впала в истерику и отказалась сдавать анализ. Она бы не выдержала приговора судьбы. Она не допускала даже мысли о том, что результат анализа может оказаться отрицательным. Прошло не менее трех часов, прежде чем она поддалась на мои уговоры и согласилась сдать кровь. Результат анализа был отрицательным, но Энн понадобилось несколько месяцев, чтобы признать это. В конце концов программа на самоуничтожение была остановлена. Энн была благодарна Богу за то, что Он дал ей возможность заново начать жизнь. Но сколько ей за это пришлось выстрадать! Почти 10 лет она прожила в мучениях, охваченная тревогой и чувством вины. Уверовав в собственную болезнь, Энн тем самым наказала себя за сделанный ею аборт. В процессе воспроизведения травматического события у Энн развилась одержимость мыслью, что она больна СПИДом, которая послужила средством воссоздания чувств, вызванных бессмысленной смертью ее ребенка и трансформировавшихся в слепую веру в неизбежность собственной гибели. Она сделала ошибку и должна заплатить за это своей жизнью. Наличие мучительной смертельной болезни стало символом мучительных чувств стыда и вины, лишивших ее жизни и радости. История Энн — это пример невероятной способности человеческого разума творчески перенаправлять неприемлемые эмоции в другие сферы жизни и даже создавать при этом несуществующие проблемы. Страдания от воображаемой болезни вместо реального горя — способ, к которому она прибегла, чтобы пережить последствия аборта. Одержимость СПИДом позволила ей воссоздать и выразить скрытые чувства, связанные с абортом: горе, подавленность, беспомощность, страх, гнев на молодого человека, чувство вины за сделанный аборт, ощущение, что она должна заплатить за то, что выжила, а ребенок — нет. Доза адреналина Хелен обзавелась дурной привычкой красть по мелочи из магазинов вскоре после аборта. Она воровала не из-за того, что нуждалась. Воровство стало способом воспроизведения чувства вины и чувства облегчения, что ей все сошло с рук, как после прерывания беременности. Кроме того, прилив адреналина, который она испытывала во время воровства, давал ей эмоциональную встряску и помогал в корне задавить всплывающее чувство вины. Поскольку такое поведение не позволяло ей по-настоящему пережить свое горе, она всерьез пристрастилась к магазинным кражам: Каждый раз, когда мне удавалось что-нибудь стащить, я получала настоящий кайф. Сердце билось, мозг закипал. Я воровала постоянно - вещи, которые мне вовсе были не нужны. И все время во мне сидел страх, что меня поймают. Выходя из магазина, я представляла себе, как меня арестовывают, но всегда приходила домой невредимая со своей добычей - и чувствовала облегчение и усталость. А позже всегда приходило чувство вины, смешанное с ощущением собственного превосходства, потому что меня не поймали. Хелен никогда не воровала до аборта. Но после того как она сделала аборт, она стала считать себя «плохой девчонкой». Разве мелкую кражу можно считать преступлением в сравнении с убийством ребенка? Воровство подкрепляло ее новое восприятие себя. В то же время постоянные кражи приближали ее к неотвратимой расплате. Рано или поздно ее бы поймали и отправили в тюрьму. Тогда ее вина и стыд станут известны родным и друзьям. Так как после аборта наказания не последовало, она специально создавала такую опасность. Поведение Хелен, направленное на поиск опасности, отражало ее бессознательную потребность быть пойманной и наказанной за совершеннее преступления. Другим важным моментом является то, что она воровала ради выплеска адреналина, который был необходим ей, чтобы справиться с депрессией. Адреналин — это вещество, вырабатываемое надпочечниками, которое ускоряет сердцебиение и способствует повышению физической, умственной и эмоциональной активности. Организм человека всегда вырабатывает адреналин в кризисных ситуациях, поэтому стимуляция выброса адреналина является способом самолечения депрессии. По мнению д-ра Джоэла Бренда, такое поведение действительно является характерным для людей, страдающих ПТСР: [Жертва травмы] чувствует разобщенность, «отсутствие цельности», пустоту внутри, отсутствие жизненной силы и глубокий внутренний стыд. Он или она либо слишком активно защищают себя, либо легко раздражаются, что при водит к еще более острому восприятию себя как жертвы. Жертвы травм часто впадают в депрессию, ведут об раз жизни, направленный на саморазрушение, изолируются от окружающих или провоцируют конфликты при общении с другими людьми, особенно с ближайшими родственниками. Чтобы избежать оцепенения и депрессии, они ищут острых ощущений, риска и опасности. Нередко они «подсаживаются» на стрессовые ситуации и опасность4. Несложно понять, как люди могут попасть в эту ловушку и увлечься созданием кризисных ситуаций. Жертвы травмы обычно испытывают симптомы депрессии, например, вялость, грусть, физическое истощение и усталость. В критических ситуациях разного масштаба, которые встречаются в жизни любого человека, пережившего травматизирующее событие, происходит прилив адреналина, который в какой-то степени облегчает симптомы депрессии. Даже в неприятной ситуации человек мгновенно оживает и чувствует радостное волнение. На сознательном и бессознательном уровне многие жертвы травмы, такие как Хелен, ведут жизнь, насыщенную кризисными ситуациями, для того, чтобы получить «дозу адреналина». Эта теория подтверждается данными Национальной службы здравоохранения Канады, которые свидетельсвуют о том, что женщины, прошедшие через прерывание беременности, чаще нуждаются в экстренной медицинской помощи в связи с несчастными случаями5. Эти данные, вероятнее всего, означают, что женщины, делавшие аборт, чаще занимаются деятельностью, сопряженной с повышенным риском травматизма. Джералдин так вспоминает свою историю: После аборта я несколько лет бродяжничала. Чтобы залить тоску, я пила и днем, и ночью. Я чувствовала себя так, словно во время аборта мне вырвали и сердце, и душу. Боль была так сильна, что я несколько раз подумывала о самоубийстве и вынуждена была звонить в службу поддержки. Я не раз пыталась покончить с собой, наглотавшись таблеток, и два раза после этого попадала в больницу, где мне промывали желудок. Из-за стремления к опасности и суицидальных наклонностей женщины, сделавшие аборт, в 2-7 раз чаще умирают от травм, полученных при несчастных случаях6. Франсин — одна из счастливиц, выживших после встречи со смертью. Я три раза разбивала машину, когда гоняла на полной ско рости. В одной аварии я сломала четыре ребра и пробила лег кое. Моя жизнь превратилась в череду катастроф, несчастных случаев и беспробудных запоев. Кризисное вмешательство Еще одним распространенным способом, который используют жертвы травмы в своем бессознательном стремлении выйти из состояния эмоционального оцепенения, является провоцирование конфликтов дома или на работе. Человек, страдающий от депрессии, может каждый день создавать кризисные ситуации, а потом беспомощно вопрошать: «И зачем я только это сделал?» или «Что на меня вообще тогда нашло?» Для любого человека, переживающего последствия аборта, будь то мужчина или женщина, это по сути те самые вопросы, которые мучительно преследуют их из-за прерывания беременности. Более того, провоцируя критическую ситуацию, жертва травмы вынуждена сосредоточиться на решении сиюминутных проблем. Это отвлекает от копания в себе и незаживающих ран. В связи с этим мне вспоминается вздорная рыжеволосая Роберта, которую поймали на воровстве на работе — она крала деньги из кассы. Она отрицала обвинения в воровстве в течение полугода, пока не установили видеокамеру, чтобы поймать вора. Когда ей предъявили доказательства, Роберта уже не могла ничего отрицать и призналась, что считала себя вправе брать эти деньги после всего, что ей пришлось пережить. После аборта Роберта чувствовала, что у нее несправедливо отобрали ребенка. Воспроизведение этого чувства вылилось в мысли о воровстве. Так как у нее «украли» бесценного ребенка, она думала: почему бы не украсть что-то менее ценное у работодателя? В конце концов, она «заслужила» компенсацию за свою потерю. У нее было смутное ощущение, что окружающие перед ней в долгу и обязаны восполнить пустоту в ее сердце. Самым очевидным способом провоцирования кризисной ситуации является создание конфликта в личных отношениях. Приведу такой пример: через несколько лет после аборта Дорис стала избегать своего мужа, хотя и утверждала, что очень его любит. Она звонила мужу и говорила, что задерживается на работе и скоро вернется домой, вот только забежит куда-нибудь поесть. Однако домой она не спешила. Она часами кружила по городу на машине или ходила в гости к друзьям. Потом Дорис крадучись возвращалась домой, часто заполночь. Поэтому неудивительно, что муж скоро перестал ей доверять и все больше и больше злился на ее поведение. Вскоре он стал подозревать, что у нее связь на стороне. Дорис утверждала, что была на работе, и у нее постоянно наготове было алиби, подтвержденное свидетельскими показаниями. Хотя она неустанно клялась мужу в своей любви и верности, он продолжал ревновать и чувствовать себя покинутым из-за ее поведения. Его уход был для Дорис полной неожиданностью и разбил ей сердце. В каком-то отношении поведение Дорис являлось воспроизведением картины травматизирующей ситуации, возникшей за пять лет до этого, когда она сделала аборт. И на этот раз Дорис вынуждала мужа переживать те же чувства, которые она ощущала после прерывания беременности, когда ее стал избегать бывший возлюбленный. Потом уход мужа стал воспроизведением ее собственного чувства одиночества, и она испытала горе с удвоенной силой. Я любила своего мужа по-настоящему. Возможно, он - лучшее, что было у меня в жизни. Я хотела от него детей, потому что мне казалось, что он станет хорошим отцом. Оглядываясь назад, я думаю, что не считала себя достойной его любви и бо ялась заводить детей. Я сама разрушила наши отношения... Я не то чтобы хотела заставить его бросить меня, но это произошло из-за моей собственной глупости. Трудно поверить, сколько всего произошло из-за того, что я не смогла оправиться после аборта... Я ничего не понимала, пока все это со мной про исходило, но теперь я все вижу как на ладони. Поведение Дорис привело ее к эмоциональному отчуждению от мужа. Это было эффективным способом избежать беременности, которая ее страшила. Поскольку она завела привычку поздно возвращаться домой, времени на романтическую близость не оставалось. А все время, которое они проводили вместе, уходило на оскорбления, споры и обиды, что не оставляло ни малейшего шанса завести ребенка. Это всего лишь один пример того, каким образом люди создают критические ситуации в своей жизни, чтобы отвлечься от горя и страхов. У Дженни, например, критические ситуации всегда были связаны с работой. После аборта я перестала справляться с работой. Я чув ствовала себя виноватой в том, что работаю недостаточно хорошо. Я стала брать работу домой и сидела за ней все ночи напролет. А мне давали все больше и больше работы. Чувствуя себя виноватой, я не протестовала. Мало кто из моих знакомых потребовал бы от себя или от других полностью выкладываться на работе сразу после потери близкого человека. Дженни возложила на себя непосильную задачу, потому что это давало ей возможность забыть о боли. Работая по ночам и зная о приближении сроков сдачи работы, она каждый раз испытывала прилив адреналина, что позволяло ей вовремя закончить работу и не думать о том, как пережить свою утрату. Она полностью отдалась работе, которая на время помогала ей справляться с депрессией. Для многих женщин, сделавших аборт, одержимость работой и карьерой отражает и тот факт, что они пожертвовали детьми ради работы. Так как карьера досталась такой высокой ценой, они становятся одержимы идеей добиться успеха, чтобы «доказать» себе, что прерывание беременности не было ошибкой. Однако с течением времени жизнь, полностью посвященная работе, может привести к эмоциональному и физическому истощению. Карьера овладела жизнью Дженни, но сама Дженни не сумела обрести ощущение, что владеет и управляет своей жизнью. Психотические реакции В день аборта, 9 декабря 1978 года, моя жизнь превратилась в ад. Примерно через полгода я сделала еще один аборт. О вто ром аборте я почти ничего не помню. Моя жизнь прекратилась в тот день, когда я сделала первый. Очень долго я никому не решалась рассказать об этом, а ког да попыталась, все стали убеждать меня, что я ничего плохо го не сделала. Или говорили мне, что я поступила правильно. Поэтому я нашла для себя эмоциональное убежище, создав собственное небольшое пространство, где все по-настоящему. Отсюда и появился мой психоз. Меня четыре раза клали в психиатрическую больницу, но врачи не могли понять, что со мной. Судя по записям врачей, я все время кричала, и в этом крике можно было разобрать только одно: «Верните мне моих детей!». Однажды, когда я была в больнице или, как говорит муж, в «психушке», меня привязали к койке, медбрат вколол мне галоперидол (нейролептик, антипсихотическое средство), и я стала кричать: «Прекратите высасывать из меня жизнь». Я чувствовала, что никто не обратил внимания на мои слова, ведь просто того факта, что я нахожусь в больнице, было достаточно, чтобы меня считали психопаткой. Через пару дней, когда я говорила с медбратом, он спросил меня, почему я это кричала. Я рассказала ему о своих абортах, и он ответил, что это все объясняет. Ура! Наконец-то меня кто-то понял. Следующие три года прошли в тяжелой депрессии. Я смогла избавиться от нее благодаря программе постабортного лечения в центре «Виноградник Рахили», о котором я узнала от своего священники. Рассказ Дианы был записан в 1997 году, когда она выступила с речью в поддержку программ постабортного лечения. К сожалению, такие приступы психоза, связанные с уходом в «собственное небольшое пространство», не являются редкостью. Мне зачастую приходилось выслушивать рассказы женщин о мучениях, которые они испытали во время пребывания в психиатрической больнице, где никто не мог понять ни глубину, ни причину их страданий, источником которых являлись неразрешившееся горе и травматизирующие события, связанные с прерыванием беременности. Энн Мэй рассказала мне, что в больнице ей всегда становилось только хуже: Я не могла справиться с эмоциональной болью после абор та. Она была слишком сильной. Когда я была в больнице, во время еды я прятала пластмассовые ножи, чтобы потом резать себе руки. Если я находила на полу скрепки для бу маг, то и их пускала в ход. Я использовала все острые пред меты, которые попадали мне в руки. Я наносила себе порезы, когда хотела почувствовать боль, которую после аборта не способна была чувствовать. Я резала себя, когда не хотела чувствовать душевную боль. Я также резала себя, чтобы попытаться дать выход боли. Я понимала, что мне не справиться с таким количеством боли внутри, и надеялась, что через порезы хотя бы часть ее выйдет наружу. Люди не видели моей душевной боли, поэтому у меня был способ продемонстрировать хотя бы какую-то ее часть, поранив себе все руки. Меня то выписывали, то опять отвозили в больницу. Я не прекращала наносить себе раны и увечья. Я просто хотела, чтобы моя внутренняя боль прекратилась. Я не знала, откуда она взялась. Казалось, что только смерть избавит меня от нее. Я не могла жить с такой болью и ненавистью к себе. Боль была невыносимой. Я хотела уйти из жизни. Я чувствовала, что заслуживаю наказания за то, что сама причинила столько боли. По результатам опроса, организованного Институтом Эллиота, 10 % женщин, сделавших аборт, по крайней мере однажды проходили лечение в психиатрической больнице, а 20 % испытали нервный срыв после аборта. Вот что рассказывает Джейн: У меня были ужасные кошмары. Один и тот же сон снова и снова: мне снится, что я в ванной мою руки - вода медленно превращается в кровь, потом в сгусти крови, потом в ребенка. Я просыпалась в холодном поту, боясь зайти в ванную. Через полгода после аборта у меня случился срыв. Я помню, что годы спустя, когда у меня родился сын, я хотела выкинуть его из окна. У меня был послеродовой психоз. Я помню, думала: «Ну кто в здравом уме захочет мальчика?» Временами мне казалось, что мой ребенок - дьявольское отродье, и мною владела одна мысль: от него надо избавиться. По результатам лучшего из проведенных на сегодняшний день исследований, в ходе которого изучалась документация приемных отделений психиатрических больниц, было установлено следующее: в течение 4 лет после беременности женщины, сделавшие аборт, в 2-4 раза чаще попадают в психиатрическую больницу, чем женщины, решившие сохранить беременность7. Более того, в ходе одного из последних исследований, авторы, изучавшие документацию больных, находившихся на лечении в психиатрической больнице в течение более одного года, установили, что пациентки, сделавшие аборт, чаще злоупотребляют психоактивными веществами. Также был сделан вывод о том, что наличие прерывания беременности в анамнезе связано с более высоким риском повторной госпитализации8. Одним из убедительных примеров может служить история Брианны, которая на протяжении многих лет подолгу проходила лечение в психиатрических клиниках. Забеременев в возрасте 16 лет, Брианна целых полгода скрывала свою беременность. Когда об этом узнала ее мать, она сразу же отвезла Брианну в больницу, чтобы сделать аборт. Как это бывает при солевом аборте во втором триместре, у Брианны начались роды и родился мертвый мальчик с обожженной кожей. Увидев мертвого ребенка, Брианна схватила его, прижала к груди и забилась в угол. Как ни пытались медсестры, им долго не удавалось отнять ребенка у Брианны, которая сжимала его в своих объятиях и оглашала палату душераздирающими воплями. Брианна назвала своего мертвого ребенка Билли. Она так и не забыла это страшное событие своей жизни и, где бы она ни жила, обязательно устраивала святилище, отдавая дань памяти Билли. К 44 годам она уже не раз побывала в психиатрической больнице и страдала синдромом множественной личности. Среди ее «вторых я» были дети, одного из которых звали Билли. Был среди них и командир-душегуб, и беззащитная маленькая девочка. Как и мальчик Билли, эти «вторые я» были воспроизведением различных составляющих психологической травмы, нанесенной абортом. Чего только не использовали врачи за эти годы — сеансы психотерапии, метод психодрамы, индивидуальную и групповую терапию, — однако ни один из них ни разу не придал значения тому, что Брианна сделала аборт, и не посчитал, что эту травму надо обсудить. Ее история заставляет меня задаться вопросом: кто более далек от реальности: Брианна со своими «вторыми я» или медицинское сообщество, которое не признает травмы, нанесенной ей в юности во имя «свободного выбора»? Глава 11 Многократные аборты
первого взгляда было очевидно, что Шерон в жизни пришлось нелегко. Лоб ее был изрезан глубокими морщинами — следами многолетнего стресса. На ее огрубевшем лице выделялись глаза цвета морской волны, но они выражали только усталость и были налиты кровью от постоянного пьянства. Она сидела в углу массивного кресла, сгорбившись и склонив голову к подлокотнику. — Я ведь семь раз делала, — сказала она без всякого выражения, как о чем-то обыденном. Я выдержала небольшую паузу. Когда человек делает такое признание, нужно действовать осторожно. Я знала, что Шерон часто мучается от чувства тревоги и то и дело прибегает к алкоголю, чтобы успокоиться. Я не была уверена, что она готова разобраться в своем прошлом, потому что она скорее производила впечатление человека, отказавшегося от всего, что с ним связывало. Я взглянула на прикрытые клетчатой майкой острые ключицы и вдруг почувствовала, что все ее истощенное тело словно кричит о муке и горе, которые невозможно передать словами. —Семь раз делали аборт? — спросила я. —Да, семь. Это ведь, говорят, счастливое число? — ребячливо пошутила она. Накручивая прядь своих длинных волос на палец, Шерон изучающе смотрела на меня, пытаясь понять, смогу ли я ей помочь. Казалось, что она с беспокойством ждет ответа, но вид у нее при этом был несколько рассеянный. —И вы счастливы? — спросила я. —Наверное, посчастливилось, что выжила. Наверное, не просто так я все еще живу, — задумчиво проговорила она, зажимая прядь волос в кулаке, — я пока еще сама не понимаю. Шерон начала рассказ о своей жизни. Это было бесстрастное повествование о череде предательств и расставаний, абортов и оскорблений. Однако она рассказывала о пережитом и своих утратах совершенно отрешенно, словно не о себе, а о героине «мыльной оперы». В свои 48 лет она оказалась в полном одиночестве, без детей и без любимого человека. Стоило ей признаться, что она страдает от одиночества, как Шерон сразу спохватывалась и начинала доказывать, что ей все равно, потому что «не с чем сравнивать». Она не чувствовала ни боли, ни радости. И только жаловалась, что плохо помнит последние 20 лет своей жизни и не знает, может ли нормальный человек ничего не чувствовать. — Как вам удается оставаться такой безразличной к собствен Шерон глубоко вздохнула, и ее губы растянулись в улыбке. — Наверное, потому что пью... но, дальше черта с два так В поисках успокоения Шерон съездила на выходные в реабилитационный центр под названием «Виноградник Рахили». Она знала, что искать утешение в алкоголе ей больше нельзя. Шерон провела выходные дни вместе с другими женщинами, которые тоже сделали по несколько абортов и получили такую же душевную травму, как и она сама. В этой группе было 12 женщин, которые в общей сложности сделали 65 абортов. Лоретта делала аборт двенадцать раз, Джиана и Лиза — по девять, а Эмили и Рая — по восемь. Была еще одна женщина, у которой на счету было семь... такое же «счастливое» число, как у Шерон. Все эти женщины страдали от алкоголизма. Когда они начали вновь обретать способность осознавать свое прошлое и собственные затаенные чувства, горе их было невыносимым. Среди этих женщин была и Шелли, сделавшая пять абортов. Чтобы спрятаться от горя, она с головой ушла в работу и превратилась в настоящего трудоголика. Шелли вспоминает, как ею овладело желание вновь забеременеть: Сразу после аборта я больше всего на свете хотела снова за беременеть. Я хотела возместить свою потерю, продолжить начатое. Я хотела доказать Богу и самой себе, что способна стать хорошей матерью. Всего через несколько месяцев после аборта Шелли повторно забеременела в надежде вновь обрести счастье. Однако стресс, подтолкнувший ее к первому аборту, по-прежнему давил на нее, поэтому беременность снова закончилась абортом. Затем все повторилось снова. Снова и снова. Пять беременностей и пять абортов. После первого аборта я почувствовала, что моя жизнь словно вырвалась из-под контроля. Каждый новый аборт был сокрушительным ударом. Я каждый раз думала, что хуже уже не будет. В конце концов, я почувствовала, что больше не заслуживаю права быть матерью, женой, вообще никем. Меня охватили депрессия и тревога, сковал страх. Череда многократных прерываний беременности была результатом враждебного отношения Шелли к самой себе, которое возникло после первого аборта. В какой бы сфере жизни ни открывался путь к новым отношениям, привязанностям или достижениями, Шелли отворачивалась от любых перспектив. Так, например, она бросила колледж всего за девять месяцев до окончания учебы. А когда ей все-таки удалось найти хорошую работу, она уволилась, проработав всего десять недель (заметим, что свой первый аборт она сделала на десятой неделе беременности). Что касается связей с мужчинами, она резко разрывала отношения, как только они становились серьезными, а потом горевала по утраченной любви. Она всякий раз отказывалась от любых возможностей и планов, словно дублируя отказ иметь детей. Она застыла в состоянии тоски и зависимости — не способная оторваться от прошлого, вновь и вновь переживая трав-матизирующий опыт первого аборта через отрицание всех открывающихся перед нею возможностей. Джойс тоже делала аборт пять раз. Она неохотно согласилась на первый аборт по настоянию консультанта из гинекологической клиники, который сообщил ей, что она может родить «ребенка с отклонениями» из-за того, что раньше принимала препарат от угревой сыпи. Джойс ужасно боялась, что такое может произойти, поэтому решила не рисковать и согласилась на аборт. Ее партнер тоже подтолкнул ее к этому решению, сказав, что не сможет растить «ребенка с проблемами». После аборта Джойс почувствовала страх и беспомощность и впала в депрессию. Она все время плакала, непрестанно думая, на самом ли деле с ее ребенком что-то было не так. Потом она взялась за выпивку и наркотики. Когда Джойс забеременела во второй раз, на смену страху перед необходимостью аборта пришли ярость и ненависть. Пытаясь преодолеть свою душевную травму, она попыталась выйти из роли жертвы, а на смену ощущению беспомощности пришли ярость и ненависть, под действием которых в ней родилось равнодушие к абортам. Ну и что такого? Не первый раз, да и папаша у ребеночка полный придурок. Я не хочу от него рожать. Раньше хотела, но он упустил свой шанс. После второго аборта Джойс стала неразборчивой в половых связях. Когда пришлось принимать решение о третьем аборте, она отнеслась к этому с издевкой: «Я подумала, ну вот и еще одному конец. Пора забыть об уютном домике с садом». Четвертый аборт Джойс сделала не раздумывая. К этому моменту она уже утратила способность чувствовать боль и не задумывалась, правильно ли она поступает. Отношения с мужчинами рушились на глазах, а к своему первому возлюбленному она испытывала только ненависть, потому что он заставил ее полностью разувериться в жизни. Со временем она стала вступать в непродолжительные отношения с женатыми мужчинами. При этом она часто занималась сексом с первым встречным. Аборты разительным образом отразились на ее личности. Первый аборт, хотя и вызвавший чувство горя, привел к крушению ее эмоционального и нравственного мира. Она утратила способность строить серьезные отношения с мужчиной, который мог бы по-настоящему полюбить ее, и навсегда отказалась от надежды завести детей. Она не чувствовала в себе сил измениться и отвергла надежды воплотить свои мечты об идеальной жизни, решив, что они неразумны и не имеют под собой почвы. Путь к мечтам о будущем был отрезан, у нее больше не было цели. Ее жизнь захлестнуло отчаяние, а мимолетные удовольствия и бессмысленные вспышки страсти стали единственным источником утешения. Джойс стала трагическим персонажем — жалкой тенью женщины, которой она могла бы стать. Утрата детей полностью опустошила меня, обруши ла на меня небывалые горе и печаль. Я прожила в таком опу стошенном состоянии 26 лет, ущербная в психологиче ском, эмоциональном и духовном отношении. Я отправилась в «Виноградник Рахили» в поисках исцеления и, наконец, смог ла оплакать потерю моих детей и почтить их память. Я смогла примириться со случившимся. Благодаря этой поездке я смогла вновь обрести чувство уважения к себе и снова начала жить, а не просто существовать. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы