Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чем «нежеланный» ребенок?



Поскольку сторонники прерывания беременности были вы­нуждены отказаться от категорического утверждения, что аборт не имеет никаких психологических последствий, им пришлось найти новый аргумент в свою пользу. Теперь они заявляют, что «даже если аборт и вызывает психологические проблемы, рождение нежеланного ребенка — еще хуже». Нада Стотлэнд, опубликовав статью о пациентке с постабортными психологическими проблемами, в дальнейшем писала, что «у женщин, у

* Нада Стотлэнд — президент Американской психиатрической ассоциации в 2008-2009 годах. - Прим. ред.

которых есть высокий риск постабортных пси­хологических осложнений, имеется такой же или даже более высокий риск послеродовых психологических осложнений»24. Однако она отказалась привести результаты каких-либо ис­следований в подтверждение этого высказывания25. Также она не уточнила, какие именно психологические осложнения, с ее точки зрения, угрожают с такой высокой вероятностью женщи­нам, выносившим ребенка.

Не имеет значения, сколько ученых степеней и званий име­ют сторонники абортов, подобные Стотлэнд, следует помнить: мнение о том, что прерывание беременности полезно или же предпочтительнее для женщины, чем вынашивание ребенка, — не более чем необоснованное предположение. У сторонников абортов нет никаких научных оснований в поддержку этого утверждения. Все имеющиеся на сегодня исследования свиде­тельствуют об обратном.

Были проведены сравнительные исследования женщин, ко­торые выносили незапланированную беременность (без абор­тов в прошлом), и женщин, сделавших аборт. Было выявлено, что у женщин, которые сделали аборт, впоследствии была бо­лее выражена депрессия26 и тревога27. Кроме того, у женщин, прервавших беременность, были сложности с созданием благо­приятной эмоциональной среды для рождения и воспитания последующих детей, а также у этих детей чаще наблюдались проблемы поведения28. Таким образом, лучшие из существую­щих на сегодня исследований опровергают утверждение о том, что женщины, выносившие незапланированную беременность, будут страдать больше, чем те, которые сделали аборт.

Врачебный долг

Очевидно, что как рождение ребенка, так и аборт навсегда из­меняют жизнь женщины. Поэтому возникает вопрос, возможно ли проверить надежным способом, как эти два события влияют на физическое и психическое здоровье женщины. Безусловно, прерывание беременности влечет за собой некоторые уникаль­ные факторы риска. Даже Стотлэнд не решилась утверждать, что у женщин, выносивших беременность, есть «такая же вы­сокая или более высокая вероятность» возникновения чувства вины, стыда или угрызений совести, которые характерны для состояния женщин, сделавших аборт.

На сегодняшний день уже проведены несколько срав­нительных исследований психологических проблем, воз­никающих у женщин, выносивших ребенка и прервавших беременность. Во многих, но не во всех исследованиях в одну из групп сравнения входили женщины, выносившие именно незапланированную беременность. Был проведен исчерпы­вающий анализ этих исследований и выявлено, что женщины, выносившие ребенка, реже совершают суицидные попытки29, меньше подвержены депрессии30 и сексуальной дисфункции31, реже нуждаются в психиатрической помощи32, злоупотребля­ют алкоголем, употребляют наркотики и курят33, чем те, кото­рые совершили аборт.

Более того, существует целый список факторов, которые с большой степенью вероятности предсказывают риск развития психологических и физиологических проблем после прерыва­ния беременности. Однако нет аналогичного списка факторов, определяющих какие-либо преимущества аборта по сравнению с рождением ребенка. Довольно шокирующим фактом является и то, что сторонники прерывания беременности до сих пор не опубликовали ни одного исследования с описанием случая или каких-либо факторов, свидетельствующих об улучшении жизни или здоровья женщины после совершения аборта, и уж пода­вно — исследований, которые дают количественные показатели таких улучшений.

Даже в тех случаях, когда женщины, возможно, и не получи­ли физиологической или психологической травмы после аборта, нет никаких оснований утверждать, что отсутствие вреда свиде­тельствует о пользе этой процедуры. Адаптационные возмож­ности человека очень велики. Исследование выявило: женщины, отказавшиеся сделать аборт, впоследствии часто говорили, что на самом деле они не хотели прерывать беременность и счаст­ливы, что у них родился ребенок34.

Именно по этой причине Алек Боурн (его исследование криминального аборта в 1938 году породило движение по ли­берализации абортов в Великобритании, а возможно — и во всем мире) в 1967 году выразил протест против легализации абортов. В одном из интервью он сказал, что легализация абортов будет «бедствием» для женщин: «Я видел очень много женщин, приходивших ко мне и умолявших сделать им аборт и очень переживавших, когда я отказывался. Однако я не видел ни одной женщины, которая бы после рождения ребенка не радовалась тому, что я тогда не убил его»35. Подобные случаи часто рассказывают специалисты кризисных центров для бе­ременных и врачи, которым удалось уговорить пациенток не делать аборт и родить ребенка.

Таким образом, нельзя предполагать, что женщина после пре­рывания беременности непременно будет осыпана какими-то благами. Аборт, конечно, изменит ее жизнь, как и рождение ре­бенка. Но еще не было доказано научно, и вряд ли это будет до­казано когда-либо вообще, что аборт может принести пользу.

Ввиду того, что к абортам прибегают по целому ряду раз­нообразных причин, было бы важно знать, в каких случаях пре­рывание беременности в наибольшей степени удовлетворяет надежды и ожидания пациенток. Может, у тех женщин, которые делают аборт из-за проблем в отношениях, отношения после этого резко налаживаются? Или же наоборот — разваливаются? Или аборт вообще никак не влияет на ситуацию? Возможно, женщины, делающие аборт, чтобы доучиться в вузе или по ка­рьерным соображениям, чаще становятся дипломированными специалистами и более успешны в карьере, чем те, которые ро­жают ребенка и откладывают обучение и карьерный рост? Или же те, кто прерывает беременность, чтобы не компрометировать себя и свою семью, потом становятся образцом приличия и се­мейной гармонии?

При отсутствии каких-либо исследований, доказывающих, что аборт приносит пользу, сложно представить, как врачи мо­гут предоставить женщине в ситуации выбора обоснованную медицинскую информацию. Скорее всего, даже если исследовать предполагаемую пользу абортов, возникнет та же ситуация, что и с исследованиями постабортных осложнений. Осложнения после прерывания беременности очень зависят от индивиду­альных особенностей, и предполагаемые положительные сто­роны аборта, скорее всего, тоже будут во многом определяться ситуацией, в которой оказалась женщина, или соматическими и социально-психологическими особенностями ее организма. До тех пор пока такие исследования не проведены, важнее изучить все известные и предполагаемые факторы риска развития поста­бортных осложнений, чтобы сохранить здоровье пациенток.

Эти возражения сторонникам прерывания беременности за­мечательно сформулировал Филипп Ней:

Следует помнить, что работники здравоохранения, кото­рые осуществляют или пропагандируют какую-либо медицин­скую или хирургическую процедуру, обязаны предоставить до­казательства того, что эта процедура безопасна и обладает лечебным эффектом. Нет доказанных психиатрических пока­заний для прерывания беременности. Лучшее свидетельство тому - известный факт, что аборт противопоказан при серьезных психиатрических заболеваниях. Нет убедительных данных и о том, что аборт обладает лечебным действием при каком-либо заболевании, возможно, за редкими исключениями. На самом же деле нет никаких доказательств медицинской, психологической или социальной пользы абортов... Если бы аборт был лекарством или какой-то хирургической процеду­рой, по поводу которых имелось столько сомнений в безопас­ности и терапевтической эффективности, он бы давно был отозван с рынка36.

Послесловие

В

 книге «Запрещенные слезы» затронут вопрос о том раз­рушительном действии, которое оказывает аборт на душу человека. Действительно, всякое нарушение заповедей Божиих лишает человека спокойствия, даже если он постарается забыть о совершенном. Это очевидно, и спор здесь может возникнуть только относительно того, с какой точки зрения — христиан­ской или общечеловеческой — смотреть на тот нравственный закон, который с рождения запечатлен в душе каждого.

Однако современная философия потребления и гедониз­ма, стремясь полностью завладеть душой человека, намеренно скрывает страшную правду нашей жизни и заменяет подлинные названия вещей эвфемизмами. В результате в момент принятия ответственного решения человек оказывается дезориентирован­ным и, мало того, что совершает страшную ошибку, но еще и не подозревает об этом. Не подозревает до тех пор, пока не начнет осознавать страшных последствий происшедшего. Так, совре­менная женщина не считает аборт тяжким преступлением, хотя ни для кого не секрет, что такие преступления, как изведение плода во чреве, убийство во время разбоя, отравление — Церковь издавна рассматривает в одном ряду «вольных убийств».

Автор книги рассказывает, как в ходе оказания психологи­ческой помощи женщинам выяснялось, что подлинной при­чиной их тяжелого внутреннего состояния был совершенный некогда аборт. При этом, как правило, пострадавшие женщины старались не только не рассказывать о пережитом несчастии, но даже и не вспоминать о нем. Для автора книги помочь этим женщинам — это дать им возможность осознать свой поступок и рассказать свою печальную историю другому. Можно пред­положить, что такой метод работы действительно эффективен и женщины избавятся от комплексов, а их дальнейшая жизнь будет безмятежной и радостной.

Между тем человек, ощущающий себя ответственным перед Богом, увидит незавершенность этих историй и будет ожидать от книги чего-то большего. Ведь наше осознание сделанной ошибки не вернет жизнь безвинно убитому младенцу. С другой стороны, совершенное нами зло, иными словами — грех, кале­чит нашу душу, также как телесные недуги и раны калечат тело. Страдающий человек будет искать способ избавить свое сердце от страшной тяжести. Из житейского опыта всем нам известно, что если мы обидели человека и потеряли от этого внутренний покой, то облегчение получим только тогда, когда этот человек простит нас. Иногда, чтобы достичь прощения, нам приходится сильно утруждать себя, жертвуя собственными силами и вре­менем. Чего только не сделает молодой человек, чтобы вернуть расположение своей избранницы-невесты!

Также и нам, чтобы вернуться к Богу, избавиться от чувства вины и связанного с ним ощущения метафизического одиноче­ства, нужно приложить все силы, чтобы изменить себя и полу­чить прощение у Бога. Не только покаяться в содеянном на ис­поведи (что, безусловно, необходимо), участвовать в Таинствах Церкви, но подтвердить свое раскаяние делами: не дать другой женщине совершить такую же ошибку, помочь одинокой маме или многодетной семье воспитать детей, поухаживать за стари­ком, навестить больного или заключенного, терпеть все, молить­ся за врагов — словом, перестроить свою жизнь на евангельский лад. Тогда душа вновь обретет покой и радость, но не как плод собственных душевных усилий, а как дар Божий, ведущий че­ловека к блаженной вечности.

Священник Даниил Василевский

 

Центры помощи женщинам,
оказавшимся в кризисной ситуации


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь