Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Госвами Махараджа. «Все может быть полезным для нас, если мы видим его связь с целым



 

«Все может быть полезным для нас, если мы видим его связь с целым. А полное отречние, практикуемое шанкаритами или буддистами, не приветствуется в нашей традиции. Наша задача – привести все в гармонию, так, чтобы любая вещь напоминала нам о нашем долге перед Абсолютом и побуждала нас предаться Ему».

«Когда-то основатель Бхарат-Сева-Ашрам-Санги хотел, чтобы я присоединился к его миссии. Но я сказал ему: «Мое сердце уже отдано учению Шри Чайтаньядева». И он мне ответил: «Да, я тоже чту Его, но считаю при этом, что сначала человек должен научиться безразличию к мирским удовольствиям, как тому учил Будда. Потом надо изучить Веданту в трактовке Шанкары и понять, что окружающий мир суть ничто, а Брахман, или дух, – абсолютно всё. И только после этого можно обратиться к према-дхарме, любви, которую проповедовал Шри Чайтаньядев и которую я тоже считаю высшей целью бытия». Тогда я сказал ему: «Это вы так считаете, но Шри Чайтаньядев не говорил, что прежде чем прийти к Нему надо пройти школу буддизма и научиться отрицанию всего сущего, а потом – школу Шанкары, чтобы получить ведические знания. Он говорил иначе – кем бы ни был человек и на каком бы уровне ни находился, ему надо прийти в общество святого Вайшнава и под его руководством практиковать шраванам-киртанам – слушать и говорить о величии Господа». Тут мой оппонент умолк, не зная, чем возразить. Он не произнес больше ни слова.

 В лругой раз, когда я был в Карачи, ко мне пришел глава Арья Самаджа. Он сказал: «Если ограниченное живое существо может познать безграничного Господа, тогда выходит, Господь не безграничен». На это я ему ответил: «Господь не был бы безграничным, если б не мог открыть Себя ограниченному». И тот не смог мне возразить».

«И буддисты, и последователи Шанкары стремятся туда, где можно жить, не работая. Будда учит, что жизнь бессмысленна – не существует ни работы, ни жизни, ни бытия. Он призывает нас прекратить свое существование. Это просто мания – жить в постоянной борьбе за место под солнцем, и с ней нужно покончить. Да и зачем вообще жить? Так буддисты ратуют за нирвану, за полное прекращение бытия. А Шанкарачарья говорит: «Нет, жизнь существует, но она не нужна. Живя, мы страдаем от всевозможных несчастий, и к тому же, некая сила заставляет нас стареть и потом умирать. Мы умираем медленной смертью, как от медленно действующего яда». Бесспорно, жизнь в бренном мире нам не нужна. Но каков выход? Шанкара говорит, что нужно уничтожить свою индивидуальность. Оставаясь индивидуальностью невозможно обрести подлинное, вечное умиротворение. Поэтому надо отказаться от прелестей индивидуального бытия. По мнению Шанкары, существует единый Вселенский Дух, и он полон блаженства, а мы – лишь его отражения. Этот Дух отражается повсюду, и каким-то чудом он создал таинственное эго, или индивидуальное сознание. Нам нет смысла держаться за наше эго, надо растворить его в едином Духе. Тогда мы осознаем, что кроме этого Духа нет больше ничего. В нашем нынешнем положении невозможно излечиться от смертности. Какждый миг мы так или иначе умираем, теряем себя. И от этого нет спасения.

Однако все, что говорят Будда и Шанкара, верно лишь отчасти. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: «Истинное решение заключается в самоотречении, отрешенности от окружающего мира, обретаемой через связывание его со служением Кришне. Знание, позволяющее нам достичь совершенства и сохранить при этом свою индивидуальность, интересы и цели, возможно только на пути бхакти – на пути преданности и самопожертвования. Используя окружающий мир ради собственной корысти, вы лишь обрекаете себя на смерть. А отрицая его существование, сливаетесь с пустотой (Вираджей, Брахмалокой), погружаетесь в неведомую обитель, из которой никогда не возродитесь как личность. Вам же предлагается знание и отречение, исполненное любви и преданности Кришне. Воспользовавшись им, вы сохраните свое ‘я’ – свое истинное ‘я’ – и будете жить вечной и счастливой жизнью». Слово «найшкармьям» означает «без тяжкого труда». Есть лишь труд души, порождаемый любовью, и это – изначальное занятие живого существа. В обычном понимании, всякий труд, любое усилие приносит плоды, которые, повинуясь ходу времени, постепенно обращаются в ничто. Этого печального обстоятельства можно избежать, если последовать наставлениям «Шримад-Бхагаватам».

 «Бхагаватам» предлагает нам гьяну и вайрагью (знание и отречение), проникнутую духом преданности, бхакти: «Отриньте как чувственные удовольствия, так и отрешенность. Вам не придется от них зависеть. Их поглотит ваша преданность Богу. Только преданность сделает вашу гьяну и вайрагью совершенной, и при этом вы сохраните свою индивидуальность».

«Шримад-Бхагаватам» приводит в гармонию отрешенность и знание, наполняя их преданностью Богу. Преданнсть позволяет нам оставаться личностью, действовать, ставить перед собой цели и в то же время жить в полном умиротворении и блаженстве. «Бхагаватам» предлагает нам счастливую вечную жизнь, которую можно обрести, просто добавив преданность к гьяне и карме.

Вы будете действовать в полную силу, но при этом не будете починены закону кармы, вынуждаещему вас пожинать плоды своих поступков. Все ваши усилия будут направлены на Абсолют, средоточие всего сущего. В «Бхагавад-гите»говорится: «Трудись только для Него, иначе будешь связан последствиями своих дел». Отсюда становится ясно, что мы можем жить достойной жизнью, если посвятим себя Всевышнему. Такая жизнь не будет для нас ни постыдной, ни изнуряющей. И не будет невежества. Поэтому надо обязательно встать на путь, который указывает нам «Шримад-Бхагаватам»».

«Даже сторонники имперсонального учения Шанкары убеждены, что имя неподвластно законам физического звука. По их мнению, оно принадлежит к уровню ума – уровню саттва-гуны. К сожалению, они считают святое имя порождением майи, неким заблуждением, и потому делают вывод, будто имена Хари, Кришны, Кали и Шивы суть одно и то же. Так проповедуют и сторонники Шанкары, и последователи Миссии Рамакришны. Но само их представление о святом имени тоже родилось из заблуждения».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь