Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проповедь в Миднапуре и Сундарване



(Стр.137-143)

В январе 1949 года Шрила Гуру Махарадж, которого сопровождали Шри Динартихар Брахмачари, Шри Садджан-севак Брахмачари и Шри Гоура-Нараяна Дасадхикари, благословил своим визитом дом Харичарана Дасадхикари в Джукхии, что находится в районе Миднапура. Они жили у него некоторое время, и Шрила Гурудев давал философские лекции о санатана-дхарме на религиозных собраниях (дхарма-сабха) в соседних деревнях.

Однажды во время пребывания Шрилы Гуру Махараджа в Джукхии рано утром к нему наведался некий Кширодачандра Буиям, бывший судья из Мохати Грама. Шрила Гурудев сидел в доме и повторял харинаму на чётках, а Шри Гоура-Нараяна Дасадхикари (автор) изучал книгу, сидя на веранде под мягкими лучами зимнего солнца. Шри Кширода Бабу, которого усадили на циновку, спросил: «Что это вы читаете?» Гоура-Нараяна ответил: «Я читаю «Хари-бхакти-вилас»». — «А кто написал эту книгу?» — «Джагад гуру Шрила Санатана Госвами». — «А почему вы не изучаете «Шанкара-бхашью» Джагадгуру Шри Шанкарачарьи?» — «Потому, что Шрила Санатана Госвами намного более авторитетен, чем Шри Шанкарачарья». Кширода Бабу возмутился: «Что? Санатана Госвами, живший совсем недавно, авторитетней Ачарьи Шанкара? Ачарья Шанкар — непосредственное воплощение Шивы! Он написал исключительно важный комментарий на «Брахма-сутру» и одержал победу над всеми современными ему ачарьями в Индии». Гоура-Нараяна ответил: «Без сомнения, Ачарья Шанкар является аватарой девадхидева Шанкара, одной из гунаватар Бхагавана (воплощение, олицетворяющее одно из качеств Господа), и одним из вибхути (достояний) Бхагавана. Согласно шлоке «вайшнаванам ятха шамбхо» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.16) Шанкар (Шива) — величайший из вайшнавов, бхакт Бхагавана. И тем не менее, Шри Санатана Госвами — один из самых любимых спутников Сваям Бхагавана Шачинанданы и дорогая служанка Шри Шри Радха-Кришны, Шри Лаванга Манджари. Поэтому нет необходимости доказывать превосходство Санатаны Госвами».

Такой ответ немного озадачил Шри Кшироду Бабу. Ачарья Кешари повторял харинаму в комнате, но когда началась наша беседа, он стал внимательно слушать, о чём идёт речь. Он быстро вышел на веранду и вступил в философское сражение с Бабу. Кширода Бабу с вызовом говорил: «Почему вы не просите своих брахмачари изучать «Шанкара-бхашью», комментарий на «Брахма-сутру»?» Гурудев начал объяснять ему: «Мы просим их изучать «Шри Бхашью», «Анубхашью», «Говинда-бхашью» и другие комментарии на «Брахма-сутру» Вьясадева, но не комментарий Ачарьи Шанкара». — «Но почему? Он — воплощение Шанкара, а вы не изучаете его комментарий!» — «Хотя он и воплощение Шанкара, взгляды, отраженные в его комментарии, совершенно надуманы. Эта ложная философия по сути является лишь скрытым буддизмом. Шанкар принял эту тактику по указанию Бхагавана, чтобы ослабить влияние буддистов, которые отрицали Веды и Личность Бога (Ишвара). Об этом ясно говорится в «Падма-пуране» (Уттар-кханда, 25.7), майавадам асаччхастрам». — «Но разве вы не признаёте четыре маха-вакьи Вед: ахам брахмасми, прагйа-нам брахма, таттвамаси и экам эва ’двитийам и другие утверждения, которые провозгласил Шанкар?» — «Нигде в Ведах или Упанишадах не говорится, что эти четыре вакьи (высказывания) — это маха-вакьи. Если ваше утверждение верно, будьте добры, подкрепите его свидетельством из писаний». Кширода Бабу ничего не мог на это ответить и некоторое время сидел молча.

Гурудев продолжал: «Единственная маха-вакья Вед — это ом, а все другие вакьи — второстепенны. Иначе маха-вакьей можно назвать все высказывания в Ведах. Вы считаете, что ниракар-, нирвишеш-, ниргуна- и ниранджан-брахман, о котором пытался пропове-довать Шанкар, — это то же самое, что и провозглашенный Шрилой Вьясадевом савишеш-, сарвашактиман- и анандамайя-брахман, вместилище всех трансцендентных качеств?» — «Почему бы нет? Все выдающиеся учёные Индии поддерживают учение Шанкара». — «Ачарья Шри Рамануджа, Мадхвачарья, Нимбадитья, Вишнусвами, Валлабхачарья, Кумарила Бхатта и другие учёные мудрецы камня на камне не оставили от теории Шанкара. Нирвишеш-, нихшактик-, ниракар-брахман никогда не может быть ананда-сварупой или анандамайей. Учение Шанкары — не более, чем разновидность скрытого буддизма».

Кширода Бабу всё ещё не мог понять, что к чему. Он сказал: «Ваше утверждение весьма противоречиво. Ачарья Шанкар ясно установил доктрину «брахма сатьям джаганмитхья дживо брахмайва напара». Кроме того, для определения Брахмана он использовал термин ананда-сварупа. Когда джива достигает освобождения от майи, она соединяется с Брахманом и ощущает ананда-сварупу Брахмана». Гурудев продолжал объяснять ему: «Эта теория выдумана самим Ачарьей Шанкаром и противоречит шастрам. Ложную идею Ачарьи Шанкара о том, что Брахман — это ананда-сварупа, я могу опровергнуть на основе самого этого заключения. А затем я опровергну утверждение о том, что джива становится Брахманом, сливаясь с ним, и что этот мир ложен. Прежде всего, можете ли вы объяснить, почему вы хотите слиться с нирвишеш-брахманом?» — «Потому, что Брахман — ананда-сварупа, олицетворение ананды, и джива, сливающаяся с Брахманом, тоже становится ананда-сварупа-брахманом». — «А я утверждаю, что нирвишеш-брахман Ачарьи Шанкара — это олицетворение испражнений. Что вы на это скажете? Если джива способна слиться с ананда-сварупа-брахманом, значит, у неё не может быть индивидуального ощущения Брахмана. Как же, будучи Брахманом, джива может ощущать ананду, если желанием слиться с нирвишеш-брахманом этого не достигнуть? Ананду можно ощущать только тогда, когда твоё существование отдельно от Брахмана. Например, любой, кто пробует сахар, может сказать, что он сладкий. Но если человек слился с сахаром и сам стал сахарным, то как он может ощутить собственную сладость? И если человек слился с испражнениями, может ли он ощущать собственную вонь? Поэтому нет никакой разницы, назовёте ли вы нирвишеш-брахман олицетворением ананды или олицетворением испражнений. В данном случае это одно и то же, поскольку нет самого «воспринимающего»».

Кширода Бабу совсем затих. Он выразил почтение Шри Гуру-деву, склонив перед ним голову, и пошёл к себе домой. Находясь рядом со Шрилой Гурупад-падмой, мы часто стано-вились свидетелями того, как он обсуждает сиддханту с известными адвайта-вади (имперсоналистами). Все его собеседники, видя необыкновенную глубину его личности, умение приводить любые цитаты из писаний, слыша его красивую, изысканную речь и веские доводы, склонялись перед ним в почтении. В этой книге мы представим ещё несколько таких философских дискуссий.

Вечером Шрила Гурудев прочитал перед огромной аудиторией замечательную лекцию о санатана-дхарме. Почти два с половиной часа 10-15 тысяч человек сидели неподвижно, как статуи, с почтением слушая каждое его слово. Вот суть того, что он сказал: «Согласно Ведам, Упанишадам, «Веданта-сутре», «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гите» и другим писаниям, изначальная причина творения и уничтожения, высшее проявление пара-таттвы — это Сваям Бхагаван. Он не рождается, не умирает и Его невозможно уничтожить. Он — абсолютная санатана-таттва, ибо Он существует в прошлом, настоящем и будущем. Слово санатана означает сада (всегда) и тан (продолжаться) и указывает на того, кто существует, существовал и будет существовать.

Таким образом, санатана-дхарма означает изначальную функцию того, кто существует вечно. В «Шримад-Бхагаватам» сказано:

ахо бхагйам ахо бхагйам нандагопавраджаукасам йан митрам параманандам пурнам брахма санатанам

«Шримад-Бхагаватам», 10.14.32

«О, какая великая удача выпала на долю Нанды Бабы, Яшоды Маийи и всех остальных гопов и гопи Враджа! Их удача безгранич-на, ибо Сам Шри Кришна, вместилище парамананды (высшего блаженства) и вечный, абсолютный образ Брахмана, — это их родственник и друг».

Здесь Кришну называют вечным, абсолютным Брахманом. Дживатму также относят к санатана-таттве, поскольку бесчисленные души являются вечными (санатана) частицами санатана-парабрахмана Шри Кришны. Сам Шри Кришна в «Бхагавад-гите» (15.7) называет их Своими вечными частицами:

мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах

манах шаштханиндрийани пракрити-стхани каршати

«О Арджуна, Я — Сарвешвар (Повелитель всего сущего). Все дживы — Мои частицы, и все они вечны. Они не выдуманы и не иллюзорны, они не являются пустым местом, подобно пространству в пустом горшке. Обусловившись материей и отвернувшись от меня, они ведут в материальном мире тяжкую борьбу с умом и пятью чувствами». Кроме того, в «Гите» сказано:

нитья сарва-гатах стханур ачало ‘йам санатанах

«Бхагавад-гита», 2.24

«Эта дживатма неизменна и бессмертна. Её нельзя разрезать или уничтожить оружием, сжечь огнём, намочить водой или высушить воздухом, иссушить ветром. Она — нитья (вечная), вездесущая, неизменная, постоянная и санатана (всегда существующая)».

Таким образом, согласно ведическим шастрам, существует две санатана-таттвы (две вечные истины): одна — это Сваям Бхагаван Шри Кришна, неделимая, полная санатана-таттва; а другая — джива, отделённая анусанатана-таттва. Шри Кришна, брихат-чайтанья-сварупа (олицетворение полного сознания), неизменен, а что касается дживы, то если она отворачивается от Бхагавана, её чистая природа может скрыться, ибо джива является анусанатана-таттвой (ничтожно малой в размерах, хотя и вечной). Однако дхарма дживы, ее изначальная природа, — шуддха и санатана. Према — вот единственная санатана-дхарма дживы. А вечная, чистая према — это служение Кришне, потому оно и явля-ется сварупа-дхармой, или санатана-дхармой дживы. В писаниях эта санатана-дхарма называется бхагават-дхармой, или вайшнава-дхармой.

Чистая санатана-дхарма у материально обусловленной души искажена майей. В этом положении джива считает своей единственной дхармой деятельность грубого и тонкого тела, поскольку не знает ничего, кроме этих двух тел. Но дхарма грубого и тонкого тела не является санатана-дхармой, потому что она бренна и подвержена изменениям. «Я — индус, я — мусульманин, я — христианин, я — сикх, я — буддист» или «Я — брахман, я — кшатрий» — всё это определения грубого тела, и потому такая «грубая» дхарма не может быть санатана-дхармой. В наши дни редко кто проповедует чистую санатана-дхарму, ибо мало кто по-настоящему понимает Абсолютную Истину. На самом же деле отношения слуги и господина между дживой и Ишваром (Верховным Госпо-дом) являются нитьей (вечными) и санатаной (существующими всегда). Эти отношения и называются санатана-дхармой».

После этого Шрила Гурудев отправился по другим местам проповедовать шуддха-санатана-дхарму, которую также называют шуддха-бхакти-дхармой. Вместе со Шри Нагендра-говардханом Брахмачари и Шри Ганеш Дасом он посетил Кулабари, Намсчауру, Пичолду, Джхинуккхали, Наргхат и Терапекхью. Оттуда они с группой преданных сели на корабль в Пури и доплыли до Гада-матхуры Саптам Кханды, а затем посетили Гадаматхуру Панчам, Шаштха и Аштам Кханду, Аиплату Пратхам Кханду, Кедарпур, Аиплату Двития Кханду, Сурьяпур и другие места. Через полтора месяца Шрила Гурудев вернулся в матх в Чинсуре.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь