Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» в социальных науках



Понимание сути процесса модернизации современной российской действительности невозможно без уяснения содержания понятий «ценностей», «ценностных ориентаций», механизмов и факторов трансформаций ценностей, ценностных ориентаций, процессов их формирования и изменений. Данные понятия определяют состояние, характеристику общества в целом и отдельно взятой личности. «Знаменательно, что интерес к изучению ценностной тематики заметно повышается в кризисные или переходные периоды развития обществ, сопряжённые не только с изменением условий жизни, социальных структур обществ, но и переоценкой ценностей и их систем, (утверждением новой нормативно-ценностной модели, следовательно, и изменениями в процессе функционирования и развития обществ). Потребность всестороннего изучения ценностей, ценностных ориентаций и их систем обусловлена так же необходимостью поиска способов воздействия на них в благоприятных для общественного развития направлениях с целью предупреждения социальных конфликтов.[5]


Понятие «ценность» в качестве принципиально важной составляющей входит в структуру концепций целого ряда социально-гуманитарных наук: философии, социологии, социальной психологии и др.

В философии понятие ценности является базовым понятием для кантианского, неокантианско-веберовского, феноменологического, интеракционистского и других направлений. В философскую лексику понятие «ценность», как категория вводится в 60-х гг. XIX века немецким философом Р.Г. Лотцев работе «Основания практической философии», которыйрассматривал ценность как её «значимость» для субъекта. Однако до него И. Кант в своем учении об абсолютныхи относительных ценностях «отмечает их непреходящее значение не только для философской мысли, но и для развития западноевропейской культуры в целом. Ценности, в его воззрении, — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Философия как фундаментальная наука рассматривает понятие «ценность» в качестве базовой составляющей при анализе качественных аспектов социальных процессов, социальных и культурных значений определенных явлений действительности».  [5]

В социальной психологии понятие ценности включает в себя идеалы, цели, интересы, убеждения, а также иные мировоззренческие проявления, формирующиеся при усвоении социального опыта.  Ценности трактуются как социальное явление, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. С.Л. Рубинштейн утверждал, что «ценность — значимость для человека чего-то в мире» [13], и лишь признаваемаяценность может выполнять функцию ориентира поведения — важнейшуюценностную функцию. М. Рокич определяет ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [5].

В целом, ценности в социальной психологии рассматриваются как субъективный феномен, входящий в структуру направленности личности, обуславливающий её поведение, как многомерное явление, интернализованные структуры по линии связи установка — ситуация — действие.

Большое внимание изучению ценностей уделяет социология, они рассматриваются как фундаментальные нравственные и этические нормы, выполняющие одновременно регулятивную и прогностическую функции и обеспечивающие целостность социальных систем посредством нормативного регулирования и коррекции происходящих в обществе процессов, перспектив развития личности и поведения людей.В социологии существуют различные подходы к определению этого понятия. Например, Э. Дюркгейм заострял внимание на постановке вопроса о ценностях и их месте в системе наук. Он «определял ценности как идеалы, которые являются основными двигателями поведения человека, на основе которых формируются не только отдельно взятые общества, но и целые цивилизации («Ценностные и реальные суждения» (1911), «Социология и философия» (1924))».[5] М. Вебер в своей теории социального действия подходит к трактовке понятия ценностей исключительно в неокантианском смысле, исключая позитивистское отождествление ценностей с благами. В соответствии с его воззрениями, человеческое поведение становится действием лишь в том случае, если действующие индивид или индивиды связывают с ним определённый субъективный смысл. «Осмысленным любой акт социального действия становится лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми корректируются нормы поведения людей и их индивидуальные цели («Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество» (1921)». [5]

В самом общем смысле, ценности представляют собой «социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.»[6]. Это есть свойства явлений и материальных или идеальных предметов реальной действительности, обладающих значимостью для социального субъекта (личности, группы или общества в целом) с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Ценности как критерий оценки реальных явлений дают представления о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они определяют цели, к которым должны стремиться отдельный человек, группа или общество, и основные средства их достижения, смысл целенаправленной деятельности.

Производным понятием от понятия «ценности» является понятие «ценностные ориентации». «Это более широкое понятие, предполагающее структурную связь или отношения ценностей и ценностно-ориентированного субъекта (личности, группы личностей), синтезирующее конкретнуюпсихологию личности и конкретную социологию среды, в которой она существует, представляя собой индивидуальную форму репрезентации ценности». [5] Изучением ценностных ориентаций активно занимаются как психологи, так и социологи.

 

Психологов в большей степени интересуют субъективные стороны деятельности и отношения к ценностям. Социологов жеценностные ориентации интересуют, прежде всего, как объективно детерминированные факторы, возникающие на пересечении всевозможных социальных отношений. Ценностные ориентации в социологии (этические,эстетические, политические, религиозные и т. п. основания) представляютсобой критерии оценочного отношения личности (группы личностей) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются какпредметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей). [7]

В работе под термин «ценностные ориентации » мы будем рассматривать как, установки личности на ценности материальной и духовнойкультуры, отражение в сознании людей ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, основа их социальной жизни, жизненных устремленийи профессиональных амбиций. Ценностные ориентации приобретают особое значение в индивидуальном или общественном сознании, являясь регулятором социального поведения, человеческих стремлений и поступков.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь