Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификации ценностей, ценностных ориентаций личности.



В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают «три группы ценностей:материальные,социально-политические, духовные.

· Материальные ценности — это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

· Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

· Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.»[8]

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным.Это, прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых — жизнь, здоровье, свобода и т. п.

Второе основание классификации ценностей — по субъектам. Здесь различают ценности:индивидуальные,групповые, общечеловеческие.

«Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.

Если же мы говорим о групповых или общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительно оценивает не один индивид, а некая их совокупность.

Групповые ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.»[8]

С точки зрения А. Маслоу, высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности [9]. Он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Автором были выделены две группы ценностей:

· ценности бытия - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность).

· дефициентные ценности - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо потребности, на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

В созданной В. Франклом теории логотерапии и экзистенциального анализа центральным звеном выступает понятие смысла жизни. Франкл считает, что «...важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» [5]. Согласно автору, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: совершая подвиг, переживая ценности, путем страдания.

Исходя из этого, выделяются три группы ценностей:

· Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.

· Вторая группа - это ценности переживания. По мнению В. Франкла, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности». Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.

· С точки зрения В. Франкла, наиболее значимыми являются ценности отношений. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенционалистов, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции «...нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы по средством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения» [5]

Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем. Ценность Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования. «Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.» [8]

Классификация ценностей по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной. Во-первых, с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами.

1.3.Методики исследования ценностных ориентаций личности.

Очевидно, что при изучении ценностных ориентаций к различным категориям респондентов необходимо применять различные, соответствующие целям и задачам исследования, методы

Проблему выбора методов в исследовании диспозиционных образований, в частности ценностных ориентаций, попытался решить В.А. Ядов, результатом исследования на основе использования комплекса методик стало прогнозирование и регулирование социального поведения группы инженеров ленинградских проектных бюро. Часть методов замеряла устойчивость системы ценностных ориентаций обследуемых. Всего было применено 17 методик, но именно 5 из них соответствуют требованиям эмпирической фиксации ценностных ориентаций: методика Рокича, базовое интервью (автор В.В.А. Ядов), метод проективных ситуаций (авторы Г.Саганенко, В.В.А. Ядов), метод семантического дифференциала (разработан В.Смирновой)

Методика М. Рокича прежде всего нацелен на выявление иерархии индивидуально разделяемых ценностей. Данный тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей, которые разделяются на две группы на инструментальные–«это концепции желательного модуса поведения, и на терминальные – «конечное, ожидаемое существование»» [9]

 

Метод работы заключается в том, что респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

При интерпретации результатов следует помнить- доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. «Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона. Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блокина тех или иных основаниях.»[9]

Следующая методика – базовое интервью автор В.А. Ядов.«Интервью ведется опрашивающим совместно с ассистентом,записывающим ответы на вопросы. Ассистент располагается так, чтобы опрашиваемый мог видеть его сбоку и чуть позади себя. Беседа занимает от 1 ч.до 1 ч. 30 мин; оформлениепротокола — около 1.5 ч. Документы:путеводитель интервью, образец протокола интервью, инструкция для анализа и шифровки данных из протокола. Респонденту необходимо ответить на 7 вопрос касающихся карьеры, свободного времени, жизненных целей, но в каждом их них есть и под-вопросы, уточняющие информацию. В заключении респонденту необходимо заполнить тест из 15 высказываний, с которыми он может согласиться или нет. Проделанную работу анализируют три специалиста: интервьюером, его ассистентом и сотрудником, не принимавшим участия в этом интервью. Анализ производится раздельно, данные согласуются, и тем самым выявляются особенности ценностных ориентации респондента, каждый блок вопросов отвечает за определенные качества или отношениях к процессу в обществе».[18]

По-мнению В.А. Ядова методика «Проективные ситуации» является так же эффективной при изучении ценностных ориентаций личности.«Респонденту предлагается бланк с 14 вопросами-ситуациями и тремя выборами ответов, вслед за этим на специально отведенной линейке с делениями необходимо указать, насколько респондент уверен в своем выборе. Отметка 10 означает полную уверенность. Отметка 1 означает минимальную уверенность.В каждой из предлагаемых ситуаций есть только те альтернативы, которые указаны, других нет. Предполагается также, что респондент поставлен перед необходимостью принять решение. После обследования ответы представляют собой серию индексов, получаемых путем суммирования «удельных весов», приписанных каждому выбору, тем самым получается таблица, где можно рассмотреть уровни: самостоятельность, инициативность, опытность и знания, организованность, ответственность. Анализирую ответы можно выделить важные ценностные ориентации для респондента, так же ценности которыми руководствуется личность». [18]

Заключительная методика для изучения ценностных ориентации по исследованию В.А. Ядова - «Метод семантического дифференциала». Автор данного метода Е.Э. Смирнова.Идея заключается в изучении ценностных ориентации с помощью ассоциаций. «Ассоциации бывают прямыми, например «сабля — острая», а бывают и более отдаленные, например «сабля - жаркая». На каждом бланке сверху написано понятие и далее целый ряд возможных ассоциаций к нему, которые выражены в шкалах от одного полюса до другого. Респонденту следуетоценить понятие на каждой из приводимых ниже шкал по порядку, если понятие близко связано с тем или иным признаком, то к тому полюсу и ставиться отметка. Используется 18 понятий, которые необходимо оценить по 7 шкалам. В заключении каждому качеству ставиться усредненный бал. В итоге можно увидеть, что ценно для респондента в том или ином понятии, какими качествами наделяет его личность.»[18]

При исследовании системы ценностных ориентаций можно применять либо: «1) комплекс взаимосвязанных методов, когда каждый метод фиксирует определенный компонент структурных подсистем ценностных ориентаций, либо 2) только один метод, но тот, который даст возможность зафиксировать сразу все три компонента, к примеру, аксиобиографический метод или метод анкетного опроса. Специфика фиксации ценностных ориентаций заключается в следующем:

· необходимость согласованности всех трех структурных подсистем, когнитивные, эмотивные и поведенческие аспекты в рамках одной ценностной ориентации тесно коррелируют в случае, когда для измерения, фиксации всех трех компонентов используются аналогичные процедуры. Существенно меньшая связь обнаруживается, если компоненты измеряются, фиксируются разными процедурами;

· вопрос соотношения ценностных ориентаций и поведения, рассматривающихся в рамках соответствия реального и осознаваемого реального и сообщаемого другим людям. Рассогласование, вызванное несовпадением между ценностными ориентациями, зафиксированными в исследовании, и теми, которые реально управляют поведением, ведет к систематическим ошибкам.»[9]

Ошибок и рассогласований можно избежать в том случае, когда диспозиционно-поведенческие связи станут более тесными. Чтобы этого добиться, реальные поступки испытуемых должны предшествовать во времени их высказываниям о своем отношении к этим поступкам.

В заключение данной главы хочется еще раз подчеркнуть, что ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов.

1) В нашей работе мы будем придерживаться социологического определения ценности - фундаментальные нравственные и этические нормы, выполняющие одновременно регулятивную и прогностическую функции и обеспечивающие целостность социальных систем посредством нормативного регулирования и коррекции происходящих в обществе процессов, перспектив развития личности и поведения людей.

2) Производным понятием от «ценностей» являются «ценностные ориентации» - представляют собой критерии оценочного отношения личности (группы личностей) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей).

3) Существует множество классификаций ценностей и ценностных ориентации. Мы будем придерживаться разделение ценностей на терминальные и инструментальные автором данной классификации являетсяМ.Рокич.

4) При анализе ценностных ориентаций используют множество методик ,мы рассмотрели классификацию методик по В.А. Ядову , и в изучении ценностных ориентации студентов будет использована методика М. Рокича , главная задача ее шкалирование ценностей по двум категориям ценности-средства и ценности- цели.

По словам Ф. Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [8]. Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь