Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Программа и методы исследования
В апреле 2012 года было проведено исследование, где был сделан сравнительный анализ ценностных ориентации среднестатистических студентов и социально-активных. Методом был анкетный опрос , а также методика М.Рокича.Исследование проводилось на базе Центра подготовки волонтеров САФУ имени М.В. Ломоносова, где объектом исследования выступили волонтеры данной организации. Проблема: Изучить ценностные ориентации социально-активной молодежи Предмет исследования: Ценностные ориентации Объект: Студенты, состоящие в общественных организациях САФУ и студенты 2 курса социальной работы ИППиСР. Цель исследования: проанализировать сущность ценностных ориентаций социально-активной молодежи Задачи: - сравнить ответы социально-активной молодежи со студентами 2 курса социальной работы. - изучить мотивацию активности студентов - выявить доминирующие ценности среди социально-активной молодежи Гипотеза: предполагаем, что будет наблюдаться тенденция: ценностные ориентации социально-активной имеют направление на самореализацию, будущую карьеру, политику и власть. - возможно, преобладающими терминальными ценностями у активистов станут такие, как: продуктивная жизнь, уверенность в себе, активная деятельная жизнь. И среди инструментальных ценностей лидировать будут: образованность, самоконтроль, широта взглВ.А. Ядов, эффективность в делах. - скорей всего, при анализе ценностных ориентации, будет видна линия интересов респондента, в какой области преобладает его социальная активность. Метод: анкетирование, методика Рокича Инструменты: анкета, опросник Рокича Выборка: гнездовая 3.2. Анализ результатов эмпирического исследования В качестве респондентов для данного исследования был выбран 2 курс ИППиСР кафедры социальной работы в составе 26 человек, среди них 4 юноши и 20 девушки. Также в качестве контрольной группы выступали члены общественных объединений САФУ. В состав группы вошло 15 человек:7юношей и 8 девушек. Возраст всех респондентов от 18 до 23 лет. Всем участникам исследования предстояло заполнить два бланка: анкета и методика Рокича. Первым вопросом был: «Как вы понимаете термин «социальная активность»?(Рис.1,Рис.2), и сразу стала видна значительная разница в ответах , хотя в каждой группе более половины верно указали вариант:
86% студентов состоящих в общественных организациях без труда определили значение термина «социальная активность», так же среди данной контрольной группы не выявлено ни одного респондента, который бы не имел представлений о данном понятие. Из числа студентов 2 курса кафедры социальной работы 61% верно определил термин «социальная активность», 35% опрошенных данной группы решили, что это удовлетворение своих интересов. А на вопрос относите ли вы себя к социально-активной молодежи? (рис 3), Был выявлен интересный показатель: можно заметить, что 100% респондентов контрольной группы относят себя к социально-активной молодежи. Студенты 2 курса разделились в процентном соотношении 58% к 42%, которые не считают себя социально-активной молодежью, в целом же уровень активности достаточно высокий. Следующим был вопрос о том, как же проявляется социальная активность студентов (рис.4):73% контрольной группы состоят в общественных организациях , были названы такие объединения , как : Волонтерский центр САФУ, Студенческий совет САФУ, Студенческие советы институтов, Штаб трудовых отрядов САФУ, педагогический отряд «Опора».
Эти данные можно сравнить с исследованием фонда «Общественное мнение» в июле 2002 года, только 2,7% молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет принимают участие в деятельности молодежных организаций .Конечно , выборка нашего исследования значительно меньше , но видно , что в САФУ уровень социальной активности выше , чем в целом по России. Если сравнить, результаты данного вопроса с предыдущим то, можно выявить: 23% , который не считают себя социально-активной молодежью, принимают участие в отдельных мероприятиях или занимаются в кружках и секциях, и 19% студентов 2 курса не проявляют свою активность. Что привлекает студентов к активной деятельности , мотивацию можно проследить на графике (рис.5): В данном вопросе можно заметить четкое разделение, среди контрольной группой преобладающие факторы мотивации связаны с властью, будущей карьерой , самореализацией, достижение ролей и статусов. Мотивация студентов 2 курса в основном связана с досугом и время препровождением, новыми знакомствами. Респондентам было необходимо выбрать высказывание с которым они согласны (рис.6): Видно, как отслеживается тенденция участия студентов в общественной жизни: социально-активная молодежь нарабатывает связи и опыт, самореализовывается, практикует управленческую деятельность. У студентов 2 курса демонстрируются средние показатели мотивации к общественной деятельности. Далее в анкете, мы пытались узнать , как относятся респонденты к такому понятию как «лидерство», считают ли они это привилегией, помогающей в жизни (рис.7): Все респонденты контрольной группы уверены, что знания и навыки им пригодятся в дальнейшей профессии. 69% опрошенных студентов 2 курса полагают , что знания им пригодятся , а так же 15% уверены в бесполезности данной деятельности для будущей карьеры. Так же нас волновало , находят ли студенты взаимосвязь между их основной деятельностью –учебой и активным включение в общественную жизнь.(рис .8) Мнение всех респондентов схоже – общественная деятельность не связана с облегчение учебной деятельности, что означает к активным студентам предъявляются, те же требования, как и к остальным. Последним был вопрос , как много времени уделяется социально-активной деятельности ? (рис.9) : 60% контрольной группы связаны с социально-активной деятельностью каждый день, ответы студентов 2 курса в данном вопросе можно сравнить с ранее полученными в 4 вопросе, и видно, что количество социально-активной молодежи в группе велико, но частота участия в общественной жизни заметно колеблется, 46% респондентов только раз в месяц принимают участие.
Далее в исследовании была использована методика Рокича, респонденты ранжировали два списка ценностей, которые разделены на «терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства». Далее, был выстроен рейтинг ценностей у обеих групп респондентов. Таблица А (Терминальные убеждения.)
Видно (таблица А.), что для 100% всех опрошенных ценность здоровья на первом месте. Но с 3 пункта видна разница в рейтинге, у студентов состоящих в общественных организациях передовые позиции занимают, такие ценности-цели, которые участвуют в становлении их карьерного роста, самореализации. Заметно отличается положения такой ценности как, материальная обеспеченность: она занимает 6 позицию у активистов, и 13 у студентов 2 курса. Сравним результаты с социологическое исследование Калининградского фонда Социальных и рыночных исследований, весна 2008. Главное отличие в том, что здесь лидирующие позиции занимает любовь, семья, а здоровье вообще нет упоминаний, не смотря на то, что была возможность добавить свой вариант.Так же расходиться месторасположение такой ценности, как свобода в данном исследовании она находится лишь на 13 месте. В целом мнение схоже по расположению семейных ценностей, и следом идут ценности карьерного роста.[12] Во второй таблице (таблица Б.) представлены «ценности средства», т.е. что человек делает сейчас, чтобы достичь «ценности-цели» (Таблица А). Таблица Б (Инструментальные убеждения).
В целом таблицы респондентов очень схожи, на первых позициях этические ценности: честность, ответственность, образованность. Далее расположились ценности – достижения: эффективность в делах, чуткость, самоконтроль. И замыкают иерархию ценности всеобщего мира: широта взглядов, непримиримость к недостаткам других. Далее представлена отдельный график (рис.10) , где представлены ценности средства за счет которых социально-активная молодежь хочет добиться реализации жизненных планов , т.е ценностей-целей (таблица. А). Можно наблюдать, то что честность и ответственность являются лидирующими, и в целом это еще раз доказывает то, что у современной молодежи остаются в приоритете нравственные ценности , законные пути достижения. Если сравнить с результатом исследования: Федоровой И.Н. «Базовые ценности современной молодежи», то в принципе группы лидирующих ценностей вполне схожи: «Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (82,4%), надежность (92,8%), честность (74,9%).Наряду с этими традиционными нравственными ориентациями, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость (57,8%)».[14] В изучения были выявлены ценностные ориентации социально-активной молодежи, мотивация участия студентов, влияние общественной деятельности в будущем обучающихся. 1) Гипотеза подтвердилась частично. Выявлена тенденция - ценностные ориентации социально-активной молодежи имеют направление на самореализацию, будущую карьеру, политику и власть. 2) Как и предполагалось, преобладающими терминальными ценностями у активистов стали: уверенность в себе, активная деятельная жизнь. 3) Но среди инструментальных ценностей образованность, самоконтроль, широта взглядов, эффективность в делах не стали лидирующими, респонденты выделили воспитанность, жизнерадостность, независимость как приоритетные. 4) В ответах респондентов контрольной группы четко прослеживается линия власти, карьеры, лидерства, что и характерно целям организаций, в которых состоят студенты. В заключение хочется отметить, что молодежи необходимо внимание и создание условий для ее активности и развития, так как она проявляет интерес к социальной активности, в ходе исследования это еще раз подтвердилось так, как в среднестатистической группе 57% относят себя к социально-активной молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. В ходе написания работы были сделаны выводы: 1) Ценности – это фундаментальные нравственные и этические нормы, ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни. 2) С понятием «ценность» очень схоже понятие «ценностных ориентаций»- способ дифференциации объектов по их значимости, формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности. Что бы лучше понять, охарактеризовать, существуют классификации ценностных ориентаций по различным критериям. Формирование ценностных ориентации играет огромную роль для развития общества, поэтому разработано большое количество методик для изучения ценностных ориентации, одной из самых популярных является методика М.Рокича. 3) К молодежи относиться группа россиян в возрасте от 14 до 30 лет, статус современной молодежи неоднозначный, но по сравнению с прошлым десятилетием, молодые люди довольны своей жизнью. В настоящие время проводится достаточное количество социологических исследований, такими организациями, как фонд «Общественное мнение», ИСПИ РАН. И их заключения сводятся к следущему : «для большинства молодежи безусловными остаются ценности семьи и работы в той или иной вариации: когда работа желаема и интересна или когда она дает возможность достичь материального благополучия. Тот или иной тип устремлений молодежи, с одной стороны, формируется в определенных условиях среды, а с другой стороны – влияет на поведенческие практики молодежи, прежде всего такие, как получение образования, выбор профессии и т. д.» 4) Выводы в проведенном нами исследовании «Ценностные ориентации социально-активной молодежи» среди студентов САФУ совпадают с общими тенденциями изучения данного вопроса по России. Уровень нравственных ценностей, и семейного благополучия преобладает над материальными ценностями. 5) Существенно отличие составляет приоритетные ценности социально-активной молодежи, они более ориентированы на карьерный рост, успех, эффективность в делах, наработку контактов связи, повышение квалификации. И свою реализацию данная молодежь видит через социально-активную деятельность, которая значительно расширяет рамки и масштабы деятельности и становлении себя как личности и профессионала в определенной сфере. Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д.
Социологию называют наукой XXI века. Исследования и научные разработки последних пяти лет по молодежной проблематике дали обществу понимание многих процессов, происходящих в молодежной среде. Ученые говорят о дифференцированном подходе в работе с подростками, молодыми людьми, молодыми семьями и т.д. Социология дает нам понимание молодежи как части нашего общества, к которой «взрослое сообщество» относится либо с испугом, либо с раздражением, либо с непониманием. Тогда как инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы