Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Время для одного сообщения – 5 минут.



 

Модератор после каждого раунда собирает статистику по каждой минигруппе и записывает на листе флип-чарта. По итогам игры сообщается результат: общая тенденция по всем группам, прогнозируемый результат – 90–95 % точной передачи сообщений.

Игра длится 30–40 минут. Для каждой мини-группы нужно иметь набор напечатанных сообщений. Сообщение должно состоять не более чем из 2–3 предложений. Ключевых слов в одном сообщении должно быть не больше 10–12. Для одной группы (до 10 мини-групп) достаточно одного флип-чарта (для сбора статистики).

Возможные вопросы для обсуждения:

• Насколько легко было запомнить смысл?

• Что было легче всего запомнить?

Обратите внимание на высокий процент запоминаемости сообщений.

Варианты игры. Изменяя игровую метафору, можно использовать эту игру в тренинге по продажам, для учителей, учеников, в языковых тренингах и т. д.

Игровые методы развития эмпатии

 

Внешний признак

...

 

Участникам необходимо поздороваться друг с другом (каждый с каждым), при этом увидеть как можно больше внешних изменений в каждом, никого не пропуская.

 

В этом упражнении учитывается только внешний признак (новая кофта, прическа и т. д.).

Это упражнение уместно проводить утром или после достаточного долгого перерыва между занятиями. Оно позволяет участникам сосредоточиться друг на друге и наладить то взаимодействие, которое необходимо для эффективного проведения занятия.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Что нового появилось в облике другого человека (высказывается каждый, продолжает тот, о ком говорили)?

• Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям?

 

Вслепую

...

 

Группа встает, один участник (доброволец) становится в угол, спиной к остальным.

 

Группа придумывает какой-либо жест, и все вместе его показывают. (Должно сопровождаться звуком.)

 

Стоящий в углу должен догадаться, что показывает группа.

Ведущему необходимо быть готовым к тому, что группе может быть нелегко прийти к единому мнению – что показывать, каким звуком сопровождать выбранный жест. Особенно необходимо поддержать добровольца, ведь по звуку – «вслепую» – не так-то просто угадать, какой жест показывает группа.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Сколько звуков вы угадали?

• Сложно ли было их угадывать?

 

Где мужчины, а где женщины?

...

 

Один из участников выходит за дверь.

 

В это время все остальные делятся на 2 группы: «мужчин» и «женщин».

 

В каждой из них могут находиться представители обоих полов.

 

Каждой группе нужно будет выбрать движение, которое они будут выполнять все вместе.

 

Группы выполняют свои движения одновременно, а вошедший участник должен определить, где «мужчины», а где «женщины».

В течение этой игры участники должны не только внимательно всматриваться друг в друга, но и увидеть и понять движения, характерные для мужчин и для женщин, посмотреть на себя «со стороны».

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Удалось ли вам определить, где «мужчины», а где «женщины»?

• На что вы ориентировались, когда пытались понять, где кто?

• Какие характерные движения делали «мужчины», а какие «женщины»?

 

Четыре позиции

...

 

Группа делится пополам (участников должно быть четное количество). Ведущий говорит: «Посмотрите на своих соседей слева и справа, запомните то место, на котором сидите, и тех, кто являются вашими соседями.

 

То положение, которое вы сейчас занимаете, обозначим цифрой 1. На счет 2 все должны поменяться местами, но только не с соседями, и снова постарайтесь запомнить своих соседей». Это будет положение 2, так же находятся положения 3 и 4. Все они должны быть разными.

 

После этого ведущий называет любую из цифр, задача участников – занять соответствующее место.

Это упражнение достаточно сложное для выполнения, поэтому проводить его необходимо в хорошо подготовленной группе после уже проведенного ряда занятий, когда сформировался достаточно высокий уровень групповой сплоченности. Иначе оно станет просто невыполнимым и нарушит динамику развития группы, создаст напряжение, с которым будет сложно справиться.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Какие ощущения вы испытываете после выполнения этого упражнения?

• Насколько вам удалось справиться с заданием?

• У всех ли получилось занять свое место?

• На что вы ориентировались, когда выполняли задание?

• Как вы запоминали свое место?

 

Круг

...

 

У участников есть одна минута, чтобы внимательно посмотреть друг на друга.

 

Далее все разворачиваются спиной в круг.

 

После этого одному из участников задается вопрос, например: «Кто сидит пятым слева от тебя?» А затем целый ряд вопросов, например: «Есть ли часы?», «Накрашены ли ногти?» и т. д.

 

Если участник дает неправильный ответ, необходимо повторить вопрос до правильного ответа.

 

В конце упражнения все поворачиваются и ведущий просит еще раз всех посмотреть друг на друга.

Это упражнение уместно проводить утром или после достаточно долгого перерыва между занятиями. Оно позволяет участникам сосредоточиться друг на друге и наладить то взаимодействие, которое необходимо для эффективного проведения занятия. Возможно провести его в конце сбора-знакомства, что позволит участникам целенаправленно «вглядеться» друг в друга.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Какие ощущения вы испытываете после выполнения этого упражнения?

• Насколько вам удалось справиться с заданием?

• На что вы ориентировались, когда выполняли задание?

 

Летающие

...

 

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия летающих животных (птицы, насекомые).

 

Названия повторяются на двух карточках, то есть если у кого-то есть карточка «стрекоза», то у него обязательно есть пара.

 

Участники читают свои карточки так, чтобы никто больше этого не видел.

 

Задача каждого – найти свою пару.

 

Можно использовать любые невербальные приемы (жесты, мимику и т. д.), но нельзя называть и издавать характерные звуки животного.

 

Когда участники находят свои пары, они остаются рядом, но продолжают молчать.

 

Когда все пары образованы, ведущий проверяет, что получилось.

 

Варианты животных: аист, воробей, дятел, орел, стрекоза, комар, муха, оса и т. д.

Это игра на всматривание, в которой, исключая речь, мы оставляем возможность взаимодействия с использованием только визуального канала восприятия. Это дает возможность диагностики уровня развития визуального канала восприятия и его развития.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Легко ли вам было найти свою пару?

• На что вы ориентировались, когда искали свою пару?

• Удалось ли вам найти свою пару?

• Удалось ли вам изобразить точно именно то животное, которое было нужно?

• Какими средствами выражения вы пользовались?

 

Наблюдение за движением

...

 

Ведущий раздает каждому участнику по карточке, на которой написано имя одного из участников группы.

 

Никто, кроме него, не должен знать имени, которое там написано.

 

На счет «раз» участник начинает незаметно наблюдать за тем человеком, чье имя написано на карточке, так, чтобы тот не догадался. При этом, не переставая вести наблюдения, каждый время от времени (только не очень часто) делает два каких-либо выбранных движения. Например, качает головой, потирает руки и др.

 

Когда ведущий говорит «два» (скажем, через 3 минуты), участникам нужно будет ответить на вопросы, кто наблюдал за ними и какие два движения делал человек, за которым они наблюдали.

Это упражнение достаточно сложно для выполнения, поэтому проводить его необходимо в хорошо подготовленной, уже сплоченной группе. Группе необходимо четко объяснить, что нужно отслеживать: взгляд, позу, чтобы участники могли научиться это не только отслеживать, но и интерпретировать.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Кто наблюдал за вами?

• Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?

• Комфортно ли вам было, когда вы чувствовали, что за вами наблюдают?

 

Найди 10 отличий

...

 

Для этого упражнения необходим один доброволец.

 

Он внимательно смотрит на группу: кто в какой позе сидит, на каком стуле и т. д.

 

Затем он выходит за дверь, а ведущий изменяет несколько поз участников, может быть, меняет их местами.

 

Вернувшись в комнату, водящий должен восстановить все по памяти.

Это упражнение позволяет определить, насколько у участников игры, вызвавшихся добровольцами, развита визуальная память. Это упражнение можно проводить несколько раз для развития памяти и сравнивать индивидуальные результаты, которые были достигнуты участниками раньше и есть сейчас.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Удалось ли вам определить, какие изменения произошли в группе?

• На что вы ориентировались, когда пытались понять, что изменилось?

 

Покажи глазами

...

 

Один желающий выходит за дверь. В это время группа загадывает 2–3 простых действия, например, взять ручку у одного участника и передать другому.

 

Группа также выбирает человека, который будет показывать вошедшему, что нужно делать, но показывать это он должен только с помощью глаз, без жестов и звуков.

 

Задание считается выполненным, если вошедший правильно выполнил все инструкции.

Это упражнение позволяет развить визуальную сенситивность. Главное условие – «инструкцию» давать только глазами!

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Удалось ли вам выполнить задание?

• Что вызывало трудности?

 

Разделитесь по признаку

...

 

Один доброволец выходит за дверь.

 

В это время все остальные делятся на 2 группы по какому-то одному выбранному признаку (например, у кого-то есть часы, а у кого-то нет). Группы рассаживаются так, чтобы вошедший участник мог понять, где группа № 1 и где группа № 2.

 

Его задача – определить признак, по которому они разделились.

Можно выбирать достаточно простые признаки (например, наличие или отсутствие часов, шнурков, сережек и т. д.), а можно выбрать более сложные признаки (например, четко очерченная мочка уха или «приросшая», дугообразные брови или «домиком» и т. д.). Однако стоит помнить о том, что это обязательно должен быть четкий признак, поэтому, например, длина волос или цвет глаз могут не подойти, если только ваша группа четко не делится на две подгруппы. Пусть водящий ведет свои рассуждения вслух – это поможет вам отследить его стратегию наблюдения и повысит динамику проведения упражнения.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Удалось ли вам определить признак?

• Какую стратегию вы использовали, чтобы определить этот признак: сравнивали двух человек из разных групп или пытались найти общий признак в участниках одной группы?

• Ориентировались ли вы на реакции членов группы на ваши предположения?

 

Рассказ охотника (рыбака)

...

 

Первый участник начинает рассказ охотника (рыбака) и в любой момент может прервать свой рассказ и попросить другого продолжить, и так до последнего участника.

 

Задача ведущего – постараться отслеживать динамику, чтобы рассказ получился интересным.

 

Можно изменить условия, чтобы не сам рассказчик прерывал свой рассказ, а ведущий.

Это упражнение поможет повысить уровень концентрации внимания и поможет участникам вслушиваться и следить за логикой развития рассказа. Оно также благоприятно отразится на групповой сплоченности. Позже этот рассказ можно записать и повесить в вашей комнате для занятий – он будет напоминать о сотрудничестве и совместной творческой деятельности.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Удавалось ли продолжить рассказ в логической последовательности?

• Как он менялся в зависимости от автора?

• Возникало ли у кого-нибудь желание продолжить рассказ?

 

Сад-огород

...

 

Участники сидят в кругу. Ведущий просит всех загадать про себя какой-нибудь цвет (из радужного спектра).

 

Затем он начинает называть овощи и фрукты, а участники, чей цвет присутствует в названном предмете, встают. Например: «Яблоко» – встают: красный, желтый, зеленый.

 

В ходе упражнения участники внимательно наблюдают и стараются понять, у кого какой цвет.

 

В конце упражнения ведущий просит участников молча объединиться с теми, у кого такой же цвет. А потом все вместе проверяют, насколько они были внимательны.

Это упражнение дает участникам группы возможность внимательно понаблюдать и увидеть, кто выбрал один и тот же цвет, но с этим связаны определенные трудности – при названии одного фрукта могут встать участники, загадавшие разные цвета, например яблоко – красный, зеленый и желтый. Поэтому здесь каждому нужно очень внимательно наблюдать на протяжении всего упражнения за всеми участниками. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Удалось ли правильно объединиться по группам?

• Что помогало и что помешало в выполнении упражнения?

• Вы сами наблюдали за другими участниками или ждали, что кто-нибудь позовет вас в вашу подгруппу? с чем это было связано?

 

Сантики-фантики-лимпомпо

...

 

Играющие стоят в кругу.

 

Один – водящий – выходит за круг и отворачивается.

 

В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения.

 

После этого все начинают хлопать в ладоши и говорить: «Сантики-фантики-лимпомпо».

 

Водящий встает в центр круга и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска, притопывать ногой. Все быстро повторяют за ним.

 

Если водящий находит «лидера», то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается сначала.

Эта игра дает возможность сконцентрировать внимание и всмотреться в движения всех участников группы. А также одновременные и ритмичные движения создают эффект групповой сплоченности.

 

Себе – соседу

...

 

Играющие стоят в кругу, их руки вытянуты в центр.

 

В центре стоит водящий. Одна рука неподвижна, другой рукой играющий передает монетку в любую сторону по кругу, кладя ее на ладонь соседа. Но все одновременно делают характерное движение другой рукой, имитируя передачу монеты, со словами «себе – соседу».

 

Задача водящего – «поймать» монетку. Тот участник, в чьих руках в этот момент оказалась монетка, становится водящим, а он, в свою очередь, становится на его место.

Эта игра также дает возможность сконцентрировать внимание и создает эффект групповой сплоченности. Кроме того, позволяет преодолеть тактильные барьеры в общении, особенно в подростковых группах.

 

Три музыкальных слога

...

 

Один – водящий – уходит. Все выбирают какое-то слово из трех слогов. Потом делятся на 3 команды, сидя в кругу. Например, это слово «ма-ши-на».

 

Когда водящий возвращается, одна команда поет слог «ма» на мотив, скажем, «Пусть бегут неуклюже…», вторая, одновременно, поет слог «ши» на мотив, допустим, «Подмосковных вечеров», а третья – слог «на» на мотив «Отчего на голове не растут цветочки».

 

Водящий прислушивается и пытается отгадать, какое слово загадано. На это ему дается 3 попытки по 10 секунд.

Эта игра позволяет развить умение выделения из общего звукового фона, к которому мы так быстро привыкаем, определенной информации.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• На что вы ориентировались, выполняя задание?

• Что помогло некоторым участникам услышать именно то слово, которое было загадано?

• Что помешало и вызвало затруднения у тех участников, кто выполнил его медленнее?

 

Узнай меня

...

 

Один из участников садится на стул в угол, спиной к группе.

 

Участники по очереди задают вопросы. Задача участника, который сидит на стуле, – назвать имя человека, который задает вопросы.

 

Ведущий сам назначает людей, которые будут задавать вопросы.

 

Можно усложнить это задание следующим образом: та же инструкция, только теперь люди, которые задают вопросы, пытаются изменить голос или интонацию.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• На что вы ориентировались, выполняя задание?

• Сложно ли было угадывать голоса, не видя людей?

 

Цепочка фигур (телеграф)

...

 

Участники становятся в шеренгу спиной к ведущему.

 

Ведущий хлопает первого по спине, тот поворачивается, и ведущий показывает ему продолженное действие, например: вытаскивает пистолет из кобуры – крутит барабан – достает из кармана пули – заряжает – прицеливается и стреляет.

 

Участник, увидев все это, без слов и каких-либо звуков, хлопает по спине следующего и передает ему все, что понял и запомнил, и так далее, как во всем известном «испорченном телефоне».

Это упражнение позволяет развить также творческое мышление, отслеживать невербальные проявления и развивает креативность.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? почему?

• Что помогало вам?

• Что мешало?

Приложение 17 Словарь игротехника

Адекватный – соответствующий.

Аксиология – учение о ценностях.

Бинарный – двойной, состоящий из двух частей.

Взаимодействие (интеракция) – действие по согласованию, взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность.

Воздействие (влияние) – действие, направленное на кого-либо, с целью достичь результата. Бывает цивилизованное и нецивилизованное.

Готовность – 1) готовый – сделавший все необходимые приготовления, подготовившийся к чему-либо; 2) выражает законченность, результат какого-либо действия, состояния.

Групповое решение – решение, которое приняли все участники группы; каждый из них его принимает и осознает.

Деятельность – целенаправленный процесс преобразования действий, специфический способ отношения человека к окружающему миру.

Диагностика – обследование с целью: 1) сбора информации; 2) установления диагноза и оформления рекомендаций.

Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных.

Конструктивное решение – решение, предполагающее учет всевозможных факторов и ведущее к требуемому результату, к наиболее эффективному решению проблемы.

Коррекция – совокупность психолого-педагогических мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении человека.

Креативность («творческость») – способность человека к нестандартному творческому мышлению; способность человека принимать конструктивные решения в нестандартных ситуациях.

Лабильность – понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние.

Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся.

Мобилизация – психофизическое состояние готовности к действию или общению.

Мобильность – подвижность, легко переходящая в деятельное состояние, способность быстро находить формы деятельности.

Негативизм – любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у психически нормальных детей при «неправильном» воспитании.

Перцептивный – воспринимающий.

Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей, освоение и приобретение объективной реальности.

Практический – применение каких-либо знаний на практике.

Проекция – психический механизм перенесения на кого-то или что-то своих эмоций, приписывание кому-то того, что свойственно тебе.

Пролонгация – продление срока действия.

Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

Реабилитация – восстановление пригодности, система медико– психолого-педагогических мер, направленных на включение аномально развивающегося человека в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Репрезентативность – представительство.

Рефлексия – 1) размышления, анализ собственных мыслей и переживаний; 2) размышление, полное сомнений и переживаний.

Ригидность – непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Соматический – телесный.

Способность – 1) возможность осуществлять какую-либо деятельность, умение делать что-то; 2) индивидуальная особенность личности, обусловленная предрасположенностью к осуществлению какого-либо вида деятельности.

Сенситивность – чувствительность к сигналам окружающей действительности, в том числе к коммуникативным сигналам других людей.

Творчество – деятельность человека, результатом которой является продукт неординарный, уникальный, непохожий на другие.

Технология – упорядоченная и задачно-структурированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающая корректно-измеримый результат в постоянно изменяющихся условиях.

Фанаберия (польск.) – притворство, жеманность, кичливость, спесь, мелкое чванство.

Фанфарон (арабск.) – болтун, лгун, выставляет на показ мнимые достоинства, хвастун.

Фарисей (греч.) – отщепенец, лицемер, ханжа.

Фетиш – предмет безусловного слепого поклонения, признания.

Формирование – придание формы; придание чему-либо законченности, определенности; выработка, воспитание в ком-либо определенного качества, черты характера.

* * *

 

Программа «Групповая работа. Эффективный тренер (Тренинг тренеров)» (160 ч)

Программа данного тренинга тренеров организована таким образом, что каждый ее участник в результате обучения сможет создавать, организовывать и качественно реализовывать собственные тренинговые продукты для различных категорий участников. Каждая сессия логично взаимосвязана с другими и позволяет в полной мере овладеть профессионально значимыми инструментами и приобрести соответствующие навыки работы с группой в тренинге.

Цель программы: формирование умений и навыков создания, качественного проведения и оценки эффективности собственных тренингов для различных категорий участников с использованием игровых форм работы.

Ведущие: Татарникова Марианна — управляющий партнер компании «Искусство тренинга», HR-директор WorldGymConsulting, тренер-консультант, старший преподаватель МПГУ, МОСПИ, сертифицированный гештальт-терапевт (международный сертификат EAGT), сертификат Ame rican University of Business Administration; Соболева Александра — кандидат психологических наук, бизнес-тренер, практикующий гештальт-терапевт (сертификат EAGT), старший преподаватель МПГУ, МОСПИ, директор направления тренинговых программ компании «Искусство тренинга»; Телегина Ирина — вице-президент компании «Искусство тренинга», бизнес-тренер, оргконсультант, сертифицированный психотерапевт по специализации «Психодрама, социодрама и ролевые игры»; Голышев Георгий — практикующий психолог, гештальт-терапевт, преподаватель МПГУ, МОСПИ.

Тематические сессии:

1-я сессия: «Тренинг и группа: как это бывает»;

2-я сессия: «Методология тренинга: тренинговые методы, технология их создания и проведения»;

3-я сессия: «Методология тренинга: разработка тренинга, работа с проблемными ситуациями»;

4-я сессия: «Тренер: личность и профессионализм. Супервизия»;

5-я сессия: «Организация тренинга: до и после».

Документ об образовании: Свидетельство о повышении квалификации (160 ч)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.104 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь