Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Створення узагальнюючої картини історії у її цілісності (Г.Гегель).



Гегелю импонирует позиция И. Канта объяснять всемирную историю как историю духа. С точки зрения Гегеля именно идея «является водителем народов и мира, и именно дух, его разумная и необходимая воля, руководил и руководит ходом мировых событий «всемирная история есть вообще проявление духа во времени, подобно тому, как идея, как природа, как общество проявляются в пространстве» Каждая из обозначенных форм инобытия демонстрирует целостность процесса развития абсолютной идеи (субстанции) в теории, за которой на практике просматриваются формы саморазвивающейся системы «природа-общество-­человек». Посему философия истории есть осмысление пространственно­временных проявлений духа, в первую очередь, «объективного» через мораль, право и политику в форме семьи, гражданского общества и государства и, во вторую очередь, «абсолютного» через искусство, религию и философию.

Если объектом философии истории, по Гегелю, выступают проявления «духа», то ее предметом является свобода в ее осуществление через бытие в мире и познание духом этой свободы через его опредмеченные формы. Свобода есть проявление сознания в процессе самопознания. В основе такого вывода лежит тезис о том, что действительность мира и его история имеют единое онтологическое основание – мышление, которое тождественно бытию мира. И в этом смысле реальность мира и его история разумны и тождественны.

Понятие свободы лежит в основе гегелевской периодизации всемирной истории, по которой выделение восточного, античного и германского миров базируется на мере осознания свободы социальным субъектом Гегель признает господство в истории объективной закономерности, которая прокладывает дорогу независимо от желания отдельных лиц. Так проявляется «хитрость мирового разума», который использует индивидуальные интересы людей для достижения своих целей ибо подлинным субъектом истории выступает «особый дух народа», выражающий его сознание и хотение, его политический строй, право и мораль, искусство, науку и философию .

Гегель был один из первых философов истории, кто показал, что на смену универсума, составленному из вещей, их атрибутов и модусов, пришел мир процессов и событий, в которых нет ничего вечного и неизменного. Своей философией истории утвердил всеобщность исторического применительно ко всему сущему. «Историческое» обрело статус отправной точки отсчета освоения процессуально изменчивого бытия в мире

 

33. Особливості філософсько-історичних поглядів І.Канта.

Кант историю общества рассматривает как историю развития человеческой свободы. для И. Канта цель истории в установлении всеобщего правового гражданского состояния. в человеческой природе заложено единство рационального и иррационального. Формами проявления иррационального являются зависть и ненависть, тщеславие и корыстолюбие, гордыня и т.д. Эти формы ставят под сомнение возможность мирного и стабильного общества, ибо являются источником антагонизма. Но не только в обществе, а и в сознании каждого человека происходит борьба двух мотивов: социального, зовущего к миру и согласию, и антисоциального, проявляющегося в стремлении к господству и насилию над другими. Борьба этих мотивов побуждает людей разрушать социальную систему, в которой они живут.

По Канту, объектом развития в ходе исторического процесса выступает рациональность (интеллект, этические и эстетические чувства, нравственная свобода), а средством этого развития выступает иррациональность человека (эгоизм, страсти, невежество). Другими словами, история общества – это история развития Духа, которое осуществляется по законам природы, демонстрируя особое, специфическое продолжение истории природы.

Всемирно-исторический процесс мыслитель рассматривает, исходя из понимания человека как существа родового, активного и разумного. Так, Кант решает проблему человека на качественно новом уровне, признавая за ним статус субъекта, деятеля, творца своей собственной исторической жизни. Размышляя об истории человеческого общества, Кант пытается найти и определить отношения между частями возникающей дилеммы. Истоки ее в том, что история общества (по причине двойственной природы человека) соотносится одновременно и с миром феноменов, и с миром ноуменов. Обнаруживается противоречие необходимости и свободы, которое, по мнению Канта, можно решить только при помощи строгого различения мира явлений (которому присуща необходимость) и мира вещей в себе (с присущей ему свободой). Философ выделяет три периода всемирной истории: 1) естественное состояние; 2) состояние острого противоречия между природной и культурной составляющими истории; 3) состояние гармонии природы и культуры, в которой все подчинено культуре нравственной

34. Ірраціоналізм та скептицизм як форми некласичного осмислення історії. Ф.Шеллінг.

Ход всемирной истории, ее события демонстрируют необходимую связь, ибо каждая эпоха закономерно возникает и приходит на место предшествующей, реализуя принцип исторической необходимости. Постигая эту необходимость, человек обретает свободу и заявляет о себе в качестве субъекта исторического процесса. Эти идеи единства и развития, свободы и необходимости во всемирной истории воспринимаются и оцениваются как реализация идеала совершенствования. Процесс всемирного исторического развития есть вечное стремление к этому идеалу. Исторический процесс Шеллинг разделяет на три основные стадии, исходя из убеждения в существовании двух видов правления миром: скрытого (беглого) и открытого (прямого). Первая - трагическая, потому стихийная, слепая судьба уничтожает величественные государства древнего мира. Вторая стадия охватывает, по утверждению мыслителя, времена объединения народов под действием природных закономерностей. И, наконец, третья, будущая, будет характеризоваться тем, что сила судьбы, которая царила на первой, и закономерная сила природы "превратятся в провидение.

У «Філософських дослідженнях про суть людської волі» відзначалося, що «народження духу є царством історії, подібно тому як народження світла є царством природи. Пе­ріоди творення є суттю в одному і суттю в іншому, і кожне з них -подоба і пояснення іншого. То ж і початок, що був у першому тво­ренні основою, тут — паросток і насіння, лише в більш високому образі, з якого розвивається вищий світ». Вважаючи мистецтво «єди­ним існуючим одкровенням», Фрідріх Шеллінг закликав філосо­фію і науку, що вийшли колись на зорі людства з лона міфології, знову влитися в «океан поезії», породивши тим «нову міфологію» у найбільш адекватному способі осягнення дійсності і засобі са-мореалізації творчої особистості.

Исходя из проблемы отчуждения Философ приходит к следующим выводам:• ход истории случаен, в истории царит произвол;• и случайные события истории, и целенаправленная деятель­ность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;• теория (замыслы человека) и история (реальная действитель­ность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;• в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отри­цанию какой-либо логики закономерности в истории и воспри­ятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

 

35. «Філософія життя» (Ф.Ніцше, В.Дільтей, Г.Зіммель, О.Шпенглер) про істори чну реальність.

Ницше об истории как осуществлении «воли к власти». Для Ницше от истории нужно брать только то, что требуется для осуществления настоящего. Ницше различает три вида истории: монументальную, антикварную и критическую. Монументальная история дарит примеры величественного и возвышенного. Она учит тому, что если «великое» однажды существовало, то, при необходимости, его можно повторить. Такая история нужна как собрание образцов. Антикварная история помогает хранить и почитать прошлое. По своей природе эта история консервативна. Она способна сохранять жизнь, а не порождать ее. Ницше импонирует критическая история, основу которой составляет тезис: «всякое прошлое достойно осуждения». Но такой подход таит опасность потерять чувство меры или ограничиться условным пониманием того, что хорошо и что плохо. Ф. Ницше соглашается, что история обеспечивает основу для осмысления настоящего, но ничего хорошего не получается, когда из нее пытаются сделать будущее. Средства против «исторической болезни» Ницше видит в неисторическом и надисторическом. Неисторическое – это способность забывать прошлое и жить внутри своего горизонта, а надисторическое ­ это те силы искусства и религии, которые придают бытию характер вечного и неизменного.

Пафос философии Ницше заключается в защите и утверждении субъективного, индивидуально­личностного начала в человеке. В акте волевой оценки человек пересотворяет мир по своему образу и подобию, создает мир для себя. Поэтому понятие истории применимо только к человеку, который в процессе своей жизнедеятельности создает культурные ценности. Иными словами, история ­ это история культуры, чей смысл, направление, хронология определяется и осуществляется человеком, и где все уникально и неповторимо. История по Ницше, ­ это жизненный поток индивидуальностей, ихдеятельность, растворяющая необходимое в мире случайного.

Основной тезис философии ДИЛЬТЕЯ заключается в том, что «история неотделима от жизни, а жизнь от истории». У жизни и истории есть смысл. Истоки этого смысла в человеке, но не в единичном, а в историческом, ибо человек есть существо историческое. В. Дильтей развиваеттрадиции немецкой классической школы, основу которой составляло учение И.Гердера о принципе «историцизма». Историцизм, по Дильтею, ориентирован исключительно на относительность всех явлений без какого­либо исключения, ибо историческое познание не может выйти за пределы жизни.

В. Дильтей заявляет свой первый эпистемологический тезис: исследователь истории в некотором смысле, является таким же, как и ее творец, ибо «то, что создано духом, может быть им и познано». Все то, на чем человек оставил печать своей жизнедеятельности, составляет предмет исследовательской практики историка, его понимание. Второй тезис базируется на том, что категориальная структура «часть­целое» является необходимой предпосылкой понимания и выражения постигнутого в истории. Формирует Дильтей и третий эпистемологический тезис. «Историк обязан рассматривать человека в двух ипостасях: В качестве субъекта и в качестве объекта.» Дильтей предлагает рассматривать историю как искусство толкования событий прошлого на основе «переживания» жизненного опыта ключевых личностей проникновения в смысл их деятельности, демонстрируя единство чувств и разума, ориентируясь на один из эпистемологических тезисов о том, что «то, что создано духом, может быть им и познано».

Шпенглер об истории как самоисповедании культуры. артине всеобщего исторического развития человечества, немецкий мыслитель противопоставил «спектакль множества цивилизаций», рассматривая мировую историю как суммарную (совокупную) биографию культур, развитие которых завершается фазой цивилизации, устремленной к своей гибели. По его мнению, история, как саморазвитие культуры, становится реальностью, когда люди осознают значение исчисления, измерения, формирования образов мира. Для объяснения истории Шпенглер вводит представление о двух формах космической необходимости: о причинности как судьбе организма и о причинности косной материи. Первая объясняет логику истории, вторая – логику развития природы.

Шпенглер демонстрирует позицию невмешательства в ход исторического процесса, полагая что он должен осуществляться так как он осуществляется

Задачу философии истории Зиммель видел в том, чтобы найти априорные аксиомы или предположения, являющиеся фундаментом, на котором «построен исторический мир». В дальнейшем Зиммель утверждал, что пути к объективному миру не существует, а возможны только субъективные миры, зависящие от принятых предположений.

Для Зиммеля возникновение интеллекта и появление денег знаменуют вступление общества в «исторический» период. История общества есть нарастающая интеллектуализация социальной жизни, и вместе с тем - усиление влияния принципов денежного хозяйства. Действие этих двух важнейших «форм социации» ведет к всеобщему отчуждению, которое сопровождается ростом индивидуальной свободы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь