Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Розробка філософії історії як теорії історичного прогресу (М.А.Кондорсе).



Кондорсе в работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» обосновывает тезис о том, что высшего расцвета разум человека достигает в условиях становления философии, искусства и науки, когда означенные формы общественного сознания заявили о себе как особые формы освоения и преобразования мира, а поэтому всемирная история – это история успехов человеческого разума, преодолевающего противостояние истины и заблуждения.
Прогресс разума осуществляется в исторически конкретных эпохах. Таких эпох Кондорсе насчитывает девять, десятой он описывает будущее. Первая эпоха­ это время становления человеческого общества через формирование института семьи, а последняяэпоха Нового времени, основой которой является интенсивное развитие философии. Философия разрабатывает ту методологию, которая позволяет уяснить общие истины и преодолеть противоречия между современным состоянием человеческого рода и его младенчеством, когда он был погружен в заблуждения и предрассудки

Поступательное движение истории он объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума. Отрицательное отношение Кондорсе ко всему мистическому, сверхъестественному объединяет его с позитивистами и рационалистами. По его мнению, в вопросах религии не может быть ничего достоверного, а, следовательно, и всеобщего, если она переступает пределы, доступные человеческому разуму

Кондорсе несколько переоценивал знания, влияние просвещения на нравственность человеческого поведения. Он усматривал тесную связь, даже зависимость, между умственным развитием человечества и его нравственностью. Был убежден, что от утверждения истины зависит человеческое счастье. Верил в необходимость правильно рассуждать, чтобы правильно действовать, поскольку люди от природы хорошие.

 Будучи сторонником теории естественного права, использовал ее для отрицания правомерности феодального общества, обоснования необходимости и рациональности буржуазного строя. Высшей ступенью в истории человечества считал общество, основанное на частной собственности, а будущее развитие человечества мыслил только в пределах буржуазного правопорядка.

Итак, опираясь на естественное право, Кондорсе рассматривал исторический процесс как ряд основных этапов (эпох) социального процесса. По его мнению, первая эпоха человечества связана с объединением в семье, а затем – в племена. Человек впервые начал заранее планировать расходование продуктов потребления. Вторая эпоха характеризуется разделением труда, возникновением частной собственности, неравенства, рабства. На третью эпоху приходится прогресс земледельческих народов, зарождения письменности, завоевание одними народами других, что тормозило или ускоряло эволюцию. В те времена стала ощутимой потребность в более совершенном законодательстве. С четвертой эпохой связан особый прогресс человеческого разума и знаний в Греции. Образование в ней республик, граждане которых были свободными и имели одинаковые права, касалось и познания истины. Особенность пятой эпохи связана с деятельностью Демокрита, Пифагора, Гомера, Гиппократа и особенно Сократа, Платона, Аристотеля, которые внесли весомый вклад в науку и историю человечества. Шестая эпоха – несчастная, поскольку была поражена теологическими предрассудками, религиозной нетерпимостью. В течение следующих трех эпох человеческий разум готовился к перевороту, который свершило книгопечатания. Сначала (седьмая эпоха) почти все крупные государства создали конституции. (восьмая эпоха – эпоха Реформации и рационализма) человек получил возможность познать земной шар, изучить человеческий род по всему миру. Благодаря науке и искусству народы поймут свое равенство и свободу, данную им природой. В этот период еще шла борьба между авторитетом и разумом. «Человеческий разум еще не был свободным, но он знал, что создан для свободы» К несомненным завоеваниям человеческого разума в девятой эпохе он относил идею естественного равенства людей в стремлении защитить личные интересы, права и свободы. Поскольку в обществе существует неравенство, главным средством ослабления всех его видов должно стать «искусство социального строительства» - социальное искусство. В десятой (прогностической) эпохе, Кондорсе описал будущее, которое должно быть лучше всех других времен. Оно появится из знания, могущества, которой знания предоставляют людям, чтобы они преодолевали физические и моральные преграды на пути к счастью. Прогресс, по мнению Кондорсе, обеспечит все большее равенство наций, устранит классовые различия, будет способствовать общему умственному, нравственному совершенствованию, что является следствием первых двух факторов.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь