Філософсько-історична концепція Сима Цяня.
Сыма Цянь — потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном. Известен как создатель «Ши-цзи» — грандиозного труда, описывающего историю Китая от мифических родоначальников и до современных Сыма Цяню времен. Сильний вплив конфуціанства.
Сыма Цянь стремился понять логику подъёма и падения династий и объяснить принцип бытия Поднебесной.
«Ши цзи» Сыма Цянь рассматривал как произведение теоретич. мысли, выясняющее закономерности истории, соотношение между ее важнейшими силами — Небом (тянь [1]) и людьми, а совр. ему Китай — как итог предшествующей истории. Отмечал влияние древних правителей, перемещений столиц и переселений групп людей на образ жизни, нравы и обычаи. Делил мир на два района — ян [1] (см. Инь–ян), где живут «этические люди», китайцы, и инь [1], где обитают воинственные, корыстные варвары и китайцы, отличающиеся воинственностью. Вслед за Дун Чжун-шу считал, что правление каждой из предыдущих древних династий имело определенную нравств. специфику, соответствующую ступеням трехчленного историч. цикла (см. Сань цзяо, разд. 2). Кроме того, Сыма Цянь усматривал действие в истории двухфазного цикла: «природной сущности» (чжи [4]) и «утонченной формы», или «культуры» (вэнь).
Необходимость чередования чжи [4] и вэнь Сыма Цянь обосновал идеей неотвратимости «расцвета и упадка вещей», восходящей к даос. и общекультурным представлениям о поочередном расцвете противоположностей (см. Инь–ян).
Считая человеч. «природу» (син [1]) и «чувства» (цин [2]) неизменными, он исходил из существования единых законов нравственности для всех времен. Хотя в основе желаний человека лежит корыстное «стремление к богатству», человек отличается от животных тем, что «лелеет в себе [природу, содержащую] пять неизменных добродетелей (у чан; см. Сань ган у чан)... таит в себе [чувства] любви и отвращения». Средства воспитания человека — «нормы поведения» (ли [2]) и ритуальная музыка. В целом разделяя мнение Дун Чжун-шу о «постоянстве» «пути истинного царя» (ван дао), Сыма Цянь делал акцент не на подражании «древности», а на учете изменчивости историч. обстоятельств и на современности. Так, он доказывал необходимость брать за образец не древних правителей, а государей «поздних времен» (идея Сюнь-цзы, IV–V вв. до н.э.).
Важным историч. фактором Сыма Цянь считал воздаяние за добродетельные или дурные поступки. Оно может последовать и при жизни человека, и через много поколений. Заслуга предка становится источником благ для рода, образует запас его благодати (дэ [1]), к-рая охраняет потомков, но этот запас постепенно иссякает. «Путь» (дао) правящей семьи вследствие этого может прийти в упадок, но мудрое и добродетельное правление способно восстановить благую силу дэ [1] (сю дэ). Однако воздаяние в истории совершается далеко не всегда: бывает, что дурные люди наслаждаются жизнью до глубокой старости. Закон воздаяния нормально проявляется в виде доброй или дурной славы, однако и это правило может не действовать, и долг историка — восстанавливать справедливость по отношению к людям прошлого.
Сыма Цянь придерживался взгляда на мир, наиболее отчетливо выраженного в построениях Дун Чжун-шу: Вселенная мыслилась как единый континуум, в к-ром мир людей и мир природы взаимосвязаны и подчинены всеобщим законам. Зависимость между миром небесных тел и об-вом, делами управления, поведением государя, подданных и т.п. выражается в системе соответствий, подчиняющейся схемам взаимодействия сил инь–ян и «пяти элементов» (у син). Этими соответствиями Сыма Цянь объяснял различия в принципах гадания, существовавших в разных районах, особенности рельефа, определяющие черты нац. характера разных народов (напр., воинственность), судьбы истории, личностей и династий. Движения планет могут влиять на урожай, определять судьбы войн: небесные знамения указывают, каким образом поступить правителю, и являются реакцией Неба на поступки людей, прежде всего самих правителей. Сыма Цянь приводит и комментирует слова Сыма Таняотом, что школа иньян-цзя предусматривает «великое [количество] предзнаменований», «множество табу и вещей, к-рых следует остерегаться», а это «заставляет людей чувствовать себя связанными и многого бояться». С др. стороны, она же формулирует «великие [правила], как [людям] следовать четырем временам года», чего «нельзя упустить». Эти «великие [правила]» выходят за рамки экономич. (аграрной) сферы и переносят законы природы, выраженные в универсальных системах соответствий, на об-во (см. Сяншучжи-сюэ). Представления о законе воздаяния и о знамениях строились на идее взаимного влечения объектов «того же рода» (тун лэй): так, хорошее поведение (или правление) вызывает «того же рода» отклик со стороны Неба — счастье, награду; дурное поведение влечет отрицательную реакцию Неба и т.п. Сыма Цянь признавал вмешательство Неба в дела людей, объясняя «повелением Неба» (или «небесным предопределением» — тянь мин; см. Мин [1]) то, что не мог объяснить исходя из своих представлений о закономерности, — смену династий, нарушения закона воздаяния, редкостное везение и т.п. Понятия «Небо» и «повеление Неба» у Сыма Цяня внутренне противоречивы. С одной стороны, «путь Неба» — законосообразная связь, к-рую необходимо учитывать людям, с другой — перед «повелением Неба» могут быть бесплодны всякие усилия человека.
При этом Сыма Цянь оставлял за человеком опред. сферу деятельности, в пределах к-рой необходимы сознательные усилия. Действия человека, прежде всего правителя, должны «удовлетворять» все вещи и существа мира, гибко приспосабливаться к переменам обстоятельств, развитие к-рых подчиняется всеобщим законам расцвета и увядания. Только так можно стать «повелителем всех вещей».
В целом филос. взгляды Сыма Цяня эклектичны и отражают различные идеологич. тенденции его эпохи.
23. Основні питання (проблеми) філософії історії і філософська концепція Блаженного Августина.
За схемою тицького і цими принципами розібрати дуже легко:
Творцом всего сущего является Бог.
Мир, сотворенный Им, является первым и единственным. План его создания, развития и конца всегда был известен Богу.
Мир развивается линейно, в строгом соответствии с планом Бога, по законам, людям неизвестным. Единственным источником знаний о этих законах может служить Библия.
Цель истории человечества — совершенствование добра и увеличение числа граждан Града Божьего.
История человечества — процесс совершенствования будущих граждан Града Божьего и определения недостойных его.
Цель истории осуществится в момент гибели человечества и его мира — в момент появления Божьего Града, в день Страшного суда.
Окремі моменти, що можуть здатися нелогічними:
6) пробл. іст. руху: еволюція чи революція, періодізація: все наче закономірно і еволюційно, але в кінці-то страшний суд, така собі революція, тому історичний рух носить скоріше революційний характер; періодизація дворівнева: 1)до появи людини,2)після появи людини і до страшного суду,3)від страшного суду і до часу вічного царства граду божого… земна історія: 1)від створення людини до ноя,2)від ноя до христа,3)від христа до страшного суду.
9) проблема суб'єкту історії: первинність чи вторинність; активність чи пасивність; суб’єктом історії, з однієї сторони, є бог, адже він створив умовний «план» і все відбувається згідно його законів; але якщо дивитись глибше, то, насправді, бачимо його пасивність — як сказав тицький «сидить, нічого не робить»; тому суб’єкт — людина, при чому суб’єкт активний, хоча і вториний по відношенню до буття і бога і законів і тд
10) проблема ролі особистості в історії: здавалось би, середньовіччя, яка особистість, але: перехід до настання граду божого усюди, тобто мети історії, відбувається через особистісні, внутрішні зусилля, а саме зміни спрямування любові з себе на бога.