Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Системно-функциональная социология Т. Парсонса
Во второй трети XX столетия самым известным социологом был американец Т. Парсонс. Ныне его по праву считают классиком социологической науки. От американского исследователя рассматриваемого исторического времени следует ожидать бихевиоризма, так или иначе окрашенного в цвета американского прагматизма. Но не таков Т. Парсонс. Его жизненный обстоятельства сложились таким образом, что он значительную долю своего образования получил в Европе, Англии и Германии, в частности в родном городе М. Вебера Хайдельберге. Значимой философской фигурой для него стал И. Кант, творчество которого он воспринимал под специфическим углом зрения, тем самым, основную направленность которого в ориентации на социологию выработал М. Вебер. Если Кант был для Т. Парсонса значительной фигурой, то М. Вебер — ключевой. Вслед за своими немецкими кумирами Т. Парсонс стремился разработать стратегию построения теории. Как известно, И. Кант саму возможность научной теории объяснял априорными принципами, введение которых позволяет осмыслить экспериментальные данные. М. Вебер, примыкавший к кантианству, не случайно ввел представление об идеальных типах, которые он соотносил с любыми социальными, в том числе социологической, теориями. К тому же М. Вебер, настаивая на понимающей социологии, признавал актуальность ценностных суждений. Явно находясь под влиянием философии Канта и социологии Вебера, Т. Парсонс решил разработать совокупность концептов, необходимых для развития социологической теории. Такими концептами являются понятия актора (действующего человека); ценности; нормы; цели; средства, необходимые для достижения цели; ситуации, в которых осуществляются действия. Все они вводятся в социологической перспективе. И как раз в этой связи Т. Парсонс выдвигает на первый план системные концепты, а именно понятия общей системы действий, которая содержит социальную систему, в свою очередь включающей культурную, личностную подсистему и поведенческий организм.
Из первоисточника Т. Парсонс о необходимости абстракций. «Важно помнить, — специально подчеркивал Т. Парсонс, — что ни социальная, ни личностная подсистемы не являют собой нечто реально существующее»[52]. Они не существуют реально, ибо являются концептуальным инструментарием, который вводится априорно, до обсуждения какой-либо конкретной ситуации. В этой связи Т. Парсонс объявляет себя сторонником концепции аналитического реализма, «которая описывала вид интересовавшей меня теории как абстрактный по природе, но никоим образом не “фиктивный”»[53].
Смысл выражения «аналитический реализм» состоит не в том, что исследователь изучает непосредственно данные о реальности, т.е. анализирует их. Имеется в виду, что Т. Парсонс приводит аналитическое, а не синтетическое суждение, смысл которого определяется самими используемыми терминами. Но почему же в таком случае речь заходит еще и о реализме? Потому что без аналитических концептов воспроизвести реальность в принципе невозможно. Но допустимо ли считать, что системные концепты отображают адекватно реальность в случае, если удается избежать затруднений в ее концептуальном воспроизведении? Видимо, да. На этот счет нам не удалось найти у Т. Парсонса четких указаний. Он не разъясняет сколько-нибудь детально процесс абстрагирования. Как правило, Т. Парсонс рассуждает о системах как реальных объектах. Что касается понятия системы, то оно появляется в рассуждениях Т. Парсонса, очевидно, не случайно. Ведь социологическая точка зрения очень часто связывается именно с системными представлениями. В этом отношении Т. Парсонс следует за В. Парето и Э. Дюркгеймом. Итальянский математик, экономист и социолог прославился тем, что предложил способы оценки эффективности экономических и социологических систем. Этим он существенно укрепил убеждение, что концепт системы является для социальных наук центральным. Это обстоятельство не прошло мимо внимания Т. Парсонса. Поэтому он с убежденностью в правильности своего вывода уверенно поставил в центр социологической теории именно понятие системы. Э. Дюркгейм также был для Т. Парсонса большим авторитетом. Особенно представление о своеобразии социальной системы, ее несводимости к действиям отдельных личностей. Будучи убежденным, что социальная система не является эпифеноменом, Т. Парсонс отвергает методологический индивидуализм[54].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы