Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Д. Ф. ШАРАПОВ Каяписалпортретвелиоо рссоо ченоо И. П. Павлова
Давно уже задумал я написать портрет Ивана Петровича, но не представлялось случая через коголибо обратиться к академи ку, а пойти лично было не совсем удобно. Я никогда не видел Пав лова, а только слышал: Павлов суров, холоден и никого не при нимает. Время шло. Я решился без предупреждения пойти на квар тиру Павлова, но на этот раз его не застал. В Физиологический институт я пришел как раз в рабочий час Павлова. Поднявшись в его лабораторию, я тихо отворил дверь и в освещенном длин ном коридоре увидел за столиком, у стены коридора, группу сотрудников во главе со своим учителем. Я не сразу подошел к столу. Увидев меня, Иван Петрович встал, я назвал себя и объяс нил цель прихода. Глаза Павлова смотрели глубоко и вни мательно. Он ответил тихим голосом: «Я очень занят, подожди те месяца два! » Ровно через два месяца я был снова в Институте. Ожидая в отдельной комнате, я рассматривал собак. Они были приведены для экспериментов. Вдруг раздался звонок, и в дверях появился Иван Петрович с сотрудниками. — Вы ко мне? — спросил Павлов. — Я очень занят, позиро вать времени не имею, отложите до весны! Прошло еще несколько месяцев. Весной я опять направился к нему. — Ваш портрет необходим! — сказал я Павлову. — Страна хочет знать своих великих ученых! Ведь фотография — вещь относительная, только художник может придать портрету и глу бину взгляда, и характер, и внешнее сходство. — Это долго, много времени займет, а я слишком занят! — опять возразил академик. 540 Д. Ф. ШАРАПОВ — Разрешите здесь, пока вы, сидя за столом, решаете науч ные вопросы, сделать наброски карандашом и красками, а затем остальное я подготовлю дома! — Но я не могу сосредоточиться, когда буду знать, что меня здесь рисуют и буду отвлекаться от работы! — упорствовал уче ный. — Позвольте тогда мне сделать наброски за другой вашей работой. В кабинете, хотя бы за вашей личной работой, — не от ступал и я. — Тогда вот посмотрите — у меня там препарат лежит, — показал руками Павлов, — вот пройдите прямо туда, может эта обстановка вас устроит? Смотреть я не пошел, а возразил, что скомпоновать портрет во время такой работы будет трудно. — Разрешите у вас в доме, в вашем личном кабинете сделать фотоснимок в той позе, в которой я задумал написать ваш порт рет! — предложил я. — По фотоснимку я напишу у себя дома ваш портрет красками, а затем в несколько сеансов закончу с нату ры. На это Павлов согласился. — Хорошо! Это недолго! Приходите ко мне на квартиру в вос кресенье в два часа, а фотограф у нас есть свой, — порешил Пав лов. Когда я пришел с фотографом на квартиру ученого и вошел в кабинет, Иван Петрович уже ждал меня. По моей просьбе Пав лов сел в старинное кресло Людовика XVI, около письменного стола, и с него было сделано два фотоснимка. В это время я изу чал цвет лица, рук, а также костюма и запоминал окружающую Павлова обстановку. Прошло лето. Осенью я приехал на квартиру академика за канчивать портрет с натуры. Была осень, погода стояла мрачная, свет в кабинете был тус клый еще и потому, что вторые рамы были уже вставлены на зиму. В кабинете, да и во всем доме Павлова была тишина. Павлов очень много говорил во время сеансов и охотно отве чал на мои вопросы. Както, рассказывая, он вдруг сказал: — Ко мне мои друзья так пристали, что трудно было отка заться. Нестеров летом был у меня в Колтушах две недели. Пи сал с меня портрет на веранде на фоне желтых листьев. Сначала он делал все наброски. Павлов говорил, сидя в старинном кресле около письменного стола, сзади виднелись шкафы, заполненные книгами. Както я попросил Павлова: Как я писал портрет великого русского ученого Павлова 541 — Иван Петрович, немного поверните голову влево. Павлов взглянул на ту точку, которую, надо полагать, он за метил еще весной во время фотографирования, и решительно сказал: — Я сидел так и так сижу! — Да, да — это правильно, — извинился я. — Ведь я не на том месте установил мольберт. Увлеченный, я не заметил, как краска с кисти сорвалась и упала на пачку бумаг сочинения Павлова. — Ничего! Это — бумага! — пробурчал Павлов. Над портретом с натуры я работал несколько сеансов. Над фоном и креслом я работал в отсутствие Павлова в его кабинете, в то время, когда он был в Институте. Проходя однажды в каби нет, я встретил самого Ивана Петровича и очень был смущен тем, что мог помешать, отвлечь внимание ученого. Это не ускользну ло от Ивана Петровича. — Ничего, пожалуйста, в кабинете никого нет, — сказал Пав лов. В кабинете был исключительный порядок, каждый предмет лежал всегда на своем месте. — Вот эта вещь сорок лет лежит на этом месте, — сказала жена Павлова. — Если я передвину ее на другое место, Иван Петрович мне заметит: «Она лежала не здесь. Где лежала, там и лежать должна! » Так в 1930 г. мною был написан портрет Ивана Петровича Павлова.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы