Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 18 ВЕКА. ВОПРОС О ТЕМПАХ ПЕРЕХОДА НА ПОЗИЦИИ ИСКУСТВА Нового времени и стилевых последствиях этого процесса.



Вопрос 5. Различие тематических пристрастий и художественных приёмов барокко и рококо в русской школе и у приезжих мастеров.

Барокко.

В архитектуре:

· пышная декоративная отделка со множеством деталей,

· многоцветная лепка,

· обилие позолоты, резьбы, скульптуры,

· живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов.

Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей.

В живописи:

· доминирует парадный портрет,

· полотна заполнены аллегориями и виртуозными декоративными композициями.

Русское барокко несколько отличается от европейского. Развитие барочного искусства и, в частности, архитектуры в России приходится на начало XVIII века и связано с ростом и укреплением абсолютной монархии

Архитектура:

· здания же в России характеризует большая упорядоченность и структурность и простота архитектурных планов.

· мажорные, яркие краски, смелые цветовые контрасты.

· очень часто в оформлении зданий использовалось золочение.

· для российских зданий были характерны скорее прямоугольные окна, нежели овальные и полуциркульные. Однако богатый декор присутствовал и на них.

Исследователи выделяют три периода:

· московское барокко, в котором строились церкви и храмы,

· петровское, более строгое барокко, и, наконец,

· зрелое позднее барокко, также называемое «Елизаветинским» — самый известный пример русского барокко.

К первому периоду относятся постройки, возведенные в конце XVII-начале XVIII века в Москве. Часть исследователей относит их скорее к ренессансному стилю, поскольку прямого влияния европейского барокко здесь не прослеживалось. Самое характерное здание — комплекс Новодевичьего монастыря. Стиль московского барокко служит связующим звеном между патриархальными постройками старой Москвы и новыми домами Петровской эпохи. В стиле петровского барокко построены самые первые здания в Санкт-Петербурге, будущей столице огромной Российской Империи. Архитектурный стиль, который он выбрал для Санкт-Петербурга, во многом опирается на работы голландских, немецких и шведских архитекторов.

Петровское барокко стоит особняком от пышного, даже в чем-то византийского московского: зданиям свойственны простота и сдержанность. В новую столицу по приглашению Петра прибыли архитекторы Доменико Трезини, Джованни Мария Фонтана, Георг Маттарнови и другие. У них учился талантливый мастер Михаил Земцов, который, вместе с наставником Маттарнови, построил знаменитую Кунсткамеру. Земцов также спроектировал план застройки Петергофа, бывшего до того населенным пунктом с хаотично расположенными зданиями. Второе яркое строение петровского барокко, Меншиковский дворец (сейчас один из филиалов Эрмитажа), принадлежит авторству Фонтана и Шеделя.

Отличительной особенностью елизаветинского барокко было величие и роскошь. Главным мастером этого стиля стал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Ему были свойственны пышность убранства, двух-трехцветные схемы окрашивания, использование позолоты, а также исполинские масштабы построек. Растрелли: Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе. Сохранились чертежи оконных проемов для Зимнего дворца. в Большой галерее, главном зале Большого дворца Петергофа, присутствуют не только множество настоящих окон, но и несколько фальшивых — это зеркала, искусственно расширяющие и без того монументальное пространство. Уровень величия парадных залов достигал буквально запредельных высот. Этот же прием Растрелли использовал и при оформлении Зимнего дворца.

Среди русских мастеров выделялись архитекторы Ухтомский, Мичурин и Аргунов. Так, авторству Дмитрия Ухтомского принадлежит церковь Никиты Мученика в Москве - сохранившийся до наших дней памятник архитектуры позднего русского барокко.

РОКОКО.

Рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Если барокко смотрело высоко вверх, то рококо спустилось с небесных высей на грешную землю и обратило свой взор на стоящих вокруг людей. Иногда стиль рококо называют искусством для искусства. Более верно было бы назвать этот стиль искусством для человека

В архитектуре:

· стали заботиться о комфорте человека.

· отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества.

· стремится быть еще более легкой, торжественной и праздничной, о симметрии можно забыть вовсе

· отличительная особенность стиля — изогнутые линии: здания очень часто напоминают морскую раковину.

· в отличие от монументального барокко, рокайльные залы делали камерными, уютными, интимными, в чем-то даже напоминающими будуары

· здания стали похожи на небольшие особняки, нежели на масштабные дворцы.

· в оформлении окон используются затейливые орнаменты лепнины.

· узоры напоминают листья растений, цветы и ракушки.

В живописи:

· отказалась от «великих идей» и стала просто красивой.

· ушли бурные эмоции барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами.

· первый почти полностью светский стиль. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план.

Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), (но он только элементы! не полностью работает в Р.) сына Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок ), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.

      В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль.

      В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг.). Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название « Каменный дом » (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.

Катальная горка, Китайский дворец.

В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Внутреннее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей.

Стоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри. Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.

 

Вопрос 6. Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский на позднем этапе их творчества (в условиях начала 19 в)

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) – уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния

           Вершиной творчества Левицкого – и всего русского портрета XVIII века – стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» – шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее). В созданной Левицким обширной галерее портретов – величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769-1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н.Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н.Львовым, Г.Державиным, В. Капнистом, И.Дмитриевым, И.Долгоруким, Н.Новиковым. В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х – начало 1780-х).

       Конец XVIII_XIX вв

           Примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г.). Мода на одеяния в русском стиле широко распространилась в высших слоях общества после воцарения Екатерины II. Русская тематика занимала все большее место и в других жанрах живописи, отражая нарастающий к концу XVIII в. интерес к отечественной истории, культуре и быту. Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления. Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери. Разряженная Агата стоит у стола, на котором весьма своеобразный натюрморт: на цветастой скатерти расставлены хлебный каравай, солонка и большая кружка. Образ молодой женщины получился довольно жеманным, акцент сделан на чисто внешней стороне ситуации.

         Дань предромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф.П.Макеровского (1789 г.). Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. За спиной маленького кавалера расстилается тревожный ночной пейзаж, созвучный необычному облику портретируемого. Однако тонкое, почти прозрачное личико ребенка спокойно и словно лишено выражения, его чуть оживляет лишь условная легкая улыбка. Все вместе рождает точно рассчитанный эффект таинственности, странности, загадочности - впечатление, несвойственное другим произведениям Левицкого. Несмотря на единичность в его творчестве портретов, подобных изображениям Агаши и Макеровского, они могут быть расценены как свидетельство удивительной чуткости художника к новым веяниям в современном ему искусстве. Он стремился испробовать свои возможности в разных по духу портретах, искал новые средства образной характеристики.

           Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II - Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г.). По многим внешним признакам это большой парадный портрет в рост, с традиционными колоннадами и драпировками. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы. В картине прослеживается определенный сюжет: Екатерина II в виде жрицы, облаченная в антикизированное платье, сжигает маковые цветы на алтаре у подножия статуи Фемиды. Декорации и окружающие предметы имеют иносказ. значение: они говорят об успехах России в самых различных сферах жизни. Известно, что аллегорич. программу портрета разработал друг Левицкого, литератор и архитектор Н.А.Львов. В ней он изложил в зашифр. виде философ. представления о роли просвещ. монарха. Портрет Екатерины II, следовательно, оказывается не столько изощренным славословием мудрой правительнице, сколько наставлением о том, каким должно быть идеальному монарху - первому гражданину своего Отечества, истинно радеющему о благе подданных. Такое непортретное содержание сближает это произведение с историч. картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев. Эта картина - своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Его замечательное умение построить портрет как картину здесь максимально соответствует замыслу.

           К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает. После периода широкой известности и благополучия на долю художника и его семьи выпали болезни и несчастья. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. От позднего творчества Левицкого осталось немного произведений, во всем уступающих прежним. В некоторых из них заметны воздействия новых направлений, определивших портретную живопись на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А.С.Протасовой (1800). Дама неопределенного возраста, одетая по моде конца 1790-х гг., представлена на фоне чуть намеченного пейзажа - подобный мотив распространился в портретной живописи этого времени. В изображении Протасовой нет столь характерного ранее для Левицкого внимания к инд. свойствам модели. Кажется, что интерес художника сосредоточен на передаче несколько подчеркнутой пластики форм.

Среди последних его работ, выполненных в условиях начала 19 века:

Вопрос 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 18 ВЕКА. ВОПРОС О ТЕМПАХ ПЕРЕХОДА НА ПОЗИЦИИ ИСКУСТВА Нового времени и стилевых последствиях этого процесса.

 

           Прочное место в истории искусства, разное отношение к этому времени, переходу от Средних веков к новому времени. Это век Просвещения, век философов, галантный век. Это наша классика, особенности, сформулированные современниками, по этому искусству ощущается желание вкусить земных удовольствий, не отказываясь от неба.

           Искусство 18 века имеет три круга проблем, характеризующих его как искусство Нового времени.

· искусство дозрело до перемен (петровские реформы)

· переход к светскому мышлению. Тогда не сформировался ещё аппарат терминов, они заимствуются, но уже применяются.

· процесс обмирщения искусства, неоднозначен, не безболезненный. 

           Культура нового Европейского типа, пришедшая с Петром 1 - Просвещение. Он подразумевал вступление на новую территорию - подключение страны к Европейской системе Просвещения. Созвучно с современностью - поворот на Европу. Появляется новое направление в искусстве (в отличие от направленности на Византию) - ориентированность на античность как на общее с Европой наследие. Открытость культуры - приезд иностранцев в Россию, редкие поездки за рубеж мастеров, больше заказчики, ознакомительные туры для богатых, пенсионерство для лучших мастеров. Новый европейский творческий метод. Переключение интереса с неба на землю, подражание Европе. Чувственное восприятие художника на первом месте - через зрение. Его роль возрастает на протяжении развития искусства.

           Аллегорический подход к искусству, роль эмблемы - связь изображения и сливов. Переход от символического подхода к аллегорическому. Символ - принадлежность к какой-то общей тайне (характерно для средн. искусства). Аллегория - иносказание - видим одно, а имеем в виду другое. Аллегорич. искусство - искусство грамотных. Позволяет связать все со всем. Программное искусство - какие-то сохранились, какие-то нет. (В АХ были программы того или иного типа) подражание природе. Эти тесные связи создали основу для формирования национального языка русской культуры.

           Выработка средств для отображения реальности - например, перспектива (it). Это иллюзия реальности, на проскрести холста, дерева или иного материала, пространства. Линейная, обратная, воздушная, цветовая, банальная, прямая, диагональная, лягушачья, взгляд с высоты полёта. Даёт нам подобие реальности. Природный цвет - натурный - подражание цветам мира и природы. Развитие светотени, эффект освещенности, объёма и тд. Тема подобия крайне важна в искусстве Нового времени.

Стилевое развитие. Специфика Нового времени - не в кокошниках и сарафанах, а в душе человека, национальной психологии. Развитие скульптуры с огромным трудом - коллизия со старыми нравами - не сотвори себе кумира.

           Специфической чертой искусства особенно 1 половины 18 века - напластование этапов. Переход от средневековья к новому времени в условиях эпохи Просвещения - особенность страны и эпохи. Здесь и происходит соприкосновение общих проблем для всех переходов и особенных, местных, национальных проблем. Крепостные мастера (дворовые) - процветала усадьба и помещичество. В структуре самих произведений это тоже играло роль.

       Взаимодействие между тремя пластами культуры. Верхний пласт - учёный артистический профессионализм; художественный примитив - средний пласт; Народное - крестьянское - искусство (качества фольклора). Верхний пласт развит наиболее. Остальные медленнее, нижний собирает много всего очень разного, от идолов до мотивов.

       Периодизация стилевая - классическая.

· - 1 четверть/треть 18 века - Петровское время. (БАРОККО)

· - Середина 18 века (Анна, Елизавета, дворцовые перевороты 30-50гг) (БАРОККО + РОКОКО)

· - Вторая половина 18. Века (Екатерина 2 и Павел) (Кон Барокко + ран. классицизм)

           На рубеже XVII - XVIII веков Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

       Своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

           Утверждение светских начал в культуре, искусстве, исп. европейского опыта стали госполитикой, идея создания Академии художеств, пенсионерство. Строительство Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры, возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигли гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

           Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Арсенал в Кремле. И. П. Зарудный (вторая половина XVII века - 1727) церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А. Меншикова (так называемая Меншикова башня)- сочетаются церковные и светские элементы.

           Петербург - Д. Трезини ( около 1670-1734) сооружает Петропавловский собор, ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий - главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко. Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

           Вопрос о темпах – началось еще в конце 17 в, НО В Петровское время мощный рывок вперед – привезенные иностранцы, развитие своих мастеров – переход от парсун к портретам, на базе обучения у иностранцев. Это дало мощный рывок в развитии барокко, застройку Петербурга – Трезини, Леблон, и т.д.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-05; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь