Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 8. Московская, петербургская псевдоготика и готический вкус в других странах.



           Средневековье вдруг стало невероятно популярным: каждый писатель, поэт или художник обязательно создавал что-то эдакое, романтичное, средневековое... Архитекторы не отставали, тем более что пример был перед глазами. Ведь по всей Европе возвышалось множество готических зданий, которые в эпоху классицизма считались старомодными, а теперь вдруг стали образцом для подражания. Тон задавали англичане. Так, в 1740–50-е годы родилась неоготика, а в 1780-х она добралась до Российской империи.

           Но у нас не было своих величественных соборов и мрачных замков, на которые могли бы оглядываться русские архитекторы. Лишь множество кирпичных церквей и палат да необыкновенное узорочье московского «нарышкинского барокко». Из этого смешения и появилась русская псевдоготика — удивительная стилизация, совместившая черты обоих архитектурных стилей. Сравним готические здания-ровесники в Европе и России, чтобы лучше почувствовать уникальность русского изобретения.

           Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» начали строить в 1776 году по проекту архитектора Василия Баженова для императрицы Екатерины Великой. Считается, что русская псевдоготика началась именно с этого проекта.

            Петровский путевой дворец, второй важный образец московской псевдоготики, был также построен по заказу Екатерины Великой. В 1776–1780 годах его возводил Матвей Казаков, который заканчивал Царицыно после Баженова. Дворцовый ансамбль — первая самостоятельная работа Матвея Казакова. Зодчий, впоследствии перестроивший центр Москвы в палладианском стиле, для дворца на окраине города выбрал псевдоготику, объединив мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры. Расположилось величественное здание со стрельчатыми окнами на землях Высоко-Петровского монастыря. За что дворец и стал именоваться Петровским. Второе название — Путевой — объясняется его предназначением: для отдыха по пути из Петербурга в Москву. Дорога неблизкая — 700 километров. Прообразом здания послужил временный город-театр в турецком стиле, построенный Василием Баженовым на Ходынском поле для торжеств по случаю подписания Кучук-Кайнаджирского мирного договора. Императрице работа понравилась, и она захотела похожий дворец. По задумке архитектора центральный купол символизировал православный храм, возвышаясь над башнями-минаретами, встроенными в боковые флигели. Богатство и величие Российской империи подчеркивали многочисленные лепные украшения, а пейзажный парк с гротами и беседками добавлял резиденции уюта.

Останавливалась Екатерина II в узорчатом замке лишь однажды, в 1787 году. Спустя 10 лет путевую резиденцию посетил перед коронацией Павел I. А впоследствии и Николай II.

В 1812 году императорский замок на время стал ставкой Наполеона. Бонапарт покинул охваченный огнем Кремль и наблюдал из окна дворца за тем, как полыхает Москва.

           Придворная Чесменская церковь была заложена в 1777 году по приказу Екатерины II в честь юбилея победы в Чесменском сражении. Архитектором был немец Юрий (Георг Фридрих) Фельтен. Церковь получилась изящной и ни на что не похожей.

            Приоратский дворец в Гатчине был построен в 1799 году архитектором Николаем Львовым по заказу императора Павла как резиденция приора Мальтийского ордена, обосновавшегося в России из-за Наполеона. Архитектор в своем проекте ориентировался не на модную тогда стрельчатую готику, а на более скучноватые швейцарские замки и лютеранские кирхи. Неоготических церквей в подобном стиле пока не создавали, в большом количестве они начнут появляться только во 2-й половине XIX века. Приоратский дворец — единственное здание в России, построенное по технологии землебита (из спрессованного суглинка).

           Никольский собор в Можайском кремле был построен в 1802–1814 годах архитектором Алексеем Бакаревым. Любопытно, что при его постройке в первый ярус церкви были включены старинные крепостные ворота XIV века. Как и в других зданиях русской псевдоготики, в его орнаментах находят загадочные знаки, связываемые с масонством.

           Никольская башня Московского Кремля была построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари, однако до 1806 года она имела лишь один нижний четырехугольный ярус. Привычная нам высокая башня в «белых кружевах» кирпичных узоров была надстроена швейцарцем Луиджи Руской. Любопытно, что в своем проекте он следует примеру московских, а не западных архитекторов. После пожара 1812 года восстановлением башни занимался Осип Бове.

            Храм Святого Александра Невского («Капелла») в парке Александрия, Петергоф, строился в 1831–1833 годах по заказу Николая I по проекту Карла Шинкеля под присмотром Адама Менеласа. Это здание — уже не узорчатая русская псевдоготика, а настоящая европейская неоготика. Ведь его возводили для образованной немецкой принцессы, императрицы Александры Федоровны, которая обожала Средневековье и даже отделала в этом стиле свои дворцовые покои.

           Усадьба Храповицкого в Муромцево, Владимирская область, — поместье, на территории которого в 1884–1889 годах архитектором Петром Бойцовым был построен настоящий неоготический замок, каких тогда много возводилось по всей Европе. В наши дни роскошная усадьба оказалась в руинах. Недавно она была передана Владимиро-Суздальскому заповеднику, который планирует ее реконструкцию.

            Особняк Зинаиды Морозовой на улице Спиридоновка в Москве — один из самых знаменитых домов архитектора Федора Шехтеля. Он был построен в 1893–1898 годах для супруги миллионера Саввы Морозова и, несмотря на очевидные приметы готического стиля, например стрельчатые окна, уже имеет несомненный привкус царящего вокруг модерна.

            Здание Театрального музея имени Бахрушина было воздвигнуто по заказу основателя музея в 1896 годах по проекту архитектора Карла Гиппиуса. Фасады здания, вдохновленные образцами английской готики, также напоминают и московские проекты XVIII века. Как и в особняке Шехтеля, ощущается и царящий вокруг модерн с его плавными линиями.

Европейские примеры ПГ.

1. Строберри-Хилл-хаус («Дом на Земляничном холме») — это вилла графа Хораса Уолпола, не просто сына премьер-министра Великобритании, но вдобавок и основателя жанра готического романа. Строительство «замка», придуманного писателем, велось с 1749 года до 1770-х. Жилье Уолпола и его книги надолго задали мировую моду на готику.

2.  Бивер-Касл — с XVI века и до сего дня резиденция герцогов Ратлендов. Старинное здание в конце XVIII века было полностью перестроено в духе модной тогда «кирпичной готики» (в 1801–1832 годах обновлено после пожара). Замок считается одним из лучших образцов этого стиля в эпоху Регентства.

3. Готический домик в Парковом королевстве Дессау-Вёрлиц герцога Ангальт-Дессауского строился в 1773–1813 годах. Само «королевство» — это один из первых английских пейзажных парков не только в Германии, но и вообще в континентальной Европе. Разумеется, он не мог обойтись без павильона в готическом духе, который так понравился ангальтскому герцогу во время визита в Строберри-Хилл-хаус.

4. Церковь Святого Креста в городе Стейтберг, США, — другое неоготическое здание из землебита. Построенная в 1850–1852 годах на земле легендарного генерала Самтера, она стоит в городе, который был основан в 1783 году в Южной Каролине, одном из самых «аристократических» штатов. Ее автором был известный архитектор Эдвард К. Джонс.

5. Мариахильфкирхе (церковь Марии Помощницы Христиан) в Мюнхене была возведена в 1831–1839 годах. В этот период архитекторы уже устали от романтических готических штампов, перестали читать Вальтера Скотта и принялись копировать средневековые храмы в соседних кварталах, а не английские образцы из альбомов и книг.

6. Вестминстерский дворец, в прошлом — резиденция английских королей, а ныне британского парламента, построен на остатках средневекового здания, сгоревшего в 1834 году. Нынешний дворец, созданный архитекторами Чарльзом Бэрри и Огастесом Пьюджином, — это неоготическое упражнение на историческую тему, хотя и чрезвычайно удачное.

7. Замок Нойшванштайн («Новый лебединый утес»), пожалуй, самая знаменитая крепость неоготики. Она даже вдохновила Диснея на свою заставку. Строил ее в 1869–1886 годах архитектор Кристиан Жанк для безумного баварского короля Людвига II, который мечтал о «сказочном дворце». При всей своей сказочности замок имеет многие реальные архитектурные прототипы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-05; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь