Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 9. Базиликальный храм в архитектурном пейзаже Петербурга 18 в. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Базилика - вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (большей частью нечётное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний\главный неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики – поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по ширине нефа – полукруглый выступ (апсида), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, позднее заменённое каменным сводчатым. Храмы базиликального типа в основном начали строиться в Петровское время, (петровское барокко). Многие факторы оказывали влияние на выбор места строительства в Санкт-Петербурге. Зависимость между террит. размещением храмов и их арх. выражением с допетровского времени по 1850 г. Процесс возведения городского храма был довольно длительным, и его предваряло большое количество бюрократических мероприятий. Типы: 1) зальный (в форме «корабля», базиликальный); (ось Вà З) 2) в форме латинского креста; 3) центрический; 4) комбинированный. В период становления Санкт-Петербурга и дальнейшего развития прилегающих территорий именно базилика стала прототипом для большинства храмов новой столицы и уездных поселений. Храмы в форме латинского креста (ЛК), в плане прямоугольник, пересеченный поперек еще одним прямоугольным объемом (трансептом). Подобный тип был особенно востребован в культовом зодчестве Санкт-Петербурга во второй пол. XVIII в. Крестово-купольная центрическая система — одна из наиболее традиционных объемно-планировочных и конструктивных композиций храмовых сооружений, пришедшая на Русь из Византии. В Санкт-Петербурге и близлежащих окрестностях она получила свое наибольшее распространение в начале XIX в. размещение в арх.пейзаже Этап первый (1703—1724 гг.). Во времена Петра I в Санкт-Петербурге возводились небольшие церкви зального («корабельного») типа. Первые деревянные церкви подражали западным кирхам. По оси восток-запад, размещались у рек, на открытых местах с хорошим обозрением, поодаль от еще прозрачной рядовой застройки (церковь Исаакия Далматского, храм Воскресения Словущего близ дворца князя Меньшикова). Реже строились на пересечении дорог, где храм визуально фиксировал угол застройки. Центрические и в форме латинского креста сооружения строились в очень небольшом количестве и размещались по тем же принципам. Примерами могут служить холодная церковь апостола Матфия, деревянная церковь св. Николая, мазанковая церковь Успения и др. Этап второй (1725—1761 гг.). При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне базиликальные храмы возводились на хорошо просматриваемых открытых участках радиусом, равным 1…3 высотам самих церквей, до жилой застройки; на площадях, где храм также имел круговую зону восприятия. Центрические храмы, как и храмы в форме латинского креста, размещались на средокрестиях дорог, занимая угловые участки застройки; по красной линии наряду с другими домами, либо чуть в глубине. Зодчие также стремились расположить храмы вдоль рек, трактов и улиц, соблюдая принцип кругового обзора. Рядовая застройка примыкала не тесно, воздушно, нередко образуя каре вокруг храма или сквозной участок между двумя параллельными улицами. Вдали от сплошной застройки, красоту храма подчеркивал контраст барочной архитектуры и сочной зелени деревьев летом или шапок снега на ветвях зимой. Этап третий (1762—1801 гг.). При Екатерине II и Павле І при значительном уплотнении фронта застройки большинство храмов зального типа располагались вдоль улиц по красной линии или в глубине участка. Угловое расположение было не так распространено. Продолжалась тенденция вывести храмы из зоны интенсивного строительства и разместить в местах уединенных, но не столь отдаленных от центра города. В условиях же города реки продолжали быть объектами, на которые стремились ориентировать церковь. Центрические храмы размещались преимущественно на площадях или на средокрестии дорог и каналов (рек). Церкви в форме латинского креста возводились по схожим с базиликами принципам, однако на площадях более характерно было размещение с краю. В 1767—1769 гг. в уездах, благодаря Екатерине II, начался повсеместный процесс межевания земель, однако даже к концу XVIII в. он не был завершен. В это время наибольшую популярность приобрели центрические и крестово-купольные храмы, которые в большинстве своем возводились в селениях, у дорог, на открытых, хорошо просматриваемых местах. Количество базилик и храмов с выделенным поперечным трансептом, возводимых близ водных и сухопутных коммуникаций, в этот период заметно возросло Примеры базиликальных храмов: Церковь Святой Троицы на Березовом острове (1703-1929, арх.неизв, перестраивалась неск раз. первая церковь СПБ); Петропавловский собор (Д.Трезини; 1712-1733),; Александро-Невский монастырь Благовещенская церковь (1717-25, Д.Трезини); Церковь Преподобного Сампсония Странноприимца (1728-1740, Д.Трезини(? )); Церковь во имя Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1731-34, М.Земцов при уч. И.Я.Бланка.); Церковь во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона (1735-39, И.Коробов, анн.барокко) Иноверные храмы: Евангелическо-Лютеранская церковь Святого Петра (Петрикирхен) (1727-28, неизв.арх, перестроена А.Брюлловым в 1833-38); Лютеранская немецкая церковь Святой Анны (дер.1704, кам.1775-79, проект Ю.Фельтен)
Вопрос 10. Русские скульпторы-пенсионеры АХ в условиях французской академической традиции.
Ездили преимущественно во Францию и Италию. Франция XVIII века была центром современного европейского искусства. В Париже находилась французская Королевская Академия живописи и скульптуры с уже сложившейся к середине XVIII века педагогической системой и устоявшимися художественными принципами. Наша АХ ориент. на них. Культурные отношения между Россией и Францией стремительно развивались, и пенсионерские поездки сыграли в этом немаловажную роль. Нашим 44 молодым художникам помощь и поддержку оказывал русский посол во Франции Д.А. Голицын. Будучи любителем и знатоком искусства, он открывал для академических пенсионеров пути в мастерские известных скульпторов и живописцев того времени. · В Париже: Ф.Шубин, Ф.Гордеев, А.Прокофьев. · В Италии: М.Козловский, Ф.Шубин (хотя не хотел ехать), П.Соколов, И.Мартос, В 60-х годах едут в Рим охотнее, в Риме находился И.И. Шувалов, который выполнял такую же функцию по отношению к пенсионерам в Риме, как Д.А. Голицын в Париже. Очень любят Рафаэля, Тициана, восторгаются, являлись для выпускников Академии образцами разных художественных подходов.. Главной особенностью интерпретации пенсионеров является интерес к художественным методам, которые использовали в своей работе известные мастера. Европейское искусство в XVIII веке разделилось для пенсионеров на две части – искусство старых мастеров и современное искусство, формировавшееся на их глазах. Если произведениями старых мастеров могла похвастаться, прежде всего, Италия, то современными особенно была богата Франция Шубин копировал Фальконе " Милон кротонский" Интерес к античности объясняется не только давним знакомством. Например, в Парижской академии художеств в 50-е годы XVIII века строгость и холодность античных статуй не привлекала учеников. В ту пору в скульптуре еще были очень сильны тенденции барокко и рококо. А в 60-е годы «наплыв желающих был так велик, что в залы антиков стали допускать только наиболее способных». В искусстве назревал новый виток классицизма, а вместе с ним спор о подходах к искусству – подражание античности или подражание натуре.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-05; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы