Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 2. Ж.Б.Леблон, его проект Петербурга и роль в создании загородных ансамблей.



 

           Жан-Батист Леблон (1679-1710) в 1716 приглашён Петром I в Санкт-Петербург. Разрабатывал план застройки Петербурга с центром на Васильевском острове. По его плану город должен был иметь защитную крепость окружающую город, с бастионами, сам же город должен был иметь строго-геометрический план, разбивающий его на несколько частей. Также Леблон руководил строительством города. Леблоном был выполнен «образцовый» чертеж дома для «именитых», который долгое время ошибочно приписывался Д.Трезини. Это был двухэтажный дом на семь осей (т.е. шесть окон и дверь в центре) с высокой крышей. Кроме того, в обязанности Леблона входило и обучение русских зодчих. Его усилиями (а также усилиями Трезини) в России было положено начало собственной школе архитекторов, скульпторов, мастеров столярного дела.

           В 1712 году создается особое ведомство, Городовая канцелярия, которая ведала всеми русскими и приглашенными из-за границы архитекторами, и мастерами. Новое ведомство контролировало проектирование отдельных объектов, составление планов города в целом и отдельных его частей. Первый дошедший до нас рукописный план Городского острова выполнен военным инженером Лепинасом летом 1714 года. В 1717 году Леблон разработал знаменитый генеральный план новой столицы России. Архитектор создал своеобразную утопию будущего Петербурга. Так же, как и в замыслах Петра Великого, она была продумана в деталях с точки зрения устройства жизни города и его социальной стратиграфии. В основе плана лежала та же идея Петра I – разместить на Васильевском острове политический и торговый центр Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план — нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе. Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.

           Кроме общего плана развития города Леблон разработал планировку Летнего и Екатерингофского садов. Предложил план объединения Летнего сада и Царицына луга (Марсово поле, при Петре там дворец Екатерины) в огромный парк французского типа (с променадом, цветочными партерами, фонтанами и т.д.). В 1718 году Леблон создал первый проект уличного масляного фонаря (4 фонаря были установлены около Зимнего дворца Петра I). К 1723 г в Спб установлено 595 фонарей. Жан Батист Леблон работал в Петергофе и Стрельне. Построил первый Петергофский дворец, перестроенный позже Ф.Б. Растрелли. Создал основы планировки фонтанного комплекса. Ему принадлежит чертеж Стрельнинского дворца: п-образное здание, состоящее из главного центрального ризалита, двух симметричных галерей, к которым примыкают церковный и театральный корпус. Стрельнинский дворец был выполнен по проекту Никола Микетти (в России был с 1719 г. по 1723 г.). Дворец заканчивал Земцов (к 1726 г.). Леблон является автором проекта Апраксина дома в Питере.

           Все силы таланта и души Леблон вложил в планировку парков Петергофа, создание их водной системы. По-видимому, его замыслы легли в основу проектов зданий Марли и Эрмитажа, он – один из строителей Монплезира. Перестраивая Большой дворец, Ф.Б. Растрелли сохранил центральную, леблоновскую часть. Сколько французского изящества и широты, вдохновения и свободы в этом выдающемся парковом ансамбле, сохранившем очарование, несмотря на последующие переделки. И какое удивительное ощущение прелести северного русского пейзажа!

           Не жалея сил, Леблон словно торопился успеть сделать как можно больше. Он проектировал усадьбу в Екатерингофе, великолепный дворец генерала Апраксина (находился на месте Зимнего дворца).

           Благодаря французскому зодчему Россия познакомилась с европейским классицизмом в его самом рафинированном варианте. Размах и изысканность планировочных композиций Леблона сформировали стиль русского императорского барокко, что впоследствии помогло перейти собственно к русскому классицизму.

Вопрос 3. НАТЮРМОРТ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА: ТИПОЛОГИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕСТО В ИНТЕРЬЕРЕ.

 

Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства:

1. Приглашение иностранных художников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников.

2. Покупка за границей произведений искусства.

3. Обучение талантливых молодых художников за границей.

   В натюрморты входит россика, натюрморты-обмнки и дессюдепорты

           Формирование натюрморта было весьма сложным, в России натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, сформировался в начале XVIII века. Первоначально представление о нем было связано с изображением разнообразного мира вещей, окружающих человека, а также даров земли и моря. Наиболее популярной и самой известной разновидностью натюрморта в данный период является так называемая «обманка». Стремились к безусловному жизнеподобию, полному сходству изображения с изображаемым, образа с натурой. Можно выделить известные «обманки» данного периода Г . Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова. Так же широкую известность «обманки» принесли Ф. Толстому, одаренному живописцу и графику. Для многих современников художника, высококультурных и образованных людей начала XIX века, его гуашные и акварельные листы с поразительно - точными изображениями цветов и смородины, бабочек и мельчайших капелек воды, стали составной частью одухотворенного быта и объектом коллекционирования.

           Фирсов. Родился в семье художников, участвовал в украшении Спб для свадьбы Петра 3 и Екатерины 2. Выполнял " золотарные работы", но быстро обратил на себя внимание художников. В 1747 находится уже в " живописной команде" Канцелярии от строений, работал у Вишнякова и Валериани. В 1759 становится придворным наследника Петра Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры. В 1762 Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров, с которым он будет связан до конца деятельности. Его талант был отмечен, по личному указанию Екатерины II, будучи уже одним из известных, он был отправлен «в чужие краи на 2г для лучшего живописной и театральной науке обучения». В 1765 оказался в Париже.

       «Цветы и фрукты», 1754, ГРМ. Такая же форма положенной 8ки с выступами по центру. Панно для Екатерининского дворца в ЦС. Свободная манера письма – знаком с французской живописью (натюрморты Шардена). Есть и натюрморт, и колонна впереди, и полог позади.

           Натюрморты-обманки: и живые существа, и предметы, на одной плоскости (контраст плоскости фона и объема предметов – 3х мерный эффект). Есть ощущение момента, хрупкости связей и композиции. Отсюда, частое появление часов. Каждый предмет можно трактовать с помощью книг по эмблематике. Книги (открыты и закрытые) говорят о наполненности внутренним смыслом, запечатанные письма, картины, часто пейзажей (эффект обманки в обманке).
Теплов, Н-т с нотами и попугаем, 1737, Кусково.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-05; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь