Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности просмотра и обсуждения фильма
Ведущий обращается к участникам с кратким вступлением, после чего организуется совместный просмотр фильма. Затем после небольшого перерыва ведущий организует дискуссию на определенную тему, связанную с содержанием фильма, выделяя актуальные проблемы, а также обращая внимание на те эпизоды фильма, которые особо запомнились подросткам. Очень важно создать такую атмосферу, чтобы в ходе дискуссии все участники могли искренне высказывать свое мнение и не чувствовали ограничений в контексте обсуждения. Основные цели обсуждения фильмов в группе: · Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний. · Актуализация знаний в области прав ребенка и прав человека, знаний о способах защиты своих прав. · Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для построения собственной жизни. · Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самим собой в своих чувствах и поступках, чтобы самому управлять своей жизнью. · Развитие способности к сопереживанию. · Формирование позитивного мышления. Основные вопросы для дискуссии: − Понравился ли фильм? − О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему? − Почему герой повел себя таким образом? чем причины такого поведения? − Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае? − Какой герой был интересен? Почему? − Как фильм связан с моей собственной жизнью? − Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме? Безусловно, в каждом конкретном случае список вопросов будет дополняться, однако обсуждать отношение подростков к фильму, особенности поведения героев и связь происходящего на экране с реальной жизнью подростков рекомендуется после просмотра каждого фильма. Есть разные варианты организации процесса обсуждения. Можно посмотреть весь фильм целиком, а затем провести дискуссию, обменяться впечатлениями; другой вариант – последовательно просматривать эпизоды фильма (использовать стоп-кадр), делая паузы, во время которых прокомментировать сюжет, дать возможность детям поделиться мыслями и чувствами, а более глубокое обсуждение организовать в заключение просмотра фильма, при этом обсуждая и анализируя конкретные фрагменты-темы. Можно, делая паузу в просмотре, предложить участникам попробовать предсказать развитие сюжета, поведение героев. Центром обсуждения можно сделать главных героев фильма, а не темы, и тогда в ходе дискуссии могут обсуждаться самые разные вопросы. В некоторых случаях, особенно когда фильм заканчивается трагически, следует дать детям возможность эмоционально отреагировать на происходящее и лишь затем переходить к тематическому обсуждению. Словом, схемы просмотра и обсуждения фильмов могут быть разными, и многое зависит от индивидуальности ведущего, а также от особенностей группы, с которой он работает. К выбору схемы проведения занятий следует подходить творчески, вам решать, как именно провести свое занятие. Во время проведения занятий с просмотром и анализом фильмов внутреннее сопротивление подростков незначительно, и они готовы к разным формам работы. Переживая вместе с киногероями выпавшие на их долю испытания и душевные страсти, зритель свободен от ответственности. Он не связывает увиденные на экране события с собственной реальностью. Не стоит бояться того, что фильм всколыхнет глубоко спрятанные чувства, поднимет на поверхность прошлые переживания. Сами переживания и нахлынувшие чувства не менее важны, чем рациональный анализ. Если они проявляются, когда человек ощущает себя в безопасности, то несут эффект открытия, освобождения от старого. Главное – умело организовать обсуждение. Анализ просмотренного помогает найти решения в тех проблемных ситуациях, которые раньше казались неразрешимыми, и учит смотреть в будущее с оптимизмом. В ходе обсуждения следует обращать внимание на разные интерпретации, разные отзывы об одном и том же событии фильма, можно использовать обсуждение фильма и для исследования сущности человека, отражения его внутреннего мира. Во время просмотра фильма обратите внимание подростков на: · образы и поведение героев фильма, которые для них неприемлемы, · эмоциональные переживания как героев, так и самих участников, · стереотипы поведения, · позитивность или негативность динамики фильма, · степень ответственности за выборы и поведение героев. После просмотра фильма: · Организуйте спонтанное обсуждение. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные разными эпизодами фильма. · Помогите изложить реальное содержание фильма. Обратите внимание зрителя на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. · Обобщайте сказанное участниками, резюмируйте высказывания. · Помогите участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи. Подведение итогов вместе с участниками и резюме ведущего – самый важный этап. Он обязателен и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания фильма в ходе заключительного обсуждения. РАБОТА С ФИЛЬМАМИ ПРИМЕРЫ ОБСУЖДЕНИЯ ФИЛЬМОВ НЕНАВИСТЬ Франция, 1997 Режиссер Матье Кассовитц Краткое содержание В основе фильма – сюжет о жизни трех подростков из бедного квартала маленького французского городка, представителей разных национальностей: еврея, выходца из Африки и араба. У ребят особое отношение к жизни и окружающим людям, обусловленное особенностями их жизненной ситуации и происходящими событиями: на одном из митингов протеста полиция убивает их близкого друга. в руках одного из трех друзей неожиданно оказывается оружие, что кардинальным образом влияет на взаимоотношения подростков и их судьбу... Обсуждение фильма Дискуссия строится на основе следующих вопросов: − Понравился ли фильм как произведение искусства (режиссерская, операторская работа, игра актеров)? − О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось и почему? − Почему герои повели себя таким образом? Какие причины на это повлияли? − Были ли у героев другие варианты поведения в данной ситуации? Как бы я поступил в подобной ситуации? − Когда заканчивается детство согласно статье 1 Конвенции ООН О правах ребенка? В 14, 16, 18, 21? (В 18 лет, а в 14 лет вручается паспорт, наступает возраст уголовной ответственности.) − Как фильм связан с моей собственной жизнью? Основные темы, которые могут быть затронуты при обсуждении этого фильма: − Стиль жизни молодежи (не простое ли это прозябание, отсутствие жизненных ориентиров и отсюда – противоречия в реакциях, выходе эмоций? ). − Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме? − Тема «Оружие в моих руках» (что человек испытывает в этот момент – чувство всесилия, собственного величия и превосходства над другими, страх, беспокойство, потерянность? ). (Конвенция О правах ребенка, статья 38: «Дети, не достигшие 15 лет, не должны принимать участия в военных действиях. Дети моложе 15 лет не подлежат призыву на службу в вооруженные силы»). − Что делает человек в такой ситуации, какое поведение выбирает? − Тема ненависти и управления своим состоянием. − Тема отношения человека к власти и взаимоотношений с властью. − Категории прав, входящих в Конвенцию ООН О правах ребенка: право на выживание, право на развитие, права на защиту, права на участие. − Тема толерантности. Рекомендации ведущему Важно чрезвычайно ответственно подойти к выбору фильма, который будет показан на встрече. Фильм должен отвечать определенным требованиям. Тематика фильма должна быть интересна и понятна ребятам, так как наша задача – не просто показать фильм, но и провести его обсуждение, сделать так, чтобы ребята начали думать о важных для них проблемах и в процессе собственных размышлений, групповых обсуждений приобрели важный опыт для себя. Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят. Хорошо, если вместе с ведущим фильм посмотрит кто-то из ребят (волонтеров) примерно того же возраста, что и участники встреч, а затем сообщит о том, как может быть воспринят фильм людьми его возраста. При предварительном просмотре фильма важно определить, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Информацию о возрастных ограничениях можно увидеть на обложке видеокассеты, но все же ведущему лучше убедиться самому в том, что фильм подходит для совместного просмотра в детской или подростковой группе. Если фильм все-таки будет показан, необходимо обсудить с участниками любые агрессивные сцены. Проводя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в уровне развития и возрастную специфику. Шадура Александр, психолог, психотерапевт НЕВИДИМЫЕ ДЕТИ Франция, Италия, 2005 Режиссеры Джон Вy, Спайк Ли, Эмир Кустурица, Ридли и Джордан Скотт, Стефано Венерузо, Мехди Шариф, Катя Лунд В ролях: Франсиско Анэуэйк, Мария Грациа и др. 116 мин. Семь режиссеров с мировым именем. Семь короткометражных фильмов. Одна общая тема. Дети – цветы жизни. Им больше всего необходимы наши поддержка, внимание и забота. Но жизнь – штука жестокая. И порой на детскую долю выпадает ноша, непосильная для этих маленьких созданий. Семь режиссеров сняли каждый по фильму, в центре сюжета которых бедственное положение детей в различных странах мира. Эмир Кустурица, кинорежиссер: «Дети в этом фильме – общий знаменатель. Они являются связующим звеном между всеми частями картины. Все люди разные, все режиссеры снимают по-своему. Но фильм стал единым целым – очень поэтичным, трогательным и забавным рассказом о жизни детей, которых не замечают взрослые». Предлагаем примеры анализа новелл из фильма «Невидимые дети». Новелла «Танза» Режиссер Мехди Шариф Краткое содержание фильма Тема – дети и война. Действие фильма происходит в одной из африканских стран, где революции и перевороты стали обыденным делом. В центре повествования – подросток по имени Танза. Он участник одной из небольших вооруженных группировок, состоящих из таких же, как он подростков, которые втянуты в некий непрекращающийся территориальный конфликт в Африке, суть которого ни они сами, ни, взрослые его участники, не понимают до конца. Танза не хочет носить оружие и убивать! Он хочет жизнь нормальной детской жизнью: развлекаться с ровесниками; играть в «войнушку», а не войну, учиться и получать образование… Отряд из пяти мальчишек пришёл взорвать два самых больших дома во вражеской деревне. Один из них – школу – поручили Танзе. Он проник туда ночью. Он знает, что это за дом. Танза написал правильные ответы на вопросы домашнего задания, оставленные на школьной доске. Мы видим, что засыпая с улыбкой на лице он, опустил голову на заряд. В фильме не показано, происходит ли взрыв, но знаем, что взрыв произошел в душе этого подростка, который остановил свое детство. Так уж устроен наш мир, что ребенок не выбирает, где и когда ему родиться, и не всякому удается вытянуть счастливый билет. Поэтому когда смотришь такое кино, начинаешь понемногу ценить то, что у тебя есть… Комментарии. Фильм рекомендован для просмотра и обсуждения с детьми старше 14 лет. В фильме представлены драматические события, поэтому сразу после просмотра фильма необходимо дать возможность детям отреагировать свои чувства. Вопросы для дискуссии: − Поделитесь своим впечатлением о фильме? − Что вы переживали во время просмотра фильма? − Что вы чувствуете сейчас? Обсуждение данного фильма можно использовать при изучении «Конвенции по правам ребенка», как иллюстрацию нарушения основных прав ребенка, акцентируя внимание подростков на следующие статьи Конвенции: Статья 6. Право на жизнь и развитие. Статья 24. Здоровье и здравоохранение. Статья 27. Уровень жизни. Статьи 28-31. Образование, отдых, досуг. Статья 38. Вооруженные конфликты. Можно дать задание детям самостоятельно найти в тексте Конвенции о правах ребенка, те права, которые по их мнению нарушены у героев фильма. Вопросы для дискуссии: − О чем этот фильм? − Как можно назвать героев фильма? − Чего лишены герои фильма? − Сколько лет главному герою фильма? Как его зовут? − Какой эпизод фильма демонстрирует, что Танза прежде всего ребенок? − Что вы можете рассказать о его прежней жизни? − Какие моменты фильма помогают понять, что с ним было раньше? − Как вы думаете, о чем может мечтать Танза? − Какой эпизод из фильма произвел самое сильное впечатление? Прокомментируйте его. Комментарии. Несмотря на то, что трагический конец фильма остается за кадром, после просмотра может остаться ощущение трагедии. Поэтому в конце обсуждения необходимо сделать акцент на то, что это – игровой художественный фильм, в котором снимались актеры. Что фильм был создан, с целью привлечь внимание взрослых к проблемам несовершеннолетних в разных странах мира. А задача взрослых – делать все возможное для соблюдения прав детей. Чтобы завершить обсуждение в позитивном ключе, можно спросить у частников о том, чем их сегодняшняя жизнь отличается от жизни героев фильма. Лисовская Ирина, БФ «Женщины и дети прежде всего» |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы