Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великомученица Елизавета и Марфо-Мариинское сестричество



В последующие десятилетия возрождение социальной работы Церкви было связано с именами нескольких человек. Один из замечательнейших примеров православного служения в России дала великая княгиня Елизавета Романова. Воспитанная в немецком лютеранстве, Елизавета создала православный эквивалент организованного ордена диаконисс, занимавшихся опекой над беднейшими в обществе в невиданном для России масштабе. Внучка английской королевы Виктории, молодая немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская вышла замуж за русского великого князя Сергея Александровича, дядю последнего царя в 1884 году и через несколько лет по своей собственной инициативе приняла православную веру. В 1905 году она стала свидетельницей убийства своего мужа бомбой, взорвавшейся, когда он выходил из дома. Это событие изменило ее жизнь. Отвергнув аристократический образ жизни, великая княгиня Елизавета основала в 1909 году Марфо-Мариинскую женскую обитель и сестричество с тем же именем в одном из беднейших кварталов на юге Москвы, которые быстро превратились в преуспевающий духовный и благотворительный центр. Ее мечта была простой: создать общину женщин из всех слоев общества, желающих неустанно служить Богу и ближнему. Основанная ею обитель была монашеской, хотя ее устав сочетал созерцание и практическое служение, веру и любовь совершенно по-новому, вдохновляясь примером своих попечителей.

Основанное Елизаветой сестричество понималось как возрожденная форма служения нерукоположенных диаконисс, существовавших в Древней Церкви. По словам самой великой княгини Елизаветы, " главная обязанность сестер - ходить к бедным". Центром деятельности был местный район, московские " закоулки", где быстрая индустриализация часто сопровождалась ужасающей бедностью и преступностью. По словам Елизаветы, " сестры служат Церкви и потому во время войны не служат сестрами Красного креста. Их место - служить больным и страждущим Москвы". Строя свою деятельность вокруг главного храма и ежедневной литургической жизни общины, обитель содержала больницу и лазарет для бедных и безработных. Отсюда же сестры уходили посещать больных в ближайших кварталах. В одном только 1913 году лазарет предоставил бесплатные медицинские консультации и уход 11.000 человек. Аптека предоставляла лекарства бесплатно или по низкой цене, а " общественная столовая" готовила ежедневно до 300 бесплатных обедов и доставляла еду в семьи работающих и одиноких матерей. Был открыт сиротский дом, готовивший девочек ко вступлению в сестричество или к санитарной службе. Библиотека, воскресная школа и регулярные лекции для народа, как правило, духовного характера, отражали просветительскую сторону деятельности обители. К 1914 году в обители было 97 принявших постриг монахинь, которым должно было быть не более 40 лет и которые хотели посвятить себя служению бедным.

В 1918 году великая княгиня Елизавета и ее ближайшая подруга были арестованы большевиками, и в следующем году она была жестоко убита вместе с другими членами царской семьи. Ее обитель была распущена, сестры отправлены в ссылку, а храм превращен в клуб, а потом в архив. Но в начале 90-х годов ее наследию было суждено возродится самым необычным образом. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила Елизавету к лику новомучеников коммунистического периода.

Тем не менее, некоторые представители православного духовенства не считали благотворительную помощь адекватным ответом на социальную несправедливость в Российской империи, и занялись открытой политической деятельностью. Отец Георгий Гапон и другие возглавили рабочее движение. Они обсуждали возможность политической реформы и активно участвовали в драматических событиях революции 1905 года. Последовавшая политическая реакция с подозрением относилась ко всякой церковной социальной деятельности. Благотворительная деятельность продолжалась, откликаясь особенно на страдания людей в годы Первой мировой войны. Поместный церковный собор 1917-18 годов пытался возродить роль мирян и восстановить институт диаконисс и социальное служение Церкви, но все это резко оборвала русская революция и разразившаяся атеистическая ярость.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь