Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная философия Русской Православной Церкви



Русские религиозные философы, начиная с XIX века, одними из первых развили современную православную социальную философию. Можно даже сказать, что ни в одной другой христианской стране социальная природа христианства, выраженная в усилии спасти " царство мира сего", не воспринималась так глубоко, как в русской религиозно-философской и богословской мысли.

Такие мыслители, как Хомяков и Соловьёв видели в христианине активного соработника домостроительства Божия, а не пассивного созерцателя Славы Божией; христианство воспринималось ими не как личное размышление о Боге, но как совместное делание. Достоевский был убеждён, что конечная цель социального действия - Вселенская Церковь, объединяющая всех людей. Из этого вытекает его " христианский социализм", в котором Церковь рассматривается как социальный идеал. Истинное христианство, по его убеждению, не может замыкаться на своем доме или приходе, но должно быть направлено на поиск социального действия. Николай Фёдоров развил учение о Троице не просто как догмат веры, но как догмат единства знания и действия, которые создадут новый мир, зиждущийся на воскресении. Религиозный философ Николай Бердяев призывал людей участвовать в созидании мироздания, продолжая начатое Богом сотворение мира. Человечество призвано быть не только активным участником дел Божиих, но и Его сотворцом. Такое глубокое, порой политизированное, понимание социальной природы христианства и задачи спасения мира, разделяемое русскими мыслителями, иногда воспринималось правительством и иерархами церкви как чересчур радикальное.

Первая и наиболее смелая попытка разработать социальную доктрину была предпринята Румынской Православной Церковью. С 1950 по 1960 годы Патриарх Юстиниан и его приемники опубликовали несколько томов трудов под названием " Apostolat Social". Этот документ имеет особое значение, так как он является единственным примером православного социального учения, возникшего в коммунистической стране и написанного в контексте жестоких страданий людей после Второй мировой войны. Несмотря на наличие некоторых моментов, однозначно присущих марксизму, документ очерчивает богословскую основу христианского участия в истории и призывает священнослужителей и мирян к действию, направленному на удовлетворение социальных нужд людей.

Недавно уже в совершенно иной обстановке Русская Православная Церковь опубликовала важное социальное обращение, " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятое Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. В этом всеобъемлющем документе отражены, прежде всего, фундаментальные богословские и экклезио-социальные вопросы, а также связанные с ними аспекты жизни государства и общества. Этот документ отражает официальную позицию Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений с государством и обществом, хотя в нём использован опыт и учение Православной Церкви, выходящие за рамки только лишь русской Церкви. Вслед за библейско-богословским аналитическим вступлением в документе излагается целый ряд вопросов, касающихся Церкви и политики, труда, собственности, войны и мира, нравственности, здоровья, биоэтики и роли СМИ. Большое внимание отводится ответственности Церкви за духовное и физическое здоровье людей, подчёркивается обширная работа Церкви в области здравоохранения, но не отрицается первостепенная ответственность государства за это направление. Важное значение придаётся усилению помощи Церкви и пасторской опеки заключённым.

Современная мысль

Ряд видный современных православных деятелей и богословов, в том числе Оливье Клеман из Франции, митрополит Смоленский Кирилл из России и митрополит Георгий Ходр из Ливана, обозначили православную позицию по вопросам участия Церкви в " мирских делах" и вопросам первостепенной социальной и политической важности. Выдающийся индийский богослов митрополит Павел Мар Григорий предложил библейский анализ бедности, диаконии и социальной ответственности, разбирая эти вопросы с позиции стран третьего мира. Он говорит о " трояком служении" Христа как первосвященника, пророка и пастыря. Задача христианина - помочь Церкви выполнить эту миссию мира и справедливости. На международном уровне Вселенский Патриархат, особенно Патриарх Афинагор и, в последние годы, Патриарх Варфоломей I, упрочили роль Православной Церкви как заступницы в вопросах социальной справедливости. Выступления Патриарха Варфоломея, прозвучавшие с высокой трибуны в Европарламенте и на Всемирном экономическом форуме в Давосе, создали ему репутацию ведущего религиозного деятеля, высказывающегося по таким разнообразным вопросам, как экология, мир и глобальная экономика. В Северной Америке получил известность архиепископ Яков (Вселенский Патриархат) благодаря своим смелым энцикликам по вопросам справедливости; Синод Сербской Православной Церкви, нe колеблясь, вмешался в политические процессы, происходящие в Сербии, когда под удар были поставлены интересы населения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь