Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диаконическое возрождение в других местах



Хотя Россия стала центром возрождения православной диаконии, аналогичные изменения происходили и в других Православных Церквах Восточной Европы, чему есть много примеров. В Румынии монашеская жизнь Православной Церкви сохранилась лучше, чем в близлежащих странах, и традиция социального служения не была полностью утеряна. После 1989 года возникли десятки местных диаконических инициативных групп, занимавшихся проблемами детей, стариков и других нуждавшихся в условиях посткоммунистической Румынии. В 1993 году Румынский Патриархат основал " Диаконию" (Diakonia), которая стала наиболее значимой благотворительной организацией. Она занимается благотворительными и социальными проектами, культурно-просветительской работой и предоставлением медицинских услуг. Стоит упомянуть ещё две серьёзные ассоциации. " Василиада" (Vasiliada) - совместный проект Румынского Патриархата и Бухарестского Химического Колледжа, в рамках которого открыты бесплатные медицинские центры и нуждающимся раздаются медикаменты. Другая ассоциация - " АРКА" (ARCA) была основана при содействии Церкви для помощи в Румынии беженцам и переселенцам. Во многих епархиях возникли собственные центры диаконической помощи, реализующие свои проекты или предоставляющие добровольческую и материальную помощь нуждающимся государственным учреждениям. Была создана диаконическая сеть, охватившая все епархии. Православная Церковь выступила соучредителем " ЭЙДРом" (AIDRom) - экуменической ассоциации, оказывающей просветительскую, гуманитарную и диаконическую помощь. Благодаря этой ассоциации было разработано несколько сот местных диаконических инициатив, многие из которых оказывают помощь беспризорным и брошенным детям. Важной особенностью ситуации в Румынии является то, что подготовка к социальному и диаконическому служению была включена в программу богословских факультетов. Студенты, среди которых много женщин, стали получать диплом в области богословия и социальной деятельности, что открыло им возможность получить работу в государственных учреждениях. Аналога такому диплому в других странах, где существует Православная Церковь, нет, хотя подобные предложения разрабатывались в Болгарии, Словакии и Сербии.

На ситуацию в Сербии наложили свой отпечаток конфликты с Хорватией, Боснией и последние трагические события в Косово в 1990-х, которые повлекли за собой колоссальные социальные потрясения и вызвали наплыв беженцев. В относительных величинах в Сербии сейчас находится самое большое в мире число беженцев. Помощь, прежде всего, оказывалась на местном уровне и носила спонтанный характер, так как священники и епархиальные власти искали возможности уменьшить человеческие страдания. На практике помощь местного населения в основном строилась на принципе национальной солидарности. В Белграде был основан мобильный православный пасторский консультативный центр. К концу 1994 года " Человеколюбие" (" Филантропия" ) - официальная гуманитарная организация Патриархата Сербской Православной Церкви - превратилось в национальную структуру, занимающуюся координацией и реализацией проектов. " Человеколюбие" было преобразовано в 2000 году и превратилось в динамическую и авторитетную церковную негосударственную организацию (НГО), работающую по всей стране. Вместе с тем вопрос о социальной (и политической) роли Церкви в Сербии остаётся сложным, и среди иерархов Церкви нет единого мнения относительно роли христиан в достижении справедливости и проведении политических изменений.

В Беларуси церкви мобилизовали свои силы для того, чтобы бороться с теми трагическими последствиями для здоровья людей, которые имела авария на Чернобыльской АЭС, и в Минске был открыт крупнейший в Русской Православной Церкви социальный центр. В Болгарии фонд " Покров" - авторитетная православная организация - на высоком профессиональном уровне занимается вопросами образования, издательской деятельностью и церковными диаконическими проектами.

Исключительным примером Православной Церкви, явившей себя, прежде всего, диаконической, служащей общиной, является Церковь Албании. Албания провозгласила себя в 1967 году первым полностью атеистическим государством, и все формы религиозной жизни, в том числе и Православная Церковь (представляющая примерно 30% населения), были объявлены вне закона. В 1991 году в Албанию был направлен архиепископ Анастасий для восстановления Албанской Автокефальной Церкви. Сегодня он возглавляет бурно развивающуюся местную общину. Среди его первых инициатив - создание " Диакония Агапес" (Diakonia Agapes) - диаконического и гуманитарного инструмента Церкви. Это динамическая и профессиональная организация, разрабатывающая программы гуманитарной помощи, сельскохозяйственного развития, здравоохранения и микро-кредитования - в основном для нехристианских общин Албании. Когда разразился кризис в Косово и полмиллиона беженцев хлынуло в Албанию, Православная Церковь в лице " Диакония Агапес" оказалась в первых рядах среди тех, кто занимался устройством лагерей для беженцев и другими программами в сотрудничестве с Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев. В 1999 году в Тиране был открыт крупный диагностический медицинский центр, лучший в стране. Архиепископ Анастасий понимает диаконию как часть исцеляющего и примиряющего служения Церкви: " Миро (масло), разливаемое религией, не должно использоваться для разжигания огня конфликта или ненависти, но для смягчения душ, врачевания ран, укрепления мира". В Албании, как и в других странах, Всемирный Совет Церквей и другие христианские организации активно способствовали и поддерживали возрождение социальной деятельности церквей.

В Церкви Греции существует множество учреждений для престарелых и детей, организованных, в основном, на епархиальном уровне. В епархии, возглавляемой архиепископом Афинским, имеется интеграционный центр для переселенцев, прибывающих из-за границы. Весьма интересна международная миссионерская деятельность этой Церкви в Африке, а в последние годы - и на Балканах. Эти усилия, многие из которых предпринимаются со стороны " Апостолики Диакония" (Apostoliki Diakonia), часто имеют практическую диаконическую и гуманитарную направленность и рассчитаны на длительную перспективу.

Несколько более ранний и тоже примечательный пример современной православной диаконии можно найти в Коптской Православной Церкви в Египте. В 1962 году эта Древняя Восточная Церковь учредила в патриархии специальный Отдел общественного, экуменического и социального служения (сокращённо " BLESS" ) для участия в диаконических программах, направленных на развитие, помощь бедным и маргинальным группам населения. Помимо программ развития сельского хозяйства, микро-кредитования и вопросов здравоохранения Церковь вовлечена в правозащитническую работу и занимается вопросами образования по всей стране.

Общей чертой для всех этих видов деятельности является то, что ведущую роль в организации диаконической работы играют миряне, часто объединяющиеся в ассоциации и братства. Многие диаконические проекты по-прежнему носят в основном реактивный характер и имеют локальное значение. Для определения природы и объёма этой благотворительной работы также важны правовой контекст и возможности сотрудничества с государством.

Отдельно хотелось бы отметить социальную работу православной диаспоры на Западе. Многие общины создавали программы и организации солидарности с христианами, проживающими в бывшем Отечестве. Основная помощь направлялась в христианские общины и на церковные диаконические проекты в России через организации типа " Помощь верующим в СССР" (" Aide aux Croyants en URSS" ). В Лондоне русские православные женщины положили начало реабилитационному проекту для одиноких матерей-наркоманок. В Швейцарии православная епархия руководит собственным филантропическим фондом, оказывающим помощь в разных ситуациях как в самой стране, так и за рубежом. Большинство православных приходов на Западе организуют традиционные сборы пожертвований для поддержи и как знак солидарности заслуживающим внимания церковным проектам в других странах. Во многих странах православные миряне по роду своей профессиональной деятельности имеют социальные обязательства, речь идёт о врачах, социальных работниках, служащих гуманитарной сферы; такие специалисты регулярно проводят конференции и организуют сетевую работу.

В Северной Америке, где сильнее, чем в Европе укоренилась культура добровольческой помощи, многие православные общины организуют благотворительные столовые и заботятся о бездомных и сиротах. Именно в США возникла первая крупная международная православная гуманитарная организация. Международное Православное Благотворительное Общество (IOCC) - это признанная международная организация, работающая в основном в сложной обстановке на Балканах и Кавказе, а также в Эфиопии и Палестине. Деятельность этой организации отличает высокий уровень профессионализма, однако порой ей бывало трудно продемонстрировать подлинно православное содержание своей социальной деятельности, а также добиться, чтобы местная церковь полностью поддерживала эту работу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь