Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И не отчаивайтесь в утешении Божием. Поистине, отчаиваются
в утешении Аллаха только люди неверующие! " ف َ ل َ م ّ َ ا د َ خ َ ل ُ و ا ْ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ق َ ا ل ُ و ا ْ ي أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ْ ع َ ز ِ ي ز ُ م َ س ّ َ ن َ ا و َ أ َ ه ْ ل َ ن َ ا ا ل ض ّ ُ ر ّ ُ و َ ج ِ ئ ْ ن َ ا ب ِ ب ِ ض َ ا ع َ ة ٍ م ّ ُ ز ْ ج َ ا ة ٍ ف َ أ َ و ْ ف ِ ل َ ن َ ا ا ل ْ ك َ ي ْ ل َ و َ ت َ ص َ د ّ َ ق ْ ع َ ل َ ي ْ ن َ آ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ي َ ج ْ ز ِ ى ا ل ْ م ُ ت َ ص َ د ّ ِ ق ِ ي ن َ (88) Когда они вошли к нему, то сказали: " О, вельможа! Нас и наши семьи постигло зло. Мы пришли с немногим товаром, дай нам меру полностью и окажи милостыню. Поистине, Аллах воздает оказывающим милость! " Всевышний Аллах сообщает, что Якуб (Мир ему! ), призвал сыновей вернуться и разузнать новости о Юсуфе и его брате Биньямине в хорошей манере, а не как шпионы. Он обнадёжил их хорошими вестями и повелел не отчаиваться в милости Аллаха. приказал им не порывать свои надежды на Аллаха в том, что они намереваются. Ибо рвут надежду на Аллаха и отчаиваются в Его милости только неверные люди. Далее Аллах говорит: ﴿ ف َ ل َ م ّ َ ا د َ خ َ ل ُ و ا ْ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ﴾ «Когда они вошли к нему» – тут пропущено то, что они поехали в Египет и зашли к Юсуфу, мир ему; ﴿ ق َ ا ل ُ و ا ْ ي أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ْ ع َ ز ِ ي ز ُ م َ س ّ َ ن َ ا و َ أ َ ه ْ ل َ ن َ ا ا ل ض ّ ُ ر ّ ُ ﴾ «То сказали: " О, вельможа! Нас и наши семьи постигло зло" » – из-за серьёзной засухи и нехватки еды; ﴿ و َ ج ِ ئ ْ ن َ ا ب ِ ب ِ ض َ ا ع َ ة ٍ م ّ ُ ز ْ ج َ ا ة ٍ ﴾ «Мы пришли с немногим товаром» – т.е. мы принесли средства на закупку продуктов, но этого недостаточно, по мнению Муджахида, аль-Хасана и других; ﴿ ف َ أ َ و ْ ف ِ ل َ ن َ ا ا ل ْ ك َ ي ْ ل َ ﴾ «Дай нам меру полностью» – т.е. взамен небольшого количества денег, которые мы принесли, дай нам полную меру, которую ты давал нам прежде. Ибн Масуд прочитал этот аят: «Дай полную ношу для наших верховых животных и окажи нам милостыню». Ибн Джурайдж сказал: «Окажи нам милостыню возвратом нашего брата». Когда у Суфьяна ибн Уяйны спросили, дозволена ли была милостыня какому-нибудь пророку до нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он ответил: «Разве вы не слышали аят: ﴿ ف َ أ َ و ْ ف ِ ل َ ن َ ا ا ل ْ ك َ ي ْ ل َ و َ ت َ ص َ د ّ َ ق ْ ع َ ل َ ي ْ ن َ آ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ي َ ج ْ ز ِ ى ا ل ْ م ُ ت َ ص َ د ّ ِ ق ِ ي ن َ ﴾ «Дай нам меру полностью и окажи милостыню. Поистине, Аллах воздает оказывающим милость ». Все эти высказывания собрал ибн Джарир ат-Табари.
Всевышний сказал:
ق َ ا ل َ ه َ ل ْ ع َ ل ِ م ْ ت ُ م ْ م ّ َ ا ف َ ع َ ل ْ ت ُ م ب ِ ي ُ و س ُ ف َ و َ أ َ خ ِ ي ه ِ إ ِ ذ ْ أ َ ن ت ُ م ْ ج َ ـ ه ِ ل ُ و ن َ (89) Он сказал: " Знаете ли вы, что вы сделали с Юсуфом и его братом, когда вы были в неведении? " ق َ ا ل ُ و ا ْ أ َ ء ِ ن ّ َ ك َ ل ا ّ ن ت َ ي ُ و س ُ ف ُ ق َ ا ل َ أ َ ن َ ا ْ ي ُ و س ُ ف ُ و َ ه َ ـ ذ َ ا أ َ خ ِ ى ق َ د ْ م َ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ن َ آ إ ِ ن ّ َ ه ُ م َ ن ي َ ت ّ َ ق ِ و َ ي ِ ص ْ ب ِ ر ْ ف َ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ل ا َ ي ُ ض ِ ي ع ُ أ َ ج ْ ر َ ا ل ْ م ُ ح ْ س ِ ن ِ ي ن َ (90) Они сказали: " Разве же ты в самом деле Юсуф? " Он сказал: " Я - Юсуф, а это - брат мой. Аллах оказал нам милость: поистине, кто богобоязнен и терпелив... то ведь Аллах не губит награды добродеющих! " ق َ ا ل ُ و ا ْ ت َ ا ل ل ّ َ ه ِ ل َ ق َ د ْ آ ث َ ر َ ك َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ن َ ا و َ إ ِ ن ك ُ ن ّ َ ا ل َ خ َ ـ ط ِ ئ ِ ي ن َ (91) Они сказали: " Клянемся Аллахом! Аллах предпочел тебя пред нами, и, поистине, мы были грешниками". ق َ ا ل َ ل ا َ ت َ ث ْ ر َ ي ب َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ي َ غ ْ ف ِ ر ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ل َ ك ُ م ْ و َ ه ُ و َ أ َ ر ْ ح َ م ُ ا ل ر َ ح ِ م ِ ي ن َ (92) Он сказал: " Нет упреков сегодня над вами! Простит Аллах вам, ведь Он - милостивейший из милостивых! Всевышний Аллах говорит, что когда братья Юсуфа рассказали о своих трудностях, голоде и нехватке еды, об обширной засухе, об отце и его горе о потере двух сыновей, о том, в каком состоянии он сейчас. И не смотря на то, что Юсуф пользовался царской властью, силой и авторитетом, его охватила жалость, милость и нежность к своим братьям, он зарыдал, и раскрыл себя, а потом спросил у них: ﴿ ه َ ل ْ ع َ ل ِ م ْ ت ُ م ْ م ّ َ ا ف َ ع َ ل ْ ت ُ م ب ِ ي ُ و س ُ ف َ و َ أ َ خ ِ ي ه ِ إ ِ ذ ْ أ َ ن ت ُ م ْ ج َ ـ ه ِ ل ُ و ن َ ﴾ «Знаете ли вы, что вы сделали с Юсуфом и его братом, когда вы были в неведении? » – т.е. как они разделили между ним и его братом; ﴿ إ ِ ذ ْ أ َ ن ت ُ م ْ ج َ ـ ه ِ ل ُ و ن َ ﴾ «Когда вы были в неведении» – т.е. вас толкнуло на совершение такого поступка лишь неведение о тяжести греха за это. Аллах знает лучше, но ясно то, что Юсуф раскрыл себя перед ними по повелению Аллаха, так же, как и скрыл себя в двух предыдущих встречах с ними до этого по повелению Аллаха. Но всякий раз, когда беда становится тяжелее, Аллах даёт избавление от этой трудности, как Он сказал об этом: ﴿ ف َ إ ِ ن ّ َ م َ ع َ ا ل ْ ع ُ س ْ ر ِ ي ُ س ْ ر ا ً - إ ِ ن ّ َ م َ ع َ ا ل ْ ع ُ س ْ ر ِ ي ُ س ْ ر ا ً ﴾ «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение». (94: 5-6) И тогда они спросили: ﴿ أ َ ء ِ ن ّ َ ك َ ل ا ّ ن ت َ ي ُ و س ُ ف ُ ﴾ " Разве же ты в самом деле Юсуф? " – т.е. они очень удивились, что они приезжают к нему на протяжении двух лет или больше, и не узнали его, в то время, как он узнал их и скрыл себя. Они сказали это, вопрошая: ﴿ أ َ ء ِ ن ّ َ ك َ ل ا ّ ن ت َ ي ُ و س ُ ف ُ ق َ ا ل َ أ َ ن َ ا ْ ي ُ و س ُ ف ُ و َ ه َ ـ ذ َ ا أ َ خ ِ ى ﴾ «" Разве же ты, в самом деле, Юсуф? " Он сказал: " Я - Юсуф, а это - брат мой" ». Далее Юсуф сказал: ﴿ ق َ د ْ م َ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ن َ آ ﴾ «Аллах оказал нам милость» – т.е. тем, что собрал нас после длительной разлуки; ﴿ إ ِ ن ّ َ ه ُ م َ ن ي َ ت ّ َ ق ِ و َ ي ِ ص ْ ب ِ ر ْ ف َ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ل ا َ ي ُ ض ِ ي ع ُ أ َ ج ْ ر َ ا ل ْ م ُ ح ْ س ِ ن ِ ي ن َ ق َ ا ل ُ و ا ْ ت َ ا ل ل ّ َ ه ِ ل َ ق َ د ْ آ ث َ ر َ ك َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ن َ ا ﴾ «Поистине, кто богобоязнен и терпелив... то ведь Аллах не губит награды добродеющих! " Они сказали: " Клянемся Аллахом! Аллах предпочел тебя пред нами» – они сказали это, как признание его превосходства и достоинства над ними в красоте, в богатстве, власти, в поведении и в пророчестве. Они признали, что они поступили с ним плохо и ошибались на его счёт. ﴿ ق َ ا ل َ ل ا َ ت َ ث ْ ر َ ي ب َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ﴾ «Он сказал: " Нет упреков сегодня над вами! " » – т.е. нет вам порицания, и я не буду напоминать вам ваш проступок в отношении меня после этого. Затем он воззвал великую мольбу за них, о прощении Аллаха над ними: ﴿ ي َ غ ْ ف ِ ر ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ل َ ك ُ م ْ و َ ه ُ و َ أ َ ر ْ ح َ م ُ ا ل ر َ ح ِ م ِ ي ن َ ﴾ « Простит Аллах вам, - ведь Он - Милостивейший из милостивых! » Аллах сказал далее: ا ذ ْ ه َ ب ُ و ا ْ ب ِ ق َ م ِ ي ص ِ ى ه َ ـ ذ َ ا ف َ أ َ ل ْ ق ُ و ه ُ ع َ ل َ ى و َ ج ْ ه ِ أ َ ب ِ ى ي َ أ ْ ت ِ ب َ ص ِ ي ر ً ا و َ أ ْ ت ُ و ن ِ ى ب ِ أ َ ه ْ ل ِ ك ُ م ْ أ َ ج ْ م َ ع ِ ي ن َ (93) Уйдите с этой моей рубахой и набросьте ее на лицо моего отца - он окажется зрячим, и придите ко мне со всей вашей семьей". و َ ل َ م ّ َ ا ف َ ص َ ل َ ت ِ ا ل ْ ع ِ ي ر ُ ق َ ا ل َ أ َ ب ُ و ه ُ م ْ إ ِ ن ّ ِ ى ل أ َ ج ِ د ُ ر ِ ي ح َ ي ُ و س ُ ف َ ل َ و ْ ل ا َ أ َ ن ت ُ ف َ ن ّ ِ د ُ و ن ِ (94) И когда отошёл караван, сказал их отец: " Я чувствую запах Юсуфа. Если бы вы не считали меня безумцем! " ق َ ا ل ُ و ا ْ ت َ ا ل ل ّ َ ه ِ إ ِ ن ّ َ ك َ ل َ ف ِ ى ض َ ل َ ـ ل ِ ك َ ا ل ْ ق َ د ِ ي م ِ (95) Они сказали: " Клянёмся Аллахом, поистине, ты - в своем старом заблуждении! "
Юсуф сказал: «Возьмите мою рубаху: ﴿ ف َ أ َ ل ْ ق ُ و ه ُ ع َ ل َ ى و َ ج ْ ه ِ أ َ ب ِ ى ي َ أ ْ ت ِ ب َ ص ِ ي ر ً ا ﴾ «И набросьте ее на лицо моего отца - он окажется зрячим» – потому, что Якуб потерял своё зрение от постоянного пребывания в слезах; ﴿ و َ أ ْ ت ُ و ن ِ ى ب ِ أ َ ه ْ ل ِ ك ُ م ْ أ َ ج ْ م َ ع ِ ي ن َ ﴾ «И придите ко мне со всей вашей семьей» – т.е. со всем семейством Якуба; ﴿ و َ ل َ م ّ َ ا ف َ ص َ ل َ ت ِ ا ل ْ ع ِ ي ر ُ ﴾ «И когда отошёл караван» – т.е. вышел из Египта; ﴿ ق َ ا ل َ أ َ ب ُ و ه ُ م ْ ﴾ «Сказал их отец» – т.е. Якуб, мир ему, оставшимся с ним сыновьям; ﴿ إ ِ ن ّ ِ ى ل أ َ ج ِ د ُ ر ِ ي ح َ ي ُ و س ُ ف َ ل َ و ْ ل ا َ أ َ ن ت ُ ف َ ن ّ ِ د ُ و ن ِ ﴾ " Я чувствую запах Юсуфа. Если бы вы не считали меня безумцем! " – т.е. если бы вы не причисляли меня к безумию и старости. Абдур-Раззак передаёт от ибн Аббаса, что как только караван вышел из Египта, начал дуть ветер, который донёс запах от рубахи Юсуфа до Якуба. И он сказал: ﴿ إ ِ ن ّ ِ ى ل أ َ ج ِ د ُ ر ِ ي ح َ ي ُ و س ُ ف َ ل َ و ْ ل ا َ أ َ ن ت ُ ف َ ن ّ ِ د ُ و ن ِ ﴾ " Я чувствую запах Юсуфа. Если бы вы не считали меня безумцем! " – и он почувствовал запах Юсуфа на расстоянии восьми дней пути. Также передают Суфьян ас-Саури, Шу’ба от Абу Синана. Якуб сказал им: ﴿ ل َ و ْ ل ا َ أ َ ن ت ُ ف َ ن ّ ِ د ُ و ن ِ ﴾ «Если бы вы не считали меня безумцем» – Ибн Аббас, Муджахид, Ата, Катада и Саид ибн Джубайр прокомментировали: «Т.е. считали меня выжившим из ума». Муджахид и Хасан сказали: «Считали меня дряхлым старцем». Их слова: ﴿ إ ِ ن ّ َ ك َ ل َ ف ِ ى ض َ ل َ ـ ل ِ ك َ ا ل ْ ق َ د ِ ي م ِ ﴾ «Клянёмся Аллахом, поистине, ты - в своем старом заблуждении» – согласно ибн Аббасу: «На своей старой ошибочности». Катада сказал: «Из-за своей любви к Юсуфу ты никогда не забудешь его». Они сказали очень грубые слова своему отцу, которые не подобало бы говорить родителю, тем более пророку Аллаха. Также считал Суди.
Аллах сказал далее: ف َ ل َ م ّ َ آ أ َ ن ج َ آ ء َ ا ل ْ ب َ ش ِ ي ر ُ أ َ ل ْ ق َ ا ه ُ ع َ ل َ ى و َ ج ْ ه ِ ه ِ ف َ ا ر ْ ت َ د ّ َ ب َ ص ِ ي ر ً ا ق َ ا ل َ أ َ ل َ م ْ أ َ ق ُ ل ْ ل ّ َ ك ُ م ْ إ ِ ن ّ ِ ى أ َ ع ْ ل َ م ُ م ِ ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ م َ ا ل ا َ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ (96) Когда же пришел вестник, он набросил ее на его лицо, и тот стал снова зрячим. Он сказал: " Разве я не говорил вам, что знаю от Аллаха то, чего вы не знаете? " ق َ ا ل ُ و ا ْ ي أ َ ب َ ا ن َ ا ا س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ْ ل َ ن َ ا ذ ُ ن ُ و ب َ ن َ آ إ ِ ن ّ َ ا ك ُ ن ّ َ ا خ َ ـ ط ِ ئ ِ ي ن َ (97) Они сказали: " О, отец наш! Проси нам прощения наших прегрешений. Ведь мы были грешниками". ق َ ا ل َ س َ و ْ ف َ أ َ س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ُ ل َ ك ُ م ْ ر َ ب ّ ِ ى إ ِ ن ّ َ ه ُ ه ُ و َ ا ل ْ غ َ ف ُ و ر ُ ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ُ (98) Он сказал: " Я буду просить прощения для вас у моего Господа. Поистине, Он - прощающий, милостивый! "
Ибн Аббас и ад-Даххак прокомментировали слово: ﴿ ا ل ْ ب َ ش ِ ي ر ُ ﴾ «Вестник» – как информацию. Муджахид и Суди сказали, что приносящим благие вести был Йахуда. Суди сказал, что он принёс эту рубаху, ибо он принёс рубаху Юсуфа ложной кровью в прошлый раз, и решил искупить свою вину благой вестью сейчас. Он набросил рубаху Юсуфа на лицо своего отца, и тот стал зрячим. Тогда Якуб сказал своим сыновьям: ﴿ أ َ ل َ م ْ أ َ ق ُ ل ْ ل ّ َ ك ُ م ْ إ ِ ن ّ ِ ى أ َ ع ْ ل َ م ُ م ِ ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ م َ ا ل ا َ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ ﴾ " Разве я не говорил вам, что знаю от Аллаха то, чего вы не знаете? " – т.е. знаю, что Аллах вернёт его мне. Я также говорил: ﴿ إ ِ ن ّ ِ ى ل أ َ ج ِ د ُ ر ِ ي ح َ ي ُ و س ُ ف َ ل َ و ْ ل ا َ أ َ ن ت ُ ف َ ن ّ ِ د ُ و ن ِ ﴾ " Я чувствую запах Юсуфа. Если бы вы не считали меня безумцем! " И тогда растроганные сыновья сказали ему: ﴿ ق َ ا ل ُ و ا ْ ي أ َ ب َ ا ن َ ا ا س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ْ ل َ ن َ ا ذ ُ ن ُ و ب َ ن َ آ إ ِ ن ّ َ ا ك ُ ن ّ َ ا خ َ ـ ط ِ ئ ِ ي ن َ - ق َ ا ل َ س َ و ْ ف َ أ َ س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ُ ل َ ك ُ م ْ ر َ ب ّ ِ ى إ ِ ن ّ َ ه ُ ه ُ و َ ا ل ْ غ َ ف ُ و ر ُ ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ُ ﴾ «Они сказали: " О, отец наш! Проси нам прощения наших прегрешений. Ведь мы были грешниками". Он сказал: " Я буду просить прощения для вас у моего Господа. Поистине, Он - Прощающий, Милостивый! " » – Он прощает тех, кто кается Ему. Абдулла ибн Мас’уд, Ибрахим ат-Тайми, Амр ибн Кайс, и ибн Джурайдж и другие сказали, что Якуб (Мир ему! ) отложил испрашивание прощения за них на последнюю (третью) часть ночи.
Всевышний сказал: ف َ ل َ م ّ َ ا د َ خ َ ل ُ و ا ْ ع َ ل َ ى ي ُ و س ُ ف َ ء َ ا و َ ى إ ِ ل َ ي ْ ه ِ أ َ ب َ و َ ي ْ ه ِ و َ ق َ ا ل َ ا د ْ خ ُ ل ُ و ا ْ م ِ ص ْ ر َ إ ِ ن ش َ آ ء َ ا ل ل ّ َ ه ُ ء َ ا م ِ ن ِ ي ن َ (99) И когда они вошли к Юсуфу, он принял к себе своих родителей и сказал: " Войдите в Египет, если Аллаху угодно, в безопасности! " و َ ر َ ف َ ع َ أ َ ب َ و َ ي ْ ه ِ ع َ ل َ ى ا ل ْ ع َ ر ْ ش ِ و َ خ َ ر ّ ُ و ا ْ ل َ ه ُ س ُ ج ّ َ د َ ا و َ ق َ ا ل َ ي أ َ ب َ ت ِ ه َ ـ ذ َ ا ت َ أ ْ و ِ ي ل ُ ر ُ ؤ ْ ي َ ـ ى م ِ ن ق َ ب ْ ل ُ ق َ د ْ ج َ ع َ ل َ ه َ ا ر َ ب ّ ِ ى ح َ ق ّ ً ا و َ ق َ د ْ أ َ ح ْ س َ ن َ ب َ ى إ ِ ذ ْ أ َ خ ْ ر َ ج َ ن ِ ى م ِ ن َ ا ل س ّ ِ ج ْ ن ِ و َ ج َ آ ء َ ب ِ ك ُ م ْ م ّ ِ ن َ ا ل ْ ب َ د ْ و ِ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ أ َ ن ن ّ َ ز غ َ ا ل ش ّ َ ي ْ ط َ ـ ن ُ ب َ ي ْ ن ِ ى و َ ب َ ي ْ ن َ إ ِ خ ْ و َ ت ِ ى إ ِ ن ّ َ ر َ ب ّ ِ ى ل َ ط ِ ي ف ٌ ل ّ ِ م َ ا ي َ ش َ آ ء ُ إ ِ ن ّ َ ه ُ ه ُ و َ ا ل ْ ع َ ل ِ ي م ُ ا ل ْ ح َ ك ِ ي م ُ (100) И поднял он своих родителей на трон, и пали они пред ним ниц, и сказал он: " О, мой отец! Это - толкование моего сна прежде. Аллах сделал его истиной и оказал мне милость, когда вывел меня из темницы и привёл вас из пустыни, после того как сатана устроил сору между мной и моими братьями. Ведь Господь мой благосклонен, к чему захочет. Поистине, Он - Знающий, Мудрый! Всевышний Аллах повествует о том, как Якуб поехал к Юсуфу в Египет. Юсуф попросил своих братьев привести все их семейства, все они покинули землю Канаан и тронулись в Египет. Когда до Юсуфа дошли вести об их прибытии, он вышел, чтобы встретить их. Царь приказал своим принцам и придворным выдвинуться с Юсуфом встречать пророка Аллаха Якуба (Мир ему! ). Когда семья Юсуфа прибыла, он принял их у себя. ﴿ و َ ق َ ا ل َ ا د ْ خ ُ ل ُ و ا ْ م ِ ص ْ ر َ إ ِ ن ش َ آ ء َ ا ل ل ّ َ ه ُ ء َ ا م ِ ن ِ ي ن َ ﴾ «И сказал: " Войдите в Египет, если Аллаху угодно, в безопасности! " » – войдите, т.е. есть заезжайте. Если угодно Аллаху в безопасности, т.е. не забывая те трудности и бедствия, которые постигли их. Далее Аллах сказал: ﴿ ء َ ا و َ ى إ ِ ل َ ي ْ ه ِ أ َ ب َ و َ ي ْ ه ِ ﴾ «Он принял к себе своих родителей». Суди и Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказали, что он принял отца и тётю по матери, т.к. его родная мать к тому времени уже давно умерла. Мухаммад ибн Исхак и ибн Джарир ат-Табари сказали, что оба его родителя – отец и мать были живы. Ибн Джарир добавил, что нет никакого доказательства считать, что его мать умерла к тому времени, более того Коран свидетельствует, что она была жива, и на что указывает смысл аята. Слова Аллаха: ﴿ و َ ر َ ف َ ع َ أ َ ب َ و َ ي ْ ه ِ ع َ ل َ ى ا ل ْ ع َ ر ْ ش ِ ﴾ «И поднял он своих родителей на трон». Ибн Аббас, Муджахид и другие сказали, что он поднял их на ложе, на котором восседал сам. Аллах сказал: ﴿ و َ خ َ ر ّ ُ و ا ْ ل َ ه ُ س ُ ج ّ َ د َ ا ﴾ «И пали они пред ним ниц» – родители Юсуфа и его братья сделали ему земной поклон, их было одиннадцать человек. ﴿ و َ ق َ ا ل َ ي أ َ ب َ ت ِ ه َ ـ ذ َ ا ت َ أ ْ و ِ ي ل ُ ر ُ ؤ ْ ي َ ـ ى م ِ ن ق َ ب ْ ل ُ ﴾ «И сказал он: " О, мой отец! Это - толкование моего сна прежде» – подразумевая сон, который он рассказал отцу прежде. ﴿ إ ِ ن ّ ِ ى ر َ أ َ ي ْ ت ُ أ َ ح َ د َ ع َ ش َ ر َ ك َ و ْ ك َ ب ً ا ﴾ «Я видел одиннадцать звёзд» – до конца аята; «В их Шариате было дозволено при приветствии старших падать ниц, и это было дозволено со времён Адама до Шариата Исы (Мир им! ) и было запрещено в этой религии. Падать ниц стало дозволено только перед Господом Всевышним». Так прокомментировал Катада и другие.
Когда Муаз ибн Джабал вернулся из Шама, где он видел, как люди падают ниц перед священниками, он пал ниц перед посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ), который спросил у него: «م َ ا ه َ ذ َ ا ي َ ا م ُ ع َ ا ذ ُ ؟ » «Что это, о, Муаз? » Он ответил: «Я видел, как они простираются ниц перед своими священниками. Но ты, о, посланник Аллаха заслуживаешь больше всех, чтобы перед тобой простирались ниц». Тогда посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «ل َ و ْ ك ُ ن ْ ت ُ آ م ِ ر ً ا أ َ ح َ د ً ا أ َ ن ْ ي َ س ْ ج ُ د َ ل ِ أ َ ح َ د ٍ ، ل َ أ َ م َ ر ْ ت ُ ا ل ْ م َ ر ْ أ َ ة َ أ َ ن ْ ت َ س ْ ج ُ د َ ل ِ ز َ و ْ ج ِ ه َ ا ل ِ ع ِ ظ َ م ِ ح َ ق ّ ِ ه ِ ع َ ل َ ي ْ ه َ ا » «Если бы я приказал бы кому-нибудь перед кем-то пасть ниц, я бы приказал женщине пасть ниц перед своим мужем из-за величия его права на неё». Но тогда ещё это было дозволено, как мы говорили. Вот почему Якуб со своей женой и одиннадцатью сыновьями пали перед Юсуфом ниц, а он сказал своему отцу: ﴿ ي أ َ ب َ ت ِ ه َ ـ ذ َ ا ت َ أ ْ و ِ ي ل ُ ر ُ ؤ ْ ي َ ـ ى م ِ ن ق َ ب ْ ل ُ ق َ د ْ ج َ ع َ ل َ ه َ ا ر َ ب ّ ِ ى ح َ ق ّ ً ا ﴾ " О мой отец! Это - толкование моего сна прежде. Аллах сделал его истиной" – здесь использовано слово ت َ أ ْ و ِ ي ل ُ (толкование) т.е. событие, которое разъяснит тему позже. Аллах сказал в другом аяте: ﴿ ه َ ل ْ ي َ ن ظ ُ ر ُ و ن َ إ ِ ل ا ّ َ ت َ أ ْ و ِ ي ل َ ه ُ ي َ و ْ م َ ي َ أ ْ ت ِ ى ت َ أ ْ و ِ ي ل ُ ه ُ ﴾ «Неужели они дожидаются чего-либо, кроме исполнения толкования? В день же когда придет толкование этого» (7: 53) – т.е. то, что обещано им в Судный день из добра и зла, обязательно придёт и случится. Слова Юсуфа: ﴿ ق َ د ْ ج َ ع َ ل َ ه َ ا ر َ ب ّ ِ ى ح َ ق ّ ً ا ﴾ «Аллах сделал его истиной» – т.е. Аллах облагодетельствовал его тем, что сделал его сон явью; ﴿ و َ ق َ د ْ أ َ ح ْ س َ ن َ ب َ ى إ ِ ذ ْ أ َ خ ْ ر َ ج َ ن ِ ى م ِ ن َ ا ل س ّ ِ ج ْ ن ِ و َ ج َ آ ء َ ب ِ ك ُ م ْ م ّ ِ ن َ ا ل ْ ب َ د ْ و ِ ﴾ «И оказал мне милость, когда вывел меня из темницы и привёл вас из пустыни» – т.е. из бедуинского быта. Они жили как бедуины, разводили скот, согласно ибн Джурайджу и другим. Он также сказал, что они жили в Арабат, в Гуре на землях Палестины, и Шама. Юсуф сказал далее: ﴿ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ أ َ ن ن ّ َ ز غ َ ا ل ش ّ َ ي ْ ط َ ـ ن ُ ب َ ي ْ ن ِ ى و َ ب َ ي ْ ن َ إ ِ خ ْ و َ ت ِ ى إ ِ ن ّ َ ر َ ب ّ ِ ى ل َ ط ِ ي ف ٌ ل ّ ِ م َ ا ي َ ش َ آ ء ُ ﴾
«После того как сатана устроил сору между мной и моими братьями. Ведь Господь мой благосклонен, к чему захочет» – т.е. если Аллах пожелает что-либо, он сотворит причины для этого, предопределит это и облегчит; ﴿ إ ِ ن ّ َ ه ُ ه ُ و َ ا ل ْ ع َ ل ِ ي م ُ ﴾ «Он – Знающий» – о том, что полезно Его рабам; ﴿ ا ل ْ ح َ ك ِ ي م ُ ﴾ «Мудрый» – в Своих делах, словах, решении, в том, что Он выбирает и желает.
Всевышний Аллах поведал далее:
ر َ ب ّ ِ ق َ د ْ آ ت َ ي ْ ت َ ن ِ ى م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ل ْ ك ِ و َ ع َ ل ّ َ م ْ ت َ ن ِ ى م ِ ن ت َ أ ْ و ِ ي ل ِ ا ل ا ّ ٌ ح َ ا د ِ ي ث ِ ف َ ا ط ِ ر َ ا ل س ّ َ م َ ـ و َ ت ِ و َ ا ل ا ّ ٌ ر ْ ض ِ أ َ ن ت َ و َ ل ِ ى ّ ِ ف ِ ى ا ل د ّ ُ ن ُ ي َ ا و َ ا ل ا ّ ٌ خ ِ ر َ ة ِ ت َ و َ ف ّ َ ن ِ ى م ُ س ْ ل ِ م ً ا و َ أ َ ل ْ ح ِ ق ْ ن ِ ى ب ِ ا ل ص ّ َ ـ ل ِ ح ِ ي ن َ (101) Господи! Ты даровал мне власть и научил меня толкованию событий, Творец небес и земли, Ты - мой покровитель в мире здешнем и будущем. Упокой меня предавшимся Тебе и причисли к праведникам! " Мольба Юсуфа (Мир ему! ). Эта мольба, которую возвёл Юсуф правдивейший к своему Господу после того, как Аллах завершил Свою милость над ним тем, что воссоединил его с родителями и братьями, даровал ему пророчество и власть. Он попросил у Господа Всевышнего завершить Свои блага над ним в жизни вечной, как Он завершил их над ним при жизни, и чтобы Он упокоил его мусульманином во время смерти. Ад-Даххак прокомментировал: «Чтобы воссоединил его с правдениками и его братьями – посланниками и пророками». Возможно, что Юсуф (Мир ему! ), возвёл эту мольбу на смертном одре. В двух «Сахихах» приводится хадис от Аиши, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ), когда находился на смертном одре, поднял палец наверх и произнёс: «ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ف ِ ي ا ل ر ّ َ ف ِ ي ق ِ ا ل ْ أ َ ع ْ ل َ ى «(О, Аллах, вознеси меня) в высшее обществе (в раю )». (Бухари 3669, Муслим 2191). Вполне возможно, что Юсуф попросил у Аллаха умереть мусульманином и вознестись в одну степень с праведниками, ещё задолго до своей смерти.
Аллах сказал далее:
ذ َ ل ِ ك َ م ِ ن ْ أ َ ن ب َ آ ء ِ ا ل ْ غ َ ي ْ ب ِ ن ُ و ح ِ ي ه ِ إ ِ ل َ ي ْ ك َ و َ م َ ا ك ُ ن ت َ ل َ د َ ي ْ ه ِ م ْ إ ِ ذ ْ أ َ ج ْ م َ ع ُ و ا ْ أ َ م ْ ر َ ه ُ م ْ و َ ه ُ م ْ ي َ م ْ ك ُ ر ُ و ن َ (102) Это - из рассказов про скрытое, Мы внушаем тебе их; Ты не был при них, |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы