Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И они не были бессмертными. Потом Мы выполнили данное им обещание,



спасли их и тех, кого пожелали, и погубили преступающих границы дозволенного. (21: 8-9) а также: ﴿ ق ُ ل ْ م َ ا ك ُ ن ت ُ ب ِ د ْ ع ا ً م ّ ِ ن َ ا ل ر ّ ُ س ُ ل ِ ﴾ «Скажи:

 “Я не являюсь первым из посланников”» (46: 9).

Слова Аллаха: ﴿ م ّ ِ ن ْ أ َ ه ْ ل ِ ا ل ْ ق ُ ر َ ى ﴾ «Из обитателей селений» – под селениями подразумеваются города, т.е. не из бедуинов-кочевников, известных своей чёрствостью и плохим нравом. Общеизвестно, что горожане мягче по нраву, более кроткие, чем бедуины.

Аллах говорит далее: ﴿ أ َ ف َ ل َ م ْ ي َ س ِ ي ر ُ و ا ْ ف ِ ى ا ل ا ّ ٌ ر ْ ض ِ ﴾ «Разве они не ходили по земле» – т.е. те,

кто отрицает тебя, О, Мухаммад; ﴿ ف َ ي َ ن ظ ُ ر ُ و ا ْ ك َ ي ْ ف َ ك َ ا ن َ ع َ ـ ق ِ ب َ ة ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ م ِ ن ق َ ب ْ ل ِ ه ِ م ْ ﴾

«И не видели, каков был конец тех, кто был до них» – т.е. прежние народы, отрицавшие пророков, как Аллах уничтожил их, и подобных им неверных. Аллах сказал в подобном аяте:

﴿ أ َ ف َ ل َ م ْ ي َ س ِ ي ر ُ و ا ْ ف ِ ى ا ل ا ّ ٌ ر ْ ض ِ ف َ ت َ ك ُ و ن َ ل َ ه ُ م ْ ق ُ ل ُ و ب ٌ ي َ ع ْ ق ِ ل ُ و ن َ ب ِ ه َ آ ﴾ «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь? » (22: 46)

И если они слышат эти истории, то должны понимать, как Аллах уничтожил неверных и спас верующих. Такова Сунна Аллаха в Его творениях. Поэтому Аллах сказал:

﴿ و َ ل َ د َ ا ر ُ ا ل ا ّ ٌ خ ِ ر َ ة ِ خ َ ي ْ ر ٌ ل ّ ِ ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ا ت ّ َ ق َ و ا ْ ﴾ «Ведь жилье будущей жизни - лучше для тех, кто был богобоязнен» – т.е. также, как Мы спасем верующих в мирской жизни, Мы предписали им спасение в жизни вечной. А она намного лучше для них, чем жизнь мирская.

Аллах сказал об этом в другом аяте:

﴿ إ ِ ن ّ َ ا ل َ ن َ ن ص ُ ر ُ ر ُ س ُ ل َ ن َ ا و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ْ ف ِ ى ا ل ْ ح َ ي َ و ة ِ ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا و َ ي َ و ْ م َ ي َ ق ُ و م ُ ا ل ا ّ ٌ ش ْ ه َ ـ د ُ - ي َ و ْ م َ ل ا َ ي َ ن ف َ ع ُ ا ل ظ ّ َ ـ ل ِ م ِ ي ن َ م َ ع ْ ذ ِ ر َ ت ُ ه ُ م ْ و َ ل َ ه ُ م ُ ا ل ْ ل ّ َ ع ْ ن َ ة ُ و َ ل َ ه ُ م ْ س ُ و ء ُ ا ل د ّ َ ا ر ِ ﴾

«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели. В тот день извинения (или оправдания) не помогут беззаконникам. На них лежит проклятие, и им уготована Скверная обитель».

Всевышний Аллах сказал:

 

ح َ ت ّ َ ى إ ِ ذ َ ا ا س ْ ت َ ي ْ ـ َ س َ ا ل ر ّ ُ س ُ ل ُ و َ ظ َ ن ّ ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ق َ د ْ ك ُ ذ ِ ب ُ و ا ْ ج َ آ ء َ ه ُ م ْ ن َ ص ْ ر ُ ن َ ا ف َ ن ُ ج ّ ِ ى َ م َ ن ن ّ َ ش َ آ ء ُ و َ ل ا َ ي ُ ر َ د ّ ُ ب َ أ ْ س ُ ن َ ا ع َ ن ِ ا ل ْ ق َ و ْ م ِ ا ل ْ م ُ ج ْ ر ِ م ِ ي ن َ

(110) А когда посланники отчаивались и думали, что их сочли лжецами,

 к ним приходила Наша помощь, и бывали спасены те, кого Мы пожелали.

Ведь нельзя отвратить Нашей мощи от людей грешных!

Всевышний Аллах говорит, что Его помощь приходит к Его посланникам ( Мир им всем! ),

 в самое трудное время, когда ожидают спасения, и именно тогда, когда в этом наибольшая нужда (необходимость), как об этом сказано в словах Аллаха:

﴿ و َ ز ُ ل ْ ز ِ ل ُ و ا ْ ح َ ت ّ َ ى ي َ ق ُ و ل َ ا ل ر ّ َ س ُ و ل ُ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ْ م َ ع َ ه ُ م َ ت َ ى ن َ ص ْ ر ُ ا ل ل ّ َ ه ِ ﴾

«Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: “Когда же придет помощь Аллаха? ”» (2: 214).

 

Слово Аллаха: ﴿ ك ُ ذ ِ ب ُ و ا ْ ﴾ «Их сочли лжецами» – читаются   двумя видами чтения,

 один из них с ташдидом (усиление над буквой ذ ), ﴿ ك َ ذ ّ َ ب ُ و ا ْ ﴾ и смысл получается,

что их народы предали их, и это чтение Аиши (Да будет доволен ею Аллах! ).

 

Аль-Бухари передаёт, что Урва ибн Зубайр спросил у Аиши о смыле аята:

﴿ ح َ ت ّ َ ى إ ِ ذ َ ا ا س ْ ت َ ي ْ ـ َ س َ ا ل ر ّ ُ س ُ ل ُ ﴾ «А когда посланники отчаивались» – они были преданы,

или отвергнуты? Она ответила: «Преданы». Тогда Урва сказал:

«Я спросил: «Они были уверены, что их предали, так почему же здесь слово «думали»?

 Она ответила: «Да, они были уверены, что их предали». Я сказал:

﴿ و َ ظ َ ن ّ ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ق َ د ْ ك ُ ذ ِ ب ُ و ا ْ ﴾ «И думали, что их сочли лжецами» – Аиша сказала:

«Да упасёт Аллах, чтобы посланники думали такое о Своём Господе». Я спросил, так о ком же говорится в аяте? Она ответила: «Это последователи посланников, которые уверовали в Господа, подтвердили послание посланников, но трудности сгустились над ними, а победа запаздывала. А когда посланники отчаивались от тех, кто отверг их из их народов,

и думали, что их последователи потрясены, тогда приходила помощь Аллаха».

(аль-Бухари 4695)

Ибн Джурайдж передаёт от ибн Мулайках, что ибн Аббас прочитал этот аят:

﴿ و َ ظ َ ن ّ ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ق َ د ْ ك ُ ذ ِ ب ُ و ا ْ ﴾ «И думали, что их сочли лжецами» – без ташдида,

а затем сказал ибн Мулайке: «Они были людьми». А затем прочитал:

﴿ ح َ ت ّ َ ى ي َ ق ُ و ل َ ا ل ر ّ َ س ُ و ل ُ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ْ م َ ع َ ه ُ م َ ت َ ى ن َ ص ْ ر ُ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ل ا َ إ ِ ن ّ َ ن َ ص ْ ر َ ا ل ل ّ َ ه ِ ق َ ر ِ ي ب ٌ ﴾

«Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: “Когда же придет помощь Аллаха? ” Воистину, помощь Аллаха близка». (2: 214)

Ибн Джурайдж передаёт от Урвы, что Аиша опровергла это, сказав:

 «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что всё, что обещал ему Аллах, произойдет с ним до его смерти. Но испытания пророков усиливались до того,

 что они начинали думать, что их последователи не поддержат их до конца».

 

Ибн Мулайках передаёт от Урвы, что Аиша (Да будет доволен ею Аллах! ) прочитала

этот аят так: ﴿ و َ ظ َ ن ّ ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ق َ د ْ ك ُ ذ ِ ّ ب ُ و ا ْ ﴾ «И думали, что их предали». (С ташдидом над ذ ).

Так или иначе есть несколько видов чтения этого аята, и несколько истекающих из этого смыслов. Мы привели комментарий ибн Аббаса к этому аяту.

Ибн Мас’уд, как передаёт от него Суфьян ас-Саури, прочитал этот аят так:

﴿ ح َ ت ّ َ ى إ ِ ذ َ ا ا س ْ ت َ ي ْ ـ َ س َ ا ل ر ّ ُ س ُ ل ُ و َ ظ َ ن ّ ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ق َ د ْ ك ُ ذ ِ ب ُ و ا ْ ﴾

«А когда посланники отчаивались и думали, что их сочли лжецами» – без ташдида над ذ он прокомментировал: «Этот вид чтения тебе не понравится».

Ибн Аббас также прокомментировал этот аят:

 ﴿ ح َ ت ّ َ ى إ ِ ذ َ ا ا س ْ ت َ ي ْ ـ َ س َ ا ل ر ّ ُ س ُ ل ُ و َ ظ َ ن ّ ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ق َ د ْ ك ُ ذ ِ ب ُ و ا ْ ﴾ «А когда посланники отчаивались и думали,

 что их сочли лжецами» – когда посланники начинали думать, что их народы не примут их послание, а люди начинали думать, что посланники говорят неправду, тогда:

 ﴿ ف َ ن ُ ج ّ ِ ى َ م َ ن ن ّ َ ش َ آ ء ُ ﴾ «И бывали спасены те, кого Мы пожелали».

Ибн Джарир ат-Табари передаёт от Ибрахима ибн Абу Хамзы Хуррах аль-Джазари,

что молодой человек из курейшитов подошёл к Саиду ибн Джубайру и спросил: «Как ты читаешь эти слова, ибо, когда я прохожу эти слова, я хотел бы, чтобы я не читал эту суру:

﴿ ح َ ت ّ َ ى إ ِ ذ َ ا ا س ْ ت َ ي ْ ـ َ س َ ا ل ر ّ ُ س ُ ل ُ و َ ظ َ ن ّ ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ق َ د ْ ك ُ ذ ِ ب ُ و ا ْ ﴾

«А когда посланники отчаивались и думали, что их сочли лжецами» – он, сказал:

«Да, это значит, что посланники отчаивались в том, что их народы уверуют в них, а те, к кому были посланы посланники, думали, что посланники говорят неправду».

Ад-Даххак ибн Музахим сказал: «Я не видел людей ленивее в получении знаний,

чем сейчас. Если бы мне пришлось ехать в Йемен за этим аятом, этого было бы мало».

 

Ибн Джарир ат-Табари передаёт, что Муслим ибн Йасар спросил Саида ибн Джубайра

о том же аяте, и он дал такой же ответ. Тогда Муслим встал и обнял Саида ибн Джубайра со словами: «Да избавит тебя Аллах от печали, как ты избавил меня от неё».

Передаётся от Саида с разными цепочками передач, что он прокомментировал аят именно так. Муджахид ибн Джабр и многие из салафов прокомментировали также.

Но некоторые учёные считают, что слова: ﴿ و َ ظ َ ن ّ ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ه ُ م ْ ق َ د ْ ك َ ذ َ ب ُ و ا ْ ﴾ «И думали, что они лгут»

 – с фатхой над ك. Некоторые считают, что это относится к последователям посланников, другие, что к неверным, которые стали думать, что пророки были обмануты насчёт обещанной им победы. Ибн Джарир ат-Табари передаёт от Тамима ибн Хадлама,

 что он слышал, как Абдулла ибн Мас’уд сказал об этом аяте: ﴿ ح َ ت ّ َ ى إ ِ ذ َ ا ا س ْ ت َ ي ْ ـ َ س َ ا ل ر ّ ُ س ُ ل ُ ﴾

«”А когда посланники отчаивались” – люди уверовали в них,

но из-за задержки победы стали думать, что обещания, данные им, не сбудутся».

 

Аллах сказал далее:

 

ل َ ق َ د ْ ك َ ا ن َ ف ِ ى ق َ ص َ ص ِ ه ِ م ْ ع ِ ب ْ ر َ ة ٌ ل ا و ْ ل ِ ى ا ل أ َ ل ْ ب َ ـ ب ِ م َ ا ك َ ا ن َ ح َ د ِ ي ث ً ا ي ُ ف ْ ت َ ر َ ى

و َ ل َ ـ ك ِ ن ت َ ص ْ د ِ ي ق َ ا ل ّ َ ذ ِ ى ب َ ي ْ ن َ ي َ د َ ي ْ ه ِ و َ ت َ ف ْ ص ِ ي ل َ ك ُ ل ّ ِ ش َ ى ْ ء ٍ و َ ه ُ د ً ى و َ ر َ ح ْ م َ ة ً ل ْ ق َ و ْ م ٍ ي ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ

(111) В рассказе о них есть поучение для обладающих разумом;

 это не было измышленным повествованием, но - для подтверждения

 истинности того, что перед ним, для разъяснения всякой вещи,

 руководством и милосердием для людей, которые уверовали.

 

Всевышний Аллах говорит: «В рассказах о пророках и их народах, и как Мы спасали верующих и погубили неверных: ﴿ ع ِ ب ْ ر َ ة ٌ ل ا و ْ ل ِ ى ا ل أ َ ل ْ ب َ ـ ب ِ ﴾ «Поучение для обладающих разумом» – т.е. способных понять разумом; ﴿ م َ ا ك َ ا ن َ ح َ د ِ ي ث ً ا ي ُ ف ْ ت َ ر َ ى ﴾ «Это не было измышленным повествованием» – т.е. не подобало этому Корану быть выдуманным, ложным,

 но он истинно пришёл от Аллаха; ﴿ و َ ل َ ـ ك ِ ن ت َ ص ْ د ِ ي ق َ ا ل ّ َ ذ ِ ى ب َ ي ْ ن َ ي َ د َ ي ْ ه ِ ﴾ «Но - для подтверждения истинности того, что перед ним» – т.е. из ниспосланных ранее писаний. Он подтверждает то, что верно, и опровергает то, что было подвергнуто искажению, изменению.

Коран либо утверждает, либо отменяет что-то из них.

﴿ و َ ت َ ف ْ ص ِ ي ل َ ك ُ ل ّ ِ ش َ ى ْ ء ٍ ﴾ «Для разъяснения всякой вещи» – т.е. дозволенность или запретность, желательность или нежелательность и другие виды поклонения из обязанностей и желательных действий, а также запретных или нежелательных действий. Он также разъясняет ясные и сокровенные вещи, будущее, в общем, и подробно.

В Коране описание Господа Всевышнего, Его имена и атрибуты, а также того,

 что Он пречист от уподобления Его с творениями. Поэтому Коран был:

﴿ ه ُ د ً ى و َ ر َ ح ْ م َ ة ً ل ّ ِ ق َ و ْ م ٍ ي ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ﴾ «Руководством и милосердием для людей, которые уверовали» – т.е. их сердца находят путь от заблуждения к руководству, от ошибочности к благоразумию. Они находят в нём милость Господа людей в этой жизни и в день возврата. Просим у Аллаха, чтобы он сделал нас из них в этой жизни и в жизни вечной.

В день, когда получат прибыль обелённые лица, а лица почерневшие будут в убытке.

 

س ُ و ر َ ة ُ ا ل ر َ ّ ع ْ د ِ

Сура «Гром»

Мекканская

ب ِ س ْ م ِ ا ل ل ّ َ ه ِ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ـ ن ِ ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ِ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь