Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭМАНУЭЛЬ  СВЕДЕНБОРГ : ОСНОВЫ  ДОКТРИНЫ



В древней «Изумрудной Скрижали», традиционно приписываемой Гермесу Трисмегисту (который по легенде передал свои знания Моисею) содержится ключевая фраза, принцип, на котором зиждутся все подлинные традиционные науки, как то: магия, алхимия, астрология. Думается, уже и без лишних рассуждений понятно, что это: «То, что внизу, подобно тому, что наверху, и то, что наверху, подобно тому, что внизу, дабы осуществилось Чудо Единого».

Мы в своё время уделили много внимания этому принципу, называемому в работах Генона принципом аналогии, мы также написали ряд работ, где пытались затронуть самую что ни на есть внутреннюю сущность подобного (см., например, «Гностический структурализм как метод изучения памятников»). Учение о подобном (или соответствиях) занимает центральное место в творчестве Сведенборга. Согласно ему, всё существующее представляет собой соответствия. И о вещи, не имеющей своего соответствия, можно сказать, что она и вовсе не существует. Мы бы сказали, что ни субстанция не существует без сущности, ни сущность без субстанции, но только так, пребывая в соединении, осуществляя Чудо Единого, являют нам то, что есть, форму.

В Библии сказано, что человек был сотворён по образу и подобию Божьему. В гностицизме демиург держит перед собой идеальные образцы, которые затем воплощаются в материи. Сведенборговские герметизм и гностицизм (а по нашему разумению, это одно и то же, по крайней мере в том, что касается александрийского, шире — позднеэллинистического гнозиса) встречаются с христианским богословием именно в этой точке, хотя нельзя сказать, что подобие в гностицизме и подобие в христианстве — явления разного порядка. Просто ортодоксальная церковь, раздираемая ересями, всячески старалась отмежеваться от всего гностического. И то,  что в гностицизме говорилось о подобии, как и в христианстве, скорее отталкивало последнее от самого принципа подобия, нежели давало хотя бы малейшую возможность согласиться с тем, что ненавистный гностицизм разделял с христианством.

Тем не менее в околохристианских эзотерических течениях принцип подобия никогда не разделялся на специально гностический и специально христианский. У Гёте в конце второй части «Фауста» мистический хор поёт: «Всё преходящее — только подобие». Сведенборг идёт ещё далее и говорит о том, что не только человек подобие Божье (то есть, следовательно, в обратной перспективе, и Господь подобен человеку), но и каждый ангел, и каждый демон подобен человеку. Ангелы и демоны селятся сообществами, в зависимости от преобладавшей в них при жизни наклонности. Сведенборг заявляет, что и ангелы, и демоны — все без исключения рода человеческого. И каждое сообщество такого рода в целом составляет одного человека. И небеса, состоящие из бесчисленного количества обществ, тоже представляют собой человека. Это касается также и ада.

Мало того, Сведенборг утверждает, что даже каждая мысль и каждое чувство ангельское есть отдельный человек. Всё находит себе соответствие. Подобие есть равенство качеств. Однако совпадающие по качеству могут не совпадать по количеству. И Сведенборг говорит о степенях. Это второй основополагающий принцип доктрины Сведенборга, аналогию которому мы также находим в гностицизме и эзотерическом христианстве. По всей видимости, общее в степенях не может быть выявлено в абсолютной мере. Так как помимо повтора (тождества) есть ещё и отличие. Вот почему части небес и ада между собою разнятся. А соответственно разнятся между собою также все ангельские и демонические общества. И т.д., и т.д. Всё есть всё по отношению к подобию. Но всё не есть всё по отношению к степеням. Чем выше степень любви ко благу, тем выше ангельское общество и каждый ангел в частности. И чем выше степень любви ко злу, тем ниже общество адских гениев и каждого гения в частности. Идея в общем-то платоническая. Но разве у истоков гностицизма и эзотерического христианства мы не находим всё того же Платона, чьи кости, по преданию, были крещены?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь