Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
АЛИСТЕР КРОУЛИ : СВЯТОЙ САТАНИСТ
Краткая promemoria неспособна воссоздать жизнь одного из самых непонятых людей ушедшего столетия. И всё же — походя — оброним намёк относительно того, к чему с такой лёгкостью клепают ярлык «сатанизма». Обычно основателем «современного сатанизма» принято считать вовсе не Антона Шандора Лавея (автора абсурдной «Сатанинской Библии»), а Эдварда Александра (Алистера) Кроули, называвшего себя «Зверем 666», «Великим Зверем», «To Mega Therion». Его же впоследствии называли «самым великим, самым загадочным и, быть может, единственным подлинным магом Европы XX века». Сомерсет Моэм написал о нём роман — «Маг». Увы! в русском переводе выпущены наиболее интересные места. Видимо, очень умный издатель (или ещё более умный переводчик) полагал, что читателю будет неинтересна вся эта оккультная лабуда. Впрочем, и здесь своя правда. Хотите читать интересные книжки — учите язык и читайте в подлиннике. Трудно даже осмыслить, какое колоссальное влияние на культуру (точнее, контркультуру) ушедшего (XX) столетия оказал Алистер Кроули. Его физиономия присутствует на обложке битловского «Сержанта Пеппера» отнюдь не случайно. Точно так же, как не случайно «Роллинг Стоунз» посвятили его идеям альбом «Их Сатаническое Величество». Ещё менее случайно гитарист «Лед Зеппелин» Джимми Пейдж приобрёл в безвозбранное пользование усадьбу Кроули — неподалёку от озера Лох-Несс... Перечисление это можно продолжать до бесконечности. Сюда попадут совершенно непохожие друг на друга и «Кинг Кримсон» («Мунчайлд» — точная цитата из Кроули), и Стинг, и «Псайхик ТВ», и «Коил», и ещё очень-очень многие другие. До чего доводит протестантизм! Отец Кроули принадлежал одной из радикальнейших кальвинистских сект — «Плимутские братья». Насмотревшись в детстве папашиных бесчинств, он решительно откидывает западное христианство. Однако это не означает отрицания христианства вообще. Парадоксально! но одна из интереснейших книг «сатаниста»-Кроули называется «Сердце Святой Руси», где автор искренне восхищается Православием, древними московскими храмами, но ругает, как чуждые духу Руси, европейский Петербург и московский Х.Х.С.[73] (так ли уж не правы в итоге оказались те, кто его взрывал? ). Кроули с восторгом принял германский национал-социализм и сталинский национал-большевизм, распознав в них проявления хаоса, необходимого, чтобы смести старый мир и учредить мир новый, где «every man and every woman is a star» (одна из главных заповедей кроулианства). Однако пафос кроулианского учения даже не в этом утверждении, а скорее в самоценном отрицании. Хаос хорош сам по себе, чтобы омрачать его какими-либо человеческими установлениями. «Не нарушайте хаос», — как говорила наша добрая подруга с недобрым прозвищем «Геката». О Кроули сегодня вспоминают не только как о маге, но и как о небезынтересном поэте, драматурге, художнике. Отец Кроули был богатым пивоваром, поэтому, оставшись в 12 лет сиротой, малютка-Александр не особенно грустил. Отцовское состояние позволило ему не только поступить в Лондонский университет, а затем и в Кембридж, но и путешествовать по всему миру, печатать за свой счёт стихи, издавать журнал «Равноденствие». Подобно итальянскому традиционалисту Эволе, которого и так довольно часто сравнивают с Кроули, он увлекался альпинизмом, покоряя вершину за вершиной. Также он добился значительных успехов в игре в шахматы. Его даже прочили в будущие шахматные идолы Британской Короны. Кроули и впрямь стал гроссмейстером. Только не шахматным, а гроссмейстером восстановленного им Ордена Тамплиеров Оста (O.T.O.). Но прежде, чем создать собственный орден, Кроули вступает в знаменитый «Golden Dawn in the Outer» («Орден Золотой Зари»), куда входили известнейшие персоналии тогдашней Англии, да и и не только Англии: автор культового до сего дня «Графа Дракулы» — Брэм Стокер, нобелевский лауреат — поэт Уильям Батлер Йейтс, популярнейший (тогда) фантаст-эзотерик Бульвер-Литтон, описавший в своём романе «Раса, которая нас подсидит» (в русском издании сибирских рериховцев — «Грядущая раса») подземную страну, именуемую в закрытых инициатических обществах Востока и Запада Агартхой, Мод Гонн — вдохновительница Ирландской Освободительной Армии и многие другие. В ордене практиковалась церемониальная магия, серьёзно исследовались сакральные науки. Про «Золотую Зарю» до сих пор ходят легенды, причём порою весьма небезобидного свойства. Согласно одной из них, капище ложи в Берлине посещали два человека (или не вполне человека), теснейшим образом связанные с историей Третьего рейха. Один из них — отец, — Карл Хаусхофер, был наставником Гитлера (только ему Гитлер позволял кричать на себя) и одним из главных немецких геополитиков. Другой — сын, — Альбрехт Хаусхофер, покушался в 1945 г. на жизнь фюрера, за что поплатился своей. Много, много загадок связано с «Золотой Зарёй»... Кстати, ни для кого из людей знающих не секрет, что именно «Золотая Заря» кардинальнейшим образом повлияла на формирование праворадикальных режимов Запада в XX в. Вот в такой среде оказался молодой Кроули. Здесь он быстро занял достаточно высокое положение, но от него следовало ждать чего-то большего. Чего именно, пока никто не знал. В 1904 г. Кроули посетил демон Айвасс, объявив ему наступление «эона Гора» и продиктовав состоящую из трёх глав и 220 стихов крайне неоднозначную и неоднородную по содержательному составу «Книгу Законов». Главный из них: «Делай, что хочешь, это и будет всем твоим законом». Кроули томит тоже, что и русского человека: Воля. Своё гностическое учение, претендующее на то, чтобы стать новой мировой религией, Кроули именует именно учением о воле, телемизмом. Кроулианский magick (именно в таком, староанглийском начертании) не просто оперативная магия, но именно религия — со своими праздниками, обрядами, духовенством. Казалось бы, беспросветный сатанизм. «Делай, что хочешь...» Эге, ведь так дело и до смертоубийства дойдёт! — шепчет «внутренний ж/м». Но то, что звучит дико для западного либерального христианства, против которого и восстаёт Кроули, для Православия — с его «имей в себе любовь и делай, что хочешь» — почти норма. Да, Кроули порядком набезобразил. «Чернокнижие», «нехорошие» обряды, справлявшиеся в раблезианском «аббатстве Телема», девушки, сходившие с ума после маго-эротических практик, включавших в себя не только анальный секс и BDSM[74], но и что похлеще, — конечно, этого достаточно, чтобы упечь Кроули в нижние круги Дантова ада. Но распорядившись так, мы уподобляемся англо-саксонским моралистам. Сам же «святой сатанист» остается нам непонятен. Есть и такая версия: Кроули не был магом. Зато был весёлым человеком, мистифицировавшим дегенератов конца времён так, что никому мало не показалось. Что же до «телемского аббатства», то — по слухам — Кроули с дружком наезжали туда, чтобы побухать и посодомировать друг друга. Одним словом, никакого сатанизма. Обычное свинство. Однако всё это уже не имеет никакого значения. Так или иначе: наследие Кроули существует. И миф о Кроули уже важнее самого Кроули. Кроули плох, но отрицает он ещё худшее. Таким образом, его отрицание оказывается отрицанием отрицания, то есть утверждением. Напоминаем: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). 2001 КРЕСТ И РАСПЯТИЕ Спор о том, следует ли почитать только крест, только Распятие, то и другое, или не то и не это, достаточно давний. Православной Церковью почитается и то и другое. Споры в основном касались различных деталей канонического изображения креста. Так, например, игумен Соловецкого монастыря Игнатий утверждал «более древнее надписание» на верхней «дщице» креста других четырёх букв, нежели это принято в западном христианстве и пореформенном новообрядчестве, никониянстве. И.Х.Ц.С. (Исус Христос Царь Славы) вместо И.Х.Ц.И. (Иисус Христос Царь Иудейский). В этом он руководствовался дораскольной традицией, согласно которой надпись, сделанная Пилатом, имела глумливый, издевательский характер. Однако в православном новообрядчестве, насколько нам известно, используются оба написания. В любом случае, ни в одном из православных толков (включая самое радикальное беспоповство) речь не идёт об отказе от почитания Распятия. Совсем иначе дело обстоит на Западе. В современном западно-либеральном, особенно протестантском, сознании закрепилось понимание Креста Господня как «эмблемы», а не как символа. Мы берём понятие «эмблема» в кавычки, подразумевая сугубо современное значение слова, исключающее нечто помимо банального «иносказания». Сама древняя наука emblemata представляется с полноценной традиционалистской точки зрения именно как наука традиционная, значимая в контексте христианских сакральных наук не меньше, чем кабала (которую следует отличать от иудейской kabbalah), алхимия и астрология. В современном профаническом сознании подспудно реактуализируется антично-римское понимание креста как казни самой позорной из возможных. По законам Римской империи такой унизительной пытке мог быть подвергнут только не-гражданин Рима (исключая случай перехода на сторону противника во время боевых действий). Однако если для короткой памяти вырожденцев конца времён крест это просто случайное орудие пытки, ставшее «эмблемой» Жертвы, то Традиция знает примордиальные аспекты символики Креста, о чём Рене Генон, авторитет для всех ревнителей Традиции, написал специальную книгу. Созерцание креста возникает из естественных условий движения Солнца в течение года с точками наивысшего пика и спада и «горизонтальной перекладиной» осеннего и весеннего равноденствий. Солнце, символизирующее Сына Божьего, в течение года совершает «нисхождение в мiр» (осень), «смерть, погребение, нисхождение в ад» (зимнее солнцестояние), «воскресение» (весна), «вознесение и вхождение во славу» (летнее солнцестояние). Однако наблюдение этого креста, когда Солнце во время зимнего солнцестояния (смерти) не показывается из-за горизонта, возможно только в северных широтах. На основании этих и другий небесных явлений как раз и сложилась простая религия древнейшего полярного человечества, называемая Германом Виртом, одним из создателей «гиперборейской теории», «полярным христианством». Солнце в своём годовом коловращении отмечает четыре точки пространства: север (вершина, Рай), запад (спуск в мiр), юг (низ, ад) и восток (восхождение на небеса). Таким образом, крест — это не только обозначение времени, но и пространства. Точнее было бы сказать, что крест в точном смысле этого символа обозначает мiр, Вселенную. Самые ранние изображения креста, являвшегося для древних не просто объектом поклонения, но действенным символом, относятся к палеолиту (так называемые «солнечные колёса» с четырьмя «спицами»). В том или ином (мандала) виде изображение креста встречается во всех без исключения религиях. В этом отношении историческое христианство не обладает никакой «первоочерёдностью», как наивно полагают протестанты. Крест — символ космоса (точнее, сам космос). Причём, как замечает Генон, наиболее распространено изображение четырёхконечного «плоского» креста, являющееся, по сути, «развёрткой на плоскости» «объёмного» креста, имеющего семь векторов: вверх, вниз, влево, вправо, назад, вперёд, вовнутрь. Каждому соответствует свой цвет и звук. Центр — всезвучащий белый (он же несказанный чёрный). В наиболее «ортодоксальной ортодоксии», в Древлем Православии (Старообрядчестве), особо почитаем восьмиконечный крест. Причём до такой степени, что начисто отвергается «равночестность» других крестов. Вплоть до того, что римо-«католический» крест пейоративно именуется «римский крыж». Новообрядческое Православие, напротив, почитает различные изображения Креста Господня (в том числе свастику, египетский анх и гамматический крест), что в данном случае делает ему честь. Тем не менее любому православно верующему очевидно, что восьмиконечное начертание креста обладает неким преимуществом относительно прочих: будь то четырёхконечный римо-«католический» крест, лотарингский шестиконечный, ещё ли какой другой. Однако же внятно объяснить, почему это так, затрудняются. В иных случаях предлагается «историческое» обоснование такого изображения, то есть, руководствуясь Священным Писанием (Мф. 27: 37 «и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Или: Мк. 15: 26 «И была надпись вины Его: Царь Иудейский». Или: Лк. 23: 38 «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский». Или: Ин. 19: 19-20 «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски»), объясняется изображение «верхней перекладины», однако объяснение нижней перекладины оказывается проблематичным. Обычно говорится, что это подставка, к которой прибили ноги Спасителя. Но нигде в Священном Писании эта «дщица» не упоминается. На самом же деле, в случае изображения восьмиконечного креста (или папского triregnum в римо-«католичестве») следовало бы говорить о некоторой соотнесённости с герметической традицией, где крест с тремя перекладинами означал единство трёх мiров: небес, земли и преисподней. Причём в зависимости от длины перекладин выделяются различные аспекты такого единства. Например, единство проявленности — в случае удлинения перекладин по мере движения «сверху вниз». Или дистинкция мiра дольнего, где, собственно, и произошло Распятие Христово, необходимая для того, чтобы подчеркнуть центральное положение земного мiра в Божественной Вселенной и искупление грехов его насельников. Также смысл восьмиконечного креста в «связывании» разрыва между горним и дольним мiрами во един мiр, и даже не исключая ада (поскольку Христос вывел отсюда ветхозаветных праведников, и здесь, таким образом, просияв). Итак, крест — это, с одной стороны, «самое низкое» в мiре, его сор и позор, самая позорная казнь. С другой стороны, это мiр вообще, то есть то, что христианство именует «дольним». Одна из излюбленных протестантских «тем» для «заушения» традиционного христианства — наличие в последнем поклонения Распятию. Спекулятивный ход протестантской мысли выглядит так: Сын Божий был распят за наши грехи, погребён, воскрес и вознёсся на небо. Следовательно, на кресте Его нет. Таким образом, поклонение Распятию оказывается едва ли не кощунственным по отношению к вознесшемуся Сыну Божию. Но не является ли в таком случае излюбленная протестантами «эмблема» «сияющего креста» как полнейшая нелепица? Ведь если Христа уже нет на кресте, то почему это позорное орудие пытки сияет? В ином случае не хотят ли протестанты признать эти лучи энергиями Божества, как это делает Православие? Но тогда могут возникнуть вопросы, на которые протестанты едва ли готовы дать ответ. Распятие Христа на кресте — это Жертва в мiре и для мiра. Крест, как низкое орудие пытки, был избран ещё и потому, что Господь совершил предельное самоумаление, κ ε ν ο σ ι ς, просветив самое ничтожное и освятив самое позорное. Христос — Бог, и Он своей Жертвой преображает бесконечно падший мiр, оторванный от мiра горнего. Если Христа нет на кресте, то всё тщетно и нет спасения, так как по беззакониям нашим все мы достойны только геенны. Человек грешен, поэтому Жертва происходит ВСЕГДА, она вне времени. Своими грехами мы распинаем и распинаем Спасителя. Поэтому, припадая к Его Распятию, мы обременены тяготами вины пред Ним. Протестанты же, по крайней мере многие из них (это в особенности касается кальвинистических — американских — сект), часто называют себя «святыми». То есть подразумевается, что один раз (во время крещения) они избавились от своих грехов и больше не грешат после этого. Ложность таких представлений очевидна. Помимо греха гордыни здесь присутствует ещё кое-что, ускользающее от внимания. Дело в том, что говоря об отсутствии Спасителя на кресте, протестанты подразумевают историчность Распятия. Но если бы Жертва происходила только в исторический момент, то спасение было бы невозможно, так как в этом случае получается, что Жертва искупила грехи прежние, но не искупила грехов будущих. Православие же отметает одномоментную, исключительно историческую Жертву, но в то же время отвергает и её повторение в истории. Нету ни прошлого, ни будущего. Жертва Есть Всегда. Она несказанно есть в Самом лоне Троицы. Но об этом размышлять могут разве что монашествующие. 2003 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы