Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЭМАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ : ТОПОГРАФИЯ ПОТУСТОРОННЕГО
Основной духовидческий труд Сведенборга, носящий название «О небесах, о мире духов и об аде», разделён на три части, вполне соответствующих названию. Причём большая часть книги — «О небесах». Вторая часть «О мире духов и состоянии человека по смерти его» в два раза меньше первой. А третья, «Об аде», в два раза меньше второй. Как видим, порядок здесь совершенно противоположный по сравнению с Дантовой «Комедией». Разве что вместо «Чистилища» у протестанта Сведенборга — «Мир духов». Есть соблазн изложить всю топографию иного света точно в той последовательности, как это делает Сведенборг, но тогда возникает необходимость повторяться и обо всём говорить по нескольку раз. Поэтому мы избираем способом изложения — естественный ход вещей. То есть мы предпочитаем последовательно разобрать всё, что происходит с человеком по его смерти. Согласно Сведенборгу, все люди живут по доминирующей в них любви. И если эту любовь у человека отнять, то он тут же падёт бездыханным. Это можно сказать не только по отношению к человеку природному (то есть живущему в теле), но и по отношению к человеку духовному. Существует четыре основных рода любви: любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к миру и любовь к себе. Им соответствуют: любовь, вера, ложь и зло. Когда человек отходит в мир иной, то оказывается в обществе духов. Причём эти духи суть такие же умершие люди. В своём первом состоянии злые духи не отделены от добрых. Родственники и знакомые встречаются друг с другом, беседуют. Потусторонний мир внешне ничем не отличается от посюстороннего (принцип соответствия), только здесь все краски ярче, звуки различимее, запахи сильнее, а осязание несравнимо с земным. Попавшим сюда кажется, что их земная жизнь была только бледной тенью по сравнению с этой жизнью. Здесь никто не наказывается. Господь и ангелы равно любят и добрых и злых. Но когда злые духи начинают общаться с ангелами, то вскоре начинают чувствовать скуку, тоску, отвращение и — удаляются. Наиболее праведные тут же поднимаются в рай, а наибольшие злодеи тут же низвергаются в ад. Но это не потому, что у них такой удел, а потому, что для добрых невыносим ад, а для злых — рай. И те и другие чувствуют себя комфортно только там, куда стремились всю жизнь по своей любви, или иначе — воле. В мире духов с людьми постепенно начинают происходить преобразования (дольше тридцати лет здесь вообще никто не задерживается). Каждый дух становится таким, какова была его любовь. Адским жителям вполне дозволяется взойти на небеса, но едва лишь лучи рая коснутся адского жителя, как он начинает корчиться от боли и с радостью бежит в свой ад. Некоторых адских поднимали наверх как бы в состоянии сна. И тогда они осознавали и благо небесное, и благо духовное, но когда они возвращались к себе, то тут же предавались своей любви. Во-первых — ко лжи, затем и к злодейству. Сведенборг также утверждает, что все, вне зависимости от своего вероисповедания, попадают туда, куда их влекла при жизни любовь. Себялюбцы и возлюбившие то, что в миру — в ад, а боголюбивые и любившие ближнего своего — в рай. Но перед этим все нехристиане наставляются в христианских истинах. Так, скажем, мусульмане встречаются с Магометом, но побыв с ним некоторое время осознают, что он простой человек, не лучше и не хуже их самих. Во втором состоянии праведные окончательно отделяются от адских. Это потому, что преобладающий в каждом человеке род любви становится единственным. И если дух начинает чувствовать в каком-либо обществе дискомфорт, то он и общество перестают друг друга видеть. Духи одного общества, как бы ни поворачивались их тела, всегда смотрят друг другу в лицо. Сообщаются они при помощи мыслей, так что здесь совершенно невозможно лицемерие. И то, что дух помышляет, становится известно всем духам, принадлежащим к его обществу. Небеса разделены на два царства. Это небеса небесные и небеса духовные. В небесах небесных обретаются те, в ком преобладала любовь к Господу, то есть любовь ко благу, воля. Эти небеса ещё называются Царством Священства Господня. В небесах духовных же находятся возлюбившие ближнего своего, истину, то есть разумные. Эти небеса называются Царским Царством. Помимо этого небеса делятся на три части: небеса внутренние, средние и внешние. Это не абстрактные места. В каждом царстве существуют дома, сады, цветники и даже храмы! В храмах более мудрые ангелы наставляют менее мудрых. И чем более живёт ангел на небесах, тем более молодеет, тем более становится прекрасным и совершенным. Каждый получает то, что хотел получить. Хотя лица ангелов одного общества и обращены друг ко другу, но также они обращены и к Господу. Причём ангелы небесные видят Господа как солнце, а ангелы духовные — как луну. На небесах существуют четыре стороны света. У всех ангелов перед лицом — восток, как бы они ни поворачивались. То же касается и остальных сторон света. Каждому обществу ангелов соответствует своя сторона света. На небесах также совершаются браки. Их суть — соединение двух личностей в одну. Времени на небесах не существует. Но существуют состояния, соответствующие временам. Ангелы то максимально приближаются к своему благу, то впадают как бы в сумеречное состояние. Ангелы имеют красивые одежды. Но чем ближе ангелы к Господу, тем они обнажённее. В этом особый эротизм рая. Пора поговорить и про адских. А у адских тьма вместо солнца и мрак вместо луны. Их земли также разделены на два царства. В первом селятся духи, жившие по любви ко лжи, а во втором — гении, возлюбившие себя. Все они уродливы и строят друг другу интриги. Но уродства своего они не замечают, а интриги им даже нравятся. Одни духи, наиболее злобные, подчиняют себе других, менее злобных. Затем последние восстают и порабощают первых. Все они от этого страдают, но это им нравится больше, чем что бы то ни было иное. В аду, так же как и на небесах, существует четыре стороны света. Наиболее злые духи селятся на западе. А наиболее лживые — на севере. Они всегда обращены к Господу спиной. Местность адская весьма печальна. Живут адские в выгоревших городах, а то и вовсе — в хибарах. А повсюду простираются мрачные леса и унылые пустыни. Однако адские довольны. Впрочем, довольно и нам о них распространяться. Ведь Сведенборг о адских говорит менее всего. Оставим и мы их в покое. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы