Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГНОСТИЧЕСКИЙ  СТРУКТУРАЛИЗМ КАК  МЕТОД  ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ



 

Некоторые недобросовестные исследователи осуждают нас за спекулятивный подход к рассматриваемому предмету и творческую непоследовательность. Мы решительно готовы снять с себя подобные обвинения при помощи следующего контраргумента. Всякая философско-эстетическая система в силу своей внутренней диалектической сущности (даже если сам исследователь отвергает диалектику как метод познания) эволюционирует. То, что безукоснительно верно исполняется на одном уровне, на другом уровне может стать частным случаем в ряду множественной вариативности, подобно тому, как Эвклидова геометрия является всего лишь частным случаем по отношению к геометрии Лобачевского. В наших предыдущих работах, таких как «Диалектика личностного континуума» и «Магия через текст», был накоплен необходимый материал для дальнейших исследований. Некая аксиоматичность и декларативность этих работ проистекала из необходимости нащупать методологию. Теперь в своём окончательном виде её можно определить как гностический структурализм. Но чтобы красивое словосочетание не осталось всего лишь таковым, мы, опираясь на выявленную ранее систему отношений между изображаемым и изображённым, хотели бы определённым образом оформить и сгруппировать накопленные выводы и сформулировать основные законы гностического структурализма.

Прежде всего необходимо договориться о терминах. Из классического структурализма хорошо известен так называемый семантический треугольник, где денотат есть означаемое, сигнификат — означающее, а концепт — знак. В структурализме гностическом, отталкивающемся от мира причин, а не от мира следствий, их место заступают система, идея и модель системы.

Система есть бесконечный универсум, замкнутый на самом себе и самодостаточный в своём существовании, причём каждый элемент системы зависит ото всех остальных элементов и нельзя ничего прибавить или же убавить так, чтобы это не повлекло за собой смещения и изменения отдельных элементов. Разумеется, говоря «прибавить», «убавить», мы не имеем в виду то, что в систему может из небытия привноситься нечто новое или же, что какой-либо элемент может изыматься из системы и бесследно для неё исчезать, поскольку из системы вообще нельзя ничего изъять и к ней также нельзя ничего прибавить, потому что вне системы ничто не существует. Система — это шар, сфера которой нигде, а центр — везде. Ничто не уничтожимо. Всё — равно. Всё есть всё. Все элементы, все предметы, все классы предметов, все классы классов имманентны системе.

Идея есть универсальное представление элемента системы или же всей системы в целом о других элементах системы или же всей системе в целом. Под универсальностью представления здесь подразумевается такая общность представлений, при которой представления множества элементов системы или всей системы в целом о каком-то одном элементе системы или же всей системе в целом едины. То есть, говоря проще, идея представляет собой объективное представление о предмете, предмету невнеположное, но внеположное анализирующему субъекту.

Модель системы есть условное уподобление группы элементов другой группе элементов или же всей системе в целом. Причём выбираются и группируются эти элементы в соответствии с идеей.

Говоря проще, модель системы есть условный микрокосм, условно подобный реальному микрокосму или же всей системе в целом, реальному макрокосму. Любое художественное произведение есть модель системы, то есть всегда отражает какую-либо реальность. Суть творчества состоит в составлении композиции из элементов, изъятых из системы, при котором группа элементов становится условно уподоблена другой, обычно более сложной группе элементов. В основе творчества лежит метафорический принцип. Если этот принцип отсутствует, то это уже не искусство, а ремесло.

Идеи и система всегда неизменны, но ни одна модель системы не тождественна другой. Если, например, Ван Гог и Гоген рисуют один и тот же кабачок в Арле, то естественно, что их картины будут разниться. И в первую очередь потому, что каждый художник тоже есть элемент модели системы, а все элементы между собой друг другу не тождественны. То, что произведение искусства не ведёт себя как то, с чего оно было списано, объясняется нетождественностью количественного. Тут уже требуется (простите за каламбур) теургическое вмешательство.

Можно выделить следующие основные функции, характерные для системного моделирования.

Функция подобия есть соблюдение пропорций модели системы, при котором идея (т.е. качество) тождественна, а совокупность элементов модели системы (т.е. количество) отлична. Художественное видение творца есть не индивидуальное восприятие идеи (которая всегда есть универсальное представление, внеположное анализирующему субъекту, в том числе и творцу), но индивидуальная её трактовка, выраженная через условное подобие. Идея существует помимо индивидуального сознания и индивидуального представления творца. Помыслив какую бы то ни было идею, творец уже совершает творческий акт, так как он создаёт в своём сознании некое условное подобие идеи.

Функция распространения есть принцип взаимозависимости каждого элемента модели системы и самой системой, поскольку модель системы есть часть целого. Поэтому, когда творец что-либо изображает, это что-либо перестаёт или же напротив начинает существовать в самой системе (т.е. реальном мире), замещая что-либо.

Функция замещения есть привнесение из системы в модель системы новых элементов и вытеснение старых в систему, при котором возникает их формальная дифференциация, но означаемое остаётся прежним. Функция замещения вытекает из функции подобия. Формально первый (набросок, черновик, ранняя версия) и второй (переделка) варианты модели системы (художественного произведения) разнятся, но качественно, содержательно остаются прежними, так как идея вещи всегда неизменна.

Функция дополнительности есть поляризация, слияние противоположностей системы и модели системы в диалектическом единстве. Суть функции дополнительности в том, что любое абсолютное утверждение предполагает возможность абсолютного отрицания.

Поляризация с неизбежностью возникает в любой модели системы, как и в самой системе. Модель системы профанна уже в силу того, что сама система сакральна. Произведение искусства не может быть абсолютно идентично изображаемому, иначе что-нибудь одно исчезнет, точнее, поскольку они больше не будут дифференцированы, они будут одним и тем же. Суть функции дополнительности можно выразить следующим нумерологическим примером. Числа 23 и 32 по своему нумерологическому количеству равны, так как 2+3=5 и 3+2=5. Однако же, если изобразить эти числа геометрически, то в одном случае получится правильная пентаграмма, в другом же — перевёрнутая. Есть числа сдвоенные, такие как 11, 22, 33 и т.д. Они не имеют своего двойника. Они сами и оригинал и двойник. Такими числами можно обозначить суть функции дополнительности, выраженной через функцию подобия.

Есть также множество других, более частных функций системного моделирования, выявляемых с помощью структурально-гностического подхода, но они могут быть сформулированы лишь на конкретном материале. Основными же функциями, которые необходимо задействовать при анализе памятников искусства и литературы, являются именно вышеперечисленные четыре: функция подобия, функция распространения, функция замещения и функция дополнительности.

Итак, вот основные законы и функции гностического структурализма. Получилось несколько сухо и малость отдаёт «академическим идиотизмом», но такова суть вообще всякой внеэмоциональной «наукообразной» теории. Законы функционирования модели системы выявлены, теперь дело остаётся за малым — применить их на практике.

23–24. 03. 96

Мистическое в литературе


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь