Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Участие в жертвоприношениях
Кельты, как правило совершали жертвоприношения с непременным участием мудреца-друида. Прибегать к посредничеству этих людей было просто необходимо, так как они знали нрав богов и умели говорить на их языке. Присутствие друида позволяло надеяться на то, что благодарственные жертвы будут приняты благосклонно и позволят добиться высшей милости. Помощи у друидов-философов и велетов-поэтов просили по самым различным поводам и в мирное, и в военное время. Особенной популярностью их услуги пользовались во время разнообразных общественных потрясений. По-кельтски жертвоприношение называлось ate-berto-/ berta-, что представляло собой усилительную причастную форму от глагольного корня со значением «носить». До христианизации кельтских народов их традиционное королевское жертвоприношение состояло из ритуального спаривания друида с конем, после чего животное (коня) приносили в жертву (кельт, epo-meidu-), а философ (друид) продолжал свои возвышенные изыскания. Здесь сами собой напрашиваются и аналогия с культом Посейдона и Деметры в образе коня и кобылицы26, и отдаленное сопоставление с ашвамедхой Древней Индии27. Те, кого поражала тяжелая болезнь, а также кому доводилось часто воевать и вообще подвергаться опасностям, обычно приносили человеческие жертвы или давали обет о человеческом жертвоприношении. Галлы питали большое уважение к подобным обрядам, ведь, по их верованиям, милость бессмертных богов можно было заслужить в первую очеоедь человеческими жертвами по принципу «жизнь за жизнь». У галлов существовал даже обычай принесения в жертву для нужд общины своих же соплеменников. Согласно распространенному среди них мнению, больше всего бессмертным богам были угодны жертвы из попавшихся на воровстве, грабеже или другом тяжком преступлении. Конечно, когда злодеев не хватало, приходилось приносить в жертву и невиновных. Известен эпизод, когда британские друиды подсказали Вортигерну28 надежный способ защиты крепости, которую осаждали готы и саксы. Согласно их совету, стены оборонительных сооружений следовало окропить кровью молодого человека, рожденного от неизвестного отца. Приготовления к жертвоприношению шли полным ходом, однако юноша, который впоследствии стал известным волшебником Мерлином, сумел вызвать замешательство среди друидов и избежать ожидавшей его жестокой участи. Подобные истории рассказывали и в Ирландии. Бекума, жена Лабрайда, повинная в любовной связи с Гайаром29, за свое преступление была приговорена к сожжению на костре. Однако судьи, проявив снисходительность, решили заменить смертную казнь изгнанием. Бекуму посадили в лодку и отправили в открытое море. Ей удалось добраться до холма Хоут, где она повстречала короля Конна Ста Битв, как раз овдовевшего. Благодаря своей красоте Бекума добилась того, что король женился на ней, хотя она уже носила под сердцем ребенка от Гайара. Силы природы не остались в стороне от этого возмутительного события: земля отказалась плодоносить, а стада — давать молоко. Друиды, к которым обратились за советом, пояснили, что устранить последствия преступления, совершенного женой короля, можно, если принести в жертву сына девственницы и окропить его кровью врата и земли Тары. Судя по всему, короля Конна поступок жены не очень расстроил, и он энергично занялся поисками столь редкостного экземпляра человеческой породы. В конце концов король на одном из островов нашел подходящего юношу и хитростью завлек его в Тару. К счастью, в тот самый момент, когда жертвоприношение должно было совершиться, неизвестно откуда у алтаря появилась корова; вняв мольбам матери молодого человека, его заменили животным. Каким образом полезное и уважаемое домашнее животное, к тому же женского пола, могло заменить сына девственницы, так и осталось одной из тайн мудрых друидов. В сакральном центре Ирландии находился королевский идол Кром Круах («Кровавый Круг»), вокруг которого стояли двенадцать каменных истуканов. Королевский идол был сделан из золота и почитался верховным божеством всех народов, заселявших Ирландию до прихода Св. Патрика. Идолу приносили первенцев от каждого приплода скота и первых отпрысков от каждого клана. О Кроме Круахе этом месте сложилось много легенд и преданий. Согласно наиболее распространенным из них, во время праздника Самайн (др.-ирл. Samain; ноябрьские календы) к нему приходили короли вместе со всеми мужчинами и женщинами Ирландии и торжественно падали ниц перед идолом. Позднейшие источники явно относились к этому ритуалу без всякой симпатии, поскольку в них утверждалось, будто при падении люди расшибали себе лбы, хрящи в носах, колени и локти столь сильно, что три четверти всех пришедших умирало от таких земных поклонов. Если верить столь немыслимым свидетельствам, то нетрудно подсчитать, что «всех мужчин и женщин Ирландии», не говоря уже о королях, хватило бы от силы на несколько ежегодных визитов, после чего непокорную Ирландию можно было бы брать голыми руками. Так или иначе, но название этого места переводится именно как «Равнина Падения Ниц». Кровавые жертвоприношения, совершение которых являлось главной функцией и едва ли не смыслом жизни мудрых друидов, были несовместимы не только с римскими представлениями о богослужениях, но и со сменившим их христианским культом. Поэтому уже во второй четверти IV в. н. э. епископы и пресвитеры Испании, Галлии и Британии запрещали обращенным в христианство кельтам проводить традиционные жертвоприношения. Известно также, что Св. Патрик около первой трети V в. н. э. не позволял обращенным ирландским филидам совершать какие-либо приношения, служившие, по его мнению, жертвой дьяволу. Как будет видно из дальнейшего, в чем-то он был, безусловно, прав. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы