Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сравнение листьев с цветами



...Иной колосс лесной цветет

Так мелко, что тоска берет.

Зацвел мой папоротник поздно —

Ползет лишайник тенью грозной...

Роберт Фрост. Пер. В. Топорова

 

Дрок (ирландское onn) с его золотистыми цветами и ко­лючками символизировал юное Солнце во время весеннего равноденствия (в настоящее время 20—21 марта).

Ирис

Ирис считался иллирийским цветком и символизировал счастье.

В Древнем Египте ирисы были символом красноречия, а эллины посвятили эти цветы быстроногой посланнице бо­гов, богине радуги Ириде.

Мусульмане высаживали белый ирис на могилах.

В средневековой Флоренции и Франции ирис был эмб­лемой королевского двора.

Кассия

Александрийский лист, или кассию, издавна использова­ли как болеутоляющее и слабительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях, безболезненно очищающее кишечник. Кассию использовали в огненных жертвоприно­шениях и ароматических воскурениях богам.

Касию окультурили финикийцы, поклонявшиеся богу Зевсу Кассию, который обитал на вершине горного хребта Касий (Kasion oroj). Эта гора теперь называется Акра (1759 м); она расположена на границе Турции и Сирии, в вилайете Антакия.

Гора Касий упоминается в известном мифе о Тифоне. Так звали самое большое из когда-либо порожденных чудовищ, которое матерь Гея произвела от Тартара в Корикийской пе­щере в Киликии. Нижнюю часть тела Тифона составляли свернувшиеся кольцами огромные змеи, его руки длиною по сто километров заканчивались несчетным количеством змеиных голов вместо пальцев. Крылья Тифона затмевали солнце, из его глаз полыхало пламя, а из ревущей глотки его ужасной ослиной головы, которая касалась звезд, летели раскаленные огненные камни.

Когда Тифон устремился на Олимп, все боги в страхе поспешили спрятаться в долине Нила, приняв облик раз­личных животных: Зевс обернулся бараном, Аполлон — вороном, а Дионис — вообще козлом. Арес предпочел стать вепрем, Гермес — ибисом, Гера — белой телицей, Артемида — кошкой и Афродита — рыбой.

Однако Афина не проявила трусости и даже начала из­деваться над Зевсом, пока пристыженный громовержец не принял своего истинного обличья и не ударил Тифона молнией. Не давая дракону опомниться, Зевс пустил в ход древний серп из седого железа, которым Крон некогда оско­пил Урана.

Стеная и истекая кровью, Тифон бежал на гору Касий и там снова сошелся в поединке с Зевсом.

На этот раз чудовищу удалось обвить Зевса мириадами змеиных колец и отнять у него заветный серп, которым Ти-фон вырезал сухожилия на руках и ногах своего противника. Из капель крови Зевса, павших на гору, произросли первые касии.

Обездвиженного Зевса Тифон оттащил в Корикийскую пещеру, а его сухожилия в медвежьей шкуре отдал на хране­ние своей чудовищной сестре — змеехвостой Дельфине.

Страх охватил олимпийцев, когда до них дошла весть о поражении и пленении Зевса. Решили отправить Гермеса и Пана на выручку Зевсу.

Они тайно прокрались в пещеру, где Пан перепугал Дельфину до смерти своим паническим криком, а Гермес ловко похитил сухожилия и приставил их к конечностям Зевса.

Зевс вернулся на Олимп и, взойдя на колесницу, запря­женную крылатыми конями, вновь обрушил перуны на Ти-фона.

Тогда Тифон бежал на священный отрог Геликона, называемый Ниса, где три Мойры предложили ему нежные плоды, пообещав, что с их помощью он сможет восстано­вить свои силы. На самом деле плоды были смертоносными.

Когда Тифон достиг горы Гем во Фракии и стал швырять в Зевса целые горы, тот ответил ему ударами молний. Вско­ре на теле чудовища образовались ужасные раны, а потоки крови залили Гемийский хребет.

Спасаясь, Тифон устремился к северу, где был настигнут Зевсом и повержен. Зевс впряг Тифона в ярмо и пропахал на нем огромную борозду от северных Рипейских гор до са­мого Понта. По этой борозде устремились воды, и родилась река Герр.

Собрав последние силы, Тифон сбросил иго Зевса и бро­сился бежать в сторону Сицилии. Настигнувший его Зевс окончательно расправился с ним, придавив его великой го­рой под названием Этна. Из кратера Этны по сей день ино­гда вырываются огненные пламена Тифона.

 

Клевер

Белый клевер-трилистник seamyg издавна считался эмб­лемой Ирландии9. Он входил в эмблемы ирландских полков в британской армии и был запрещен в XIX веке королевой Викторией после того, как трилистник стал эмблемой осво­бодительного восстания. Это называлось «носить зеленое»; нарушение запрета каралось виселицей.

Традиционно ирландцы «носили зеленое», приветствуя весну. Согласно поверьям, зеленые одежды помогали до­биться милости фей и улучшить виды на урожай. В насто­ящее время клевер-трилистник наряду с английской розой и шотландским чертополохом украшает британский флаг и является важным элементом украшений, сопровождающих празднества в честь святого Патрика.

По преданию, когда святой Патрик разъяснял ирланд­цам сущность триединства Святой Троицы, он сорвал лист клевера и заявил: «Три листка клевера означают Отца, Сы­на и Святого Духа, а стебель — Бога, который всему нача­ло». Этим доводом св. Патрик окончательно сразил свою легковерную паству.

Ирландский крест также стилизован в виде листа клеве­ра на черешке.

 

Колокольчик

Это растение известно как символ постоянства и призна­тельности.

 

 

Крапива

Крапива, как и все прочие растения с зубчатыми и кол­кими листьями, считалась растением Ареса. Рожденным под «злосчастной» звездой Ареса (Марса) предписывалось лечиться настоями и отварами крапивы.

В народной медицине крапиву использовали как средст­во при истощении, цинге и других заболеваниях.

Люди сведущие также издавна рекомендовали крапиву в качестве верного средства против ведьм и русалок.

Крапива — символ осторожности.

Древние верили, что, если во сне вы прогуливаетесь в крапиве, но боитесь обжечься, — вас ждет преуспеяние, а вот если вы все-таки обожглись ею, то будете недовольны собой, да и других сделаете несчастными.

Для молодой женщины сон, в котором приходится идти сквозь заросли крапивы, предвещал, что ей сделают предло­жение сразу несколько мужчин и, принимая решение, она не избежит беспокойных предчувствий. Некоторые считали, что сон о крапиве — недобрый знак, и увидевшего его ожи­дает нужда и непослушные дети.

Календарное значение крапивы близко летнему солнце­стоянию.

 

Крокус

Крокус зацветает на проталинах ранней весной.

Артемида полюбила одну из разновидностей этого рас­тения (крокус золотистоцветковый, или Crocus crysanthus) за его веселый рудо-желтый цвет, столь приятный ее боже­ственной душе. С тех пор Артемида стала носить пеплос ша­франного цвета.

В календарном отношении крокус относится к группе цветов праздников Анфестерий и Гиакинтий, занимающих лунный месяц, предшествующий весеннему равноденствию.

Крокус — символ размышления.

 

Кувшинка

Занятной особенностью кувшинки является вызревание ее округлого плода, по форме напоминающего ягоду, под во­дой.

В народной медицине было принято использовать цветы и корни кувшинок. Отвар цветков принимали в качестве слабительного и при желтухе, настой белых лепестков — против бессонницы и при горячке, отвар корневища — при заболеваниях почек, мочевого пузыря и при лечении гной­ных ран, им же мыли голову, когда пытались справиться с выпадением волос.

Корень кувшинки считался сильным приворотным зель­ем. Чтобы «присушить» предмет своей страсти, достаточно было дать ему пожевать этот корешок. Встречались утверж­дения, будто этим корнем пастухи удерживали стадо, чтобы оно не разбредалось. В этом случае совершенно непонятно, достигалось ли послушание стада обостренным влечением к пастухам, которое и вызывал корень кувшинки.

Как и другие водные растения, кувшинка считалась сим­волом Гермеса. Рожденным под его счастливой звездой осо­бенно настойчиво было рекомендовано лечиться отварами и настойкой из кувшинки.

Согласно одному из преданий, в кувшинку превратилась юная нимфа. Ночью она спала на дне лесного озера, а ут­ром поднималась на поверхность воды и умывалась розовой зарей.

Если к озеру подходили мужчины, нимфа, внезапно под­нявшись из глубин, увлекала их на дно, где они погибали.

Однажды к озеру подошел красивый юноша, стройный и мужественный. Когда он склонился над водой, нимфа уви­дела его и сразу влюбилась. Она не стала хватать его и да­же не вышла из воды, а лишь смотрела на пришельца из глу­бины вод озера. Юноша вскоре ушел, а нимфа так и осталась на поверхности воды, пока не превратилась в прекрасный белый цветок.

В день свадьбы Елены Пре­красной с царем Менелаем по­други сплели ей венок из кув­шинок — символа красоты и красноречия у греков.

Римляне тоже ценили кув­шинку и украшали статуи богов и храмы венками и гирляндами из кувшинок. Сходные верова­ния впоследствии появились и в романизированной Галлии.

Друиды лечили скотину растением под названием «самол», которое собирали на болотах. Вполне вероятно, что и здесь речь идет о знакомой нам кувшинке.

В древнегерманских сказаниях о кувшинке много общего с греческими преданиями. В тихих лесных водоемах среди

Солнце и плоть

...Вот лебедь в лотосах,

предчувствуя полет,

Под олеандрами мечтательно

плывет;

Крылами белыми ласкает

лебедь Леду.

Киприда шествует и празднует

победу...

Артюр Рембо. Пер. В. Микушевича

 

кувшинок живут водяные ундины. Днем они прячутся на дне водоемов, а в полночь выходят на берег, водят хороводы, плетут венки из кувшинок и завлекают к себе людей, оказав­шихся поблизости от озера.

А если какой-нибудь прохожий надумает сорвать озер­ную лилию или кувшинку, ему придется за это жестоко по­платиться. Ундины схватят такого человека и утащат на дно озера. Даже если ему удастся спастись, все равно уже не ви­дать ему в жизни счастья.

Русалки из славянской мифологии соответствовали гер­манским ундинам и греческим нимфам. Это были бледные, стройные, обитавшие в воде красавицы с распущенными во­лосами, спускавшимися ниже колен (или той части рыбьего хвоста, которая им приблизительно соответствовала).

В лунные ночи они выходили на берега рек и озер в вен­ках из водорослей и кувшинок, садились на траву, расчесы­вали свои длинные волосы или водили хороводы. Случай­ных путников они сбивали с пути и завлекали в водоем или щекотали до смерти. Днем русалки превращались в кув­шинки.

Славяне называли также кувшинку одолень-травой и ве­рили, что она способна охранять человека во время путеше­ствия. Вот пример заговора над кувшинкой:

Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет

одолень-трава.

Не я тебя породил, не я тебя поливал.

Породила тебя мать-сыра земля,

поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки.

Одолень-трава! Одолей ты злых людей:

лихо бы обо мне не подумали;

скверного не помыслили; отгони ты чародея-ябедника.

Одолень-трава! Одолей ты горы высокие, долы низкие,

озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды.

Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца

во всем пути и во всей дороженьке!

Отвар кувшинки считался у славян любовным напитком, способным пробуждать нежные чувства в сердцах красавиц.

Любоваться водяной лилией во сне или видеть, как она растет, означало в древности предвестие многих событий. Вначале сновидца ожидали печаль и горечь утраты, кото­рым предстояло смениться чувством радости и спокойного благополучия.

Кувшинка ассоциативно связана с лотосом и белой лили­ей, поэтому ее календарное значение — первая половина второго лунного месяца после весеннего равноденствия.

 

Ландыш

В народной медицине настойками и отварами ландыша лечили подагру и паралич, унимали сердечную и головную боль, укрепляли память.

Согласно греческому мифу, Гера зачала сына Ареса, при­коснувшись рукой к цветку ландыша.

В римском сказании Диана, богиня охоты, однажды по­пала в незнакомый лес, населенный похотливыми фавнами. Увидев гордую красавицу, фавны немедленно воспламени­лись страстью и начали ее преследовать. Быстроногая Диа­на без труда убежала от своих страшноватых преследовате­лей, но от слишком быстрого бега и испуга ее совершенное тело покрылось капельками белого ароматного пота. Упав на землю, эти капельки превратились в цветы ландыша.

Ландыш издавна считается символом скрытой любви.

Славянская традиция неизменно именует этот цветок «девичьими слезами». Известна, например, такая новгород­ская легенда о появлении в наших лесах ландышей.

По преданию, водяная царица Волхова страстно полю­била сладкогласого певца Садко. Ей не было суждено про­будить в Садко ответное чувство. Узнав о его горячей люб­ви к девушке Любаве, Волхова в отчаянии вышла на берег, чтобы в последний раз услышать песни любимого.

Но Садко на берегу не оказалось. Долго блуждала Вол­хова по лугам, опушкам и лесу, прислушиваясь и всматрива­ясь в темноту. И вот, среди стройных берез, она заметила два силуэта в лунном сиянии. Это были прильнувшие друг к другу Любава и Садко.

Горько заплакала Волхова, заструились из ее синих глаз слезы и упали на траву-мураву. Эти слезы и превратились в душистые ландыши.

В период цветения ландыша древние германцы собира­лись на праздничные гуляния, посвященные богине зари и вестнице весны Остаре. С букетиками ландышей в руках парни и девушки собирались на околице, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока ландыши не увядали. Тогда они бросали принесенные цветы в костер в качестве жертвы бо­гине Остаре.

Германцы считали красные ягоды, образующиеся на ме­сте осыпавшихся лепестков ландыша, горючими слезами, которыми этот цветок оплакивает расставание с весной.

Непременными атрибутами друидического праздника Бельтайн, который приходился на вторник, 17 день луны во время майских календ, были белое сладкое молоко и мо­локо, створоженное на огне.

Цветок ландыша также обязательно сопутствовал этому священному празднику кельтов. Поэтому и календарное значение ландыша — вторая половина второго месяца после весеннего равноденствия, точнее — 17 день лунного месяца, что некогда совпадало с римскими майскими календами.

 

Лен

Это растение относится к древнейшим культурам. Его семена употребляли в пищу со времен бронзового века, под­мешивая к зернам пшеницы. Около 9000 лет назад люди научились изготавливать нити из стеблей льна. Наибольше­го совершенства культура льна достигла в Египте и Месопо­тамии.

Эллины считали лен чистейшим из растений, символом света, чистоты и верности. Служители культов самых раз­ных богов предпочитали именно льняные одежды как чис­тейшие в ритуальном отношении.

Издавна известны и лечебные свойства льна. Настои и отвары семян льна считались хорошим средством при за­порах, заболеваниях почек и мочевого пузыря, воспалениях и язвах желудочно-кишечного тракта. Льняное масло ис­пользовали для припарок.

Значительная роль, которую играл лен в повседневной жизни людей, нашла отражение в разнообразных послови­цах и поговорках о льне:

Лен с ярью не ладит.

Кукушка закуковала — пора сеять лен.

Лен сей в последнюю четверть.

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую — семя летит.

Овсы да льны в августе смотри.

Лен стели к бабьему лету, а подымай — с Казанской.

Мни лен доле, волокна будет боле.

Посеешь лен — пожнешь золото.

Видеть во сне лен было предвестием процветания и успе­хов в делах.

В календарном отношении месяц цветения льна — это первый лунный месяц после летнего солнцестояния.

 

Лилия белая

Лилия — древний символ невинности, чистоты и совер­шенства.

В народной медицине издавна использовали луковицы и цветки белой лилии. Сваренные в молоке луковицы этого растения считались хорошим средством от нарывов. А отвар цветков, смешанный в равной пропорции с медом и горчич­ной мукой, — хорошей мазью для удаления веснушек. На­стой цветков белой лилии на оливковом масле использовали в качестве мази от ожогов и средства для лечения долго не заживавших язв и нарывов на коже.

Лилию высоко ценили в Египте, где ее называли шушан-на; из ее цветков изготавливали ароматное масло. От древ­неегипетского имени лилии произошло распространенное ев­ропейское имя Сюзанна (Сьюзан, Сусанна).

Эллины считали белую озерную лилию символом Герме­са (Меркурия). Поэтому настои и отвары лилии считались полезными для рожденных под его счастливой звездой.

Минос сделал лилию эмблемой кносских царей10.

Согласно другому мифу, когда фиванская царевна Алк-мена родила от Зевса Геракла, она, опасаясь мести ревнивой Геры, спрятала новорожденного в кустах. Однако защитни­ца и покровительница новорожденных Гера случайно обна­ружила малыша и решила покормить его своим молоком.

Маленький Геракл с такой силой принялся сосать моло­ко, что Гера отпрянула, и ее молоко брызнуло на небо и зем­лю. Из капель молока Геры в небесах образовался Млечный Путь, а на земле проросли прекрасные лилии.

Особое место лилиям отводили на ежегодных римских празднествах, посвященных богине Флоре, которые прохо­дили с 28 апреля до 3 мая на Авентинском холме. В этот день Флоралий женщины состязались в беге, и победитель­ниц украшали венками из лилий.

Увидевшему лилии во сне следовало приготовиться к су­ровому испытанию болезнью или горестями. Лилии с пыш­ной листвой сулили ранний брак и скорую разлуку, связан­ную с утратой. Если приснились маленькие дети, играющие среди лилий, — следовало призадуматься над слабостью и хрупкостью собственных чад.

Сон, в котором молодая женщина видела себя собира­ющей лилии или любующейся ими, предвещал глубокую, но светлую печаль, например земные страдания любимого ею тяжело больного человека должны наконец закончиться. Если лилии приснились еще и увядшими — это событие произойдет раньше, чем можно было бы предположить.

Считалось, что тому, кто во сне вдохнет аромат лилий, предстоит пережить печаль, которая очистит ему душу и не­обычайно обострит ум.

Календарное значение лилии приходилось на первую по­ловину второго месяца после весеннего равноденствия.

 

Лотос

Лотосом в Древнем Египте называли нильскую разно­видность кувшинки. Этот цветок считался символом рожде­ния. Нильские лотосы были двух цветов — белого и голу­бого; классический лотос с розовыми лепестками произрас­тал в Индии.

Египтяне не только поклонялись лотосу: сочетая прият­ное с полезным, они готовили из семян лотоса муку и пекли из нее лепешки.

Еще в дорамзесовские времена (в середине II тыс. до н. э.) египтяне завезли из Индии розовый, «священный» лотос и высадили его в долине Нила. Именно эту разновид­ность лотоса они и употребляли в пищу, да так вошли во вкус, что со временем съели практически все лотосы в Египте. В настоящее время кое-где на Ниле сохранились небольшие заросли местных псевдолотосов (кувшинок), хо­тя и они находятся на грани исчезновения.

Гомер в «Одиссее» упоминает о племени лотофагов (по-едателей лотоса), населявших берега Тритонидского озера в Ливни. Речь идет не о каком-то малоизвестном племени Туниса, как привыкли думать некоторые ученые, а о куда более известных египтянах с низовий Нила.

Мы невредимо бы в милую землю отцов возвратились,

Если б волнение моря и сила Борея не сбили

Нас, обходящих Малею, с пути, отдалив от Киферы.

Девять носила нас дней раздраженная буря по темным

Рыбообильным водам; на десятый к земле лотофагов,

Пищей цветочной себя насыщающих, ветер примчал нас.

Вышед на твердую землю и свежей водою запасшись,

Наскоро легкий обед мы у быстрых судов учредили.

Свой удовольствовав голод питьем и едою, избрал я

Двух расторопнейших самых товарищей наших (был третий

С ними глашатай) и сведать послал их,

к каким мы достигли

Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами.

Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим

Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской

Встретив, им лотоса дали отведать они; но лишь только

Сладко-медвяного лотоса каждый отведал, мгновенно

Все позабыл и, утратив желанье назад возвратиться,

Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный

Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.

Силой их, плачущих, к нашим судам притащив,

повелел я

Крепко их там привязать к корабельным скамьям;

остальным же

Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,

Всем на проворные сесть корабли, чтоб из них никоторый,

Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой

не отрекся.

Все на суда собралися и, севши на лавках у весел,

Разом могучими веслами вспенили темные воды.

Далее поплыли мы, сокрушенные сердцем...

(Гомер. «Одиссея», IX, 79—105. Пер. В. А. Жуковского)

Согласно гелиопольской космогонии", Ра (Рэ; Солнце) родился из белого лотоса. Египтяне полагали, что владыка богов Ра обитал на священном Холме Бен-Бен в городе Ге-лиополе. Ночью он спал в цветке лотоса, а по утрам взмы­вал в небо в облике сокола и облетал свое царство с востока на запад.

В цветке лотоса родился и сын бога Пта (Птаха) и боги­ни-львицы Сохмет по имени Нефертум. Кстати, его имя и означает «прекрасный цветок». В текстах пирамид Не­фертум также упоминался как «лотос из ноздри Ра».

Чаще всего Нефертума изображали в виде идущего человека с веткой финиковой пальмы в руке. На голове у него полосатый платок-клафт, украшенный уреем и ло­тосами.

Лотос был и эмблемой города Мемфис (Египт), где по­читали триаду божеств (Пта, Сохмет и Нефертум). Эмбле­мой самого Египта были пять цветов лотоса. Скипетр с на-вершием в виде цветка лотоса служил царской регалией.

Эллины считали лотос священным цветком 1ёрмеса Триждывеличайшего. Лотос ассоциировался с Атлантом и его супругой Плейоной (т. е. Полной Луной).

В календарном отношении лотос, как и кувшинка с лили­ей, относится ко второму месяцу после весеннего равноден­ствия.

 

Мак снотворный

Это растение с незапамятных времен применяли в каче­стве обезболивающего и снотворного средства. Млечный сок зеленой коробочки мака называется опием и является сильным наркотическим средством.

Опий использовали также и как средство от укусов насе­комых. Припарки из головок и листьев мака служили на­ружным болеутоляющим средством.

Из растертых и разведенных водой семян мака получали так называемое маковое молоко. Его употребляли в больших дозах при геморрое и тяжелых воспалениях легких.

Отвар маковых цветков применяли при болезнях желуд­ка, а в смеси с медом — против чрезмерной потливости.

Полезные свойства мака издавна использовали для об­легчения материнских забот. Излишне беспокойным мла­денцам мамаши давали пососать тряпочку с семенами этого растения, что обеспечивало здоровый наркотический сон ре­бенку и желанный отдых его маме. Впрочем, подобный рецепт и поныне широко распространен, например, в Средней Азии.

Одно из древнейших сочетаний в выпечке — пшеничные булки или лепешки с ма­ком.

Наконец, маковое се­мя использовали и в ли­тургических целях — им совершали воскурения богам.

Мак теснее всего связан с богинями Де-метрой и ее дочерью Корой (Персефоной). Согласно мифу. Кора собирала в лугах мако­вые цветы, когда ее ко­варно похитил Аид. После возвращения до­чери Деметра даровала семена мака и зерна различных злаков Трип-толему, Эвмолпу, Эвбу-лею и Келею.

Персефона и Мор­фей, бог сновидений,

Над вечным покоем

...Там фантастично тихо в темноте,

Там одиноко, боязно и сыро,

Там и ромашки будто бы не те,

Как существа уже иного мира...

И эту грусть, и святость прежних лет

Я так любил во мгле родного края,

Что я хотел упасть и умереть

И обнимать ромашки, умирая...

Когда ж почую близость похорон,

Приду сюда, где белые ромашки,

Где каждый смертный свято погребен

В такой же белой горестной рубашке...

Н. Рубцов. «Подорожник»

 

изображались украшенными маковыми гирляндами и с цвет­ками мака в руках.

По преданию, Морфей предложил Деметре, после того как она родила мириады детей (семян), успокоительную на­стойку из макового семени. Когда Деметра очнулась от дли­тельного сна, то обнаружила, что семена проросли и ожили.

Согласно другому мифу, маки проросли из капель крови убитого дракона.

Приснившиеся маки предвещают соблазнительные удо­вольствия и приятные занятия, которые окажутся очень не­надежными. Почувствовать аромат мака во сне — значило наяву пасть жертвой лживых уговоров и лести.

Мак считается символом глупости.

Календарное соответствие мака — летнее солнцесто­яние.

 

Мальва или просвирник

Мальва считалась в Элладе полезным и питательным растением. Мудрый Гесиод в «Трудах и Днях» заявлял:

Сколь велика польза в мальве и асфоделе!

(Пер. А. В. Лебедева)

А вот не менее мудрый Пифагор, напротив, запрещал своим последователям употреблять мальву в пищу, как рас­тение, более всего причастное божественной природе.

Считается, что мальва символизирует холодную красоту.

 

 

Маргаритка

Согласно древнему мифу, именно в этот нежный цветок была превращена Алкеста, самая прекрасная из дочерей Пе-лия. Ее руки добивались многие цари и юноши царского ро­да. Пелий, поразмыслив, объявил, что отдаст Алкесту за­муж за того, кто сумеет запрячь дикого вепря и льва в его колесницу и проехать на ней круг по ипподрому.

Услышав об этом, царь города Фер Адмет обратился к Аполлону, которого Зевс как раз отдал ему на год в пас­тухи, и спросил его: «Относился ли я к тебе как подобает от­носиться к божеству? » — «Да, конечно, — согласился Аполлон, — и я отплатил тебе благодарностью, сделав так, чтобы все твои овцы приносили по паре ягнят».— «Сослу­жи мне еще одну службу, — взмолился Адмет, — помоги мне завладеть Алкестой на условиях Пелия». Аполлон со­гласился сделать это с радостью.

С помощью Геракла Аполлон укротил вепря и льва, и счастливый Адмет объехал круг по ипподрому в Иолке на колеснице, запряженной свирепой парой.

Однако Адмет позабыл принести накануне своей же­нитьбы положенные жертвы Артемиде, и богиня тут же на­казала его. Когда, омытый вином, умащенный благовониями и украшенный цветами, он вошел в тот вечер в брачные чер­тоги, ему пришлось содрогнуться от ужаса. Сцена, которая предстала его глазам, действительно не была рассчитана на слабонервных: на супружеском ложе его ожидала не пре­красная обнаженная невеста, а клубок шипящих змей.

В ужасе Адмет вылетел из спальни и бегом бросился к Аполлону. Тот любезно вступился за него перед Артеми­дой, и все закончилось вполне благополучно. Адмет покор­но совершил злополучное жертвоприношение и тут же бла­гополучно приступил к исполнению супружеских обязанно­стей, хотя настроение у него, надо полагать, было основа­тельно испорчено.

Аполлон явно был расположен к Адмету, потому что за­одно выхлопотал у сестры обещание, что, когда наступит по­следний день Адмета, Танат13 пощадит его, если кто-нибудь из семьи Адмета добровольно умрет из любви к нему.

Этот печальный день наступил раньше, чем кто-либо мог предполагать. Однажды утром во дворец к Адмету приле­тел вестник богов Гермес и возвестил их волю: Аид призы­вал Адмета к себе. Все пришли в ужас, но Аполлон выиграл немного времени для Адмета, подпоив Мойр вином и не дав им тем самым вовремя перерезать нить жизни царя Фер.

Адмет бросился к своим престарелым родителям и, об­хватив их колени, стал их поочередно упрашивать уступить ему остаток жизни. Но здесь его ждало разочарование: оба родителя отказались наотрез, заявив, что сами еще не пере­стали наслаждаться жизнью, поэтому Адмету лучше сми­риться с выпавшим на его долю жребием, как это делают Другие.

Тогда Алкеста, всем сердцем любившая Адмета, приня­ла яд, и ее тень спустилась в царство Аида. Персефона по­считала слишком жестоким, чтобы жена умирала вместо мужа, и приказала Алкесте вернуться в верхний мир. Так ду­ша Алкесты воплотилась в миловидном цветке, который на­звали маргариткой.

Маргаритка символизирует положение: выбор — это судьба.

 

Морской лук

Это растение относится к семейству лилейных. В древ­ние времена знахари использовали луковицу белой разно­видности морского лука для приготовления настойки на во­де, которую применяли как сердечное и мочегонное сред­ство.

Красная разновидность морского лука считалась опасной для грызунов (мышей), а для других животных и человека — безвредной. Поэтому свежие мелко нарезанные луковицы красного морского лука использовали для изгнания гры­зунов.

 

Мята перечная

Мята была окультурена в незапамятные времена. В на­родной медицине мята считалась полезной при желудочно-кишечных расстройствах, при ипохондрии, истерии, упадке сил, холере, ревматизме и сердечных болезнях. Мяту приме­няли в качестве болеутоляющего при зубной и головной болях. Из нее делали приправы к блюдам, примочки, отвары на воде и уксусе, когда-то совершенно незаменимые при кровавой рвоте и кровотечениях из легких.

В древнем мифе говорилось о том, как однажды выезд Аида на поверхность земли в золоченой колеснице, запря­женной четверкой черных коней, произвел большое впечат­ление на нимфу Менту.

Аид, который не мог, да и не очень хотел победить в се­бе любовное влечение, уже собирался воспользоваться ситу­ацией, как вдруг появилась его жена Персефона и обратила нимфу в душистую мяту.

 

Нарцисс

Это одно из древнейших декоративных растений, кото­рое широко применялось древними знахарями и в лечебных целях.

Феспиец14 Нарцисс (греч. Наркисс) был сыном нимфы Лириопы, которой однажды овладел речной бог Кефисс, ок­ружив ее со всех сторон водой своего потока.

Прорицатель Тиресий сказал Лириопе, которая была первой, обратившейся к нему за предсказанием: «Нарцисс доживет до преклонного возраста, если никогда не увидит своего лица».

Даже когда Нарцисс был ребенком, в него нельзя было не влюбиться. А уж когда ему исполнилось шестнадцать лет, его путь был просто устлан безжалостно отвергнутыми по­клонниками обоего пола.

Среди отвергнутых оказалась и горная нимфа Эхо, голос которой можно было слышать только в по­вторении чужих выкри­ков.

Однажды, когда Нар­цисс отправился ставить сети на оленей. Эхо не­замеченной последова­ла за ним сквозь лесную чащобу.

Ей хотелось обра­титься к Нарциссу, но она не могла заговорить первой. Обнаружив, что он отстал от своих спут­ников, Нарцисс закри­чал: «Есть кто-нибудь здесь? »

Эхо радостно ответи­ла: «Здесь! », чем весьма озадачила юношу, не ви­девшего никого побли­зости.

 

Ода одуванчику

В днях, как в снах, безлюбовно тупящих,

измотавших сердца суетой,

можно ль жить, как живет одуванчик,

то серебряный, то золотой?

Хорошо, если пчелки напьются,

когда дождик под корень протек, —

только, как ты его ни напутствуй,

он всего лишь минутный цветок...

...У того, кто сломает и слижет,

светлым соком горча на губах,

говорят, что он знает и слышит

то, что чувствуют Моцарт и Бах.

Ты его легкомыслья не высмей,

что цветет меж проезжих дорог,

потому что он несколько жизней

проживает в единственный срок...

Б. Чичибабин. «В стихах и прозе»

 

Когда Эхо радостно выскочила из своего укрытия, чтобы обнять Нарцисса, он грубо оттолкнул ее и побежал прочь.

Эхо осталась одна и провела всю жизнь в горных расще­линах, мучаясь от неразделенной любви, пока от нее не ос­тался один только голос.

Настойчивей других поклонников-юношей Нарцисса преследовал Аминий. Тогда Нарцисс отправил ему меч, и Аминий лишил себя жизни на пороге дома Нарцисса, призвав Аполлона отомстить за его смерть. В честь Аминия был назван приток реки Гелиссон, впадающей в Алфей15.

Артемида, услышав мольбы Эхо и Аминия, сделала так, что Нарцисс влюбился, но не смог обладать предметом своей любви.

Однажды на охоте она стала кружить Нарцисса по лесу. У Донакона, что в Феспии, он набрел на чистый, как сере­бро, ручей. Он протекал в тени деревьев, укрытый их ветвя­ми; его никогда не тревожили ни звери, ни птицы.

Когда утомленный Нарцисс опустился на заросший тра­вой берег, чтобы утолить жажду, он увидел собственное от­ражение и тотчас же влюбился в него. Сначала он пытался поцеловать и обнять прекрасного юношу, с любовью глядев­шего на него. Позже узнал себя, но так и остался лежать, час за часом завороженно глядя в воду.

Не вынеся мук созерцания предмета своих вожделений и сознания того, что он никогда не сможет обладать им, Нарцисс в отчаянии закололся кинжалом.

Печальная Эхо сочувственно повторяла его предсмерт­ные стоны, когда кинжал уже пронзил его совершенную грудь, а затем и слова, сказанные при последнем вздохе:

«О, юноша, безответно любимый, прощай! »

На том месте, где кровь Нарцисса пролилась на землю, вырос прекрасный белый цветок с красным венчиком. Цве­ток стали называть в память о прекраснейшем юноше нар­циссом.

Из нарциссов в городе Херонее готовили лечебную мазь, которую использовали для лечения болезней уха, а также как средство для лечения обморожений. Лекари заметили при этом, что частое применение этого снадобья могло вы­звать головную боль.

Персы украшали нарциссами — «созданием красоты, бессмертною усладой» — свои парадизы16.

Римляне встречали победителей сражений желтыми нар­циссами. Изображениями этих цветов украшали интерьеры домов.

Нарцисс навсегда остался символом гордыни и само­влюбленности.

Цветок, от имени которого образовано имя матери Нар­цисса, лирий (leirion) представлял собой трехлепестковый го­лубой ирис. Венки из лирия изображали на изваяниях Деме-тры и Персефоны, их носили во время ритуального умиро­творения трех Эвменид, или Эриний17. Лирий цветет позд­ней весной — как раз перед тем, как расцвести нарциссу.

В календарном отношении Гиакинтии18 приходились на канун весеннего равноденствия в Элладе.

 

Овес

Овес издавна считался самым полезным диетическим, лечебным и питательным средством. Асклепиады чаще все­го предписывали своим пациентам овсяный отвар, овсяную кашу, смесь овсяного отвара с медом и ванны из отвара ов­сяной соломы.

Овсяной мукой, отваром или супом из зерен лечили зо­лотуху, изнурительную дизентерию, лихорадку, воспаление легких, желудочно-кишечные заболевания. Отваром овся­ной соломы в смеси с дубовой корой боролись с потливостью ног. Гиппократ считал овсяную кашу хорошим подкреплени­ем для выздоравливающих.

Считалось, что овес — дар Деметры. Посейдон также объявлял себя первооткрывателем овса, хотя он использовал этот злак лишь для кормления своих любимых священных коней.

Сон об ухоженном поле, засеянном овсом, сулил много хорошего, особенно земледельцу. Обычно такой сон означал успехи в делах и согласие в семье.

Гниющий овес снился к печалям, которым предстояло сменить радужные надежды.

Календарное значение овса — зимнее солнцестояние.

 

Одуванчик обыкновенный

Одуванчик пользовался у знахарей репутацией целебной травы. Отвар корня одуванчика считался неплохим средст­вом при заболеваниях желудка и кишечника, при запорах, геморрое. Отвары одуванчика употребляли также как отхар­кивающее и желчегонное средство.

Одуванчик символизирует пророчество и предсказание. Приснившиеся одуванчики, цветущие в зеленой траве, сулили счастливый союз при благоприятных обстоятель­ствах.

 

Омела

Омела паразитирует на тополе, клене, березе, липе, вязе, груше, яблоне и дубе и распространяется вместе с пометом птиц, склевавших ее сладкие ягоды.

Из омелы готовили отвары, настойки и смеси, которые применяли при эпилепсии, ипохондрии, истерии, болях в животе, а также как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях.

Омела березовая считалась священным растением Герме­са (Меркурия).

Омела дубовая была главным священным растением дру­идов. Именно ее они срезали в шестой день молодой луны золотыми серпами с дерева и укладывали на белую льняную ткань; впоследствии такую омелу использовали как амулет.

Интересный способ избавления от колдовских чар суще­ствовал в Британии. Для этого желающие становились под омелой и целовались, всякий раз срывая по ягодке. Счита­лось, что с последним поцелуем и ягодкой колдовские чары исчезали. Вопрос о том, существовали ли половые и возра­стные ограничения для участников этого заманчивого обря­да, до сих пор остается дискуссионным.

 

Ориган

Это ароматная садовая трава с мелкими листочками и си­ними цветами, которая на Балканах считается цветком царя того света. Его клали в гроб покойнику, а о близком к смер­ти человеке говорили, что «от него пахнет ориганом».

Похоже, ориган и мята относились к ведению Аида, вла­дыки царства теней умерших. Их календарное значение — ночи новолуния второго месяца после осеннего равноден­ствия.

 

Орхидея

Цветок башмачок настоящий желтый был некогда изыс­канным украшением диких лесов Британских островов. Ны­не их почти полностью истребили садоводы и просто люби­тели прекрасного.

Башмачок пятнистый разрастается в молодых осинни­ках, оттесняя другие травы. Он обильно цветет, пуская свои корневища во все стороны.

Любка двулистная, орхидея с изящными белыми цветка­ми, пахнет очень нежно, но это коварная нежность. Если как следует «нанюхаться» этого ароматного цветка, то неизбеж­на головная боль, а ночью обязательно приснится какой-ни­будь жуткий кошмар.

Загадочно внешнее сходство цветка европейской куколь­ной орхидеи, ацераса человекоподобного, с маленькой фи­гуркой человека. Ножки и ручки у «фигурки» цветка желто-коричневые, светлое «лицо» обрамлено зеленоватым капю­шоном. При известной доле воображения на «лице» можно разглядеть глаза, нос, рот и даже... усы. И все это возника­ет всего лишь из нескольких лепестков и чашелистиков.

Одна из наиболее оригинальных орхидей называется оф-рис. Ее лепестки выглядят так, будто на цветке сидит насе­комое, похожее на пчелу или осу. Хорошо видны пушистое брюшко, крылышки, бархатистые усики на голове. Этой подсадной пчелкой орхидея завлекает для опыления диких пчел и особый вид ос.

Знатоки утверждают, что видом орхидей следует на­слаждаться так же, как вкусом вина, поцелуем женщины или музыкой стихов.

Для друидов орхидеи были символом тайного знания и могущественного приворотного колдовства. Возможно, именно поэтому для последующих поколений европейцев орхидея часто ассоциировалась с чем-то таинственным и да­же зловещим.

 

Папирус

Священный тростник Иснды. Папирус издавна служил для изготовления предметов утвари и писчей бумаги в Египте.

В лодке, сделанной из папируса, Исида плавала по боло­там и речным протокам, когда собирала части тела Осириса. Считается, что именно из почтения к великой богине кроко­дилы не нападают на тех, кто плавает на папирусных лодках.

 

Папоротник мужской

Отвар корневища папоротника издревле славился как активное средство против солитера, бычьего, свиного и кар­ликового цепня. Слабым отваром корневищ папоротника из­гоняли самых губительных для человека глистов.

Папоротник считался священным растением Крона. Рожденным под его несчастливой звездой (планета Сатурн) настой или отвар корневищ папоротника должны были при­носить особую пользу.

В древнеславянской традиции папоротник получил изве­стность как магическое растение, расцветающее раз в году на праздник Ивана Купалы (летнее солнцестояние). Купалу обычно представляли в образе женщины или мужчины, справа и слева от которого стояли кони.

Праздник Купалы связан с почитанием огня и воды. За несколько дней до Купалы чучело, одетое в праздничные одежды, ставили на возвы­шенности неподалеку от селе­ния. Вокруг чучела окрестные жители раскладывали подно­шения, а по вечерам еще и во­дили хороводы. Ближе к ночи разводили костры, через ко­торые должны были прыгать молодые участники обряда.

Если прыжки были высо­кими, значит, и урожай зер­новых обещал быть хоро­шим. Кроме того, считалось, что прыжки через огонь при­бавляли здоровья и детород­ной силы, потому через костры прыгали не только девушки и юноши, но и те женщины, которые собирались или хотели родить.

Согласно поверью, именно в купальскую полночь нена­долго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая ви­димыми скрытые в ней сокровища и клады.

Ода к меланхолии

...Насыть печаль, на розу посмотрев,

На то, как соль в морском песке

искрится,

На пышные округлые пионы;

А если в милой вспыхнет славный гнев, —

Сожми ей руки, дай ей всласть беситься

И взор ее впивай непревзойденный.

Джон Ките. Перевод И. А. Лихачева

 

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости. Примерно то же самое было принято проделывать и с ло­шадьми: их прогоняли по росе и купали в воде до зари.

Когда праздник заканчивался, чучело Купалы сжигали и топили в реке.

Большинство исследователей и не подозревает, что арха­ичная общеславянская обрядность отражает суть таинств кабиров самофракийских19 в честь Деметры и Посейдона в облике лошадей, их дочери Деспойны (Лада) и прекрас­ного коня Арейона. Часть обрядовых действий сопоставима с культом Гефеста и священного олимпийского огня. В ку­пальских поверьях оживает и мрачный образ Аида-Плуто­на, хранителя подземных сокровищ.

Папоротник символизирует доверительные отношения.

Увидеть папоротник во сне предвещало печальные собы­тия, которым суждено омрачить ваше существование. Если приснился папоротник с пожелтевшими, жухлыми листьями, следовало приготовиться к тому, что ваши родные будут бо­леть.

Поэтому справедливо было бы считать папоротник свя­щенным растением Деметры и Посейдона и отвести ему в сакральном календаре 21—22 июня.

 

Первоцвет

Это растение зацветает вслед за подснежниками и кро­кусами. Считалось, что несвоевременный расцвет примул мог предвещать извержение вулкана.

Зелень первоцвета с незапамятных времен употребляли в составе салатов, зеленых супов и отваров, особенно ранней весной, когда наступал авитаминоз.

Настойку первоцвета на меду использовали летом в ка­честве тонизирующего и прохладительного напитка.

Отваром листьев первоцвета лечили воспаление легких, коклюш, бронхит. Кроме того, первоцвет считался хорошим мочегонным средством при всех болезнях почек и мочевого пузыря.

Ценилось также корневище первоцвета, имеющее запах аниса.

Эллины называли первоцвет цветком двенадцати богов-олимпийцев и считали его лекарством от всех болезней. Они верили, что с помощью первоцвета можно найти путь к со­кровищам, отыскать клады, набрести на волшебные дворцы богов и даймонов.

Друиды варили из первоцвета свой знаменитый любов­ный напиток — известное приворотное зелье.

Древние скандинавы считали примулу ключами весны богини Фреи. Согласно их верованиям, там, где ожерелье Фреи (радуга) касалось земли, из него выпадали золотые ключики и превращались в первоцветы.

Первоцвет символизирует мимолетную любовь, любов­ное увлечение.

В календарном отношении первоцвет связан с месяцем, предшествующим весеннему равноденствию, и относится к цветам праздника Анфестерий или весенних Гиакинтий.

 

Пион

Знахари применяли настойки или отвары из пиона в ка­честве успокоительного и снотворного средства.

Согласно древнему мифу, пион был дарован людям од­ним из дактилей20 по имени Пеон. Дактили, или куреты, ох­раняли колыбель Зевса на Крите. Потом они пришли в Элиду и воздвигли там храм, чтобы умилостивить введен­ного ими в заблуждение Крона.

Дактилей звали Геракл, Пеон, Эпимед, Иасий и Акесид. Они олицетворяли пять пальцев правой руки. Геракл-дак­тиль, как известно, принес людям дикую маслину. Пеон, ко­торый приходился Зевсу правнуком, прославился как цели­тель душ и тел, умевший исцелять все болезни. Иасий, со­ответствовавший Асклепию21, позавидовал Пеону и решил его отравить. Но боги не допустили этого, превратив Пеона в красивейший цветок.

У римлян бытовала другая история о пионе. Богиня Флора, собираясь в путешествие, решила на время своего отсутствия оставить заместителя. Для этого она собрала со­вет и пригласила на него представителей всех цветов. Так возник праздник Флоралий.

Наконец явились все цветы; ждали только Розу. Ког­да она появилась, все собравшиеся были поражены ее ве­ликолепием и стали уговаривать ее остаться заместителем Флоры.

Лишь один Пион стал возражать, так как считал, что он превосходит Розу по всем достоинствам. Он пыжился, на­дувался, пытаясь перещеголять Розу если не окраской и за­пахом, то хотя бы величиной.

Всех неприятно поразила эта несказанная дерзость, и цве­ты избрали розу заместительницей Флоры. Тогда Пион стал громко протестовать. Он так шумел, что Флора сказала:

«Гордый и глупый цветок! Оставайся за свое самодо­вольство и пустоту всегда толстым и надувшимся, как сего­дня. Пусть ни одна бабочка не коснется тебя поцелуем, ни одна пчела не возьмет из твоего венчика меду и ни одна девушка не приколет тебя к своей груди! »

С тех пор пион прослыл символом неуклюжести, глупой гордыни, чванства и хвастовства.

Календарное значение пиона — конец апреля — нача­ло мая.

 

Плаун

Плаун издавна пользовался репутацией целебной тра­вы. Особо ценились его листья и нежные желтоватые спо­ры. -Отвары спор и травы плауна применяли при всех бо­лезнях почек и мочевого пузыря, заболеваниях печени и дыхательных путей в качестве противовоспалительного, болеутоляющего и отчасти мочегонного средства. Свежие споры плауна считались полезными для приготовления присыпки для ран.

Плаун — священное растение Афродиты и Диониса.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.249 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь