Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Адонис весенний (горицвет)
Adonis vernalis цветет с конца апреля до начала июня яркими желтыми цветами, a Adonis aestivalis — красными. Горицвет весенний давно известен как хорошее средство от простуды, воспаления легких, водянки. Адонис действует успокаивающе на сердце, нервную систему, улучшает настроение, усиливает мочеотделение, предотвращая отеки. Отваром адониса лечили судороги, кашель, колики, головную боль и ломоту в костях, лихорадку и воспаление легких. Миф об Адонисе полон печальной загадочности. Однажды жена царя Фойника похвалилась, что ее дочь Мирра (Смирна) прекраснее самой Афродиты. Оскорбленная богиня внушила Мирре противоестественную страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда кормилица Смирны напоила ее отца до беспамятства, девушка разделила с ним ложе и понесла во чреве. Когда царь Фойник узнал, что дочь вынашивает от него ребенка, одновременно и сына и внука, он, долго не думая, выхватил меч и бросился на Мирру. Девушке удалось выбежать из дворца, но настойчивый отец настиг ее у обрыва. Афродита, сжалившись, обратила Мирру в мирровое дерево. Карающий родительский меч расколол ствол дерева надвое, и оттуда выпал крошечный Адонис, ребенок невиданной красоты. Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, велела изготовить из ствола миррового дерева ларец, положила туда младенца и отдала его на хранение Персефоне, царице теней умерших, попросив припрятать в укромном месте. Однако Персефона, сгоравшая от любопытства, приоткрыла ларец и увидела в нем чудесное дитя. Малыш был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где вскормила и воспитала его. Узнав об этом, Афродита явилась в преисподнюю, чтобы вытребовать Адониса обратно. Персефона не захотела отпускать юного красавца, который к тому времени уже успел стать ее любовником. Тогда Афродита воззвала к Зевсу и суду богов. Зевс, не желая впутываться в этот неприглядный спор, передал его на рассмотрение суда под председательством музы Каллиопы. Каллиопа признала права богинь на Адониса равными, но потребовала, чтобы юноша получил возможность отдыхать от посягательств любвеобильных богинь. Поэтому она разделила год на три равных части, одну из которых Адонис проводил с Афродитой, вторую по своему усмотрению, а третью — с Персефоной. Коварная Афродита, искусная в любовных уловках, прибегла к помощи своего волшебного пояса, чтобы вынудить Адониса отдать ей и принадлежавшую ему часть года. Справедливо недовольная Персефона отправилась во Фракию к Аресу и сообщила, что ему, грубому и мужественному, Афродита предпочла Адониса, столь женственного смертного. Она подговорила Ареса, страстно ревновавшего Афродиту к Адонису, и Артемиду-охотницу, как низвести Адониса в царство теней. Охваченный яростью и ревностью, Арес превратился в дикого вепря и набросился на Адониса, охотившегося в Ливанских горах. Воинственный Арес растерзал Адониса на глазах у Афродиты. Из капель его крови, окропленной нектаром Афродиты, выросли прекрасные алые цветы, которые финикийцы назвали анемонами. В отчаянии Афродита вновь обратилась к Зевсу, упросив его, чтобы теплую и цветущую пору Адонис проводил с нею, а ненастную и холодную — с Персефоной. На этот раз Зевс великодушно согласился. Рассказывали также, что Афродита, желая пробудить в Адонисе ревность, провела несколько ночей в Лилибее Сицилийском' с аргонавтом Бутом, родив от него сына — царя элимов Эрика. Детьми Афродиты и Адониса были сын Голг, основатель города Голги на Кипре, и дочь Бероя, основательница фракийского города Берои. Финикийцы верили также, что река Адонис, впадающая в море неподалеку от Библа, каждую весну окрашивается в красный цвет кровью Адониса. В эти дни по всем городам и селениям Финикии, Палестины и Кипра жители оплакивали участь Адониса, носили траурные одежды, рыдали и распевали печальные песни. По-финикийски Adorn значит «Господь мой». Эзотерический смысл этой легенды объясняет празднование главного индоевропейского праздника — Великого дня и Великой ночи в полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия. Умирающий и воскресающий бог Адонис — не что иное, как экзотерический образ Зевса-Эрота-Фанета-Протогона. Этот бог олицетворяет единую энергетическую основу всего явленного и не явленного мира, высшее божество индоевропейцев. Афродита и Персефона воплощают две энергии явленного и не явленного миров. Календарное значение Адониса — полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия. На востоке это летнее солнцестояние, на западе — весеннее равноденствие (празднество Адонии).
Анемон Греч. происходит от финикийского ha-na'mon — «прекрасный (цветок)», эпитет Астарты. Этим именем в Финикии называли красные весенние цветы: анемоны, горицветы, пионы. Анемоны красного цвета расцветали в окрестностях Библа, напоминая о страстях Адониса.
Асфодель Это растение из семейства лилейных. Согласно представлениям греков, луга, покрытые асфо-делями, простирались по ту сторону входа в царство мертвых. На лугах блуждали тени тех, чья участь еще не была решена: будут ли они вновь воплощены на земле, попадут ли в область посмертных страданий или вознесутся в обитель блаженных. Гесиод Беотийский и Эпименид Критский считали асфо-дель полезным и питательным растением. А вот Пифагор, исходя из своих представлений о благочестии, запрещал своим последователям есть асфодель.
Белена Белена — очень ядовитое растение, сильное отравление которым вызывает галлюцинации и бред. Поскольку именно это свойство прославило белену с древнейших времен, ее обычно обозначали при помощи слов, связанных с бредом и бессвязным бормотанием. Праславянские слова белнъ, белена, бьлнъ родственны древнесаксонскому bilene, англосаксонскому beolone, происходящим от галльских (кельтских) слов, belenuntia, belinuntia, — «белена». Народная медицина рекомендовала это растение при дизентерии, трясучке (пляске св. Витта), судорожной рвоте и вообще при судорогах различного происхождения. Листья и семена белены применяли для окуривания при зубных болях и различных видах невралгии. Кельты считали белену растением, посвященным богу Белену (возможно, Аполлону). Поэтому белена в кельтской, особенно островной, традиции ассоциируется с огнем, белым светом, солнцем, грезами и видениями. Календарное значение белены — майские календы2. Эзотерический праздник Великдень приходится на полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия.
Бобы Во всех отношениях это растение незаурядное. У бобов только одна десятая часть цветков завязывает плоды, остальные представляют собой бесплодные пустоцветы. За конскими бобами закрепилась слава растения, имеющего таинственное влияние на мужской пол. С древнейших времен на островах и побережьях Средиземного моря рассказывали о странной болезни (фавизме3), которая поражала некоторых мужчин и мальчиков. Женщин эта хворь обходила стороной. Молва приписывала вредоносное воздействие именно бобам, и этот страх перед скромными представителями одного из семейств двудольных растений нашел отражение в мифах и обрядах древности. Например, Деметра запретила Триптолему, Эвмолпу и Эвбулею4 сеять и употреблять бобы. Киамит5 первым решился нарушить этот запрет, за что был сурово наказан богиней. В Риме, в день, когда духи мертвых, согласно поверью, приходили навестить своих потомков, было принято бросать во все стороны бобы. Если упавший на землю боб впоследствии прорастал и зацветал, то это было предвестием рождения в семье ребенка. Увидеть во сне бобы считалось дурным предзнаменованием. После такого сна следовало особенно остерегаться заразных заболеваний в семье. Если вам приснились растущие бобы, это предвещало печаль и болезни детей, а вот сушеные бобы означали глубокое разочарование в мирской жизни. Сон, где вы едите бобы, сулил неудачи или болезнь вашему горячо любимому другу. Вот почему мудрый и осторожный Пифагор запрещал своим последователям употреблять бобы и настойчиво убеждал их присматривать, чтобы животные тоже не касались этого растения, — на всякий случай.
Брафи (братю) Бpaтю, Herba sabina — род травянистого можжевельника, который в древности использовался для воскурении и жертвенных возжиганий благодаря своим ароматическим свойствам. Брафи окультурили финикийцы; они поклонялись одноименному божеству, сыну Огня и Пламени, на горе, покрытой зарослями этого травянистого ароматического растения.
Валериана Кошачий корень, валериану, древние называли галльским нардом. Диоскорид6 считал валериану средством, способным управлять мыслями, а вот Плиний7 относил ее к снадобьям, возбуждающим мысль. Издревле известно удивительное воздействие корней валерианы на кошек, которые под их воздействием способны дойти до совершенно дионисийского безумия. Поэтому валериана ассоциируется с египетской богиней Бастидой, покровительницей кошек, и греческой Артемидой-Львицей. Календарное значение валерианы приходится на первую треть или середину третьего месяца после летнего солнцестояния.
Василек синий Этот цветок попал в Европу из Западной Азии вместе с семенами ржи, сорным спутником которой и является василек. В народной медицине настойка цветков василька использовалась как средство против простуды и различных воспалений, а также как потогонное снадобье. Кроме того, отваром василька лечили лихорадку и глазные заболевания. В эллинской традиции голубой цвет ассоциировался с медным купоросом — священным минералом Афродиты Киприи. Само же др.-греч.; восходит к шумерскому словосочетанию KU.AN.(NA.) — «ляпис-лазурь, металл/камень бога Ана (Неба)». В пересказе эллинских писателей сохранилось следующее любопытное предание астрологов-орхениев8 из Месопотамии. Однажды бог неба Уран упрекнул хлебное поле в неблагодарности. — Все, что населяет землю, благодарит меня, — заявил Уран, — цветы посылают мне благоухания, леса — шепот вершин, птицы — пение. Только хлебные колосья не выражают мне своей признательности. А ведь это небеса наполняют ваши корни освежающим дождем и заставляют зреть полновесные зерна. — Наоборот, мы благодарны, — возразили колосья, — мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. Но у нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви. — Хорошо, — отвечал Уран, — если вы не можете подняться ко мне, то я сам сойду к вам. И тогда Уран приказал Гее вырастить среди колосьев свой земной образ — чудесные синие цветы. С тех пор стебли хлебных злаков при каждом дуновении ветерка кланяются воплощениям синего Урана и шепчут им ласковые слова признательности. В эллинской обрядности василек (киан) был связан с Персефоной (Корой) и Деметрой. Из него плели венки на празднике жнецов. Согласно другому преданию, богиня хлебов Деметра однажды прохаживалась по полям и услышала жалобу васильков: «Нас пахари недолюбливают, отдели нас от ржи, одним нам будет лучше! » Но Деметра сказала, что не зря им дан цвет небесной лазури, и добавила: «Праздно красуйтесь среди труженицы-ржи и не склоняйтесь, когда она опускает свои спелые колосья. Однажды на праздник урожая и вас пойдут искать жнецы, чтобы украсить венками свои головы». По другой греческой легенде василек ассоциировался с нимфой Кианой, дочерью бога реки Меандра. Влюбленная безответно в бога реки Анап, Клана превратилась в ручей с темно-синей водой и стала притоком реки Анап, вытекавшей из Сицилийских гор неподалеку от Сиракуз. Истоки этих рек находились на священном участке Цереры — богини хлеборобов. В качестве лекарственного средства васильки использовал кентавр Хирон. Он лечил кровавые раны от ядовитых стрел отваром и настоем из васильков. У римлян относительно васильков существовало свое предание. Имя этому растению подарил прекрасный юноша Цианус, который был так увлечен красотой синих полевых цветов, что сам одевался только в синее. Он никогда не по-
...А пышная сирень дымится на опушке Полуотцветшая... Как знать, Кто здесь стоял до нас, Державин или Пушкин? Прохлада, благодать!.. А. Кушнер. «Живая изгородь»
кидал поля, пока на них росли и цвели васильки, и без конца плел из них венки и гирлянды. Так его и нашли однажды мертвым на хлебном поле среди его любимых цветов. Богиня Флора, которую юноша почитал более других, за его постоянство и любовь к ней, в знак особого расположения превратила тело юноши в его любимый цветок, который с тех пор и получил название Циан. Славяне использовали васильки для украшения «именинных снопов», которые с песнями приносили домой с поля. Перевитый васильками сноп после этого красовался в переднем углу хаты как залог богатого и обильного урожая. Василек — символ простоты. Календарное значение василька приходится на лунный месяц, следующий за летним солнцестоянием.
Вереск Вереск представляет собой маленький ползучий кустарник с вечнозелеными листьями. Мелкие сиреневые цветки вереска кистями свешиваются с кончиков веток. В них копится темный, чуть горьковатый нектар. Вереск распространился в местах вырубок первозданных лесов, а также в уничтоженных лесными пожарами рощах. И хотя вереском охотно лакомились овцы, но, как и его спутники папоротник-орляк и бобовый кустарник дрок, вереск выдержал все сваливавшиеся на него напасти и дожил до наших дней. Вересковые пустоши — привычный ландшафт для современной Европы. Общеславянское слово «версъ», переоформленное суффиксом -к- под влиянием слова «бересклет», «вересклет» в восточнославянское «верескъ», послужило основой для общеславянского названия месяца, когда цветет вереск (старославянское «вресень», украинское «вересень»). Хотя в разных славянских традициях месяц цветения вереска постепенно перешел на август-сентябрь, само имя месяца может служить косвенным свидетельством того, что некогда предки славян обитали намного южнее. В Галлии и Гельвеции почитали богиню вереска по имени Уройка. Британские кельты сохранили предание о смерти древней великанши Garbh Ogh. Ее телегу тащили лоси,, пищей служили оленина и некое загадочное орлиное молоко, а семьдесят охотничьих псов носили имена птиц. Завершила свою деятельность эта великанша следующим поступком: она собрала камни, построила себе трехгранную пирамиду (caim), «поставила свое кресло на холме во время цветения вереска», а потом исчезла. Упоминание Гвионом в «Битве деревьев» того, что вереск несет утешение, скорее всего относится к вересковому элю — любимому народному средству от всех скорбей в Уэльсе. Из вереска напиток забыт давным-давно, А был он слаще меда, пьянее, чем вино... (Р.--Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Пер. С. Я. Маршака) Согласно поверьям, приснившийся вереск предвещал целую череду радостных событий. Календарное значение ирландского вереска (Ura) — летнее солнцестояние.
Гвоздика В античный мир гвоздика пришла из Карфагена. Считалось, что отвары гвоздики укрепляют сердце, голову и желудок, способствуют пищеварению и улучшению зрения. Согласно поздней греческой легенде, гвоздика выросла из капли крови пастушка, жестоко наказанного богиней Артемидой за то, что он распугал всех зверей и птиц своей игрой на свирели. Гвоздики — символ борьбы за освобождение.
Георгин родиной георгина считается Центральная Америка. В Европу георгин попал сравнительно поздно. Друидам он не был известен, и потому традиционной европейской символики этот цветок не имеет. Впрочем, люди верили, что того, кому приснятся свежие яркие георгины, ожидает добрая судьба.
Гиацинт Этот цветок традиционно считался растением предков-прародителей: первого человека, праматери и праотца. Гиакинтом звали сына древнего лаконского царя Амикла и Диомеды. Прославился он в основном тем, что своей красотой пробудил любовное чувство у самого бога Аполлона. Впрочем, Аполлон был не единственным богом, которого обуяла страсть к этому юноше. Зефир, бог западного ветра, тоже влюбился в Гиакинта, однако ему не повезло: Аполлон и Гиакинт стали счастливыми любовниками, а Зефиру оставалось лишь сходить с ума от ревности. Именно это нехорошее мужское чувство и послужило причиной злобной и жестокой выходки Зефира: когда Аполлон, обучая Гиакинта метанию диска, запустил этот снаряд в небо, Зефир перехватил диск в полете и направил его в голову Гиакинта. Прекрасный юноша замертво рухнул на землю. Из крови, что вытекла из раны Гиакинта, впоследствии вырос цветок гиацинт, на котором, если хорошо всматриваться, можно до сих пор различить начальные буквы его имени, написанные по-гречески. Согласно другой версии, гиацинт считался испещренным письменами, потому что на лепестках его цветов сохранилось предсмертное восклицание юноши в виде букв А и I. Безутешный Аполлон устроил Гиакинту торжественное погребение в городе Амиклахе и учредил в его честь поминальный праздник — Гиакинтии. С тех пор гробница Гиакинта стала основанием трона Аполлона, который прибавил к своим священным именам имя возлюбленного юноши. Праздник Гиакинтии торжественно отмечали во второй лунный месяц после летнего солнцестояния, который в Ла-кедемоне, на Фере, Крите, Родосе и Косе назывался Гиа-кинтием. Культ Гиакинта был столь любим спартанцами, что их колонисты перенесли его с собой в Тарент, где желающим показывали даже могилу Гиакинта. Стоит отметить, что, судя по некоторым данным, именем гиацинта в древности называли не всем известный одноименный цветок, а ирис, дельфиниум, гладиолус. Видеть во сне гиацинты или собирать их предвещало близкую разлуку с другом — ради вашего же блага. Календарное значение Гиацинта должно было приходиться на лунный месяц накануне весеннего равноденствия, что вполне оправдано для стран Средиземноморья.
Гладиолусы Гладиолус, или шпажник, в древности ценился из-за своих гастрономических достоинств: по свидетельству Теофра-ста, луковицы гладиолусов употребляли в пищу запеченными в тесте. Подсушенные луковицы этого растения использовали и в качестве лечебного средства, Такие луковицы носили на груди фракийцы — они верили, что этот амулет поможет им одержать победу в поединке и избежать гибели. В одном фракийском предании говорилось, что после победы над македонцем Андриском и фракийцем Тересом римляне пленили двух красавцев юношей по имени Севт и Терес. Победители приказали пленникам биться друг с другом насмерть, пообещав оставшемуся в живых свободу и даже руку дочери римского полководца. Севт и Терес отказались предать свою дружбу и не стали биться, воткнув мечи в землю. Юноши пали жертвой ярости легионеров, а на месте воткнутых в землю мечей, как гласит легенда, выросли и расцвели красные гладиолусы. С той поры этот цветок стал считаться символом дружбы, верности и преданности. Календарное значение гладиолуса выпадает на лунный месяц, предшествующий осеннему равноденствию.
Горечавка желтая Горечавку использовали в виде отвара при различных болезнях желудка, селезенки и печени, при желтухе, золотухе, кашле, лихорадке, дизентерии и цинге.
Горчица сарматская Это травянистое растение было окультурено финикийцами (г. Сарепта — ныне Сарфанд в Ливане). Смесь горчичной муки (семена горчицы, стертые в порошок) и вина древние применяли против лихорадки. При отравлении опиумом горчицу принимали внутрь, чтобы вызвать рвоту и понос. Хронический.насморк лечили горчичной мукой, которую насыпали в чулки. Горчичную муку смешивали пополам с медом, заливали отваром из цветов белой лилии и использовали для выведения веснушек. Если зеленеющее горчичное поле приснилось земледельцу, это сулило ему удачу, а если мореплавателю, то его ожидало богатство. Сон, в котором приходилось есть горчичное семя и ощущать во рту привкус горечи, предвещал сновидцу, что он скоро глубоко раскается в необдуманном поступке. Если молодая девушка видела во сне, как она ест только что собранное горчичное семя, — это был явный признак того, что ей суждено пожертвовать богатством ради исполнения заветного желания.
Дельфиний Древние считали дельфиний символом верности в любви. В греческом мифе говорится, что Посейдон, влюбленный в океаниду Амфитриту, послал сватом к ее родителям юношу Дельфиса. Своим красноречием Дельфис убедил Амфитриту дать согласие на брак с владыкой морей, но при этом сам влюбился в невесту Посейдона. Узнавший об этом Посейдон превратил юношу в дельфина и запретил ему даже приближаться к Амфитрите. Невеста Посейдона каждый вечер выходила на берег моря, пока однажды не увидала в волнах силуэт дельфина. Он подплыл к берегу и в знак беспредельной любви положил к ее ногам прекрасный лазоревый цветок. Затем дельфин уплыл навсегда в море, а цветок, оставленный им на берегу, стали называть дельфинием.
Дрок красильный Дрок — бобовое растение и медонос, траву которого издавна использовали в лечебных целях. Отвары дрока применяли для лечения рахита, водянки живота, болезней печени, желтухи, истощения и болезни щитовидной железы, а также как мочегонное и слабительное средство. Известно, что древние галлы поклонялись богине Onniona (Дроковая) в священных ясеневых рощах в дни весеннего равноденствия. В валлийском фольклоре дрок фигурирует как средство против ведьм. В Ирландии в дни весеннего равноденствия разводили костры из дрока, полагая, что сжигание старых колючек сделает их более мягкими на молодых нежных веточках. Эти обряды были продиктованы особенностями ирландского животноводства того времени. Молодые побеги дрока служили излюбленным лакомством овец, а выжигание старых растений способствовало лучшему росту свежей травы.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы