Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ассоциативная медитация и диссоциативная медитация



 

В медитации первого типа целью является связывание (ассоциирование) сознания с вечной Истиной и отделение (диссоциирование) его от ложных вещей феноменального мира. Таким образом, есть ассоциативная медитация, связанная преимущественно с синтетической деятельностью ума (Анвайя), и диссоциативная, связанная преимущественно с его аналитической деятельностью (Вьятерека). Ассоциативную медитацию иллюстрирует формула " Я есть Вечное", а диссоциативную — " Я не есть мои желания".

Через ассоциативную медитацию искатель приходит к единению с духовным идеалом, ментально сконструированным им; через диссоциативную медитацию он отделяет себя от условий, кажущихся ему антидуховными. Ассоциативная медитация есть процесс усвоения сущности духовной жизни; диссоциативная медитация есть процесс устранения тех факторов, которые препятствуют жизни духа.

Ассоциативная медитация работает с объектами, избранными в царстве света; диссоциативная — с объектами, принадлежащими царству теней. Мир иллюзий — это мир теней, имеющий свое очарование. Если человек желает выбраться из мира иллюзий и достичь Истины, он должен научиться сопротивляться обольщениям мира иллюзий, постоянно обращая внимание на его бесполезность. Поэтому диссоциативная медитация предшествует ассоциативной.

Ассоциативная и диссоциативная медитации обе необходимы, но первая из них намного более плодотворна. Окруженный тенями человек не поможет себе переживаниями и расстройством по их поводу. Если он станет сердиться на эти тени, он лишь усугубит свое беспокойство. Но если вместо того, чтобы

 раздражаться на них, он поставит перед собой задачу войти в сияние солнца, он обнаружит, что тени исчезли. Бесцельное недовольство существующими ограничениями должно уступить место усилию, направленному к идеалу. До тех пор, пока лицо человека обращено к солнцу, до тех пор, пока он идет к свету, тени не представляют серьезного препятствия его освобождению.

Ассоциативная медитация является по отношению к духу тем же, чем усвоение пищи — для тела. Как тело поддерживает свое существование, усваивая необходимую ему пищу, так ум поддерживает свое здоровье, усваивая духовные истины путем медитации на них. Однако необходимо соблюдать равновесие между различными формами ассоциативной медитации, хотя все они по-своему хороши, так же как необходимо поддерживать равновесие физической диеты. Непропорциональное развитие ментальной жизни препятствует росту вследствие связанных с ним внутренних трений. Сочетание разных форм медитации способствуют быстрому прогрессу, поскольку ведет к гармоничному, уравновешенному состоянию ума. Правильными являются те сочетания, которые способствуют развивающемуся равновесию, акцентируя те аспекты истины, которые необходимы для устранения конкретных препятствий, с которыми искатель работает в данный момент.

Аналогию с диетой физического тела можно распространить и на второй тип медитации, состоящий в отделении от антидуховного. Как неправильная диета может нарушить здоровье вашего организма, так неправильная медитация способна внести хаос в ваш ум. Инстинктивная медитация над объектом вожделения создает путы для ума. Поэтому очень важно избегать неправильных типов медитации, как и неподходящей пищи. И, далее, как физическое здоровье требует устранения излишних продуктов, так и духовное здоровье требует отстранения от нежелательных мыслей и эмоций.

 

Три типа медитации

 

До сих пор объяснения касались двух форм медитации, связанных с природой их функций в плане духовного роста. Столь же полезно взглянуть на природу той части личности, которая участвует в процессе медитации. Основывая классификацию на этом втором принципе, мы получим еще три типа медитации.

В первом из них главную роль играет интеллект, такую медитацию можно назвать " дискриминативной". Во втором главное — сердце, это " медитация сердца". В третьем типе медитации основную роль играет активная природа человека, его можно назвать " медитацией действия". Дискриминативная медитация состоит в утверждении формулы типа " Я не есть мое тело, я есть Вечное"; медитация сердца можно представить как непрерывный поток любви от искателя к Божественному Возлюбленному; медитация действия состоит в беззаветном посвящении своей жизни бескорыстному служению Мастеру или человечеству. Из трех этих типов медитации высшей и наиболее важной является медитация сердца; но и другие типы имеют свою ценность, и пренебрежение ими нанесет серьезный вред духовному продвижению искателя.

Фактически, различные типы медитации не следует рассматривать как взаимоисключающие. Необходимо сочетать их друг с другом. Иногда один тип медитации ведет к другому, и прогресс в одном из них невозможен, пока не будет достигнут соответствующий уровень в других. Все типы медитации имеют ценность для духовного роста искателя и дополняют друг друга.

Однако один тип медитации может серьезно помешать прогрессу другого типа, если прибегнуть к нему в неподходящий момент. Все различные типы медитации имеют дело с одинаково истинными сторонами жизни. Но в соответствии с душевным состоянием человека усвоение одной истины жизни может быть более необходимым, чем усвоение другой. Поэтому Мастера никогда не предписывают одну и ту же форму медитации всем ученикам; даваемые ими указания отражают индивидуальные потребности каждого искателя.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь