Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Удерживаться от выполнения желаний



 

На истощение и разматывание санскар имеет влияние также отказ от выражения и осуществления желаний. Способность отказываться от своих желаний у разных людей различна. Тем, в ком желания порождаются сильными импульсами, часто трудно побороть их в зародыше, но они в силах удержаться от проявления этих желаний в действии. Даже тот, кто не способен управлять возникновением желаний, может не дать им осуществиться в виде действия. Отказ от выполнения желаний путем контроля своих действий не дает зарониться семенам будущих желаний. С другой стороны, переводя свои желания в действия, человек может истощить какие-то впечатления, но при этом создадутся новые и тем самым будут посеяны семена будущих желаний, которые в свою очередь потребуют удовлетворения. Сам по себе процесс расширения или истощения впечатлений через выражение и осуществление не приближает нас к освобождению от санскар.

Когда возникает желание и человек преграждает ему путь к выражению в форме действия, он получает прекрасную возможность поразмыслить о нем; и в результате такого обдумывания истощаются соответствующие санскары. Следует, однако, заметить, что эти спонтанные размышления не принесут желаемого результата, если примут форму мысленного потакания желаниям. Когда имеет место попытка потворствовать желаниям и питать их, размышления о них не только не имеют духовной ценности, но и создают новые тонкие санскары. Эти размышления не должны сопровождаться сознательным одобрением желаний; не должно быть никаких попыток увековечить их память. Когда желания не находят выражения и осуществления в виде действия, когда они проходят сквозь пламя сознательного размышления, которое не оправдывает и не поддерживает их, тогда семена этих желаний погибают. Отказ от желаний и подавление физической реакции на них способствуют отмене прошлых санскар.

 

Отсутствие желаний

 

Отказ от желаний есть подготовка к их полному отсутствию, к состоянию не-хотения. означающему свободу. Хотение сковывает, независимо от того, осуществляются желания или нет. Если желание осуществляется, это ведет к новым желаниям и таким образом увековечивает оковы духа; неосуществленное желание ведет к разочарованию и страданию, которые опутывают дух своими санскарами.

Хотению нет конца, поскольку внешние и внутренние стимулы постоянно вовлекают ум в состояние, когда он хочет чего-то либо когда ему что-то не нравится (что есть просто иная форма хотения). Внешние стимулы — это ощущения, которые дают зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Внешние стимулы порождаются также воспоминаниями этой жизни и всей совокупностью санскар, собранных сознанием за период эволюции и предшествующие жизни. Когда ум научился не поддаваться никаким внешним и внутренним стимулам и сохранять равновесие в их присутствии, он достигает состояния не-хотения; не хотя ничего (кроме Абсолютной Реальности, которая находится по ту сторону противоположностей, выражаемых этими стимулами), возможно избавиться от санскар хотения.

Хотение есть состояние нарушенного равновесия ума, а не-хотение — состояние полного равновесия. Это равновесие можно поддержать только выпутавшись из всех стимулов, приятных или болезненных, приемлемых или неприемлемых. Для того, чтобы не поддаваться радостям и горестям этого мира, ум должен полностью отделиться от внешних и внутренних стимулов. Несмотря на то, что ум постоянно укрепляет себя через свою конструктивную деятельность, всегда остается опасность, что возведенные им оборонительные форпосты будут смыты внезапной волной, поднявшейся в океане естественного ментального окружения. Когда это случается, вы можете на время почувствовать себя потерянным, но ваша позиция отсутствия привязанности охраняет вас. Эта позиция — применение на практике принципа отречения. Для того, чтобы поддерживать свою отстраненность от противоположностей жизни, необходимы постоянные усилия и бдительность. Если вы хотите, чтобы ваш ум остался в равновесии, вы не можете отказаться только то того, что для вас неприемлемо, и остаться внутренне привязанным к тому, что для вас приемлемо. Равновесие состоит в том, чтобы относиться к обеим альтернативам безразлично.

" Да" положительных санскар может быть нейтрализовано только через утверждение негативного " нет, нет". Такой негативный элемент необходимо присутствует во всех аспектах аскетизма, что выражается в отречении, уединении, посте, раскаянии, удержании от выполнения желаний и не-хотении. Сочетание этих методов и принципов создает здоровую форму аскетизма, но для этого необходимо правильное отношение к негативному элементу, который не должен вносить каких-либо искажений и дополнительных ограничений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь