Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предел негативного элемента



 

Бесполезно пытаться заставить ум принять аскетический образ жизни. Любая попытка насильно сделать это приведет, скорее всего, к остановке в росте положительных качеств. Когда здоровым качествам человеческой натуры позволяют развиваться медленно, он открывают знание об относительных ценностях и таким образом мостят путь к добровольному аскетизму. Но любые попытки действовать силой приведут к противоположной ответной реакции.

Процесс освобождения от привязанностей часто сопровождается формированием каких-то новых привязанностей. Самая грубая форма привязанности — это та, которая направлена на мир объектов. Но по мере того, как ум отстраняется от мира объектов, в нем появляется тенденция к более тонким привязанностям субъективного толка. После того, как уму удалось развить в себе некоторую степень отстраненности, в нем может развиться и та тонкая форма эгоизма, которая выражается в высокомерии и чувстве своего превосходства. Не следует позволять, чтобы отстраненность становилась ядром, к которому может прицепиться эго; в то же время она не должна быть проявлением неспособности человека совладать с напряжением мирской жизни. Далее, отстраненность не состоит в том, чтобы просто прилепиться к формуле отречения, которая может стать навязчивой идеей для ума, лишенного глубоко прочувствованной тоски по просветлению.

 

Отрицательные санскары также должны исчезнуть

 

Утверждение негативного " нет, нет" есть путь освобождения от санскар, накопленных на протяжении периода эволюции и жизней на стадии человека. Но, разрушая положительные санскары, этот процесс ведет к образованию отрицательных санскар, которые также сковывают ум и создают новые проблемы. Отрицающее " нет, нет" должно быть достаточно сильным, чтобы искоренить грубые, тонкие и ментальные санскары, но после того, как оно принесло желаемый результат, оно должно быть отброшено. Духовный опыт не может состоять из отрицания. Негативное отношение — это та же интеллектуальная концепция, используемая для контроля над умом, но и от нее следует отказаться. Мысль иногда приходится использовать для преодоления ограничений, вызванных ее собственным движением, но после этого саму ее отбрасывают. Это — процесс выхода за пределы ума, становящегося возможным через разотождествление с умом и его желаниями. Посмотреть на тело, все его мысли и импульсы объективно — значит утвердиться в отстраненности и отречься от всех санскар. В этом состоит освобождение души от навязанных самой себе иллюзий, таких как " Я есть тело", " Я есть ум" или " Я есть желание", и подготовка к переходу в состояние " Я есть Бог", " Anal Haqq", или " Aham Brahmasmi".

 

ИСТОЩЕНИЕ САНСКАР

 

Описанные методы удаления санскар основаны главным образом на принципе отрицания тех позитивных санскар, которые заграждают сознание от истины и препятствуют самопросветлению. Эти методы строятся на контроле тела и ума. Контролировать привычные уму тенденции намного сложнее, чем управлять своими физическими действиями. Обуздать мимолетные неуловимые мысли можно только обладая огромным терпением и настойчивостью, но сдерживание ментальных процессов и реакций необходимо для предотвращения формирования новых санскар и истощения или разматывания старых.

Контроль есть сознательная деятельность, он требует постоянных усилий ума, направленных на то, чтобы исправить себя путем устранения санскар; однако после освобождения ума от них эта деятельность становится спонтанной. Подобный контроль рождается из силы характера и умственного здоровья и приносит с собой беспредельный покой. Ум, кажущийся при отсутствии контроля немощным, становится с его приходом источником великой силы. Контроль совершенно необходим для сохранения психической энергии и экономного расходования сил ума на созидательные цели.

Если, однако, контроль становится механическим, он сам противоречит собственной цели, которая состоит в том, чтобы сделать возможной свободную и неограниченную никакими условиями работу ума. Контроль имеет духовную ценность, если он состоит не в подавлении мыслей и желаний, но в сдерживании их, осуществляемом путем восприятия позитивных ценностей, открываемых нам опытом. Поэтому контроль не просто негативен — он сугубо негативен. Когда позитивные ценности входят в сознание, они создают психическую энергию, которая уничтожает те существующие в уме тенденции, которые препятствуют свободному выражению. Так тенденции, связанные с вожделением, алчностью, гневом, устраняются от осознания ценности жизни чистоты, щедрости и доброты.

Уму, с его устоявшимися привычками мышления, нелегко подстроиться под эти новые результаты его собственного восприятия вследствие инерции впечатлений прежних стилей мышления и поведения. Процесс перенастройки в свете истинных ценностей — вот что мы называем контролированием ума. Но этот контроль ни в коем случае не должен быть механичным. Это — усилие ума, направленное на преодоление собственной инерции. Это самый творческий процесс.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь