Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пастырь в гостях и гости у пастыря.
Во время требоисправления на дому священник должен не забывать цели своего прихода: молитвой освятить живущих, совершить требу. Священник в доме всегда при исполнении своих обязанностей. Он на посту, самом ответственном и важном – пастырском. Но, и придя в гости или приглашая гостей к себе в дом, священник должен помнить свое высокое звание пастыря и отца и никогда не разменивать его на светскость галантливого кавалера, на манеры, присущие т.н. «хорошему тону» светских гостиных. Священник должен быть хорошо воспитан, внешне и внутренне культурен, этикет и вежливость должны быть у него «в крови», но не подражать манерности или жеманству прежних мещан и купеческих дочек. Священник не должен целовать у женщин руку при встрече или прощании, ему не следует молодым женщинам подавать пальто, галоши, застегивать туфли: курить самому и зажигать папиросы для других, не надо разливать вино. Но уступить место женщине или пожилому всегда можно, если собеседник говорит стоя, то следует и самому встать, поднять упавшую вещь, пропустить кого-нибудь вперед себя можно. Опять возникает вопрос, быть или не быть вину?. Внутреннее духовное мировоззрение пастыря проявляется и внешне – умении держать себя в обществе. Как важно сохранить в душе радостное, праздничное, настроение без «винных паров», без глупых, назойливых пьяных разговоров и вольных шуток. Пастырю в обществе не следует подражать таким дурным обычаям, как обязательная выпивка, картежная игра, пение легкомысленных куплетов, пустые разговоры, пересуды; не положену священнослужителю рассказывать анекдоты, пускаться в пляс. Присутствие пастыря должно «облагораживать» общество, делать его атмосферу более чистой, порядочной. Священник сам «задает тон» беседам и разумным развлечениям. Живой, читающий книги пастырь, всегда найдет, что рассказать присутствующим, придумать какую-либо занимательную историю для детей и молодежи. Принимая гостей у себя, пастырю следует заранее продумать, как занять гостей, чтобы без алкогольных напитков было итересно, весело и красиво, а главное – педагогически правильно и назидательно. Вино на столе священника делает его «мирянином», уподобляется прихожанам, не знающим другой радости, кроме винной. Как во всем, так и в отношении вина к священнику предъявляются более строгие нравственные требования. Как родного отца или мать детям видеть пьяными бывает крайне неприятно, так и истинного священника нельзя себе даже представить в состоянии опьянения. Даже запах вина не совместим с понятием о священнической чистоте. Вот почему священник, потребивший Св.Дары или запивавший теплотой, не должен тотчас выходить исповедовать. (при наклонении к исповеднику даже лекгий запах вина вызовет отрицательное впечатление и будет соблазном). Священник должен быть выше и чище своей среды, он освященный (иерей!) и просвещенный Небесной Благодатию.
Приходские праздники. Дни церковных и храмовых праздников, памяти икон Божией Матери и святых должны быть днями духовной радости, торжества Веры или по выражению Типикона «обновлением ума и душевной чистоты» (Типикон. 36). К сожалению, иногда, особенно в сельской местности, в эти дни бывает много зла, разгула, разливается море вина и горя. Долг пастыря убеждать и удерживать прихожан от пьянства и распутства. Приходская община пусть будет примером того, как христиане справляют свои праздники. Не все церковные деятели еще доросли до того сознания , что праздник можно провести без винопития. Стыдно, если на церковном торжестве будут слышны пьяные песни, горько, если после приходской трапезы будут выходить шатающиеся, одурманенные люди. Церковные копейки должны идти на храм, на дела добрые, а не на водку! Перед праздником священник должен с церковны советом провести предварительную разъяснительную работу. Лучше вообще не устраивать угощения, чем празднование с винным угаром. Но проведению праздника часто судят о всей Церкви. В этом отношении нужно приветстсовать распоряжения многих преосвященных архиереев о недопустимости спиртных напитков за праздничными трапезами.
МИССИЯ ТРЕЗВОСТИ. Алкоголь и творчески активная жизнь, Алкоголь и крепкая семья, Алкоголь и здоровье – понятия несовместимые. («Здоровье» 1974г. №2 стр.9) К священнику часто обращаются матери и жены начинающих пить или уже сильно пьющих сыновей или мужей. Чем может помочь священник этим несчастным? Пока еще не поздно, долг священника оказать человеку и его семье пастырскую любовь, заботу духовного отца, ищущего пути и возможности избавить человека от гибели. В зависимости от стадии алкоголизма священник может посоветовать родным некоторые профилактические меры. Например, необходимость отвлечь больного от дурных товарищей, заполнить его досуг разумной деятельностью, заинтересовать больного книгой, коллекционированием, спортом. На более поздних стадиях алкоголизма – обязательным обращением к врачу-психоневрологу. Ни один пьяница не может быть избавлен от своего недуга посторонними факторами (исключая лечение гипнозом), если он сам не захочет сбросить с себя винное иго. Только собственная воля человека делает выбор между светлой трезвой жизнью и алкогольными сумерками. И вот в какой-то счастливый день пьяница приходит сам или его приводят родные к священнику. С пьяным долгих бесед проводить не надо, его следует убедить прийти еще раз, но уже в трезвом виде. Начнается работа пастыря за спасение души человека. Выше были приведены мудрые указания святых учителей Церкви (главным образом святителя Иоанна Златоуста) для желающих предохраниться или избавиться от порока пьянства. К этим прекрасным святоотеческим рекомендациям, которые нельзя игнорировать и в современных условиях, можно добавить несклько советов из пастырской практики. Успеху трезвеннической работы пастыря содействуют: В индивидуальном плане а) частая и полная исповедь, б) обеты трезвости на известный срок; в рамках приходской в) проповедь о трезвости с амвона и при работы: требоисправлениях. В таинстве покаяния, как мощном рычаге исправления жизни верующего, было сказано выше (в главе о таинствах). Для человека, ищущего спасения от власти алкоголя, частая исповедь оказывает особо благоприятное воздействие. Слабая воля самого исповедника не может удержаться в норме употребления вина. Исповедающий священник берет на себя «немощи слабого» и ведет его по пути исправления, чистоты и святости. «Упал» человек, беги скорее на исповедь, только не лежи, иначе погибнешь от бездействия и безволия. Для лиц, поддающихся алкоголю, исповедь пусть будет частой, а Причащение только при выдержке определенного (заданного) срока. В некоторых приходах существует обычай давать обет полного воздержания на известный срок. Обет дается не в форме клятвы или присяги, а как обещание («Я обещаюсь пред Святым Крестом и Евангелием ……..(срок) не употреблять никаких спиртных или опьяняющих напитков. Да поможет мне в этом Господь Бог»). Священник ведет запись дающих обещание с указанием срока воздержания каждого прихожанина в отдельности. На практике случаи нарушения срока бывали очень редко, обычно еще до окончания обещенного срока больные сами приходят и дают новое обещание (или продлевают прежнее). Срок воздержания не дорлжен быть длинным: обычно 3-6 месяцев, реже – год. В борьбе против пьянства святой Иоанн Златоуст считал одним из действенных средств церковную проповедь (Иоанн Златоуст, Творения. Т.1.Слово 1 о Лазаре). Святитель отмечал, что проповедь эта имеет двоякое влияние: непосредственное на тех, кто заражен грехом пьянства, и косвенное на тех, кто не страдает еще от вина, предостерегая их не вступать на опасный путь винопийцы. Трезвость должна быть неотъемлемой темой каждого церковного проповедника. Говорит ли священник о воздержании, призывает ли к чистоте и святости жизни, проводит ли исповедь, венчает ли молодых – всегда и везде можно и должно упомянуть о вреде и грехе пьянства. Особое значение приобретает проповедь трезвости при требоисправлениях. Совершая крещение младенцев и нередко, видя при этом восприемников в нетрезвом виде, разве может пастырь удержаться и не сказать о недопустимости кумовьям служить Бахусу! При венчании молодых долг священника указать, что обилие вина на брачном торжестве недопустимо ни с нравственной, ни с медицинской точек зрения. Рассказать о вреде алкоголя употребляемого родителями для будущих детей, о печальной наследственности. Примечание: заслуживает вниманиятакой факт: в разных городах встречаются дети дегенеративного вида, страшно похожих друг на друга (вид идиота с узкими глазами, небольшого роста, с постоянной улыбкой на лице, напоминающие Гуинплана из книги В.Гюго «Человек, который смеется». По объяснению врачей, у всех этих несчастных детей один общий отец – алкоголь (т.е зачатие ребенка произошло в состоянии опьянения). Вино на поминках уводит людей от памяти почившего и создает атмосферу «гулянки». Очевиднвй вред и зло чрезмерного употребления вина – специальная тема на погребении опившихся вином. Алкоголика ничто не останавливает лишь бы впасть в состояние опьянения. Вспоминается, как во время войны трое рабочих-ассенизаторов нашли в выгребной яме канистру со спиртом и на радостях ее распили. Спирт оказался древесным (метиловый), и все трое умерли в страшных мучениях.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы