Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коллективный метод работы.



Опыт работы с алкоголиками убеждает, что больший успех достигается, когда желающие освободиться от власти алкоголя будут работать над собой не в одиночку, а объединяются в группы. На тернистом пути винопийцы важна помощь другого человека, а особенности уже поборовшего свою зависимость от вина. Человек, достигший сам чего-либо, сможет легче и убедительнее показать весь путь, который он проделал, все трудности и радости обретения свободы.

С п р а в к а: Интересный опыт борьбы с алкоголизмом проделан в Америке.

В 1935 году двое бывших алкоголиков организовали под названием «Анонимные алкоголики» союз прежних алкоголиков, сплоченных общим опытом и общими надеждами на освобождение человека от цепей алкоголя. В 1971 году это общество насчитывало 400 тыс. членов в 90 странах мира и объединяло около 14 тыс. мелких первичных групп. Условием вступления в общество является желание бросить пить, главной задачей – не пить самому и помочь другим алкоголикам. Учитывая, что алкоголиком является не просто часто пьющий человек, но тот кто не может заставить себя остановиться пить, они требуют абсолютную трезвость. От членов общества требуется ежедневно себе напоминать «Я сегодня не пью!» и выполнять это обещание изо дня в день. В основу программы положено «12 шагов» (т.е.полное отрешение от алкоголя, покаяние, самоанализ, самовоспитание, помощь другим алкоголикам и проч.). (Из журнала «Америка» 1971 г. февраль. №172).

Современному человечеству следует прислушаться к голосу великого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста, который еще в конце 1У века призывал свою паству: «Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству, такие товарищества благодетельны…» (Иоанн Златоуст. Творения. Т.Х1. стр.762).

Действуя по методу «групповой терапии», можно еще многое исправить и улучшить, избавить от большого горя тысячи людей. В нашей стране очень многое делается для освобождения человека от цепких «лап» алкоголя. Специальные постановления Правительства направлены к созданию условий нормальной, трезвой жизни граждан нашей великой Родины. Отметим наиболее важные:

«О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)», Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1967г.

«О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1972г.

«О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июля 1971г.

В отношении алкоголизма разработан план постепенного уменьшения его пагубного действия на население: в 1972-1975 г.г. предусмотрено сокращение производства водки и крепких водочных изделий, запрещено производство водки с содержанием спирта 50 и 60%, введено ограничение мест и времени продажи вина, состояние опьянения признано отягощающим обстоятельством при правонарушениях, пьяницы несут материальную ответственность за прогулы, их лишают премий и привилегий, к ним применяются методы принудительного лечения и изоляции от общества.

Объявленная советским обществом борьбы с алкоголизмом должна увенчаться победой. Однако для полного успеха еще многое надо сделать, чтобы преодолеть барьеры личного тяготения многих к вину. Нужна упорная и терпеливая работа с отдельными личностями, антиалкогольная профилактика должна охватить все слои, возрасты и группы населения. По примеру организации сторонников мира можно было бы в нашей стране объединить борцов за трезвость и создать ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ с его разветвлениями по всем населенным пункта. Группы лиц, сознательно вступивших на путь трезвой жизни, созданные на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, принесли бы государству огромную реальную пользу.

Нельзя забывать, что большие результаты (притом с меньшими материальными затратами) принесут не административные действия против уже «сложившихся алкоголиков» (их лечение или исправление), а предупреждение пьянства каждого отдельного члена семьи или члена данного коллектива. Борьбу за благополучие человека надо начинать с исправления его первых неправильных шагов, с правильного воспитания, с созидания здорового нравственно чистого идеала-человека с большой буквы.

Лучше предупредить развитие алкоголизма, чем потом нести огромные расходы, причиняемые алкоголиками. А кто учтет тот духовный урон, который наносят пьяницы своей семье и всему обществу?

Влияние нравственно здорового коллектива, людей, имеющих одну общую цель – трезвую жизнь – будет безусловно иметь решающее значение в формировании каждого человека и всего общества в целом. Пьяница легче освободится от своего недуга, если он будет не один, а кто-то духовно более сильный увлечет его на светлую дорогу трезвой жизни и поможет ему идти по ней.

С п р а в к а : Необходимость создания общества трезвости поддерживается на страницах современной прессы. В «Литератрной газете» бывший алкоголик Ю.Битюцкий из Алма-Аты внес предложение организовать Всесоюзное общество трезвости. «Думаю,- пишет он, что оно поможет многим из тех, кто хочет покончить с пагубной привычкой, но в одиночку не в состоянии это сделать. Оно могло бы широко пропогандировать естественную радость общения без спиртного. Убежден, что общество трезвости нашло бы активных помощников и среди тех, кто борется со своим пороком и в семьях, исстрадавшихся от алкоголизма близких» («Литературная газета» №33 от 14 августа 1974г).

 

Личная ответственность пастыря.

Залог успеха борьбы с винопитием в приходе является личная убежденность и приверженность к трезвости самого священника. Сознание своего пастырско долга и чувства ответственности за вверенные души укажут священнику пути и методы в его борьбе за каждого отдельного человека. Нельзя мириться, что люди на глазах гибнут, а мы ничего не делаем для их спасения.

Прежде всего личный пример трезвости самого священника будет вехой и ориентиром для его прихожан. В одном пособии по пастырскому богословию высказывается интересная масль: «Вино не возбраняется заповедью Божею, но если оно искушает – лучше совсем не пить. В тех же местах, где клир соблазнял народ подобным невоздержанием, иереям необходимо, ради Церкви и восстановления иерейского достоинства, в порядке епитемии за братьев совсем отказаться от принятия вина».

Две причины, обе очень веские и глубоконравственные, могут священника удержать от вина: а) воздержание и б) польза ближнего. Подвиг воздержания является для пастыря необходимой добродетелью, и о нем было много раз говорено выше.

В вопросах пастырского душепопечения священнику всегда нужно помнить не сколько свое личное (даже подвиг!), сколько пользу другого человека. Этот момент соблюдения интересов другого человека особенно важен в деле винопития.

Если за праздничным столом 10-20 человек, выпив «по единой чаши», вполне этой дозой удовлетворяются, а кто-либо один ( а таких в жизни тысячи!) после первого глотка алкоголя позволит себе напиться и впадет в жестокий запой – то разве все участники застолицы не будут виноваты в беде одного их собрата? Конечно, да!.

Апостол Павел римлянам писал: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» (Рим. 14,21). «Претыкается, соблазняется, изнемогает» по толкованию святителя Феофана, означает одно и тоже, к одному направлены. Блаженный Феофилакт понимает несколько иначе: брат претыается – он ослеплен, соблазняется, как лекгомысленный, изнемогает – как маловерный. Может быть и иное толкование: изнемогает – стал колебаться, соблазняется – склонился, претыкается – поел или выпил против совести, т.е. согрешил.

Рымка вина может быть «камнем претыкания и соблазна» не только для запойных алкоголиков, но и для «новичков», легко могущих стать на эту опасную дорогу. И не надо, чтобы этот «камень» был положен рукою священника, в доме священника или на приходской трапезе.

Некогда апостол Павел учил Коринфян: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8,13). Перефразируя эту фразу применительно вину, христианин может сказать: «не буду пить вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

 Апостольские слова:

 «Все мне позволительно, но не все полезно;

 все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»

 (1 Кор. 6,12)

Применительно к пастырскому душепопечению священник может понимать эти слова в расшифрованной форме:

Все мне (и моему брату) позволительно, но на все (нам) полезно.

Все мне (и моему брату) позволительно, но ничто не должно обладать(нами). Эти глубокие мысли великого апостола пусть будут для пастыря лучом, освещающим путь его жизни, и ключом, открывающим сердца многих, а всех приводящими в Царствие Божие.

 

П А М Я Т К А


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь