Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ В ОТНОШЕНИИ ВИНА
(Выводы из работы) 1. Священнослужителю лучше всего быть абсолютным трезвенником. 2. Пить вино при совершении треб на дому прихожан недопустимо. 3. Во время праздничных трапез с вином, если очень принуждает к выпивке, следует пригубить рюмку, чтобы в общем счете выпить не более одной рюмки (желательно только виноградного вина). 3. В доме священнослужителя вина не держать и ради гостей вина неставить. 5. Хорошо, если употребляющий в быту вино, священнослужитель во время постов возьмет на себя подвиг полного воздержания от напитков. 6. Следует считать неэтичным и для священнослужителя непозволительным: А) покупать вино (особенно водку) в магазине; Б) пить пиво в общественных местах (на улице, вокзале, вагоне и т.п.); В) дарить вино или принимать в подарок винные изделия; Г) угощать рабочих вином по случаю начала или окончания работ в храме; Д) приготовлять самому вино.
Случаи из практики: А). В день Ангела настоятеля второй священник храма преподнес ему бутылку ямайского рома и апельсины. Настоятель апельсины с благодарностью принял, а от рома отказался, т.к. сам вино не употреблял, а дарить его другим не счел возможным. В следующем году тот же священник преподнес настоятелю не вино, а сувенир. Б). Молодой священник пошел со своей трехлетней дочкой поздравлять соседа священника с днем Ангела. Девочка поднесла имениннику подарок – бутылку вина. С педагогической точки зрения девочке нанесен огромный вред! В). Бывают случаи, что прихожане подают священнику бутылку «Кагора» для совершения Евхаристии. Лучше священнику самому «Кагор» не принимать, а просить передать алтарнице или за свечной ящик, но неприменно с запиской кого надо помянуть. Г). Священник в связи с ремонтом дома угощал рабочих коньяком. Благодарные рабочие на весь город потом хвалили доброту и зажиточность священника. Неполезных разговоров было много! Д). Другой священник в надежде на быструю работу обильно угощал рабочих вином, а жена священника готовила закуску и прислуживала за столом. По словам самого священника работа продвигалась медленно и он сам отказался от такого недопустимого метода задабривать рабочих. Во всяком случае в доме священника нельзя давать плохого примера начинать или кончать дело с вином. Е). Священник в г.К. ставил рабочим условие: на территории его дома не выпивать и обещал после окончания всех работ выдавать деньгами «премию».
БОЛЬНЫЕ ДУШИ.
А. Проблемы душепопечения психбольных.
Б. Борьба за здоровую душу (лечение и исцеление)
В. Задачи священника.
Г. Ориентиры болезни (характеристика психических заболеваний, Апостол Павел и Добротолюбие о целом уме, Медицина о расщепленном разуме).
Д. Приложение: случаи из пастырской практики.
А.ПРОБЛЕМЫ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ ПСИХБОЛЬНЫХ. «Болезнь душевная гораздо тягостней телесной… она переходит с нами и в другую жизнь». (Свят.Григорий Богослов, Слово 14)
Глубокое определение болезни вообще и возможность угнетения ею человека находится на первых страницах Библии. После грехопадения Бог осуждает Змея-искусителя (т.е. соединение вместе двух начал: злого духа и представителя животного мира, добровольно вставшего на путь зла ) и говорит: «Врожду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 4,15) Эти слова касаются не только первых людей, но в них заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира. Названная здесь глубокая вражда, есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою. (Ин.3, 19-29; 7,7; 1 Ин. 2,15). Болезнь – это только часть из орудий зла против человека. Пастырь принимает участие в этой борьбе, направленной не против людей, но против греха и бесплотных сил зла (Ефкс. 6,12). Ему, как «семени жены» дана власть «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лк.10,19). Пастырь может поражать зло «в голову» т.е. уничтожить его совершенно. Злу же дано право только жалить «в пятку», т.е. в срытую от глаз, незначительную часть человеческого организма. Болезнь «пяты» - это повреждение временного, недолговечного, внешнего, по отношению ко всему человеку. Священник должен следить за собой и своими пасомыми, чтобы змий не пробрался выше «пяты» и в область воли, разума и сердца. Ведь этой самой уязвимой пятой христиане призваны давить гадину, т.е. все внешние несчастья обращать на свою духовную пользу.Христос, как совершеннейшее «семя жены» и сегодня совершает дело обновления или спасения человеческого рода. До ныне существует евангельская Вифезда – Дом Милосердия – Святая Церковь, куда приходит Христос и через церковные священнодействия непрерывно общается с верующими. А пастырь – орудие божественной благодати, через которое приходящие очищаются, освящаются и исцеляются от душевных и телесных недугов. При исполнении своих пастырских обязанностей священнику приходится иметь дело не только с людьми психически нормальными, но нередко сталкиваться с лицами в большей или меньшей степени душевнобольным. Очень часто только после длительного знакомства и наблюдения над человеком можно определить, что он не вполне психически полноценен. Со стороны внутренней, психической жизни человек часто представляет собой сосуд «за семью печатями», раскрыть подлинное содержание, которое чрезвычайно трудно. Патологические особенности психопатической личности проявляются не столько в высказываниях больного (психопат может быть прекрасным собеседником. Например, в Костроме нервно-больная женщина не плохо говорила приветственные речи), сколько в его поведении в жизни, в семье, в коллективе. Врачи, лечащие психобольных, знают, что часто человек на вид вполне нормальный, в действительности является психически больным, вдруг у него может произойти «срыв» и тогда раскрывается его подсознательная, болезненная духовная жизнь. Латентность, глубокая затаянность и маскировка патологического состояния души являются характерными для многих видов психических больных. Не всегда можно провести четкое разграничение между психобольным и больным с пограничными формами нервно-психических заболеваний. Священнику в основном приходится иметь дело с тремя группами психобольных: А) больные с врожденными (чаще всего наследственными признаками, обнаруживаемые при или вскоре после рождения); Б) заболевания вследствие тяжелых нервных переживаний и травмы; В) психические аномалии возрастного характера (старческое и атеросклеротическое слабоумие, алкогольный и другие психозы). Вполне понятно, что каждая из групп не всегда строго изолированы от других, иногда их трудно проследить и наметить четкое разграничение, нередко замечается соединение отдельных признаков заболевания в одном лице. Каждая из указанных выше основных групп психобольных требует к себе особого внимания, умелого подхода и своих методов воздействия. Одним языком пастырь будет говорить с врожденным больным или хроником, а другими словами беседовать с человеком, впадшим в состояние временной депрессии: во время сказанное слово может удержать больного от многих необдуманных и опасных поступков. Душепопечение здоровых и забота о больных имеют одно общее основание, один нравственный стимул – любовь. К больным нужны: любовь сострадательная и огромное терпение. Может ли пастырь не скорбеть душой и остаться безучастным, видя создание Божие с помутненным рассудком или с ущербленным сознанием? От пастыря требуется особая осторожность, молитвенность и жертвенная любовь в заботе о благе душевнобольных. Очень часто дуща психически больного бывает особо ранимой и к ним требуется особый, индивидуальный подход. На начальных стадиях болезни пастырь очень многого может достичь и даже удержать дальнейшее распространение недуга.
Ветхозаветный период. В сознании современного человека понятие лечение (лечить) связвается с представлением о враче, поликлинике и больнице. Для большинства людей лечение болезни не соединяется с понятием Церкви или священника. В далеком прошлом болезнь и священник были понятиями тесно связанными между собой. Ветхозаветные священники были первми и единственными на земле врачами, на их обязанности лежало определение диагноза болезни (Лев.13), назначение срока профилактического карантина, проведение мер дезинфекции. В теократическом иудейском государстве такое положение дел находилось многие столетия. В ветхозаветных книгах почти ничего не говорится о лечении больных, а священники исполнявшие должность врача, лишь констатировали болезнь и принимали меры предосторожности для локализации очагов болезни. Развитие и обособление медицины от религии произошло значительно позже и относитмя ко времени вавилонского плена (589-591 до р.Х). В Вавилоне медицина была одной из наиболее разработанных наук. На страницах книги пророка Даниила сохранилось описание одной из страшных форм душевной болезни, постигшей вавилонского царя Навуходоносора (Дан. 4,28-34). Эта болезнь известна под именем лакантропии (Лопухин А. Библейская история. 2т. стр.767 СПб 1890г) состоит в том, что человек начинает себя считать и чувствовать зверем. Библия не только излагает историю болезни, но устанавливает ее причину и дает заключение о выздоровлении больного. Причина заболевания – гордость Новуходоносора; течение болезни – отделение больного от общества людей. Новохудоносор – «ел траву, как вол и орошалось тело его росою небесною, … волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птиц» (Дан.4,30). Только после того, как гордый царь обратился к Богу и раскаялся «разум (его) возвратился» к нему и он снова стал управлять государством. В этом первом библейском сообщении о душевной болезни необходимо обратить внимание на то, что отрацательное духовное начало в человеке (в данном случае гордость) влечет за собой расстройство физического состояния человека, т.е. устанавливается тесная связь духовной жизни человека с его физическим состоянием. Есть в Ветхом Завете и другой пример заболевания, о котором толкователь Библии говорит: «действительно ли Саул сделался бесноватым, или его постигла просто душевная болезнь, неизвестно» (А.Допухин. Библейская история. т.2. стр.113). Речь идет о царе Сауле, за непослушание отвергнутом Богом. Библия анализирует этот случай и разбирает его причины. Вследствие того, что «от Саула отступил Дух Господень, его возмущал злой дух», (1 Цар. 16,14), «и было на другой день: напал злой дух…. на Саула, и он бесновался в доме своем» (1 Цар. 18,10). Таким образом, в Библии устанавливается причина событий: непослушание Саула и невыполнение им воли Божией приводит к припадкам умопомешательства (уныние, раздражительность, беснование) и даже к покушению на жизнь, некогда любимого Саулом Давида (1 Цар. 18,11; 19,10; 20,23). ВРАЧ ДУШ И ТЕЛЕС. «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Исх.53,4; Мф. 8,17) Господь Иисус Христос принес на землю новое, совершенное откровение о Боге, как Небесном Отце, о любви – как основе жизни человека. Новы было учение о свободе «чад Божиих», об освобождении человека от греха и власти Диавола. По новому стали относиться к болезни и даже смерти. За Господом во множестве следовали люди, слушая Его «слова жизни Вечной» (Ин. 6,68). Немало среди них было и болящих телом и духом. Почти 30 раз Евангелие упоминает о случаях исцеления одного или многих болящих. Христос сам стремился быть ближе к человеческому горю и страданию. Милосердный исцеляет не только встретившихся Ему «на пути» (Лк. 18,35; 17,12; Мк 5,24), но специально идет в «Дом Милосердия» где находилось «великое множество больных, слепых, хромых, иссохших» (Ин.5,2-3). Спаситель не только облегчает их земное существование, исцеляя недуг, но, что гораздо важнее – Всемогущий видит за болезнью ее причину – ГРЕХ и освобождает исцеленного от власти греха (Лк. 5,20-24), и указывает новый, совершенный и безгрешный путь жизни. «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию 51. Творения т.6. стр.301) – эти слова относятся не только к расслабленному на овчей купели, но и к каждому человеку. Отныне во всей ясности установлена генетическая связь души – греха и болезни. Уничтожая грех души освобождается от болезни, а поработившись греху, человек впадает в болезни. Пастырь в своем душепопечении это обстоятельство всегда должен помнить: освобождая человека в таинствах Церкви, от зависимости греху, тем самым создаются условия для здоровой личной, семейной и общественной жизни. Святитель Иоанн Златоуст развивая эту мысль писал: «Точно так и человека освобождают от болезни не крепость и здоровье тела, а добродетели духа и правильный порядок жизни» и далее добавил: «мы постоянно видим, что выдающимися людьми становятся не крепкие телесной силою, но великие душевной добродетелью» (СВ.Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию 51, Творения том 6, стр.301). Поговорка древних римлян «mens sana in corpore sano» (здоровый дух в здоровом теле), приобретает более глубокий смысл и значение, ближе будет к истине, если ее изложить в такой форме «при здоровой душе, будет здоровым и тело». Здоровый же только телом, по словам Ф.М.Достоевского, является наиболее Земный человеком (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»). Из шести случаев изгнания Христом бесов из страждущих людей, переданных Евангелистами (Иисус Христос изгоняет духов бесовских: из дочери Ханенеянки – Мф. 15,22-28), из женщины скорченной духом немощи – Лк.13,11-13; из немого – Лк. 11,14; из человека, одержимого нечистым – Мк.1, 23-27; из человека из страны Гадаринской – Лк.8,27-39; из одного бесноватого и глухонемого отрака – Мк. 9,14-29), одно, а именно исцеление бесноватого и глухонемого отрака, наиболее полно раскрывает сущность, течение и пути лечения болезней вообще. Об этом чуде сообщают синоптики, причем каждый из них, добавляет свои характерные подробности. (Евангелист Матфей – 17,14-20; Евангелист Марк – 9, 14-29; Лука – 9, 37-43). Ко Христу, сходящему с горы Фаворской после Преображения, обратился отец с просьбой исцелить его сына страдающего сильными припадками беснования, глухонемотою и подверженный манией самоубийства. До этого отец обратился с просьбой об исцелении к апостолам, но он не смогли исцелить отрока. Поучителен диалог между Христом и отцом болящего отрока: Мк. 9,21. «И спросил Иисус отца его: какдавно это сделалось с ним? Он сказал: С детства; Мк.9,21 и многократно дух бросил его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его; Но, если что можешь, сжалься над ним и помоги нам.
Мк.9,23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, Все возможно верующему
Мк.9,24 И тотчас отец отрака воскликнул со слезами: Верую, Господи, помоги моему неверию». Позже на вопрос учеников – почему они не могли изгнать беса, Христос ответил: «по неверию вашему… сей род изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17,20-21) Какие практические выводы может сделать для себя пастырь из этого Евангельского повестования? 1) У священника, как у Апостолов, может наступить момент, когда его вера на какое-то мгновение (дай Бог, чтобы только на короткий миг!) может ослабеть. 2) Священник с неверием (даже кратким) в душе становится потенциально бессильным, неспособным не только на чудотворение, но и на благотворное воздействие на души, вверенных его попечению прихожан. Однако по учению Церкви священнодействия священника впажшего в грех, имеет свою благодатную силу по благости Любящего Бога в вере самих приступающих. 3) В такие минуты оскудения веры, священнику следует молится вместе с отцом Евангельского больного: «Верую, Господи, помоги моему неверию». 4) Борьба со злом в себе самом и в среде прихожан будет иметь успех, если священнику в жизни сопутствуют: молитва – как неослабевающая связь с Богом-Отцом, постоянное призывание Его помощи и пост - самоограничение и самоотвержение для достижения духа чистоты и независимости от земных (плотских) стремлений. 5) Злая греховная сила, которой люди сами себя отдают в рабство, приводит человека (в том числе и сященника) в состояние духовной беспомощности, отчужденности и звероподобное состояние, как это видно на примерах Евангельских бесноватых. (Мк. 9,18,20,26; Мф. 17,15; Лк. 8,27,29). 6) Слова Христа, сказанные непосредственно после изгнания беса из болящего отрока: «и ничего не будет невозможно для вас» (Мф.17,20), являются победным гимном истинного пастырчества, свидетельством конечной победы добра, правды, стимулом для работы священника на приходе, в частности в его трудном душепопечении психобольных.
СВЯТЫЕ ВРАЧИ ПОСЛЕАПОСТОЛЬСКОГО ПЕРИОДА. По примеру своего Божественного Учителя святые Апостолы и их преемники совершали многие исцеления больных. Несомненно, что среди них были и страдавшие психическими заболеваниями (Деян. 16,16; 19,20). Характерной особенностью было то, что все исцеления совершались «во имя Иисуса Христа» и Его именем (Деян. 3,6; 16,18) История Церкви последующих столетий сохранила немало имен людей глубокой веры, совершавших исцеления больных именем Христовым. Для этих святочей земли сливалось в одно целое: небоязненное и постоянное исповедание своей веры и заботы о духовном и физическом благе ближних. Здесь следует упомянуть три двоицы одноименных братьев, живущих в разных местах и в разное время: 1. бессребников и мучеников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 г. (память их 1 июля) 2. Бессеребренников – Космы и Даминиана, мучеников Аравийских, пострадали в 237 или 303 г. (память 17 октября); 3. бессребников – Космы и Дамиана, мирно скончавшихся в Асии (Малая Азия, память их 1 ноября). Эти три пары святых врачей, носящих одни имена часто в приходах путают и считают за одних и тех же лиц. Святые бессребреники Кир и Иоанн (+311г.) бесплатное лечение больных соединяли с проповедью христианства и обращением язычников ко Христу (память их 31 января). Врач при дворце царя в Никомидии целитель Пантелеймон именем Иисуса Христа исцелял самые тяжелые болезни и притом бескорыстно и только требовал, чтобы исцеленные веровали во Христа, т.е. забота о теле соединялась с заботой о душе человека. После перенесения жестоких мучений был в 303 или 305 г. усекнут мечом (память 27 июля). Древние списки святых (мартирологи) сохранили не только имена подвижников благочестия, но часто и их земную профессию или их особый дар служения людям. Например, среди святых Востока почитается св.Диомид, врач (+298г в Киликии, память 16 августа). С принятием христианства на Руси начинается многообразная культурно-просветительная деятельность Русской Церкви. Священнослужители (в основном монахи) были первыми на Руси носителями византийской культуры: первыми учителями, учеными и врачами. В летописях Х1 в. числятся: преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (+1095г, память 1 июня), преподобный Ипатий, врач и целебник (ХУ1 в., память 28 авнуста), преподобный Дамиан, пресвитер и целебник (+1071., память 28 сентября). Современные исследователи утверждают, что «Призрение душевнобольных в Киевской Руси возникло раньше и было поставлено лучше, чем в западной Европе того времени (В.М.Банщиков, Т.А.Невзорова. Психиатрия. Стр.13). В Киевской Руси сложились определенные организационные формы призрения психических больных. Так в Уставе князя Владимира Церкви предоставлялась забота «о бесных», наряду со странниками, убогими и калеками. При монастырях и церквах были открыты «шпитали» и странноприемные дома (одна из церквей Межигородского монастыря была оборудована под «шпиталь» для психобольных). В Х11 в. в монастыре св.Иоанна Крестителя в Переяславле была «крепкая темница» для буйных психических больных, которых вплоть до ХУ111 в. содержали только в монастырях. Указом Екатерины 11 в 1773 г. для этой цели было в каждой губернии выделены по два монаствря (мужской и женский). В средневековой России на психических больных смотрели как на несчастных, блаженных, о них заботились. Случаев казни почти не было (на Западе психобольных часто идентифицировали с ведьмами и колдунами и сжигали на кострах). В этом следует усмотреть благотворное, смягчающее влияние Православной Церкви. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы