Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святитель Дмитрий Ростовский.



Большим поборником трезвости был святитель Дмитрий, митрополит Ростовский. В проповедях он обличал пьянство и призывал избегать многого употребления вина, которое, сделав человека пьяницей, «порождает многочисленные ссоры, разжигает ярость и возбуждает на драки и битвы, и за этим следует немалая печаль» (Поучение на неделю 14-ю по св.Духе и на усекновение честные главы…кестителя Господня Иоанна». 1708г.).

Святитель образно называет пьянство виноградом, приносящим плоды полные желчи, горечи, змеиного и аспидного яда. Всего им насчитывается 10 плодов (гроздей) «содомогоморрского винограда».

1. Помрочение ума, изменение разума и погубление памяти;

2. Бесстыдство – пьяный никого не стыдился, произносит скверные, хульные, невыносимые для целомудренного слуха слова;

3. Несоблюдение тайн (своих и чужих, болтливость);

4. Возбуждение плотской похоти;

5. Ярость, гнев, вражда, ссоры, драки, кровопролития;

6. Повреждение здоровья, преждевременная старость, болезни;

7. Растрата имущества, т.е.расточение и утрата материальных благ, обеднение;

8. Утрата спасения – как результат греховной жизни;

9. Гнев Божий;

10. Несомненная погибель души – смерть в состоянии опьянения без покаяния;

Несмотря на некоторую искусственность и растянутость вышепомещенной схемы, она верно определяет «плоды злого пьянства» и передает отрицательное отношение самого Святителя Дмитрия к злоупотреблению вином.

 

В ы в о д ы.

Какие же средства предлагают Святые учителя Церкви для предохранения себя или избавления от порока пьянства?

1. Воспитание в себе аскетического мировоззрения. В целях воздержания и обуздания страстей ограничивают себя в пище и напитках, избегать роскоши в одежде и вообще во всех вещах.

«Нужно нам многое любомудрие и великое

 терпение, чтобы бдеть и бодрствовать,

 чтобы навсегда расстаться со всякой

 роскошью…чтобы избежать пьянства»

 Иоанн Златоуст. Беседа о Лазаре.

2.Правильная молитва – частое возношение ума и сердца к Богу.

Святой Иоанн Златоуст советовал: «чтобы оградить себя от опьянения во время пиршества, следует начинать его и оканчивать молитвой. Кто будет поступать так, тот никогда не впадет в невоздержание и пьянство, но молитвою, как бы уздою, удерживая свои помыслы, будет в подлежащей мере употреблять все предлагаемое» (Иоанн Златоуст. Т.4. стр.793 «Слово об Анне»).

3.Регулярное чтение книг Священного Писания, Житий Святых духовно-аскетической литературы.

«Пусть каждый из нас извлекает из Писания необходимое для себя врачество. Радость бывает не от пьянства, а от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово – тишину, вино помрачает ум, а слово просвещает и помраченного….прогоняет скорби…» (Иоанн Златоуст. Словно на новый год. т.1. стр.760).

4.Избегать общения с пьяницами и вообще людьими, ведущими легкомысленный образ жизни (не духовный).

 «Как тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными». Обыкновенно не столько причиняют вреда дикие звери, сколько порочные люди… мало-помалу ослабляя силу добродетели». (Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 4 и 13).

5. Иметь общение с людьми трезывми и от них научиться правильной жизни.

 «Осла упавшего мы часто поднимаем, а когда падают души наших братй, тогда не обращаем внимания. Видя, что кто-нибудь… напивается… мы не только не препятствуем, но еще сами принимаем в том участие. Многие составляют товрищества для гуляния и пьянства. Нет, вы составляйте товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству…» Вот где впервые дается совет власти алкоголя противопоставлять силу коллектива, первое указание на создание Обществ трезвости!

6. Серьезное, внимательное, вдумчивое отношение к окружающей среде и правильная ее оценка.

«Посмотрим на места смеха, разумею пиршества,где тунеядцы, льстецы и великое невоздержание – и на другие места, где больные и слепые. Там пьянство, объедение, и разврат,- здесь же все напротив. Посмотри и на наше тело: когда оно тучно и изнежено, то легко впадает в болезнь, а когда истощено, то не так скоро заболевает; душа, угнетенная скорбью, не может быть предана злу (т.е. пьянству)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь