Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В БОРЬБЕ ЗА ТРЕЗВОСТЬ В НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ.
Русская Православная Церковь как подлинная мать своего народа во все времена находится на страже духовной жизни верующих. Радость Родины – это радость и Церкви, а дни горя и лихолетия являются скорьбю и Матери-Церкви. Особенно в годины кровопролитных воин Церковь бывала утешением и опорой (духовной и материальной) для воинов и их семейств. Но не только грозные супостаты нарушали покой нашей страны. Бывали еще бедствия, нарушающие нормальное и радостное течение жизни. Одним из тяжелых несчастий для всего общества является пьянство, охватывающее широкие слои населения. Пьянство губит человека в расцвете сил, разрушает здоровье семьи, наносит народу тяжелые раны в настоящем и отражается в будущих поколениях людей. Церковь во все времена осуждала пьянство и всегда призывала к святости, чистоте, внутреннему совершенствованию как каждого отдельного человека, так и христиансткую семью и общество в целом. Со времени принятия русским народом христианства Церковь боролась с языческими обычаями, жившими среди славян, в том числе и с обильным употребелением спиртных напитков по случаю семейных событий (например, гулянье на свадьбе, тризны по умершим) или общественных (например, в связи с началом и концом сельскохозяйственных работ, народные сходки, праздники Ивано Купалы и др.) Особенно планомерной борьба с народным пьянством стала с 50-х годов Х1Х столетия. Синод Русской Церкви через епархиальных архиереев неоднократно призывал многочисленное русской духовенство активно включиться в борьбу за трезвость. С п р а в к а: к концу Х1Х столетия духовенство России насчитывало 65 епархиальных и 40 викарных епископов, около 45000 священников, 15000 диаконов, 44000 псаломщиков. Монашествующих (вместе с послушниками) до 53000 человек. (Лопухин А.П. История христианской Церкви в Х1Х в. Петроград 1901г. стр.726). По всей стране учреждались церковно-приходские общества трезвости, образцом для которых служило Александро - Невское общество трезвости при Воскресенской Церкви в Петрограде с его уставом и изданием литературы для народа. Церковно-приходские попечительства, церковные братства и приходские советы под руководством священников должны были сообразно с местными условиями проводить идеи трезвости в народные массы. Священники призывались с амвона проповедовать о вреде пьянства и раздавать книги, брошюры и листки о вреде злоупотребления алкоголем. Для отвлечения народа от пьянства в праздничные дни рекомендовалось устраивать вечерние богослуждения с чтением акафистов, с пением всего народа, с произнесением проповеди. В помещении школ устраивались внебогослужебные беседы, сопровождавшиеся показыванием проекционным фонарем картин (как тогда называли – «волшебным фонарем») и также общенародным пением. Примечание: Пелись всем народом не только церковные молитвы, но и православные духовные стихи, положенные на ноты. Некоторые из них посвящались теме трезвости. Например, в «Слове жизни» (Петроград, 1917г) находились «Скорбь трезвенника», «Песнь трезвенников». В «Лепте второй» (Томск 1912г) были напечатаны «Горюну», «Что ты пьешь мужичек», «Спешите братья». Во многих журналах печатались статьи и доклады о вреде неумеренного употребления вина. Были и специальные журналы. Например, два раза в месяц выходил «Друг трезвости». В духовных школах, дающих основные кадры священнослужителей и учителей, было особое внимание обращено на воспитание крепких и убежденных борцов за трезвость. С п р а в к а: в конце Х1Х столетия в России было 4 духовных академии в которых обучалост до 1000 чел., 58 семинарий с 20000 воспитанников, 185 духовных школ с 32000 учащихся. В библиотеках духовных семинарий были организованы особые отделы по борьбе с алкоголизмом, преподавателей гигиены и основ медицины снабдили наглядными пособиями о вреде алкоголя. Кафедра «Пастырского Богословия» знакомила учащихся со способами пастырской деятельности в области трезвости. Не только общеорганизационными мерами боролись с алкоголизмом. Пастыри проводили большую работу в индивидуальном порядке, старались воздействовать на укрепление воли человека, вступающего на путь трезвости. Обращалось внимание на необходимость молитвенного влияния на духовную жизнь человека. К алкоголикам стали относиться как к больным, одержимым страстью и молились об их исцилении. К этому времени относится составление трех молитв об исцилении алкоголиков: Первая молитва святому ВОНИФАТИЮ МИЛОСТИВОМУ. «О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих с Тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни Ты не отказывал в помощи просящим Тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена)… от страсти винопития, освободи от бесовского искушения, утверди их слабых, дай им немощным крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой, трезвой жизни, направь их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодниче Божий Вонифатий, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожь их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, поставь на ноги на скале веры и надежды, чтобы оставив свое душевное пристрастие, влекущее за собою отлучение от Небесного Царства, они утвердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного царства Славы достойно прославляли Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа во веки веков. Аминь».
Вторая молитва преподобному МОИСЕЮ МУРИНУ. «О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия. Ты, преподобный Моисей, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, восскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих беззакониях и в трудных подвигах поводил свои дни до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобный, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей, помоги и молящимся тебе рабам (имена), влекомым в погибель от того, что они предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри, но внемли им, прибегающим к тебе, Моли святой Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милостивый, и да не возрадуется Диавол их погибели, но да пощадит Господь этих бессильных и несчастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божии создания и искуплены Пречистою Кровию Сына Его. Услышь, же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них Диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи их от рабства страстей и избавь от винопития, чтобы они обнавленные, в трезвении и светлом уме возлюбили воздержание и благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания. (Из молитвослова на русском языке священника В.Адаменко. Новгород 1927г. стр.240-242).
Третья молитва св.муч.ВОНИФАТИЮ (из службы с акафистом) О, многострадальный и всехвальный мучиниче Вонифатию, ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостливо услыши нас. Виждь братию и сестры наша тяжким недугом пьянства одержимых, виждь того ради от Матери своея Церкви Христовой и вечного спасения отпадающих. О, святой мучиниче Христов, коснися сердец их, данною ти от Бога благодатию. Скоро восстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи. Умоли Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша и не отвратит Милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие да поможет Своею Десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити, во дни и ночи о нем бодрствующее и добрый ответ о нем воздати на Страшом Судищи. Прими, угодиче Божий, молитвы матерей о чадах своих, слезы проливающих, жен честных о мужей своих рыдающих, чад сирых и убогих от пьяниц оставленных. Всех же нам к иконе твоей припадающих услыши и да придет мей вопль наш, молитвами твоими ко Престолу Всевышняго, даровати всем по молитвам их здравие и спасение души и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрой и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози пройти напреткновенно воздушные мытарства и молитвами твоими избави вечного осуждения. Умоли же Господа даровати нам к Отечеству нашему Любовь нелицемерную и непоколебимую. Да покроет нас милость Божия в нескончаемом веки веков. Аминь». Кульминационным моментом в движении за трезвость следует считать «Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом», состоявшийся в Москве в августе 1912 года. Съезд проходил «по благословлению Святейшего Синода» под покровительством митрополита Московского Макари (Невский) и под председательством архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкий). Из многочисленных резолюций съезда некоторые следует особенно отметить: Съезд признал, что в основу борьбы с алкоголизмом должны быть положены религиозно-нравственные начала. Необходимо проводить в жизнь принцип полного, абсолютного воздержания от употребления спиртных напитков, которые не только не противоречат указаниям Библии, а находят в ней свое глубокое основание, подтверждается научными исследованиями и является единственно надежным ручательством успеха противоалкагольной борьбы. Съезд обратился к духовенству и к русской интеллигенции вообще с особым воззванием: личным примером абсолютной трезвости, а также путем проповеди и организации обществ трезвости способствовать искоренению пьянства на Руси. «Безусловное воздержание от алкогольных напитков является долгом, повелительно налагаемых на пастырскую совесть переживаемых нами историческим моментом церковно- общественной жизни во имя высоких задач пастырского душепопечительства и во исполнение закона Христа, побуждающего сильных сносить немощи бессильных, а не себе угождать» - записано в 4-ой резолюции съезда. Организация борьбы с пьянством должна проходить посредством обществ трезвости: церковноприходских, общегородских, епархиальных и Всероссийского, а также через учебные заведения, прессу с привлечением литературно научных сил. Отмечая влияние женщины на семью и общество, съезд нашел нужным предоставить ей возможно широкое участие в обществах трезвости, привлекая для участия в них жен священников. В целях укрепления в трезвой жизни членов обществ трезвости рекомендовалось постоянное и живое взаимообщение их, братское наблюдение за верностью данных членами обетов через особый институт выборных, оказание материальной помощи и предоставление работы. Был установлен день ежегодноего трезвого праздника – 29 августа – усекновение главы Иоанна Крестителя. Съезд обратил особое внимание на необходимость проведения идей трезвости среди детей и подростков (в частности, предлагалось штрафовать лиц, предлагающих алкогольные напитки детям, не достигших 16-ти лет). Особое внимание съезд обратил на литературно- научную работу с пьянством. Признано необходимым издавать антиалкогольные книги, брошюры, картограммы, организовать центральные и переферийные книжные склады, библиотеки, читальни, учредить особых книгонош для раздачи трезвеннической литературы на ярмарках, на базарах и железнодорожных станциях. К участию в борьбе с алкоголизмом были привлечены все монастыри, причем ставилось в пример устройство в 1837 г.архимандритом (позже епископ) Игнатием Брянчаниновым школы при Сергиевой пустани близь Петрограда. К сожалению не сохранились сведения о практических результатах всех вышеупомянутых пожеланий и постановлений. Статистических сведений нет, но плоды безусловно были, и можно с уверенностью сказать, что не один человек был спасен из пасти «зеленого змия». АЛКОГОЛЬ И ПРИХОЖАНЕ. Приходская община составляется из большего или меньшего числа людей, объединенных общей верой во Христа, как Спасителя и Искупителя, исповедающих учение Святой Церкви. Однако за верующими сохраняется право иметь свое суждение по целому ряду вопросов (исключая догматов веры!), иметь свои симпатии, привязанность, привычки. В вопросе вина и винопития было, есть и будет много дискуссий и мнений. Существует две противоположные точки зрения о винопитии. Сторонники вина часто цитируют библейские и канонические постановления о допустимости употребления вина. С другой стороны, многие религиозные деятели, сторонники «сухого режима» и полного воздержания вина решительно выступают против употребления алкогольных напитков. Какая же их этих двух точек зрения более соответствует духу евангельского учения? Сущность проблемы состоит в том, что, употребляя слово В И Н О, люди часто теперь говорят о разных по качеству и содержанию предметах. Вино в наши дни редко бывает тем безобидным напитком, о котором говорят Библия, Апостольские правила или Типикон. Наши прихожане совсем почти не употребляют натуральное виноградное вино, зато в изобилии уставляют столы различными крепкими спиртными напитками, процент чистого алкоголя в которых очень высок. С П Р А В К А: Вопрос об увеличении потребления натуральных вин вместо спиртных напитков затрагивался в нашей прессе. Дискуссионный клуб «Литературной газеты» помещает письмо из Читы: «Во многих странах пьют больше натуральные виноградные вина», от которых человек хоты и находится в состоянии легкого опьянения, но полностью контролирует свое поведение и поступки. Но где в Чите виноградные вина, часто ли они бывают? Зато водки сколько угодно…» (Литературная газета№ 14.08.1974г ). В «ЛГ» №50 от 10.11.1975г. «Внимание яд» Э.Бабаян описывает противоалкагольные клубы в Прибалтике и Ворошиловградской области и национальное Общество Трезвости в Болгарии. Церковь, разрешая в определенные дни в умеренном количестве вино, имеет в виду некрепкое виноградное вино, а не только сильные одурманивающие спиртные напитки, которые изотавливаются в наши дни. Виноградное вино типа «Кагор» (крепость 15-18 градусов) считается теперь детским напитком, и люди для «поднятия праздничного натроения» пьют напиткив 40 и более градусов. Медики свидетельствуют, что в реанимационные отделения больниц очень часто привозят людей отравившихся спиртом (90 гр.), одеколоном, лаками и даже тормозной жидкостью. Лишь бы достичь опьянения! Любят пить помногу и покрепче. Люди не задумываюся, как правильно проводить свободные дни, как отмечать праздники или знаменательные события, а вино делают основой веселия. На что пить, сколько можно пить и как следует выпивать – об этом в обществе мало знают и действуют по принципу, чем больше вина - тем лучше, чем больше пьяных – тем гостеприимнее хозяева. А ведь это ложное и вредное мнение. Алкоголь попадает в кровь, возбуждает человека, и далеко не все могут вовремя остановиться на определенном количестве выпитого вина. А норма здесь нужна, как нигде больше. Туристы, приезжающие из Молдавии и западных областей Украины рассказывают, что за праздничным столом «чарка вина» обходит круг гостей не больше двух раз, а затем вино со стола убирается. При этом никто хозяев в скупочти не обвиняет,а пьяных не бывает. По отзывам прессы, в некоторых странах крепкие напитки (виски, джин) пьют разбавленными. Даже русскую водку употребляют с различными разбавителями и удивляются, как можно пить спиртное крепостью 40 градусов в «чистом виде» (Литературная газета №33 от14 августа 1974г). У нас в этом вопросе допускается неоправданное добродушие и часто явное попустительство греха пьянства. Ссылаются, что еще со времени князя Владимира, «Русь есть веселие, пить, не можем без того быть» («Повесть временных лет» Цитируется в книге «Художественная проза киевской Руси». М. 1957г. стр.44). А забывают, что современник Просветителя Руси преподобный Феодосий Киево-Печеский предостерегал, говоря: «Пьянством отгоняем от себя Ангела-Хранителя и привлекаем к себе злого беса; через пьянство удаляемся от Святого Духа и приближаемся к аду, через пьянственную гниль не имея в устах слова Божия» (Арихиепископ Макарий. История Русской Церкви.СПб 1868г. стр.115). Греховные чувства человека больше не удовлетворяют чистый виноградный сок, приготовляются искусственные вина, способные в большей мере возбудить чувственную сторону человеческой природы. Как некогда Ева в раю увидела «что дерево хорошо…, что оно приятно для глаз и вождиленно… (Быт.3,6), так и современный человек искушается многообразием и качеством винных изделий. Химическим путем изменяется простое естество вина: добавляются ароматы («букет вина» действует на вкус и обоняние человека), увеличивается крепость (для достижения большего эффекта объянения); изыскано и оригенально оформляются сосуды вина (внешнее приятное впечатление). Место райского яблока в современной жизни заняла «бутылка» (красиво для глаза, приятно на вкус и вожделенно,т.е.вызывает желания), и все чаще и чаще происходит грехопадение легко поддающегося человека. После назначения священника на приход и совершения первых служб начинается знакомство священника с прихожанами в домашних условиях. Это очень важный и ответственный момент в жизни прихода: как произойдет эта встреча отца с его новыми чадами, найдут ли они общий жизненный путь и понимание друг друга. Священника зовут на дом для совершения требы или его приглашают в гости – начинается взаимное изучение и первое впечатление, часто определяет репутацию священника и отношение верующих к нему на многие годы. Среди других вопросов в домашних условиях священник сталкивается и с вопросом винопития. У пастыря к этому моменту встречи с прихожанами должна быть своя определенная позиция: будет ли он выпивать предложенное ему вино или откажется? Можно ли отказаться от вина? Возьмем очень выразительный пример из недалекого прошлого русского духовенства. В праздники священники должны были «ходить со славой» по домам прихожан. Праздник связан со столом угощения, на котором почти всегда стояло вино. В одном месте предложат «красненького», в другом «беленького», в третьем, еще чего-нибудь. А в результате легко может быть…сюжет для картины Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (В.Г.Перов (1833-1882) картина находится в Государственной Третьяковской галерее). А скольким сердцам будет нанесена глубокая рана, а сколько верующих могут отойти от Церкви? Кто в этом виноват? Можно ли избежать подобных случаев? Обычно винили духовенство. Конечно, вина священника налицо, а с него Господь за соблазн людей взыщет крепко. Объективно рассматривая данный пример, следует признать, что вина ложится не только на священника, но в очень большей степени и на прихожан. В праздник священнику ходить по домам прихожан «со славою» бывает чрезвычайно тяжело и ответственно. В каждой квартире так усиленно уговаривали выпить (с причитаниями: «у нас всегда все пили», «мы обидемся», «ты нам будешь не друг» и пр.), что от священника требовалась твердость скалы, чтобы не согласится на уговоры. Ведь те же прихожане, которые почти насильно угощали, они же сами и поносили имя священника «яко зло» по всему приходу. Нельзя в одном доме выпить, а в другом отказаться. Правильный путь только один: нигде не пить, т.е. абсолютная трезвость. Это трудный путь, особенно для молодого пастыря, путь героический, требующий самоотвержения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы