Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Димой поддержкой для фокусировки на болезненних переживаниях.



Э.  Предпринимал эксперимент и с .заместительним  поведени-

ем-, направленние  на его телесное воплощение (драматиза- цию , , усиливал его или рассматривая его полярность, попро- бовать вияснить какие функции это поведение имеет: что

клиент таким образом  делает  для себя и значимих людей; от чего бережет (защищает, таким способом себя и других; чего он при этом избегает?  от чего страцает?  Нередко осознанное принятие заместительного поведения, как одного из способов

разрешения трудной ситуации вместо привычного самоосужл дения за подобное укдонекие, высвобождает немало Энерл гии и отваги на прямое действие.

4. В рамках этих же экспериментов можно предлагать крояснять

и конкретизировать 4намекю‘: какое чувство подразумеваетл

ся, к кому и за что? иакое предложение или намерение скри- вается за прецедентом,  примером из прошлого или ходульной фразой? Ножно делать работу на крояснение  проекций, на которие опираются упорные опасения клиента делать то же самое, но более прямо. Если в результате  человек чувствует себя в достаточной  безопасности,  чтобы перейти к большей крямоте, можно предлагать переделивать  4наМеки? в более прямие посланкя иногда переходить  на 4ти-висказиванкя., если они представляются уместными по коктекс или я-со- общению о переживакiях, касающихся чувств. i то и  другое может быть виражено  в разных модальностях (жест, звук, слол ва, танец и т. д. , .

дефлексивкое поведение принято использовать не только  в пси-

хотералии. Ножно  вспомнить пример и из японского менеджмевта, когда портрети начальников, по отношению к которым культураль- но вежливие японци могут  вести  себя  лишь исключительно почти-


204                                    Теория $Е‘Р                                         

 

тельно, помещают в специальние помещения, где их можно изби- вать, плевать на них и т.  д. Занятия спортом помогают кавализиро- вать агрессию и другие переживаввя, связанние с конкуренцией,  и даже болельщики, врокрюавшмсг ва стадионе, с меньшим накалом реагируют на битовие неурядо5ы. В ситуациях,  где прямое вира- жение чувств кажется самому человеку недопустимым и дезадалтивл ным, нам кажется предпочтительным использовать любую возмож- ность отреагировать, в том числе кричать, ридать  или драться, пред- ставляя  себе негодную фИгуру, в любом подходящем уединенном

месте  в лесу или ванной комнате.

 


ПрофлеКсИЯ

 

Комбинированная форма проекции и ретроудексии называется профаексия. Это понятие введено совсем недавно, только  в i98i году Сильвией ирокер. Трофлексия  когда  я делаю другащ, ТО, чТ О  хо-

тел   бы получить от чего аля себя. Щля црофлексии, как и для других

сопротивлений, в жкгейской  мудрости? содержится специальное

правило: отвосись к людям так, как ти хочешьi чтобы относились  в

тебе.  В парах, в которых су5ествует близость, профлексия  самое

обычное явление. Когда хочется похвал и и ласки, партнер не про- сит этого, но без особенного  осознания мотивов своего поведения

начинает хвалить и ласкать другого, в надежде на симметричний ответ. В отличие от ретрофлексии, где я делаю то, что хотел би по- лучить от других, самому себе, в данном случае я делаю Это другому причем именно тому, от которого хотел бы получить  Это.

Забавный пример лрофлексин ми недавно наблюдали в метро. В

переходе не скамейке сидит хорош о одетий джевтлгмен лег 40, очень

негрезвий. К нему подходят старуха-ви5енка, с распу5еввымв сел дыми  волосами,  в картянных лохмотьях, с морщявистим лицом и сумой  лу вв дать вв взять, ивщевка из детской сказки. она про- сит мялостыньку  он ей подает. после Этого  довольно дливваз


пауза. о н  уже ей подал, а бабка молча смотрит  и не отходит.


вдрут


джевтльмен начинает встово крестить Эту бабку првговарввая: оБоо

тебя сласи, милая...,

В случаях лроулексяв просьба регроулексируегся, а потр‘ебность

лроецяруегся в адрес другого. Ножет быть, вам случалось наблю


            Срывы цИКла КонТаКТа,  или Сопротивления в ГешТальТе     20

 

 

дать в сеансах,  как клиент в трудных для  него ситуациях, когда он особенно нуждается в поддержке, начинает вдруг усиленно заботитьл ся о тералевте. Нередко Это воспроизведение привычного поведел ния: подобным образом человек проявляет в адрес близких ту забол ту, в которой нуждается сам.

Вспомивается сеанс, которий проводит один из наших  ученил ков под сулервизию. Тералент  крепкий молодой человек, а его клил ентка  субтильная молодая жен5ина, к тому же жалующаяся на

уизическое недомогавие  слабость, разбитость. она бледва и на лице калельки пота. они договорились поработать, и клиевтка бис- тренько начинает обустраивать  место для сеанса: она притаскивает, как мупавей, здоровенное кресло и начинает усаживать своего терал певта,  итттересуясь, удобно ли ему Немного флегматвчний тералент

не успевает даже очухаться от той скорости, которую она ему навял зывает. присев на скамеечку у его ног, клиентка многословно жалу- ется на своего мужа, уже лен первый раз на этой группе излагая мно- гочисленние обиды  в его адрес: он не ценит ее по достоинству,  не приносит денег в семью,  забыл про цветы на 8 марта и т. д. В экспе- рименте она прямо говорит мужу про обиду и гнев, от души ругает его и с остервеневием лугтит не только  подушку, но и  тералевта,  ко- торого вибрала в качестве проекции своего мужа (на ретрофлексию гнева совсем не похоже,. Вначале она весьма Энергична, во вскоре  устает, и признаки физического недомогаквя становятся еще замет-

нее. Ничего нового для нее при этом не ттроисходiгг она раслвсьтвал ется, что воспровЭводит  сцену ?обычногоо  ежедневного  скандала, которие ее измативают. Тералент предлагает ей показать самой, что делает ее муж, и представить себе, что он при этом чувствует.  В роли мужа она медлительна, спокойна и переживает  скорее растерянность: стесняется поведения сулруги?  и просится полежать. илиевтка момевтально мевяет роль и бросается его укладывать?       укутывал ет, только что не поет колибельвую, после чего разражается градом упреков, с лейтмотивом:  4иак всегда! Что за слабак?. дав отреагил ровать, терацент просит ее вернуться в роль мужа,  чтобы немного прояснять проекцию. i з роли мужа вьиясняются некотори е подроб- ности: он стесняется ее родителей, на глазах которых разворачива- ется сцена. о н   устал на работе  и от упреков, к которим, впрочем,

привик, и счйтает лучшим способом уйти от безнадежной для него


206                                         Теория $В?                                                

 

 

ситуации бегством в постель. ?Укутывание$  и нявчаиие переживал ет как докуку: он обвжен и предпочел бы, чтобы она оставила его в покое Что же до растерявности, то, по его представлениям, он дела- ет для своей жени все, что может, и ве особенно понимает, почему она этого не ценит. он не понимает, чего она от него хочет, В ответ клиевтка снова принимается ео браввть и требовать инициативи. по сути, она все время ведет себя с ним, как взрослый с ребенком, или ругает, или вявчвт. Тератiевт предлагает ей занять по отноше- нию к нему другую  роль и дать ему знать, в чем она нуждается, с детской позиции: попросить. i вот тут женщина попадает в тупик. В ее картине мира по-детстсв просить  бессмыслевво:  мама, с кото-

рой она живет, эвсе и так знает и готова все для нее сделать.. Но мама теперь не делает, так как говорит, что делать это  обязанл ность мужаь. Муж должен сам понять, в чем она нуждается: что она устала быть взрослой; тго он должен, когда она хворает, подо- тквуть ей одеяло и спеть колыбельвую песенку.. iменно это она питается ему обгяснить, эпоказивая правильное поведение собл ственным примером.. Щальше, по ходу сеанса, идет разведенве фи- гур мужа, мами и ее самой, и проясвяется механизм ретрофлексии просьбы и проекции потребности.

Ни не будем здесь останавливаться на работе с профлексией технически он не отличается от работы с проекциями  и ре‘гроулекл сией. Стоит только помнить, что ретроулексируются далеко не толь- ко проявления агрессии; ккчугь не реже регроулексвруются прол явления страха, стьхда, жалости  и т. д.

 

ЭГоТМэМ

Все предыду5ие солротивзенвя мы рассматривали как деуекты  границы, или временное отсутствие уункции згв  способности дел лать истинный выбор, увравдятг своим  поведением. i вот на тебе: оказывается, что гвкергроувя Эго, или осоЭаавный контроль своего поведения, ничуть не более приятний деуект граю5ы и может ли- шить меня законного удовлетворения в последний момент. Предл ставьте себе сцев когда все предварительные действия завершени,

эя.  и .ти. рядом и фивали.ий контакт,  требую5ий раствреНия

границ и между нами, уже совсем бяизок. i тут на сцене появляется


 

внугренвий наблюдатель, которий желает осознавать в тнроиСходял


5ем все до последней кадельки.


помедленнее, шепчет он, я еще

*


не во всем разобрался.  Поосторожнее.  Всякое бивает. Так, теперь ти

готов. давай. Только диши ровненько... Все ли делаешь, как хочешь? Теперь обрати внимание на партнершу.. Рравкяйсь!?‘  Не буду про-

должать это нетiриглядкое описание; ми питались проиллоострирол

вать, что возможность  приостановить, или блокировать,  столь чае- мий контакт все-таки есть, даже в последний момент. действие уг- ратило сповтанвость;  вместо контакта с другим продолжается общение самого с собой, с собственными представлениями, с кото- рими человек в слиянии.  даже если ему удастся провести встречу

на висшем уровне  блестяще   а почему би и нет, раз он  все так


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь