Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роговоркой и т. д. , . вто может  лечь в основу терапевтических гитто- тез и служить  основой  построения  дальнейШих экспериментов или



привести к модификации самого колтинуума осознания. Например, можно предложить все следующие фраз и сопровождать эмоционазь- но насищенной  добавкой: Я чувствую, как голова давит на плечи,  и чувствую себя одиноким, Я вижу оургу за окном,  сльззу Шум венти- лятора  и чувствую себя одиноким. Я понимаю,  что вокруг меня

сидят люди, мне кажется, они чего-то от меня ждут  и я чувствую

себя одиноким...,.  Такой прием помогает сориентироваться,  что именно из потока  сенсорного  или когкитивного опита  в наиболь- Шей степени участвует  в построении  значимой  фигури.

iной  раз сам по себе этот прием оказивается достаточним для того, чтобы идектиуицировать и изменить (за счет доведения до тро- теска, повторяюШиеся патгерни  поведения. Например, представьте себе монолог . Я сижу здесь, и я знаю, что я  маленькая и нелепая. Я вспоминаю,  как сидела  на уроке а первом классе,  и я знаю,  что я  маленькая и нелепая.  Я гляжу в потолок  там ничего  нет,  и я знаю; что я  маленькая и нелепая. Я вижу твои глаза, они кажутся мне заинтересованными  и я знаю, что я  маленькая и нелепая.  Я вижу ч-го все уже легли, и вижу всех сверху  и я знаю, что я  ма- ленькая и нелепая.  Нне обидно,  что меня не слуШают,  я здесь по-


250                          Процесс  Гед,ТальТ-ТераЯИИ                               

 

 

чти самая старшая, у меня хватает жизненного  опыта  и я знаю, что я  маленькая и нелепая.... С некоторой вероятностью, рано или поздно, клиент найдет нечто 4нелепое, несообразное в том, как 4эа- езженная лластинкаг  применяется им на все случаи жизни,  сол арикоснегся с ?жестким? участком своей граници.

iногда за счет этой работи удается заметить модальность созна- ния, которая упорно отсутствует в потоке  осознания: например, те- лесние ощущения или слышаюое, гтго помогает залодозрить 4дири в личноста,, о которих писал перлз.

 

2. вкслермменюи, направленные ко актуализацмю

 

Сюда ми включаем предложения тералевта, направленние на ак- туалвзацию и акслрессивное проживание  в <здесь и теперь. много- численних событий, имеющих место  <там и тогда.. В основе любой

из техник, предусматриваю5их данное направление, лежит проигл рывавие  осознанное перепроживакие, воплощение в действие, по- зволяющее прожить ситуацию более полно и интенсивно.  За счет Этого удается получить доступ к тем ощущениям и чувствам, кото- рие забити, подавлены, или же к тем, которие человек просто не

успел 4почувствовать в динамичной и тягоствой ситуации. Ни уже

писали, что мысли значительно опережают по темпу чувства и тем

более ощущения, и часто воспоминания представляют собой <уотол альбомо, которий человек рассматривает в диссоцгл<ровавной по- зiщви. Ситуация не может быть переделава  история не имеет об- ратного хода,  но 4восставовлекие в праваж  чувственного и эмо- ционального материала позволяет ее по-настоящему завершить и отлустйть в уон.

Актуадизацией и драматвзацией стоит заниматься только после

того, как заявка или уокус интересов клиента на данний момент цроясневи. Само ароясневие заявки предусматривает осознание фи- гури потребности  желание исследовать или изменить что-либо в своем поведении, получить помо5ь в какой-то  конкретной сфере или

что-то еще. Так или иначе, клиент вступает  в фазу кооггактинга, где

рассматриваются фигур и  окружаю5его мира и отноШения с ними.

Нам желательно понять, кто выступает в качестве  основних фигур окружающего мира (см. параграу З данной лекции , . В зависимости


 

от этого ми будем помогать клиенту  воссоздать вподручними средл ствамю  с помощью членов группи, терапевта, переходних  объек- тов или в технике  монодрами  ту ситуацию, которая наиболее  ак- туальна.

А.  Если сама эаявк а эвучит ретрофлексивчЫм обраэом, типа: хОчу понять, как я ссорюсь сама с собойз,  алы iхочу иэмечмть самооцеику в... сапуацаях,  более реэонним представляется начинать с эксцли- цитною воспроизведения  внутренней сцтуацви?  здесь, сейчас...

и с самим собой.. Раскритие комплекса ретроулексявньтх  пережи- ваний поможет раскрепостить блокированную  энергию, дав возмож-

ность перейти  от емислей по поводу . к телесним ощущениям. iног- да ми сталкиваемся с полярними сторонами жизни клиента и мо- жем амплиуяцировать (усилить, сделать вивуклими, обе вэ них. Возможность хоть иногда .прожить до конца обычно подавляемую полярность позволяет узнать кое-что о своих имлульсивних (непро- извольних и неотвяЭных)  действиях и сделать их осознаваемими, а,

следовательно, контролируемими.  Нередко после такого рода экс- перимента всплывает важная незаверШенная ситуация из проШло- го, связанная с фигурами  из внеШнего мира.

Б. Есла эакаэ яредусгчатриваетв конкретную жиэненную сивщащао

и достаiлоччо  яочяярю,  что в ней пршсовЫвает в,яемаiiие кiтеюяа,  яю

одной иэ стратегий  вЫбора будет актуалиэация  текущей жиэненной

ситуации .сейчас там, то есть эа пределами кабинета.  Это может реалязовываться в монодраме (когда клиент по очереди играет роль всех персонажей  своей истории , , но чаще на роль участников действа Гхрявлекаюгся член и группы (яли тералент). при этом иногда их ви- бяраег сам работаю5ий  и .яницяяруег? в более или менее псвходра- матвческом ключе, а иногда сами участники выбирают для себя те яли иние роли (см. раздел  4Гештальт  в грутвтах,, после чего взаимодей- ствуют   в более яли менее строго заданном  клиентом способом. Важ- но не забывать предложить 4протагояясту?, лрекле чем изменять  в сцене нечто  в желаемую для него сюров тюбить во всех ролях своей драми, а затем вернуться в свою.  вто позволяет  иногда  не только ра-

с проекциями и присвоить  некоторьте из них, но и взглянуть

на до боли лрявьтчную ситуацию с новой точки зрения.

Необязательно воспроизводять ситуацию буквально, можно вос- пользоваться метауорой. Например, если клиент оброявл,  что про-


252                              Процесс Гештальт-терапии                                         

 

 

исходит  очередная  СвМнСкая сцена, то можно  разиграiъ эту драму

.из жизни свивей, диких или домашнИх, по вибору, построкв соот- ветственво  хлев, кормуШку и т. я. Возможно такие предложить  рал

зытрать ситуацию в нескольких .жаарах .   по очереди как iраге- дню, фарс, водевиль и т. д., что помогает снять налет еромавтичесл

кого трагизма. и сделать ситуацию более доступной для осознания,

одним из виборов может быть моделирование основных аспек- тов свтуании на материале актуальных отноШений с тералевтом или участниками группи (см. еповторяющиеся  паггерни поведения

клиента).

В. Реанэювшиг (драматическое  воспроизведение  ситуации и зна- чимих отноШений прошлого  е-гам и тогда, во многом похож на аюуализацию теку5их событий. В отли5е от нее мы редко на стар- те терапии имеем  непосредственный заказ на реконструкцию собыл

тий далекого прошлого, за исключением тех случаев, когда клиент находится под воздействием вульгаризкровавкого етелевизиовi- юго психоавалкза или начвтадся соответствую5цй литературы. Кав раз в этих случаях яускаться в реэкэктивг довольно бесполезно лучше сначала выяснить, для чего  ваШ клиент  этого хочет. Если ов занят епоисками причины причин своих несчастий, то, скорее всел го, не только будет опираться на собственные представления о сол бытиях, а не на реальные воспоюекавкя, что сделает работу  абсо- лютно надуманной, но и в результате  соверШенно уверится в своив идеях. вто може)г привести  не к изменению,  а,  напротив,  к уиксал ции негативного опыта и новому способу самоояравдаввя.  еЕсли а моей жизни был такой кошмар (ивцест),                         может сказать клиент- ка,        то мои отноШения с мужчинами вэгажеви безвозвратное. Отл сутствие собственных усилий ао налаживанию ввтимных отношел ийй будет возведено в ранг закона.

ииыыи клвевтами движет уавтаствческая мысль, будто переде. лав свое прежнее поведение  в сеансе, в симнолической или псеидорл еалисгической уорме, они юмекят ход своей оююрии. Например, езал бвтаяо  матерью клиекгка никогда ей ве возражала и сейчас крайж кедовольна собой  аятялетвей. она хочет 4вервутьсяе в яяткдег- вий возраст, Всяомвкгь сцену глубокой обиды и еваярямую сказата матери все, чего та заслуживалае.  Она и сейчас епод каблукоме у мал тушосв и яредяочкгаег ей ве перечить. Вместо того чтобы разговари


 

вать о детских обидах с реальной сегодняшней  матерью и рисковать онарваться.,  она предпочитает разыграть уавтазию, то, чего никогда не было,  да и, с учетом характера  и отношений  обеих, случиться  не могло. Она не может ясно обгяснить,  на что она рассчитывает в рел зультате такой работы,  но предполагает, ?ггго если би она Это сделала, то отношения  сложились  по-иному.. Вне зоны осознания  путанил ца во времени, и стои-г заниматься  не реЭнЭктиигом, а возвратом очел видного. Всли бы она сделала Это тогда  очень вероятно, отношения бьыи бы иными,  Этой проблемы могло бы не су5ествовать. Трижцьт бы.. Но коль скоро проблема есть сейчас, то и разрешена она может быть  только в ее сегодняшней, взрослой, позиции,  а не из роли гбел зответственного, дитяти. Попускать такой ?реЭнЭосгивг.  значит пол

могать клиентке  в невротическом  самообмате.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь