Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И ми не будем здесь специально заострять на них внимание. К ви-



тальним потребностям примикает группа попребiоспей ‘безопасю iоспа-: защапа оп бола, страха, гнева, неустроенности, но в от- личие от них возникновение  потребностей безопасности носит апе- риодический характер.

Следую5ая группа потребностей направлена на виживание  чел ловека среди людей; Это попребiоспа в социальнЫх связях. iх удов- летворение столь же необходимо для выживания, как и реализация предыду5их.  иак пишет Наслоу, лиШенний любви ребенок будет болеть  так же, как ребенок,  в пище которого не хватает витаминов. он  включает в Эту группу потребности в принадлежности (соци-

альном присоединении и идентификации), в любви, нежности.  Род- ственной является группа потребностей В самоуважечии*: сюда Маслоу включает попребiоспа в достижении, приэнании, одобрении. Зачастую именно потребности двух последних групп мотквируют поведение и являются его субъективним критерием  в виде стремл ления к чему-то, жажды, желания, о5у5ения нехватки. Маслоу оп- ределяет их как потребности  деуицита, проводи прямую параллель между степенью их удовлетворения  и здоровьем.

при наличии свободы выбора человек предпочитает преодолел ние этого дефицита удовлетворению всех других потребностей.


296                           Процесс                                                            

 

 

при неудовлетворенности  потребностей из группи социальных, присутствует не всегда осознаваемое влеченио к их реализации. оно может переживаться как чувство обделенностн, напряжение, ощу- щение вустоты, боль утрати или возбуждение предвкуШения. при отсутствии осознавакия подобние чувства часто оуормляются как болезнь (невроз, или псвхосоматическое расстройство,.

дефпцпт соэдает в оргаiазМе вустотЫ, которЫе должн Ы бЫтi

эаполiлень л ради сохранения эдоровья, причем i е самим субеювом, а другими человеческими существами, иэвне. Это делает человеческое су5ество принципиально не самодостаточним, и у новичков часто вызывает недоумение, вступая в противоречие  с перлзовским прил зывом к .опоре на самого себя,. iмеется в виду что человек спосо-

бен осознавать, от кого реально он имеет Шанси  получить то или

иное принятие (опираясь  на свои знания и опит,. он может актив-

но добиваться любви, уважения и признания, используя свои  силы

и возможности, а может пассивно  ожидать  их от окружения или ма

нипулировать им, становясь  больним (искать опору в долженство- ваниях, которие привисиваег окружающим,. Человек может потер- петь неудачу со своим избранником, пережить горе и сменить обгеко

а может  4остановиться в отчаянии,  считая  само собой разумею5имл

ся, что окружаю5ий мир виноват  в его несчастьях. В любом случае

осознание как своей потребности в близости, так и внеШнего источ- ника ее реализации зачастую помогает людям рискнуть и предпри- нять более атсгивние шаги в Этом направлении.

iменно потребности данной группы во многом организуют вок- руг себя человеческую жизнь. Неудовлетворение их переживается

как более или менее тягосткое напряжение, порождает тревогу и не- довольство. Неудачние попитки реализации приводят к длительл

ной фрустрадии;  если целенадравленньтм и успеШно  завершеквым поведением удается реализовать потребность  прекрасно: на этот краткий миг человек испитивает радость, освобождение, субгективл

ное пережявалие расширения. К сожалению, затем потребности  рас- сматриваемой группи скоро уходят в уон и снова возвращаются пс вроШествии времени или в новой ситуааии.

Благодаря Этому человек почти все время живег в условиях  на- пряжения, радуется только на пике достижения  цели и  переживает

отчаяние от бесполезностя затрачяваег4ых усилий. Ни знаем это пс


 

собственному оггьггу и часто можем  увидеть,  как люди гибнут за на- гради и признание того или иного рода. Нет ничего удивительного в том, что многие начинают бояться или ненавидеть свои  импульсы подобного рода, особенно когда снова и снова страдают от разочаро- вания.) отсюда идея укрощения или подавления импульсов и жела- ний, вспливающая в философии,  теологии и психологии на [бротя- жении человеческой истории: от философии стоиков  и .восьНерич-

ного пути спасению Буддьт Гаутамы до теории инстинкгов фрейда. Ведь если потребность  стремится ликвидировать самое себя, то луч- Шее  избегать желаний  как такових. В пределе мы приходим к фРей- дОвСкОМУ 4стремлению  к смер)ги..

iтак, потребности ?деуицита, мотивирующие к целенаправлен-

ному поведению,  относятся  в больШей мере к  числу потребностей

самосохравения. вто периодические потребности, обслуживающие социальный гомеостаз, являю5ийся  их мерилом  и целью, В силу Этого именно данная группа потребностей обеспечивает вас ассор- тиментом зависимостей и букетом враждебных чувств к окружаю- щим.

особенно это справедливо для тех, кому в жизни еще никогда не случалось пх полностью реализовать (подростковий кризис са- моидентификации и принадлежности,,  и тех,  кто уже не может рассчитивать на их удовлетворение (пожилие люди, переживШие близких,. Если опит любви, доверия, принадлежности имел мес-

то в жизни и является присвоенним  или удовлетворение  в прин- ципе возможно, возникновение напряжения этой потребности проживается гораздо легче: если у меня достаточно еди, я встре- чаю пробуждение  аппетита с радостью; если меня любили, то я

верю, что и в нових отноШениях у меня получится;  если проШлий сеанс был успеШен, то следующего  я жду с предвкуШением нових откритий и т. д.

К психотерапии чаще всего прибегают люди, страдаю5ие от бо- лезней деуицита, и ми стараемся организовать ситуацию так, чтоб они смогли добиться  получения позитивного опита удовлетворения какой-то из фрустрированних потребностей (для Этого хороШо би знать, какая наиболее актуальва) и встречали  ее пробуждение вдаль- нейШем с больШим Энтузиазмом  и меньШим страхом.  подчеркнем, что задачей терапевта  является именно создание условий, чтобы че-


298                              Процесс  ГешТальТ-ТерапИИ                                      

 

ловек сам смог этого добиться,  а не априорное  4снабжеШбе.) их всем необходимим. для  Этого мы обеспечиваем симпатию, проявляем уважение к сопротивлениям, поо5ряем активность и т. д. Группо- вие занятия многим восполняют дефицит поддержки и принадлеж- ности; тогда человек может лучШе осознавать  свой дефицит,  и его поведение становится более целенаправленним и гибким.

Третья группа потребностей направлена на самоактуалиэацию, самореалиэацию и творчество как тааковое.  iмеется в виду реализал ция своих потенциальних возможностей, способностей, талантов, более полное позвание. Такие потребности иногда называют висШи-


ми или духовними.


их числу относят потребности в красоте,  гарю


Моюлл, целостности, исследовании, компетентности и т. д. при твор-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь