Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Потребностях, в отличие от группи потребностей дефицита.
ческих К появление импульса встречается с радостью, доставляет удоволь- ствие, и человек ждет его появления. удовлетворение ведет не к де- зактуалмзации потребности, а к разжигакию аппетита, например, уз- навать новое, разбираться в людях, рисовать картини, соверШенство- ваться в профессии, то есть удовлетворение потребности не снижает, а повиШает мотмвацию. деятельность по их реализации нецеленал- равленна (если знаеШь, что на последней странице, любопитство угасает, художник не программирует свое полотно и т. д. , , и удов- летворение достигается от процесса, а не от результата. 4Самореа- лизую5иеся? люди значительно счастливее других, вистраиваююцих свою жизнь вокруг дефицита, ведь они получают удовольствие в длительном процессе, а первие в краткий миг достижения цели, результата, сброса напряжения. В пределе, если человек проживает жизнь в стремлении попасть в рай, он всегда в напряжении, недоста- точен, греховен и удовлетворение возможно лиШь за пределами бытия. Если ему хочется становиться все более хороШим человечес- ким существом, то он не определяет окончательних критериев и ра- дуется, делая то, что ему представляется хороШим и разумным. Если в качестве приоритетной выбирается творческая задача, то аспекти целенаправленной вспомогательной деятельности вроживаются тог- да гораздо менее тягоство; отчасти здесь помогает установление бо- лее крупной потребности или более долгосрочной мотивации. при- знание потребности стать приличным психологом, или художником, или вистрокгь счастливое суг5ужество заведомо предполагает дол-
гие годи жизни и в значительной мере зависит от самою человека, а не от его окружения. Тогда действия, направленние на вспомогатель- ние цели, зависимость от окружаю5их, неизбежние еобломы?, в целостной структуре переживаются как подчиненние общей зада- че, осмисленние, они утрачивают енеотложность, и трагический компонент. iной раз в терапии имеет смисл обсуждать весьма отдал ленные планыг это помогает человеку с терпением и мужеством пе- реносить неизбежные тяготы и риски при реализации сегодняшних дел. Нотив развития личности толкает человека к далекой, а зачас- тую неосуществимой цели. С одной сторони, Этот мотив нередко виглядит как невротический, не способствующий ютворческой адаптации, слиШком больШое ударение на .свободном творч- естве и слиШком слабое ена адаптацию. Это вполне может вос- приниматься как ебегство от реальности,. С другой стороны, он присущ человеку .в норме; как здоровий ребенок хочет расти, раз- виваться, изменяться, играть, так и здоровий взрослый, неосмот- рительно пускаясь в авантюру, находит в этом пользу и игру. Ко- нечно, человеческая мудрость чаще всего плод решения обычных нужд и проявляется ради необходимого. В невротическом улете от реальности ми можем виделить два компонента первий безопас- ное виражение незаверШенной неосознаваемой ситуации: это гиган- тские планы, заместительная деятельность, самомнение, прикрива- ющее глубоко уязвленную самооценку и т. д. Но есть и другое: не- удовлетворение от собственних ограниченних рамок, желание измениться, не зная толком, в какую сторок потребность в нових переживатшях как такових; отсюда опрометчивые приключения, которие сами по себе могут бить очень нужными и ведущими к ин- теграции, а как еопрометчивие.) трактуются сторонними наблюда- телями, которие сами могут быть ограниченними невротиками. Без толики опрометчивого безумия нет поЭзии и рь5арства. В этом смис- ле чистое, бессмисленное творчество удовлетворение жизненной потребности, позволяющей уйти от постоянного напряжения и пе- ревести дихание. поэтому в терапии ми поощряем стратегии при- нятия рискж призиваем клиентов экспериментировать на границах дозволенного для них; фрустрируем легкое и ттривычное, чтобы мож- но било испробовать новое (не столько ради новой стратегии, сколь-
ко ради самою вкуса новизны); раскачиваем стереотипы; позволял ем безумные решения; ведем х-рутшы лвчностного роста для здорол вых; и5ем резервы в каких угодно творческих увлечениях своего клиента. Отчасти работал на создание климата доверия и безопасности, мы тоже способствуем проявлению потребностей из Этой группы. За5и5енный ребенок, как и взрослый, ча5е сповтавно проявляет интерес, любопытство; даже когда ему не надо восполнять деуицит, он стремится пробовать свои силы, идти дальше, участвовать, играть, удивляться. Что ею тормозит? Страх, боль, которые усиливают прил влекательность безопасности. Мы сталкиваемся здесь с левиновсл ким конуликтом и рода; между привлекательностью и страхом. Тал ким образом, если мы хотим, чтобы развитие и творчество стали привлекательными, нам придется позаботиться, чтобы потребность в безопасности, хоть до некоторой степени, была удовлетворена. Несмотря на то что творчество является неотьем.вемой частью детского поведения, известно, что ча5е к самореализации и осол знанному творчеству как таковому становятся способны взрослые, зрелме, а также пожилые люди, когда опыт реализации потребносл тей ?деуицита?г уже нажит. них стремление к одиночеству, исслел дованию и пребыванию наедУине с собой больше, чем к пребыванию среди людей; их задачи скорее разрешаются в медитации, нежели в психотерапии. Энтузиазм к внешним достижениям падает, и ?вклюл ченность-, переживается зачастую как докука. Они редко обра5ал ются за психотерапией. Тем не менее провести обособление между ?самоаосгуализирую5имисяо личностями и прочими людьми невозл можног ведь с течением лет и сменой окружения приходится выстл раивать новую идентичность, искать новую любовь, заново подтверл ждать свою ценность. Потребности деуицита никогда не исчезают окончательно, как никогда не умирает евнутренний ребевок? и сподл ростоке во взрослом. Можно говорить скорее о тенденциях, становл лении, нежели раз и навсегда признать чёловека самоактуа.яизирол вавшямся и успокоившимся. Следует отметить, что в процессе сал мореализации люди начинают становиться все более непохожими друг на друга (пресловутая юнювская ивдвввлуация) и обретают все большую независимость от окружаю5их. Ввиду зтою они ча5е ведут себя демократичнее и доброжелательнее, чем прежде, жаль
только, что наШими клиентами оказываются довольно редко. Впро- чем, иногда нам везет: как раз на реализацию творческих потребнос- тей нередко накладивается внутренний запрет, так как важно бьггь как все: не проявлять отличий, не отрываться от коллектива, зне заноситься, творческие потребности оказиваются в конфликте с социальними.
ИерархИЯ поТребноСТеЙ
К какой би группе потребности ни относились, человек не может удовлетворить несколько потребностей сразу. В норме человек спо- собен вибирать, какой из своих потребностей в каждый данний мо- мент отдать предпочтение: он вьтстраивает приоритети, иерархию, решая, какая из потребностей неотложна, а какую можно реализо- вать потом; какая реальна в данной ситуации и ему по силам, а реа- лизация какой приведет к нежелательним для него последствиям. ИМенно н ЭТоМ значенпп н Гештальте упопребляепся термин иерар- лия тютребiюстей эпо способность к раэличению а вЫбору. ГеШ- тальтист и не придерживаются точки зрения А. Наслоу и др. пред- ставителей гуманистической терапии (iльин, 2000; Хекхаузен, i986,, вьтстраивающих единую иерархию потребностей для всего человеческого рода, разделяя их на знизШие, и евисШие. iерар- хия потребностей у каждого своя. Более того, хотя человек имеет закрепивШиеся приоритети и ценности (и это делает его уникаль- ной личностью , , собственная иерархия потребностей не представ- ляет собой чего-то, раз и навсегда заданного. Так же как а)чагепев, она су5ествует и гибко изменяется в контексте психологического поля; в противном случае она становится частью зжесткой, фикси- рованной границей личности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы