Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава VI. Пастырь-душепопечитель
Протоиерей Михаил, хорошо знавший владыку Зиновия, отца Андроника и отца Серафима, — старцев, находившихся в духовном общении с юных лет и прошедших вместе монастырские радости и скорби, пишет: «Три старца — но у всех разный подход к людям и делу. Владыка Зиновий выделялся своим административным положением и своей архиерейской властью. Отец Андроник — всем раб. У него на устах, как и у Серафима Саровского, мой милый, мой дорогой — Христос Воскресе! К кающемуся грешнику обращался с любовью и с большой снисходительностью, давал посильную епитимию, а остальное брал все на себя. Таким он был в монастыре, в заключении и вне монастыря... Старец Серафим к кающемуся грешнику подходил более строго, более требовательно. Но простой народ всех их любил одинаково и воздавал им своею любовью каждому по достоинству». Католикос-Патриарх Илия II 12 ноября 1985 года во время проповеди в Александро-Невском храме провел параллель между большими и малыми сердцами. Он сказал, что если у человека малое сердце, то оно не способно вместить в себя даже своих родственников и родных. А митрополит Зиновий имел «большое всеобъемлющее сердце, могущее вместить многих, которое и вмещало в себя всех, кто приходил к нему с нуждой и за советом. Каждый получал облегчение и удовлетворение после общения с митрополитом Зиновием, потому что Владыка сопереживал приходившим к нему и отдавал каждому часть своего сердечного тепла, а благодать, источаемая Владыкой, заставляла многих людей обращаться к нему. Илия II сравнил владыку Зиновия с неугасимым костром в лесу в холодную зимнюю пору, когда замерзший путник, обреченный на гибель и потерявший всякую надежду выжить, заблудившись в лесу, вдруг видит костер, приблизившись к которому, обогревается и дальше с верой и надеждой продолжает свой путь». Когда владыка Зиновий и отец Андроник беседовали о том, как в тех или иных обстоятельствах применять к людям строгий церковный закон, отец Андроник «всегда советовал владыке придерживаться заповедей Господних: любить всех, даже врагов. А относительно служебных обстоятельств, которые встречаются в деятельности священнослужителей, руководствоваться той ситуацией и той практикой, с которой уже встречались древние отцы и выходили из трудного положения согласно Церковному Уставу и Канонам Церковным». Кетеван Захаровна Нуцубидзе, вспоминая о владыке, говорит: «Считаясь с убеждениями других, он никогда никому не навязывал своих убеждений. Он без слов помогал человеку разобраться в путанице, заблуждении и своим скромным образом жизни, своей всепрощающей любовью подтверждал всю истинность христианского вероисповедания. А силу его благословения и молитвы всегда так явно испытывали на себе, что при острой нужде Шалва Исаакович говорил: "Беги в телеграф! (то есть в церковь к владыке)"». Келейник владыки рассказывает: «У нас всегда было много гостей. Люди к нам приезжали со всех концов страны. Нет такого уголка в Союзе, откуда бы не приезжали к нам священнослужители и просто верующие миряне. Отличали владыку Зиновия простота и обходительность. К каждому человеку владыка мог найти подход, каждого мог утешить, дать требуемый совет». Однако доброта владыки не мешала ему быть справедливым и строгим к намеренным беззаконным поступкам людей. «Будучи в свое время духовником Ольгинской обители в г. Мцхета, он как-то не допустил до причастия саму настоятельницу обители Ангелину, позволявшую себе грубые выпады по отношению к священникам. Тем самым он усмирил ее строптивый нрав и привел к покаянию». Владыка Зиновий являл собой пример евангельского служения ближним. Его слова имели необыкновенную ценность для слушающих, и люди старались внимать каждому слову старца, жить согласно его словам, понимая, что это словеса Божии. Он подходил с рассуждением к каждому случаю и давал совет в зависимости от той обстановки, в которой приходилось жить конкретному человеку. Он стремился к тому, чтобы каждый, кто к нему обращался, получал духовную пользу и утешение. Клавдия Буртовая (село Троицкое Ростовской области) рассказывает: «В начале 1980-х годов у меня сильно разболелись ноги, и я уже не могла выстаивать службы. Меня благословил настоятель поехать на курорт к морю, но перед этим я и Параскева решили заехать в Тбилиси к отцу Виталию. Тот сразу направил нас к владыке Зиновию, получить от него благословение. Владыка сказал: "На первой неделе поговеете, на второй пособоруйтесь и причаститесь — вот и будут вам курорты". Мы исповедовались у отца Виталия, он же возил нас по святым местам Тбилиси, побывали и на источнике святой мученицы Шушаники. После этой поездки в Тбилиси мои ноги перестали болеть». Все эти случаи поистине можно назвать проявлением милости Божией по молитве любящего сердца владыки. Ведь истинное чудо — это ответ Бога на нашу любовь. Многие из тех, кому посчастливилось общаться с владыкой, приходили к вере. Осуществлялось это самыми разными путями. Врач- хирург Г. А. Гзиришвили, будучи еще молодым доктором и работая в клинике своего отца, был им направлен к больному владыке Зиновию, чтобы наблюдать за ним. Встреча со старцем произвела на него неизгладимое впечатление. Из-за того что владыка Зиновий был сильно болен, встречи их были частыми. Гиви Александрович пишет: «Знакомство с Владыкой пробудило во мне огромное желание быть крещеным, тем более, что Владыка сам предложил быть моим крестным отцом. Так и совершилось мое второе рождение, то есть Крещение в декабре 1957 года. Мне тогда было 30 лет. Он стал моим крестным отцом и самым близким человеком. После крещения моя личная жизнь изменилась, я стал совсем другим человеком. Самые сложные хирургические операции удавалось делать весьма успешно, с хорошим результатом. Помню больную в тяжелом состоянии, которая была прооперирована мною по поводу рака почки и выздоровела. Она и вся ее семья не знали, как благодарить меня. Они были русские, и я их направил в церковь к владыке со словами: "Мои успехи зависят от Бога и от моей веры"». Как пастырь, знающий своих овец, владыка стремился каждому помочь. Если к нему обращался за помощью больной со своими жалобами, а у владыки был знакомый врач, то он направлял его к этому врачу. Это подтверждает и Г. А. Гзиришвили, который в своих воспоминаниях о владыке пишет: «Больных, которые приходили от имени владыки, я лечил бесплатно, во имя Бога. Владыка был этому рад». Николай Ляпин, долгое время бывший келейником владыки, вспоминает: «Его часто посещали прихожане. В любое время без отказа он принимал людей, которые шли к нему за советом. Он был отзывчивый, очень добрый, никогда не был равнодушен к чужому горю, всегда помогал каждому словами, советами, делом... Соседи все очень любили и уважали его. Все церковные правила выполнялись строго». Как пастырь-душепопечитель владыка Зиновий личным примером показывал, какие должны быть отношения между пастырем и паствой. «Первое, что обращает на себя внимание — это его глубокое смиренное сознание, что он — ничто, а через него действует благодать Божия, изобильно подаваемая ему по вере приходящих и обращающихся за духовными советами и наставлениями». Своим духовным чадам он говорил: «Вы и сами знаете, что я из простых людей и не заслуживаю о Господе внимания, но, по заповеди Божией, я обязан давать советы приходящим людям, находящимся в затруднениях». Владыка часто повторял «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), так как это необходимое условие в деле всякого благопоспешения. За свое служение людям старец Зиновий получил от Господа дар духовного рассуждения. «Его наставления всегда были правильными и поучительными для нас, — говорит Н. Б. Ляпин. — И люди всегда были благодарны ему».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы