Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава V. Пастырские качества



 

Гонения начала XX века по своей чудовищ­ности и силе сопоставимы, наверное, только с гонениями на христиан в первые века. Подобно многим мученикам за веру, отец Зиновий был без вины арестован и почти пять лет находился в за­ключении, в лагерях, где перенес многие прите­снения и издевательства. Он не закрепил своего мученичества кровью, но претерпел достаточно скорбей и страданий.

Владыка неоднократно подвергался арестам и был в ссылке. Своим смирением и терпением он завоевывал уважение как у заключенных, так и у надзирателей тюрем, следователей и судей.

Отец Георгий Пильгуев пишет, что никогда не видел владыку Зиновия, отца Андроника или отца Серафима раздраженными, недовольными. Всегда у них находилось теплое слово для веру­ющих, «в радости — радоваться вместе, в скор­бях — понимать свои скорби, но не падать духом. Они все тяжести житейские перенесли достойно и достойно отошли в жизнь вечную».

Отец Виталий говорил: «"Владыка Зиновий на­учил меня катиться круглым камушком ко всем людям", — и проявлял великую любовь и терпе­ние, чтобы привлечь человека к Богу, пробудить в нем желание спастись в вечной жизни».

«Митрополит Зиновий был человеком высокой культуры. Он много читал, особенно любил книги, посвященные Церковной истории, архитектуре и иконописи».

Владыка был кротким и смиренным. Приме­ром своей жизни он учил других тому, как на­до жить, как надо любить Бога. Люди, видя его простоту и смирение, стремились к этим добро­детелям. Пастыри Церкви Христовой учились его духовности, старались достичь ее и в своей деятельности. Протоиерей Михаил Диденко пи­шет: «Его простота, кротость и смирение стали и у меня нормой поведения. Та духовность, кото­рую я почувствовал за первой его Литургией, во время моего знакомства, стала вырабатываться и в моем сознании, во всей моей пастырской дея­тельности. В нем чувствовалось воспитание того монастыря, в котором он прошел все послушания до принятия священного сана, и это послушание проходит красной нитью во всей его жизни до конца дней». На нем поистине исполнились сло­на Христа Спасителя: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5).

Отец Александр Чесноков вспоминает: «Он ни­когда ни на что не роптал. Рассказывал в основ­ном с радостью даже о самых трудных годах сво­ей жизни, никогда никого не обвинял и не ругал, и было видно, что он давно все принимает, как от руки Божией. Он общался с Богом через молитву. Владыка Зиновий так возлюбил Бога, что ему уже было “легко", он был ко всему готов. Он полно­стью исполнил заповедь Иисуса Христа: Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 19)». Преподобный Зиновий любил Бога и каждого че­ловека. Каждый, даже просто переговоривший с ним, уходил от него духовно удовлетворенным и чувствовал, какая благодать исходит от старца.

Отец Александр рассказывает также, что «бе­седы владыки Зиновия, преисполненные истин­ного смирения и в то же время пронизанные твердой уверенностью, согревали сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали раз­ум, приводили к раскаянию, душевному миру и духовному возрождению».. К нему в полной мере можно отнести слова Христа Спасителя: кто сотворит и научит, тот великим наречется в Цар­стве Небесном (Мф. 5, 19).

Вспоминая встречу с владыкой Зиновием, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) пишет, что, будучи еще архиман­дритом, он впервые увидел «сердцем необыкно­венного архиерея — тогда архиепископа русской общины в Грузии. Беседа длилась не более по­лучаса. Но через нее владыка перелил со своей души живую веру на меня».

Кетеван Захаровна Нуцубидзе рассказывает: «Наш дорогой Владыка Зиновий после Святейшего Каллистрата, Патриарха всея Грузии, был един­ственным в духовном мире упованием, надеждой и облегчением в трудные дни для всего нашего семейства и, особенно для моего супруга — ака­демика Шалвы Исааковича Нуцубидзе. К Владыке особенно бережно относились все Патриархи от Святейшего Каллистрата до Святейшего Илии II. Они чтили его как святого и считались с ним. Шалва Исаакович ценил владыку за то, что он столь заботливое попечение оказывал молодым людям, которые всегда во множестве окружали его, направляя их, в первую очередь, на учебу в высшие учебные заведения... Добрейший из доб­рых, владыка Зиновий всегда был рад помочь че­ловеку, при этом часто опережал просьбу, делая это как бы от себя».

Вокруг владыки царила атмосфера духовной любви и благодати, и она благотворно действовала на физическое самочувствие людей и исцеляла их телесные немощи. «Нас особо привлекала его глу­бокая духовность, скромность и всеобъемлющая человечность, простота и ясность в суждении, — говорит Кетеван Захаровна. Первое, с чем влады­ка обратился к Шалве Исааковичу, была прось­ба помочь его молодым воспитанникам получить высшее образование. Эта помощь продолжалась до конца жизни владыки... Мы постоянно нужда­лись в молитвах владыки Зиновия, так как всегда чувствовали живую мощь его духовности. Он был для нас истинным святым, на духовную помощь всегда можно было рассчитывать, надеяться как на посредника со Всевышним».

«Душа священника, — по слову святого Иоанна Златоуста, — должна со всех сторон блистать кра­сотой, дабы она могла и радовать, и просвещать души взирающих на него». Скорби, испытания и болезни владыка Зиновий всегда принимал как от руки Божией. Словом и своим примером он и других учил во всем видеть всеблагой Промысел Божий. «Вспоминая о горестных обстоятельствах своей жизни, он с озаренным лицом говорил, что никогда не скорбел, но радовался испытаниям, непрестанно молился, благодарил свою Небесную Покровительницу за все Ее милости, особенно за то, что Матерь Божия сподобила его прохо­дить церковное служение в Иверии — земном Ее жребии». Люди, видя то, как старец все свое упование возлагал на Промысел Божий и никогда не роптал, старались жить по его примеру.

Кетеван Захаровна также пишет: «С первой встречи навсегда запомнилось, что владыка жил не для себя, а для другого человека, судьба ко­торого его всегда волновала. И с полной отдачей, как духовно, так и материально облегчал он су­ществование его окружающих».

Владыка Зиновий был благородным челове­ком. Г. А. Гзиришвили вспоминает: «Его лицо, голос, каждый поступок был пронизан благород­ством. Таким он останется в нашей памяти и бу­дет жить в наших сердцах всегда».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь