Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава VIII. Отношение к молитве и богослужению



 

Избранный от чрева матери быть сосудом Бо­жией благодати, отец Зиновий не мыслил свою жизнь без Церкви. Он был аскетом в миру. Мо­литвенное правило владыка большей частью со­вершал ночью, а день его с утра до вечера при­надлежал храму и людям. Келейник владыки вспоминает: «Владыка всегда молился ночью. Встанет часа в два-три и молится до утра. Быва­ло, проснешься, скажешь: "Владыка, пожалейте себя, ложитесь". А он ответит: "Иди спи, у меня свое дело"». Ежедневно он присутствовал на всех службах, а на Литургии вынимал множест­во частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком просили помолиться. Если в своей личной жизни владыка отличался простотой и невзыскательностью, то церковные службы он проводил с особым торжеством и благолепием.

Редко можно встретить человека, жизнь которого была бы так неразрывно связана с храмом, как жизнь митрополита Зиновия. Храм — дом Божий, в нем все Божие, все святое, все имеет глубокий духовный смысл. Владыка Зиновий с ревностной ненасытностью жил и дышал постоянной атмос­ферой церковных песнопений, молитвенных воз­званий, сделавшихся стихией его души. Он очень заботился о храме, постоянно поддерживал его в чистоте и порядке. В церковной ограде насадил много деревьев.

Вокруг церкви он собрал монашествующих, которые исполняли клиросное и другие послуша­ния. Многие глинские монахи после вторичного закрытия пустыни нашли себе приют у владыки Зиновия. «Он как бы заменил собой игумена для глинской братии. Одни держались около владыки в Тбилиси при Александро-Невской церкви, дру­гие ушли в горные скиты, третьи подвизались на приходах, и всем он помогал духовно и матери­ально, заботился о них, как отец о детях». Где бы ни находились глинские монахи, они всегда знали, что у владыки Зиновия они найдут помощь и поддержку. Некоторые из них остались в Гру­зии на всю жизнь.

Подвиг непрестанного внимания к себе и смире­ние много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога. Главным мо­литвенным деланием владыки была внутренняя Иисусова молитва, в которой он достиг совершен­ства. Она не прерывалась у него даже во время бесед.

Опытный делатель молитвы, владыка Зиновий, давал подробные указания как проходить этот подвиг людям самых различных положений и в разных обстоятельствах. Старец учил, что стя­жание истинной молитвы в своем сердце требует от христианина большого труда и настойчивости. Он не должен ждать расположения к молитве, но всегда понуждать себя к ней. Перед тем как при­ступить к молитвенному правилу, христианину нужно подготовить себя к нему: удалить все по­сторонние мысли, успокоить чувства и вспомнить о Том, к Кому он обращается с молитвой.

Сама духовная сущность молитвы — возно­шение ума и сердца человека к Богу — представ­ляет возможность для постоянного упражнения в ней, так как молиться можно всегда и везде: в пути, в часы работы и отдыха, во время бесед и принятия пищи, в уединении и при многолюд­стве, стоя, сидя, лежа. Чтобы приобрести посто­янную молитвенную настроенность, владыка Зиновий советовал как можно чаще повторять в уме краткие молитвы «Господи, помилуй», «Го­споди, помоги», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но при этом не надеяться на свои усилия, а у Господа просить ниспослать дар молитвы. Всему этому его учил духовник-старец монах Герасим, который и сам просил Господа о правильном молитвенном устро­ении своих духовных чад, одним из которых и являлся будущий святитель.

Владыка Зиновий совершал богослужения с таким благоговением, что схиархимандрит Андро­ник говорил: «Сколько мне радости, что Господь сподобил меня молиться в церкви со Святителем нашим». Неразрывно духовно связанный с бра­тией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских», и сам просил их молитв.

Молитва старца была очень сильной. У одного священника было большое искушение. Когда он становился на молитву, ему являлась страшная голова, которая наводила на него ужас. Дошло до того, что он стал бояться оставаться один. Ему посоветовали обратиться к митрополиту Зиновию. Владыка, выслушав священника, сказал, чтобы он шел спокойно домой. Старец пообещал, что в этот же вечер начнет за него молиться. С тех пор ничего подобного со священником не повторялось.

Ежедневно во время богослужения владыка был в церкви. А если он сильно болел, то преда­вался молитве в своей келии. «Были случаи, когда у него с вечера была температура 40 градусов, а утром он стоял уже в церкви за Литургией и да­же выходил на молебен. Это было до последних лет его жизни, когда он уже разменял девятый десяток своей жизни. Он проводил свои дни в посте и молитве».

По молитвам старца произошел случай, напо­минающий чудо святого Иоанна Кронштадтско­го, по молитве которого был воскрешен умерший плод во чреве женщины. Это случилось с женой шофера при храме святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси. У нее в брюшной полости обнаружили большую кисту. Собирались делать операцию, но женщина была беременна. Врачи ей сказали, что она выносить ребенка не сможет, потому что киста его задушит, а если и выносит, то ребенок родится больным. Она обра­тилась к владыке Зиновию. Он сказал, что аборт делать нельзя и стал молиться за нее. У нее ро­дилась здоровая девочка, а киста исчезла. Врачи не смогли объяснить этот факт.

Тетя келейника владыки серьезно заболела в семидесятые годы. Когда она проходила медицин­ское обследование на производстве, врач-гинеколог обнаружила у нее внутри две шишечки. По­дозревали злокачественную опухоль. Она сильно переживала по этому поводу и, не желая делать операции, попросила, чтобы сестра привела ее к владыке Зиновию. Владыка, выслушав, пригласил их в храм, где усердно вместе с ними помолился.

Когда спустя некоторое время эта женщина бы­ла в командировке в Москве, она решила обсле­доваться. Врач после обследования сказал, что у нее ничего нет. Эта женщина пишет: «Раньше, до обращения к владыке, я сама ощущала эти ши­шечки. После молитвы владыки Зиновия у меня все прошло, но внутренне я все равно пережи­вала, почему, находясь в Москве и зная, что там хорошие врачи, я заново прошла обследование и убедилась, что я совершенно здорова. И я окон­чательно убедилась, какая великая сила молитвы этого старца».

Однажды заболела монахиня Мария. Она была в тяжелом состоянии и лежала в больнице, почти умирала. Помолившись, она уснула. Ей было ви­дение. Явился преподобный Серафим Саровский с каким-то старцем, который дал ей просфору с изображением Иверской иконы Божией Матери. Преподобный Серафим сказал: «Иди и служи у этого старца на Афоне». После этого видения она поправилась, стала духовно окормляться у стар­ца Серафима (Романцова). Однажды он вызвал монахиню Марию и сказал, чтобы она поехала к владыке Зиновию в Тбилиси. Когда она приехала и увидела владыку Зиновия, чемодан выпал из ее рук. Во владыке она узнала того самого старца, которого видела вместе с преподобным Серафи­мом. Когда она вошла к нему в келию, он сказал: «Станешь служить в Иверском приделе Божией Матери».

По словам архиепископа Алексия (Фролова), с ним произошел случай, который заставил его еще больше благоговеть перед владыкой Зино­вием. В один из дней пребывания в Тбилиси с утра он неважно почувствовал себя, а к вечеру ему стало совсем плохо. Он отправился в часов­ню, но там ему стало еще хуже, его тошнило, и он с ужасом увидел, что у него обильно идет кровь. Скорее всего, это было прободение язвы. Владыка Алексий вспоминает: «Конечно, я очень испугался, позвал владыку, он меня очень мягко пожурил, почему я не сказал ему раньше о моем самочувствии. Он вышел. Я очень быстро после его ухода заснул. Наутро я настолько хорошо себя чувствовал, что после встречи с владыкой был в состоянии продолжить путь. Оттуда я вернулся совершенно здоровым».

Архиепископу Алексию приходилось нес­колько раз служить с владыкой Зиновием в храме святого благоверного князя Александра Невского. «Нужно было видеть, как владыка по­гружался в чтение молитв, — говорит он, — и с каким чувством он читал Евангелие на Всенощной тихим, но необыкновенно проникновенным голосом».

Ольга Никифоровна Чеснокова рассказывает: «Однажды женщина сломала ногу так, что ступня почти отваливалась, и не захотела, чтобы ее вез­ли в больницу (боялась, что отрежут ногу). Она велела привезти ее к владыке Зиновию. Он взял­ся молиться за нее. Женщина некоторое время ходила на костылях, а потом выздоровела».

Когда владыка Зиновий был в ссылке, ему разрешали уединяться в лес для молитвы. Это было неслыханное доверие. Уход заключенного в лес считался бегством, и человека, решившегося на такое самовольно, могли убить на месте. Он уходил на берег небольшого пустынного озера и молился по воскресным и праздничным дням. Владыка говорил, что «однажды, в праздник Бо­жией Матери, получил там некое знамение о сво­ем освобождении», но не рассказывал, что это было за знамение. Старец Зиновий с детства лю­бил и почитал Божию Матерь, и Пречистая всегда помогала ему и его не оставляла. Когда владыка принял схиму, он еще больше стал молиться и усилил пост.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь